Календарно-тематиеское планирование в старшей группе по теме "Декоративно-прикладное искусство России"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Татьяна Фёдоровна Игнатенко

Хохломская и Городецкая роспись

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekoratino-prikladnoe_iskusstvo.docx96.02 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю)

Тема: «Декоративно-прикладное искусство России 2»

Группа: старшая

Цель: познакомить детей с разнообразием народного искусства, художественных промыслов (игрушки, утварь, предметы быта), различными видами материалов. Учить применять полученный опыт в декоративном изображении, украшать плоские и объёмные формы, создавать декоративные изображения различными способами. Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

 Итоговое мероприятие: дидактическая игра «Реставраторы»

День

 недели

Режим

Образовательный процесс

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом образовательного процесса

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все посещения группы)

Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник, 15.  03. 2021

Утро

Познание, социализация, труд, физкультура, здоровье, музыка

Утренняя гимнастика. Комплекс № 2

Обсуждение: "Хохлома и её особенности" - обсудить с детьми  один из основных видов декоративно - прикладного искусства – Хохлома, познакомить с особенностям данной росписи.

Рассматривание  иллюстрации с изображенными на них хохломской росписи.  

Разучивание пальчиковой гимнастики «Матрёшки». Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, совершенствовать речевые навыки.

Дуйте в дудки, (имитируйте игру на дудочке)
Бейте в ложки, (хлопайте в ладоши)
В гости к нам пришли матрешки. (шагайте пальчиками обеих рук по столу)
Ложки деревянные (вытягивайте обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд)
Матрёшечки румяные. (качайте головой, поднеся руки к щёчкам)

Д/и  «Живые числа». Цель: упражнять в счет (прямом и обратном) в пределах 10. Даша, Лера, Ксюша

Д/и  «Найди похожую фигуру». Цель: развивать зрительное внимание, логическое мышление. Коля, Полина

Ситуативный разговор «Зачем нужны правила»

Цель: воспитывать осознанное отношение к нормам, правилам поведения; сформировать навыки поведения в обществе; развивать способность к умозаключениям, к оценке и самооценке.

«Дежурство по столовой». 
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол, убирать посуду после еды, сметать щеточкой со столов и подметать пол. 

В книжный уголок выложить: Книги для чтения и рассматривания: внесение иллюстраций, с русского народного костюма, иллюстраций предметов русских промыслов. Хохлома, Дымка, Гжель, Городец, иллюстрации, поделки

Информационный стенд «Весна»

Подготовить для родителей папку-передвижку «Основные элементы хохломской и городецкой росписей»

Взаимодействие с родителями (индивидуальные мини-беседы, консультирование и т.д.)

Информирование о ходе образовательного процесса.

Ситуативный разговор о пройденном дне.

ООД

Лепка/аппликация 9.00-9.20

Аппликация сюжетная (иллюстрация к потешке). «А водица далеко, а ведёрко велико…» Цель: вызвать интерес к созданию простого сюжета аппликативными средствами; учить изображению женской фигуры в народной стилистике (длинный сарафан, платок); познакомить с разными приёмами вырезания одно геометрической формы (трапеция из треугольника и прямоугольника); показать возможность получения разных образов из одной формы (сарафан и ведро из трапеций разного размера); развивать чувство формы и композиции; воспитывать интерес к народной культуре.        

Индивидуальная работа с Арсением, Ярославой, Полиной – продолжать учить правильно держать ножницы, вырезать по линии, правильно держать бумажную заготовку.

Музыка 9.25-9.50

Формировать умение точно соотносить движения с музыкой, ориентироваться в пространстве. Люба, Кристина

Проулка

Физкультура, познание, труд, здоровье, безопасность, коммуникация

Наблюдение за гололедом

Цели: сформировать элементарное представление о гололеде как явлении природы; учить устанавливать связь между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды; уточнить представления о труде людей по борьбе с гололедом; воспитывать умение вести себя при гололеде, уважение к труду дворника.

Загадки:

                Стекольщик хорош –

                Стекло не пробьешь.

Стало тепло – стекло потекло.            (Лед.)

Чист, ясен, как алмаз, но дорог не бывает,

От матери рожден и сам ее рождает. (Лед.)

Стихотворение по гололед              Автор: В.Берестов

Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?

Если после оттепели ударяет мороз, на улице появляется гололед. Воспитатель объясняет детям это явление: большие участки земли, тротуары, дороги покрываются  льдом,  становятся  опасными  для  передвижения (лед гладкий, скользкий, прозрачный, может быть незаметным на асфальте).

Приметы: снежная зима предвещает хороший рост трав;  быстрая оттепель – долгий мороз; если зимой иней, летом роса; если зимою частые туманы и много инея, будет хороший урожай.

