Обобщение темы по самообразованию
материал

Радионова Наталья Ананьевна

«Развитие речи детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_temy_po_samoobrazovaniyu.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ .детский сад «Солнышко»

общеразвивающего вида

р.п.Каргаполье

Обобщение темы по самообразованию

«Развитие речи детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности»

Выполнила воспитатель Радионова Н.А.

2019год

«Развитие речи детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности»

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.

    К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Что отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности дошкольников, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Каждый педагог хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и разнообразие языка, умели пользоваться его богатствами.

    Данная проблема определила цель углубленной работы по теме: развитие речи детей через театрализованную деятельность. Так как театрализованная деятельность - это одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи.

    Для достижения поставленной цели были определены следующие

задачи:

- создать необходимые условия для развития речи детей в процессе театрализованной деятельности;

- формировать устойчивый интерес к слушанию сказок и их инсценировкам;

- способствовать развитию речи детей, используя театрализованные, речевые, логоритмические игры и упражнения;

- развивать творческие способности детей в театрализованной и речевой деятельности;

- осуществлять взаимодействие с родителями по данной теме с целью развития речевой и творческой активности детей.

    Работа началась с формирования предметно-развивающей среды с учётом требований ФГОС ДО (3.3. Требования к развивающей среде).

Она содержательно насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна. Мы оформили центр речевого развития, где подобраны игры по развитию речи, различные атрибуты для артикуляционной и дыхательной гимнастики, игры для развития мелкой моторики рук.(картотека веселой артикуляционной гимнастики, картотека сказочных физкультурных минуток, картотека пальчиковых игр на основе народных сказок, картотека зрительной гимнастики в стихах)

Также оформили театральный уголок с различными видами театра:

Театр на палочках (большой и маленький) («Сказка о глупом мышонке», «Репка», «Теремок»)

Пальчиковый театр из фетра («Колобок», «Рукавичка», «Волк и 7-ро козлят», «Теремок»)

Пальчиковый театр тантамарески («Заюшкина избушка», «Репка»)

Театр на фланелеграфе («Теремок», «Петушок и бобовое зернышко», «Крылатый, мохнатый и масляный»)

Резиновый театр («Волк и лиса», «Теремок», «Три медведя», «Репка»)

Теневой театр на палочках («Курочка ряба», «Теремок», «Три поросенка», «Репка»)

Театр на стаканчиках («Три поросенка»)

Театр трубочный на пальчиках (Герои разных сказок)

Театр на ложках («Три медведя», «Репка», «Курочка ряба», «Теремок»)

Театр на дисках («Теремок»)

Деревянный плоскостной театр («Волк и 7-ро козлят», «Золушка», «Теремок», «Гуси-лебеди»)

Театр на бутылках («Зимовье зверей»)

Театр из варежки («Лиса и заяц»)

Вязаный театр большой, средний, маленький ( «Теремок», «Колобок», «Репка»)

Театр из платка («Гуси-лебеди»)

    Работая с детьми, я обратила внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Дошкольников, это привлекало, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться. (изготовлены маски, шапочки, костюмы).

    Постепенно стала формировать интерес детей к театрализованным играм. Организовывала просмотр небольших кукольных спектаклей, представленных воспитателями, на основе содержания знакомых потешек, стихов и сказок.(«Как зайчонок уму разуму научился», «Буратино», «Чтобы мама всегда улыбалась»)

    Также мы начали знакомство с театральной игрой через игры - имитации отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

    Далее нашей задачей стало - стимулировать желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостной театра на фланелеграфе, включили в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка. ", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок").

    Работая над постановкой сказок, сама активно участвую, озвучиваю слова автора, привлекаю к ролям педагога-логопеда, родителей и  помогаю детям исполнять и озвучивать их роли.(«Как колобок искал друзей», «Волк и 7-ро козлят», «Федорино горе», «Сказка о глупом мышонке»).

