Календарнрно-тематическое планирование в старшей группе "Художественные традиции народного искусства в творческой жизни детей"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Данный план работы содержит ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно- тематическое планирование для старшей группы ДОУ.

                      СЕНТЯБРЬ

Тема 1.

«Кто мы, откуда? Наши корни.»

Содержание:                                                                                                

1.Моя семья, мои близкие родственники.

2.Семья, это группа живущих вместе близких родственников. Несколько  поколений составляют род.

3.Рассматривание семейных фотографий.

4.Изготовление семейного древа.

Тема2.

«Древняя Русь.»

Содержание:

1.Мы – русские.

2.Откуда пошло название нашей родины (Русь.).

3.Рассматривание крестьянских и городских жилых построек, храмов (репродукции).

Тема 3.

«Путешествуем в прошлое России».

Содержание:

На примерах легенд, былин показать красоту, мудрость,силу и смелость русского народа народных героев: Ильи Муромца,Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки и др.

1.Чтение былин.

2.Просмотр мультфильмов.

3.Рассматривание и обсуждение картины В.Васнецова «Богатыри».

Тема 4.

«Русский народный костюм»

Содержание:                                                                                              

1. Знакомство с историей народного костюма, с его элементами.

2.Рассматривание соответствующих репродукций.

3.Знакомство с такими деталями русского костюма как: понева, зипун, душегрея, сарафан, рубаха, картуз.  

                        ОКТЯБРЬ

Тема1.

«Вечера долгие , головушки умные, руки умелые»

Содержание:

1.Знакомство с головными уборами: женскими, девичьими, мужскими.

2.Рассматривание фотографий (готовые головные уборы: повязки, кокошник, картуз).

3.Украшение головного убора бусинками, бисером, пуговицами, блестками, тесьмой.

Тема 2.

«С новым урожаем!»

Содержание:

1.Знакомство с историей создания календаря (что такое календарь, зачем он нужен?).

2.Подведение итогов осенних работ: богатый урожай на дачах, огородах.

3. Оформление выставки работ из природного материала «Дары Осени».

4.Знакомство с приметами, загадками, пословицами об осени.

Тема 3.

«У нас сегодня капустник»

Содержание: сочетание сезонного труда и развлечений – нравственная норма народной жизни.

1.Знакомство с преданием появлении капусты на Земле.

2.Загадки, поговорки о капусте , игра «Вейся, капустка».

Тема 4.

«Покров – первое зазимье».

Содержание:

1.Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня.

2.Наблюдение за погодой, приметами поздней осени.

НОЯБРЬ

Тема 1.

«Дом, дом, открой свою тайну».

Содержание:

1.Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью:ухват, чугунок,кочерга, колыбель (люлька) и т.д.

2.Отгадывание загадок о предметах быта.

Тема 2.

«Дух и природа»

Содержание:

1.Духовная жизнь  и природа соединены на Руси в единой гармонии. На том стоит истинное  русское искусство: песни, былины, приметы, пословицы, поэзия и проза, загадки.

2.Чтение стихов о природе.

3.Чтение рассказа воспитателем.

Тема 3.

«Где живет перо Жар- птицы»

Содержание:

1.Знакомство детей с изделиями  из Хохломы.

2.Рассматривание изделий Хохломы.

Рисование.

«Этот волшебный завиток».

Содержание:

1.Рассказ детей об основных элементах хохломской росписи.

Физкультура

«Иван-Царевич и Жар- птица»

Содержание:

1.Испльзование на занятии мотивов русских народных сказок.

2.Проведение русских народных игр «Петушиный бой», «Водяной».

Тема 4.

«К худой голове своего ума не приставишь»

Содержание :

1.Беседа об уме и о глупости ( на примере пословиц и поговорок).

2.Знакомство с русской народной сказкой «Про Филю».

3.Словесная игра «Филя и Уля».

ДЕКАБРЬ

Тема 1.

«На печи лежим,  сказки слушаем»

Содержание:

«Нет сказки без правды»,- говорит пословица. Для чего чудеса в сказках? На примере знакомых сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел. Беседа по содержанию знакомых сказок (элемент драматизации сказки, инсценировка отрывков). Чтение сказки по желанию детей.

Тема 2.

«Начинаем готовиться к зимним святкам».

Содержание :

1.Рассках о двухнедельных  новогодних празднествах.

2.Раззучивание колядок, игр к празднику.

3.Знакомство с традициями Рождественских праздников.

4.Изготовление элементов маскарадных костюмов к праздничным дням.

Тема 3.

«Снегурочка – внучка Деда Мороза».

Содержание:

1.Знакомство со сказкой «Снегурочка».

2.Обсуждениу сказки и рассматривание иллюстраций разных художников-иллюстраторов.

Физкультура .

«Выпал беленький снежок»

Содержание:

1.Хоровод «Выпал беленький снежок»

2.Проведение русских народных игр «Лиса и зайцы», «Медведь».

                                      ЯНВАРЬ

Тема 1.

«У нас Рождество»

Содержание:

  1. Чтение литературы о Рождестве Христовом.
  2. Наблюдения за природными явлениями в эту пору.
  3. Подготовка к празднику. В русских народных костюмах дети принимают участие в празднике с колядками, песнями , танцами, играми , угощениями.