Упражнения «Пробеги-не задень» Цель: Упражнять в беге змейкой. развивать ловкость. быстроту. Соня, Маша, Люба, Валя

«Прокати-сбей» Цель: Упражнять в прокатывании мяча рукой. Развивать глазомер. Никита, Ваня, Захар

Дидактическая игра «Умный словесник» - развивать логическое мышление.

Падение с крыш или деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.

(капель).

Совсем маленькая капля (капелька).

Теплая погода зимой или весной, когда тает снег и лед (оттепель).

Место, где стаял снег и открылась земля (проталина)

Незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря (полынья).

Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной (половодье).

Время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи (распутица).

Небольшой водный поток (ручей).

А как назвать его ласково? (ручеек).

П/и «Не оставайся на полу» Цель: Развивать умение действовать по словесному сигналу. быстро ориентироваться в обстановке.

«Караси и щука» Цель: Упражнять в беге, быстро менять направление движения, действовать по сигналу.

Самостоятельная двигательная активность свободные игры. Цель: учить детей самостоятельно организовывать знакомые игры; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Труд. Расчистка дорожек от снега, разбрасывание снега для его таяния, подкормка птиц. Цели: Формировать умение самостоятельно подбирать инвентарь. распределять обязанности, следить за качественным выполнением работы, оценивать ее результат Учить очищать инвентарь и относить его на место, воспитывать бережное отношение к птицам, культуру трудовой деятельности.

Работа перед сном

Игровое упражнение «Угадай сказку». Цель: закреплять знания детей о русских народных сказках.

Вечер

 

Познание, безопасность, коммуникация, социализация,

труд

Оздоровительная гимнастика после сна. Гигиенические и закаливающие процедуры. Комплекс № 2

СОД Конструирова-

ние

  1. Конструирование из природного материала «Ёжик». Цель: Развивать познавательные, конструктивные, художественные, творческие способности в процессе создания образов, используя различные материалы.
  2. Учить детей видеть в сосновой или еловой шишке фигурки различных

животных (например, ёжика), дополнять природный материал необходимыми деталями для получения задуманного образца. Украшать поделку дополнительными деталями: листочками из цветной бумаги, грибочками из пластилина.

Познание, безопасность, коммуникация, социализация,

труд

Театрализованная деятельность.

Продолжать работу над инсценированием сказки «Теремок». Цель: добиваться выразительности, эмоциональности речи; воспитывать культуру поведения 

Индивидуальная работа с Димой,  Наташей, Виталиной по составлению предложений с заданным словом.

 Д/и «Узнай узор»- закрепление элементов Юра, Рома, Арсений

Дидактическая игра «Преврати геометрические фигуры в предметы».

Задачи. Учить детей использовать свои знания о том, какие геометрические фигуры лежат в основе различных предметов. Учить дорисовывать предметы и прорисовывать отдельные детали. Развивать фантазию, творческие способности.

Упражнение «Нет микробам». Формировать культурно-гигиенические навыки, обсудить с детьми: почему руки необходимо мыть с мылом.

Настольно – печатные игры: лото, домино

Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, раскраски, обводка по контуру, штриховка

Прогулка

Физическая культура

Труд

Коммуникация

Наблюдение за небом.

 Появляются кучевые облака, в солнечную погоду небо голубое. Показать зависимость количества облаков от таяния снега. Уточнить, что снег и лед – это разное состояние воды.

Загадка: Пушистая вата плывет куда-то.

                Чем вата ниже, тем дождик ближе.   (Облако)

Дидактические игры: «Какой ручей» — дети составляют предложения, описывая ручей.

Цель: развить умение подбирать относительные прилагательные.

«Что бывает широким и узким» — дети рассуждают о величине предметов.

Цель: уточнить представления детей о величине предметов, научить классифицировать предметы по определенному признаку, развить быстроту мышления. 

Трудовая деятельность: Уборка обрезанных дворником веток в определенное место.

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

Подвижные игры: «Ворона и воробей».

Цель: продолжать учить детей действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

 «Беги к флажку».

Цель: учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа: Развитие движений. Наташа, Вика, Рома

Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность.

День

 недели

Режим

Образовательный процесс

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом образовательного процесса

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Вторник , 16. 03. 2021

Утро

Познание, социализация, труд, физкультура, здоровье, музыка

Утренняя гимнастика. Комплекс №2

Беседа  «Золотая Хохлома» Вопросы к беседе • Откуда пошло название «хохломская роспись»? • Каким промыслом занимались мастера села Хохлома? • Из какого материала делали в Хохломе посуду? • Какими цветами пользовались хохломичи для росписи своих изделий? • Какими были основные элементы росписи? • Какое настроение создают у тебя эти изделия? • Не правда ли, еда в такой посуде покажется особенно вкусной?

Зрительная гимнастика с помощью тренажёров для глаз

(нормализация тонуса глазных мышц)

Упражнять Дашу и Валю в симметричном вырезании.