    На последнем этапе  своё участие в постановке сокращала, давая детям возможность раскрыть свои творческие способности. Тем самым у детей развивается уверенность в себе. (сценка «Лентяй»)

    В ходе регламентированной образовательной деятельности провожу работу по развитию монологической и диалогической речи. Использую при этом упражнения по формированию выразительности речи –

  • произношение скороговорок, потешек с изменением темпа речи, громкости, интонации;
  • музыкально-ритмические разминки на развитие ритмичных, четких, согласованных с музыкой движений;
  • пантомимы, которые помогают входить в образ, развивают воображение и пластичность движений;
  • упражнения по социально-эмоциональному развитию, направленные на овладение детьми средствами  эмоциональной выразительности.

    Работу со сказками часто сопровождаем показом слайдов. С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам. Очень любят играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» в мультимедийном оформлении.

    Для развития связной речи, творческого воображения, памяти, внимания, мышления, изготовлены и дидактические игры («Угадай сказку», «Графические сказки», «Герои сказок», «Расскажи сказку по мнемотаблице», «Четвертый лишний», «Найди пару», картинки «Герои из сказок», «Собери картинку», «Найди тень», «Расскажи сказку» с прищепками, «Поставь заплатку», «Собери сказку», карточки «Сказочные герои из русских сказок»

     Дети взрослеют… и растет их интерес к театрализованным играм.    Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами. Играя в сказку с детьми, используем различные виды театра.    Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью кукол бибабо и другими видами театра. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок. Дети с удовольствием играют самостоятельно и со сверстниками. Учатся распределять между собой роли, озвучивать героев сказок в соответствии с их ролевыми особенностями, используя при этом средства выразительности речи – интонацию и речь.

    Изготовлены и другие атрибуты (декорации, Лепбук «В театр играем речь развиваем», «Ширма») для театра. Это позволяют насыщать театрализованную деятельность творческими заданиями, проблемными ситуациями, различными словесными играми.

    Благодаря системной регламентированной образовательной деятельности и театрализованной деятельности в режимных моментах у детей развилась активная речь и выработались игровые умения. Дети научились быть доброжелательными зрителями, а в актерской игре стали самостоятельно использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, сила и тембр голоса, темп речи).

    В работе с родителями стремлюсь достичь таких отношений, когда  они становятся активными помощниками в развитии речи детей.

Для родителей проводились консультации, давались советы и рекомендации. Подбирались интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома.

    За счет освоения театрализованной игры у детей расширился игровой опыт, обогатился и активизировался словарный запас, речь стала более отчётливой, интонационно выразительной, появились умения направленные на позитивное взаимодействия с другими участниками игры. Дети стали активно принимать  участие в праздниках и развлечениях.

    Свою работу по теме планирую продолжать и дальше: создать виды театра, каких у нас еще нет, познакомить детей с новыми видами театра, совместно с родителями провести тематические вечера «В гостях у сказки» и «Театральная гостиная», в которых родители станут активными участниками действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия для второй младшей группы на тему «Заколдованные фигуры» (обобщение темы «Геометрические фигуры»)

Развивать у детей  младшего дошкольного возраста умение самостоятельно распознавать геометрические фигуры по форме, цвету и величине и  устанавливать равенство между двумя группами предметов...

Конспект открытого интегрированного занятия для второй младшей группы на тему «Заколдованные фигуры» (обобщение темы «Геометрические фигуры»)

Развивать у детей  младшего дошкольного возраста умение самостоятельно распознавать геометрические фигуры по форме, цвету и величине и  устанавливать равенство между двумя группами предметов...

Обобщение опыта по теме "Организация самообразования педагогов"

Как показала практика, далеко не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Они нуждаются в помощи по вопросу формулирования тем...

Консультация для молодых специалистов «Технология изучения и обобщения педагогического опыта (самообразование)»

Качество обучения и воспитания в саду напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Эффективность курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без постоянного самообразования вос...

Конспект занятия в младшей группе по познавательной деятельности по теме «Транспорт» (Обобщение темы)

Цель: обобщить знания по теме «Транспорт»; развивать речь, мышление, память, активизировать словарь....

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...

Обобщение опыта по самообразованию «Влияние художественного слова на развитие речи детей третьего года жизни»

Обобщение опыта по самообразованию:«Влияние художественного слова на развитие речи детей третьего года жизни»...