Тема 2.

«Пришел мороз-береги ухо да нос»

Содержание:

1.Знакомство с сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»

2.Загадывание загадок о морозе.

Тема 3.

«О русском прянике».

Содержание:

1.Рассказ о пряниках, о том почему их так называют.

2.Рассматривание и различение на запах приправ, которые кладут в пряники(мята, ванилин, тмин).

3.Изготовление из соленого теста пряников детьми.

Тема 4.

«Что расскажет нам старинная прялка».

Содержание:

1.Рассказ  о прялке, о том, какое место занимала прялка  жизни женщины на Руси.

2. Рассматривание прялки.

3.Загадывание загадок о прялке, веретене.

ФЕВРАЛЬ

Тема 1.

«Дело мастера боится»

Содержание:

  1. Знакомство с сказкой «Семь Симеонов».
  2. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».
  3. Повторение пословиц о труде и мастерстве.

Тема 2.

 «На героя и слава бежит»

Содержание:

  1. Рассказ о русских богатырях. Чтение былин.
  2. Праздник «Мой папа- богатырь».

Тема 3.

«Масленица Прасковейка – встречаем тебя хорошенько».

Содержание:

1.Беседа о масленице.

2.Рассказ о традиции выпекать блины на Масленицу.

3.Загадки о блинах.

4. Праздник «Проводы Зимы»

 МАРТ

Тема 1.

«Онисим – овчарник».

Содержание:

1.Беседа об овцах.

2.Рассматривание овечьей шерсти и пряжи из нее и готовых изделий.

3.Вязание на спицах.

4.Рассказ о том, что делали раньше в этот день.Загадки об овцах.

Тема 2.

«Сердце матери лучше солнца греет».

Содержание:

Этическая беседа о маме с включением русских народных пословиц и поговорок.

Тема 3.

«Русская матрешка»

Содержание:

1.Рассказ  об истории возникновения русской матрешки.

2.Рисование матрешки по образцу.

3.Заучивание стихотворения о матрешках.

Тема 4.

«Грач на горе-весна на дворе».

Содержание:

1.Рассказ о старинных обычаях встречи весны.

2.Загадывание загадок о весне.

3.Разучивание закличек птиц и весны.

4. Знакомство с народными приметами.

                                   АПРЕЛЬ

Тема 1.

«Шутку шутить – людей насмешить».

Содержание:

1.Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки).

2.Словесная игра «Путаница».

Тема 2.

«Благовещенье- птиц на волю отпущенье»

Содержание:

1. Знакомство  с приметами   этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.

2.Изготовление птиц из бумаги (способом оригами).

Тема 3.

«Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой…»

Содержание:

1.Рассказ о Вербном воскресенье: обряды, обычаи этого дня.

2.Рассматривание веточек вербы с последующим их использованием в игре «Ручеек».

3. Работа детей: склеивают корзиночки-подставки для яиц; расписывают яйца красками или путем аппликации.

Тема 4.

«Христос Воскресе!»

Содержание:

1.Знакомство с праздником Пасхи: обрядами и традициями.

2.Участие детей в празднике.

МАЙ

Тема 1.

«Не бывать на Руси весны без Егория».

Содержание:

Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля.

Тема 2.

«Про отцов и дедов помнить от века завещано…»

Содержание:

1.Беседа о празднике Победы: о родственниках погибших в годы войны.

2.Рассматривание фото из семейных альбомов, фото из журналов.

3.Беседа на тему «Человек жив до тех пор, пока его помнят».

4. Праздничный концерт.

Тема 3.

«Белая береза-русская береза! Любимое дерево на Руси!»

Содержание:

1.Знакомство с русскими традициями народных гуляний на Троицу.

2.Рассказ о березе-главной героине праздника Троицы.

3.Разучивание песен о березке, чтение стихов.

Тема 4.

«Край родной навек любимый»

Содержание:

Экскурсия по историческим местам Щекинского района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на творческие способности детей дошкольного возраста.

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на творческие способности детей дошкольного возраста....

Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей.

Музыкальное искусство является одним из основных факторов эстетического воспитания и развития творческой активности детей. Сказки, игры, знакомство с национальными узорами, инсценировка сказок, п...

Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей.

@page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align: left; orphans: 2; widows: 2; background: transparent } a:link { color: #000...

Сообщение на РМО музыкальных руководителей «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» (по программе Д.А.Рытова)

Сообщение на РМО музыкальных руководителей«Традиции народной культурыв музыкальном воспитании детей»(по программе Д.А.Рытова) Основная идея программы - воспитание ребёнка через приобщ...

«Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» по методике Д.А.Рытова

laquo;Традиции народной культурыв музыкальном воспитании детей» по методике Д.А.Рытова...

Консультация для родителей «Роль народного декоративно-прикладного искусства в творческом развитии детей»

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, ...

Календарно - тематическое планирование в старшей группе. Тема «Народная культура и традиции»

Календарно - тематическое планирование в старшей группе. Тема «Народная культура и традиции»...