Закрепить с детьми знания домашнего адреса – Полина, Арсений, Ярослава

Беседа  «Зачем чистят крыши от таящего снега?»,  «Опасные ситуации весной» (сосульки, гололёд, вода).

Дежурство в уголке природы. Задачи: Актуализировать и обобщить знания детей по уходу за растениями в уголке природы

Рисование на свободную тему. Упражнять в аккуратном закрашивании предметов, не выходя за контур, в одном направлении

Иллюстрации «Хохлома»

Тренажёры для глаз

Бумага, ножницы для вырезания

Инвентарь для дежурных по уголку природы

Рекомендовать родителям Арсения, Наташи, Ксюши закрепить с детьми прямой и обратный счёт в пределах 10

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

ООД

Математическое развитие 9.00-9.20

    Занятие 3

   Программное содержание

   • Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.

   • Совершенствовать навыки счета в пределах 10.

   • Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.

   • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед – назад, направо – налево).

      Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Д/и «Строим лодочки». Цель: Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.

Индивидуальная работа с Ваней, Дашей, Ксюшей – продолжать учить считать в пределах 10.

Физическое развитие (на воздухе) 10.00-10.25

Кристина, Дима, Настя С. - закреплять умение в метании в горизонтальную цель

Проулка

Физкультура, познание, труд, здоровье, безопасность, коммуникация

Наблюдение за таянием снега и льда

Цели: обобщать представления о типичных весенних явлениях в природе; учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; продолжать обогащать знания детей о свойствах воды (сравнить величину сосулек утром и во время вечерней прогулки, сделать вывод, что за день сосульки стали значительно короче, солнце их пригревало, и они таяли весь день).

Стихотворения:  ВЕСЕННИЕ ВОДЫ

                Еще в полях белеет снег,

                А воды уж весной шумят –

                Бегут и будят сонный брег,

                Бегут и блещут, и гласят…

                Они гласят во все концы:

                «Весна идет, весна идет!

                Мы молодой весны гонцы,

                Она нас выслала вперед!»

                Ф. Тютчев

Воспитатель вместе с детьми определяет, где снег и лед тают быстрее (на солнце или в тени). Почему утром на лужах лед, а днем он превращается в воду? Почему сосульки на солнечной стороне тают, а в тени нет? Устанавливает связь с температурой воздуха. Обращает внимание на образование луж, ручейков. Дети вспоминают, где еще и в каком виде в природе встречается вода.

Приметы: если на крышах образуются большие сосульки, весна будет затяжной; если снег тает от солнышка, будет урожайный год, от дождя – жди засухи.

Поговорки и пословицы: «Грач на горе – весна на дворе».

Загадки:        Зимнее стекло весною потекло.  Лед.

Стекольщик хорош – стекло не пробьешь.

Стало тепло – стекло потекло.         (Лед.)

Упражнения «Кто быстрее» Цель: Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Рома, Коля, Настя К.

«Перебрасывание мяча друг другу» Цель: Упражнять в бросании и ловле мяча в паре. Кристина, Наташа

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять детей в правильном выборе слов.

Ход игры. Воспитатель назначает ведущего, и он придумывает начало предложения, а все остальные играющие по очереди должны его закончить: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы потому что..»

П/и «Караси и щука» Цель: Упражнять в беге, быстро менять направление движения, действовать по сигналу.

Труд в природе. Расчистка дорожек от снега, разбрасывание снега для его таяния, подкормка птиц. Цели: Формировать умение самостоятельно подбирать инвентарь. распределять обязанности, следить за качественным выполнением работы, оценивать ее результат.Учить очищать инвентарь и относить его на место, воспитывать бережное отношение к птицам, культуру трудовой деятельности.

Работа перед сном

Чтение произведения Лескова Н. «Левша». Уточнять и углублять знания о народных промыслах, ремесленниках, народных умельцах.

Вечер

Познание, безопасность, коммуникация, социализация,

труд

Оздоровительная гимнастика после сна. Гигиенические и закаливающие процедуры. Комплекс № 2

 

зать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая

последователь-ность выполнения данных навыков. Или воспитатель

показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

зать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая

последователь-ность выполнения данных навыков. Или воспитатель

показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

Логопед 15-40-16.00

Познание, безопасность, коммуникация, социализация,

труд

Досуг Викторина: «Путешествие на ярмарку народных промыслов». Закрепить знания детей о разных видах народного искусства, уметь различать характерные особенности каждого вида росписи.

Дидактическая игра: «Что перепутал художник». Цель: развивать зрительное восприятие, логическое мышление. Маша, Валя, Соня

Упражнение «Сложи слова» - продолжать знакомить детей со способами словообразования, упражнять в образовании сложных слов .Расширять и активизировать словарный запас.

Предложить детям для раскрашивания бумажные силуэты хохломских и городецких изделий

С/р игра «Магазин» Цель: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Прогулка

Физическая культура

Труд

Коммуникация

Наблюдение за погодой.

Задачи. Вместе с детьми охарактеризовать погоду, отметить ее изменчивость, пояснить, почему весной погода часто меняется. Предложить ребятам выделить характерные признаки весны.

Подвижная игра «Волк и коза».

Задачи. Учить детей действовать в соответствии с правилами игры, рассказывать, как нужно действовать игрокам в различных ситуациях; учить оценивать соответствие своих действий правилам игры. Совершенствовать выполнение основных движений при беге и ходьбе, развивать быстроту реакции, ловкость, интерес к народным играм.

 Игра-соревнование «Перенеси предметы».

Задачи. Упражнять детей в беге, воспитывать чувство товарищества, коллективизма.

День

 недели

Режим

Образовательный процесс

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом  образовательного процесса

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Среда, 17. 03. 2021

Утро

Познание, социализация, труд, физкультура, здоровье, музыка

Утренняя гимнастика. Комплекс №2

Беседа: «Русская народная игрушка», «Чем играли наши бабушки?» Рассматривание с детьми иллюстраций народных игрушек: дымковских, богородских, филимоновских.

Д/и «Отгадайте – ка загадки!» - русский народный фольклор

Игры-стихи Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест. Звонкий день (на мотив «Ах вы, сени»)

 Взял Топтыгин контрабас:

«Ну-ка, все пускайтесь в пляс!

Не к чему ворчать и злиться, Лучше будем веселиться!»

Тут и Волк на поляне

Заиграл на барабане:

«Веселитесь, так и быть!

 Я не буду больше выть!»

Чудеса, чудеса!

За роялем Лиса,

Лиса-пианистка – рыжая солистка! Старик-барсук продул мундштук: «До чего же у трубы Превосходный звук!»

От такого звука убегает скука!

В барабаны стук да стук

Зайцы на лужайке,

Ёжик-дед и Ёжик-внук

Взяли балалайки…

Подхватили Белочки

Модные тарелочки.

Дзинь-дзинь! Трень-брень!

 Очень звонкий день!

С Соней, Колей, Виталиной по работе с ножницами Цель: развивать умение вырезать из квадрата круги разной величины

Дежурство по столовой.

Закрепить умения выполнять обязанности дежурного: сервировать стол к завтраку в определенной последовательности, осуществлять проверку и взаимопроверку выполнения действий и результатов работы.

КГН: Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, сухо вытираться полотенцем, полоскать рот после еды.

Дежурство в уголке природы с Арсением, Ярославой Развивать способности самостоятельно выполнять цикл действий по уходу за растениями. Формировать культуру трудовой деятельности. Применять знания о растениях, осуществлять наблюдение за ними.

Рассматривание  альбомов декоративно прикладного искусства.

Выложить в изоуголок трафареты, последовательность лепки народных игрушек, раскраски, альбомы с элементами росписи.

Квадраты разной величины для вырезания, ножницы

Ситуативный разговор о пройденном дне

Рекомендовать родителям Сони, Коли, Вани закрепить навыки рисования элементов хохломской росписи.

ООД

Развитие речи 9.00-9.20

Чтение и пересказ русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк». Цель: продолжать знакомство с русскими народными сказками, с жанровыми особенностями сказки; повторение ранее изученных элементов композиции сказки (зачин, концовка); учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательные рассказы; формировать ценностное отношение к положительным и отрицательным качествам героев; формировать образность речи, понимание образных выражений; развивать умение пересказывать сказку по плану; воспитывать интерес к художественной литературе.

Д/и «Отгадай сказку». Цель: учить отгадывать загадки, различать понятия «авторская сказка» и «народная сказка»

Индивидуальная работа с Виталиной, Захаром, Ярославой – учить составлять описательный рассказ.       Скоролупова

Рисование 9.35-9.55

«Роспись миски хохломским узором» Задачи:

Образовательная: Продолжать знакомить с искусством Хохломы

Развивающая:

Продолжать учить рисовать узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, завитки)

Формировать умение сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, золотой (охра). Развивать творческие способности детей.

Воспитательная: Воспитать аккуратность, умение объективно оценивать детские работы.

Индивидуальная работа с Наташей, Димой учить рисовать узор в определённой последовательности.     Скоролупова

Проулка

Физкультура, познание, труд, здоровье, безопасность, коммуникация

Наблюдение «Наша улица» - уточнять и расширять представления детей об улице, дороге, тротуаре; о грузовых и легковых автомобилях; дать элементарные знания о правилах поведения на улице, развивать наблюдательность.

Художественное слово загадка

В два ряда дома стоят,

Десять, сорок, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга глядят (улица)

Строевые упражнения. «Построение в колонну»-

формировать у детей правильную осанку, развивать навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту реакции.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность

Настя К., Ксюша, Полина

Оздоровительный бег вокруг здания детского сада - формирование основ ЗОЖ.

Дидактическая игра "Сосчитай-ка" -учить сосчитывать предметы в пределах 10. Развивать внимание, память.

Экологическая игра «Фотограф». Цель: обеспечить ребёнку возможность получения опыта прямого общения с природой.

Трудовая деятельность. Раскидать снег лопатками – формировать умение работать по инструкции и сообща, воспитывать желание трудиться на общую пользу.

Работа перед сном

Чтение Пермяк Е. «Золотые колечки», Уральские были» Приобщать детей к богатству русской речи, обогащать речь детй средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами)

Вечер

Познание, безопасность, коммуникация, социализация,

труд

Оздоровительная гимнастика после сна. Гигиенические и закаливающие процедуры. Комплекс №2

Физическое развитие 15\50-16.15

Упражнять машу, Арсения, Юру в подлезании под шнур (палку) боком справа и слева

СОД «Воспитать пешехода»

Разучивание частушек, стихотворений по теме. Цель:  - Вызвать желание заучивать и выразительно читать стихотворение

- Учить детей правилам безопасного поведения на дороге.

- Воспитывать культуру поведения детей на дорогах.

- Развивать связную речь.        

- Расширить знания о правилах поведения на улицах города.

Познание, безопасность коммуникация, социализация,

труд

Экспериментирование «Деревья, какие они?» Цель: 1.Познакомить детей со свойствами дерева.
2.Развивать умение экспериментировать и на основе опытов делать вывод.
3. Воспитывать у детей бережное отношение к предметам, сделанным из дерева.

Работа над звукопроизношением.  Цель: учить проговаривать чистоговорку. Захар, Коля, Вика

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар, конус, призма, пирамида. Наташа, Дима, Валя

Дидактическая игра: «Продолжи узор», «Заплатки». Цель: Умение детей подбирать по цвету и форме недостающие элементы изображения изделий народного творчества.

Чтение Ушинский к. «Как рубашка в поле выросла» Уточнять и углублять знания о народных промыслах, ремесленниках, народных умельцах.

Предложить детям пластилин и природный материал для творчества.

 Игры детей с мелким конструктором, машинами.

Сюжетно-ролевая игра «Моряки»: сюжет «Наше путешествие».

Задачи. Учить детей использовать в игре знания о том, что путешественники берут с собой в дорогу, в длительное путешествие, использовать предметы-заместители, изготавливать атрибуты. Формировать умение согласовывать и прогнозировать ролевые действия и поведение в соответствии с сюжетом игры

Деревянные изделия для экспериментирования

Прогулка

Физическая культура

Труд

Коммуникация

 Наблюдение за рябиной

Цель: закрепить знания о рябине; отметить, какие изменения произошли с ней весной.

Ход наблюдения

  Воспитатель задает детям вопросы: По каким характерным признакам можно узнать рябину?

Расскажите стихотворение про рябину. Какие пословицы, поговорки вы про нее знаете? Когда зацветает рябина? Кто проведывает первым ароматные цветы рябины? Почему?

В конце апреля, в мае снова оживает наша рябина, просыпается после зимней спячки. Медленно растут резные зеленые листочки, зацветает рябина. Первые гости-пчелы весело гудят возле нее. Своим душистым ароматом она невольно привлекает внимание прохожих.

Трудовая деятельность: Расчистка дорожек

Цель: воспитывать аккуратность и чистоту при выполнении трудовых действий.

Подвижные игры: «Волк во рву», «Горелки».

Цель: учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно, парами по сигналу быстро бежать вперед; развивать ловкость, быстроту, внимательность.

Индивидуальная работа:  «Пройди, не упади» - ходьба по буму с мешочком  в руках и спрыгивание. Кристина, Валя, Маша

День

 недели

Режим

Образовательный процесс

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом  образовательного процесса

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Четверг, 18. 03. 2021

Утро

Познание, социализация, труд, физкультура, здоровье, музыка

Утренняя гимнастика. Комплекс №2

Рассказ воспитателя «Весёлый Городец». Цель: познакомить детей с изделиями городецких мастеров, особенностями росписи.

Хороводная игра «Подарки». Цель: приобщение детей к русским народным играм

Игра на формирование правильной осанки «Восточный официант» Цель: развивать координацию движений, равновесие, укреплять мышечный «корсет» позвоночника.

Складывание из геометрических фигур. Цель: Формировать умение детей выкладывать предмет из геометрических фигур. Развивать мелкую моторику рук, мышление, память. Настя К., Кристина, Вика

Д/и «Волшебный сундучок». Цель: Умение детей группировать изображения русских народных игрушек по видам росписей. Способствовать развитию художественного вкуса.

Работа в уголке природы: наблюдение за ростом лука.

Задачи. Предложить детям рассмотреть посаженные ими ранее луковицы, рассказать о произошедших изменениях, предположить, чем являются появившиеся на луковицах зеленые перья (стеблями, ветвями, листьями, цветами).

Игры со строительным материалом- организовать применение детьми освоенных ранее умений при возведении конструкций различного назначения.

Иллюстрации русских народных игрушек

Геометрические фигуры для складывания фигур

Беседы с родителями о самочувствии детей.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

ООД

Ознакомление с окружающим миром 9.00-9.20

«Весёлый Городец». Цель: продолжать знакомить с русскими народными промыслами, рассказать о городецком промысле; учить узнавать городецкую технику росписи дерева, её характерные признаки; воспитывать уважение к русским народным традициям.

Индивидуальная работа с Даше, Наташей, Димой – учить составлять рассказ по сюжетной картине из городецких мотивов.

Скоролупова

Музыка 9.50-10.15

Формировать умение определять жанр и характер музыкального произведения – Вика, Полина

Проулка

Физкультура, познание, труд, здоровье, безопасность, коммуникация

Наблюдение за весенними приметами

Цели: учить самостоятельно определять погоду, делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе, наблюдать изменения в живой и неживой природе; прививать интерес к природе, жизни растений и животных.

Воспитатель с детьми наблюдает за весенней природой, просит их найти приметы весны (на небе солнце, небо голубое, по нему плывут редкие белые облака, усиление солнечного тепла, снег начал подтаивать, появились сосульки, которые тают на солнечной стороне крыши, и. т. д.) и сравнить их с погодой зимой.

Стихотворения:    МАРТ

                Замер лес в прозрачной дымке,

                На деревьях тают льдинки.

                С веток падает капель,

                И слышна синицы трель.

                В. Степанов

Загадки:          Жил я посреди двора,

                Где играла детвора,

                Но от солнечных лучей

                    Превратился я в ручей.         (Снег.)

Шел, шел без дорог, где шел, там и лег.

До весны пролежал, а весной убежал.         (Снег.)

По небу ходила, солнышко закрыла.

Только солнце спряталось, и она расплакалась. (Туча.)

Поговорки и пословицы: «Дерево скоро садят, да не скоро с него плоды едят».

Игровое упражнение «Перебрось».

Задачи. Учить детей правильно выполнять метание на дальность, соблюдать правила безопасности. Развивать подвижность суставов рук, координацию движений.

Никита, Полина, Виталина

П/и «Удочка» Цель: Упражнять в подпрыгивании на двух ногах вверх, стараясь, чтобы «удочка» не задела ног. Воспитывать ловкость, быстроту реакции.

Д/и «Доскажи словечко». Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память.

Трудовая деятельность: Заготовка талой воды для поливки комнатных растений.

Подвижные игры по выбору детей.

Задачи. Учить детей самостоятельно выбирать игры, правильно называть их, рассказывать правила, договаривать с товарищами, объединяться в микрогруппы по интересам, действовать в соответствии с правилами.

Работа перед сном

Пересказ русской народной сказки «Как аукнется – так и откликнется» Цель: : Учить выразительно пересказывать сказку с использованием слов и выражений из текста; активизировать употребление в речи глаголов; упражнять в образовании сравнительной степени имен прилагательных; учить понимать смысл пословиц

Вечер

Познание, безопасность, коммуникация, социализация,

труд

Оздоровительная гимнастика после сна. Гигиенические и закаливающие процедуры .Комплекс №2

Рисование 16.00-16.20

«В гостях у мастеров Городца». Цели

• Продолжать знакомство с городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора

• Учить рисовать городецкие цветы — купавки голубого и розового цвета

• Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета

• Учить оживлять цветы белым, синим и темно-красным цветом с помощью кисти и ватных палочек

• Учить составлять узор на полосе, чередуя купавки и листья

• Развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству

Индивидуальная работа с Соней, Кристиной, Захаром – закреплять навыки смешивания красок на палитре.       Скоролупова

СОД «Люби и знай свой край»

«Люди, прославившие свои профессии». Цель: Расширять и закреплять знания детей о знаменитых людях Кемеровской области, чем они прославили свою область, Россию; познакомить с биографией летчика-космонавта Алексея Леонова.

Познание, безопасность, коммуникация, социализация,

труд

Театрализованная игровая ситуация «Игра с платком» Предложить ребенку с помощью платка, движений, мимики изобразить: а)бабочку, б) лису, в) принцессу, г) волшебника, д) бабушку, е) фокусника, ж) больного с зубной болью.

Индивидуальная работа по рисованию элементов Городецкой росписи (ягодки, завитки) с Дашей, Полиной, Ярославой

Д/и «Какое время года?»

Цель: учить слушать поэтический текст, закреплять знания о месяцах каждого времени года, их основных признаках.

Формирование навыков культурного поведения: учимся правильно обращаться к взрослому человеку.

Задачи. Рассмотреть с детьми различные ситуации, выявить правильные модели поведения в них; определить речевые конструкции обращения к людям разного возраста в возможных ситуациях. Помочь детям сделать вывод о том, как нужно обращаться к взрослому человеку.

Игры со строительным материалом: «Цветочный город».

Задачи. Учить детей сооружать различные постройки, самостоятельно находить конструкторские решения для завершения постройки

Хозяйственно-бытовой труд. Купание кукол.

Задачи. 

Обсудить с детьми назначение предстоящей работы. Учить детей правильно выполнять соответствующие трудовые действия, включать их в канву сюжетно-ролевой игры, доводить начатое дело до конца. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Платок для театрализации

Прогулка

Физическая культура

Труд

Коммуникация

Наблюдение за снегом - расширить представления о весне, разобрать свойства снега. (Продолжить наблюдать за снегом. Сравнить цвет снега (серый, грязный) с тем, каким он был зимой. Установить связь между солнечным светом, теплом и снеготаянием. Обратить внимание, что днем, когда солнце пригревает, на последних снежных сугробах появляется ледяная корочка — наст.)

Трудовые поручения. Сбор мусора на участке - формировать навыки коллективного труда, поддерживать стремление наводить порядок.

П/и «Ловишки», «Третий лишний» - развивать ловкость, быстроту бега.

Индивидуальная работа с Ромой, Димой, Наташей. Метание и ловля мяча – развивать ловкость, силу броска, формирование навыков ЗОЖ.

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.

День

 недели

Режим

Образовательный процесс

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом  образовательного процесса

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Пятница, 19. 03. 2021

Утро

Познание, социализация, труд, физкультура, здоровье, музыка

Утренняя гимнастика. Комплекс №1

Беседа «Что ты знаешь об искусстве городецких мастеров» 

Вопросы к беседе • Где находится город Городец? • Что ты знаешь о его истории? • Чем знаменит Городец? • Какой резьбой и росписью украшали городецкие мастера свои дома? • Как ты думаешь, что означает утверждение «Городецкая резьба тесно связана с живописью»? • Расскажи, что украшали городецкие мастера своей резьбой и росписью. • Какие темы и мотивы использовали в росписи мастера из Городца? • Что сегодня делают в Городце? • Какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на городецкие изделия? • Как ты думаешь, почему и в наши дни русский народ продолжает с глубокой симпатией относиться к изделиям городецкого промысла?

Д/и «Реставраторы» Цель: закрепить знания детей о народных промыслах.

Повторение пальчиковой гимнастики «Матрёшки»

Д/и «Чей сувенир?» - углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремесел. Пробуждать интерес к талантам народных умельцев. Наташа, Дима, Арсений

Д/игра «Закончи предложение» - учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Ознакомление с изобразительным искусством: рассматривание репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Задачи. Рассказать детям о том, что прилет грачей знаменует собой начало весны, пробуждение природы. Поэтому люди издавна радовались возвращение грачей. Показать детям связь между различными явлениями природы: стало теплее - из своих укрытий показались насекомые - возвращаются птицы, которые питаются насекомыми.

Дежурство по столовой.

Задачи. Формировать у детей умение в ходе работы контролировать свои действия, оценивать ход и результаты выполнения обязанностей дежурного. Учить делать замечания партеру по работе, другим детям корректно. Развивать коммуникативные и регулятивные функции речи.  

Самостоятельная игровая деятельность - в музыкальном уголке – развивать умение определять на слух какой инструмент звучит

С/ролевая игра «Салон красоты» - развивать умение вести ролевые диалоги.

Иллюстрации «Городецкая роспись», изделия народных мастеров

Репродукция картины  А. Саврасова «Грачи прилетели»

Создание речевого альбома. «Сложные» слова.

ООД

Логопед 9.00-9.25

Физическое развитие 10.20-10.45

Упражнять Диму, Кристину, Колю в ходьбе с перешагиванием через набивные мячи, руки за головой

Проулка

Физкультура, познание, труд, здоровье, безопасность, коммуникация

Наблюдение за солнцем

Цели: продолжать обогащать знания детей о солнце, о том, что солнце является источником жизни, света и тепла; развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать, обобщать и систематизировать представления о временах года; показать, что продолжительность дня зависит от времени года.

       На прогулке воспитатель обращает внимание детей на то, как увеличилась долгота дня. Зимой дети приходили и уходили из детского сада в темноте. Сейчас они это делают в светлое время суток. Объясняет, почему это происходит.

Приметы: солнце в туман садится – к дождю; днем жарко, ночью прохладно – к хорошей погоде.

Стихотворение:               Солнышко, покажись!

                                     Красное, снарядись!

                                     Чтобы год от года

                                     Давала нам погода

                                     Теплое летечко,

                                     Грибы в берестечко,

                                     Ягоды в лукошко,

                                     Зеленого горошка.

Загадки:       Все его любят, а поглядят на него – морщатся.           (Солнце.)

 Я всегда со светом дружен, если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи пробегаю по стене.   (Солнечный зайчик.)

Индивидуальная работа: Упражнение с мячом.

Цель: закреплять умение бросать мяч вверх и ловить двумя руками.

Соня, Ярослава, Наташа

Опыт «Солнце высушивает предметы».

Цель: выявить способность солнца нагревать предметы.

Материал: кукольная одежда, мяч, лейка.

Ход опыта. Повесить на солнечном участке кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песок в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет. Потрогать здание детского сада на солнечной и теневой сторонах.

Вывод. Солнце прогревает предметы.

Дидактическая игра «Задумай число».

Задачи. Закрепить навыки нахождения чисел больше или меньше любого названного числа (без указания, на сколько больше или меньше задуманного числа)

Самостоятельная деятельность детей.

Задачи. Учить детей объединяться в группы по интересам, придумывать сюжет для игры, воспитывать чувство товарищества и коллективизма.

Работа перед сном

Чтение стихотворений о Городецкой и Хохломской росписях. Цель: закрепить знания детей о Хохломе и Городце.

Вечер

Познание, безопасность, коммуникация, социализация,

труд

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным коврикам. Комплекс №2

.

ДОД «Художник и природа»

«Семейный портрет» Цель: закрепить понятие одиночный портрет, познакомить детей с понятием групповым портретом; продолжать учить рисовать групповой портрет, стараясь передать не только особенности внешнего вида, но и характер, настроение; развивать художественное восприятие образа, творчество, умение вести конструктивный диалог между детьми и воспитателем; воспитывать доброжелательность, желание доставить радость близким людям.

Т. А. Копцева «Художественно-эстетическое развитие ребёнка в дошкольном детстве», стр. 292

Познание, безопасность, коммуникация, социализация,

труд

С/р игра «Семья» сюжет «К нам пришли гости»-формировать у детей культуру поведения, учить действовать в различных ситуациях общения, выступать в качестве гостей и хозяев. Учить использовать в игре знание правил поведения за столом, в гостях.

Загадки о народных промыслах. Цель: -развивать эстетический вкус, чувство прекрасного
-обучать способам отличия различных народных промыслов друг от друга
-воспитывать чувство патриотизма

Д/и «Составь узор» - развивать умение составлять узор из элементов росписи

Наташа, Даша, Виталина

 Беседа «Наше здоровье»- актуализировать и уточнить представления детей о понятии «здоровье»; формировать осознанное отношение к здоровью,стремление о нём заботиться. Рассмотреть типичные ситуации, которые могут быть опасны для здоровья, обсудить, как можно их избежать.

Развивающая образовательная ситуация «Мишка моет посуду»

Цель: обеспечить активизацию опыта по мытью посуды, полученного детьми в процессе наблюдения трудового процесса; способствовать переносу представлений о направленности и структурных компонентах трудового процесса на детскую игровую деятельность; развивать внимание, речевую активность, умение объяснять, четко формулировать свою мысль; вызвать положительные эмоции, связанные с решением игровой задачи.

Прогулка

Физическая культура

Труд

Коммуникация

 Наблюдение за сорокой

Цель: пробуждать интерес к «сказочной персоне» — сороке- белобоке; учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает; обогащать словарный запас художественным словом;

воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)

 

Всюду я летаю, все на свете знаю,

Знаю каждый куст в лесу, новость на хвосте несу.

Может быть, меня за это и зовут «лесной газетой»?

Что это за птица, как она выглядит? Вьет ли сорока гнезда, зачем? Какие заботы у птицы весною?

Как они берегут свое потомство? Какие звуки произносит сорока? (Ча-ча-ча.)

Трудовая деятельность: Посыпание скользких дорожек песком.

Цель: воспитывать заботливое отношение к друзьям и взрослым.

Подвижные игры: «С кочки на кочку».

Цель: учить прыгать толчком одной или двух ног, действовать по правилам; воспитывать дружелюбие.

«Достань до мяча».

Цель: продолжать учить подпрыгивать толчком двух ног; ударять по мячу одновременно обеими рука

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: тренировать в беге по узкой дорожке, между линиями с ускорением и замедлением темпа.  Настя С., Дима, Арсений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарнрно-тематическое планирование в старшей группе "Художественные традиции народного искусства в творческой жизни детей"

Данный план работы содержит ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры....

Проектно-тематическое планирование в старшей группе " Народные промыслы России"

Мы живем в такое трудное время, когда нарушены естественные связи людей с их корнями, историей, поэтому активизация работы с детьми в этом направлении имеет огромное значение. Только подлинная культур...

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по теме "Моя страна - Россия"

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по теме "Моя страна - Россия" для детей с нарушением зрения....

Календарно - тематическое планирование в старшей группе по теме "Музейная неделя. Музеи России"

Календарное планирование содержит формы, методы работы с детьми и родителями по теме "Музейная неделя. Музеи России"....