Сюжетно - ролевая игра
картотека (средняя группа)

Ткаченко Анна Игоревна

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzh-rol_1.docx24.8 КБ
Файл zadachi_syuzhet.-rol.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя группа

Сентябрь

N

Название игры

Описание

Предварительная работа

Материал для игры

1

Социализация
Коммуникация
Чтение худ.литер
Познание
Здоровье

«Семья»

Мама заботится о семье: готовит обед, кормит дочку и папу. Папа строитель. Мама несет в больницу детей.

Игры-занятия: «Малыш проснулся», «Как будто мамы нет дома», «Приготовим малышу обед», «Кормление малыша», «Куклы собираются на прогулку». Наблюдения за работой няни, воспитательницы в группах детей второго года жизни; наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций на тему «Семья».

Кукла-младенец, кукольная одежда, посуда, мебель, атрибуты для оборудования домика.

2

Социализация
Коммуникация
Чтение худ.литер
Познание
Безопасность

«Шоферы»

Шофер берет машину, заправляет бензином, едет по заданию.

Наблюдения за машинами на улице. Игра-занятие «Шоферы уходят в рейс». Разучивание подвижной игры «Пешеходы и такси». Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы». Чтение рассказов из книги Б. Житкова «Что я видел?». Постройка гаража для нескольких машин и грузового автомобиля из строительного материала. Постройка из песка мостов, туннелей, дорог, гаражей.

Разнообразные машины, строительный материал, рули, светофор.

3

Социализация
Коммуникация
Чтение худ.литер
Познание
Худ.творчество

«Банный день»

Мамы моют своих дочек, переодевают их в чистую одежду, причесывают.

Чтение произведений «Девочка чумазая» и «Купание» из книги А. Барто «Младший брат». Просмотр мультфильма «Мойдодыр». Рассматривание картины Е. И. Радиной, В. А. Езикеевой «Игра с куклой». Изготовление атрибутов для ванной комнаты, оборудование совместно с родителями большой комнаты (или бани) на участке.

Ширма, тазики, ванночки, строительный материал, игровые банные принадлежности, кукольная одежда, куклы.

4

Социализация
Коммуникация
Чтение худ.литер
Познание
Труд

«Большая стирка»

Мама руководит стиркой. Дети стирают поласкают, развешивают, гладят белье.

Экскурсия в прачечную детского сада, наблюдения на прогулке за тем, как прачка развешивает белье, и помощь ей (подавать прищепки, уносить сухое белье). Чтение рассказа А. Кардашовой «Большая стирка».

Ширма, тазики, ванночки, строительный материал, игровые банные принад-лежности, кукольная одежда, куклы.

Октябрь

1

Социализация
Коммуникация
Чтение худ.литер
Познание
Безопасность
Худ.творчество

«Автобус»
(«Троллейбус»)

Кондуктор рассаживает пассажиров, раздает билеты, объявляет остановки. Водитель везет пассажиров.

Наблюдения за автобусами на улице. Экскурсия на автобусную остановку. Поездка в автобусе. Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Автобус». Рисование автобуса.

Строительный материал, руль, куклы, деньги, билеты.

2

Социализация
Коммуникация
Чтение худ.литер
Познание
Безопасность
Худ.творчество

«Путешествие по реке»

Капитаны везут пассажиров по реке. Повара готовят обед.

Чтение стихотворений о моряках, о флоте; совместные игры со старшими детьми. Игра-занятие «Путешествие Ясочки на теплоходе». Чтение отрывков из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Пароход», «Пристань», «На пароходе есть столовая» и др.). Аппликация из готовых геометрических фигур на тему «Теплоход». Лепка из глины лодочек.

Строительный материал, фуражка капитана, кухонная посуда, бинокль, спасательный круг, предметы-заместители.

3

Социализация
Коммуникация
Здоровье

«Семья»

Кукла-младенец, кукольная одежда, посуда, мебель, атрибуты для оборудования домика.

4

Социализация
Коммуникация
Чтение худ.литер
Познание
Худ.творчество

«Магазин»

Продают молоко, хлеб. Деньги платят кассиру, он выдает чек.

Чтение стихотворений о продавцах, о колхозниках. Чтение отрывка из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Бахча») и книгу С. Михалкова «Овощи». Рисование на тему «Экскурсия в магазин». Лепка овощей.

Строительный материал, касса, витрина, предметы-заместители, муляжи продуктов, кошельки.

Ноябрь

1

Социализация
Коммуникация
Безопасность

«Шоферы»

Шофер берет машину, заправляет бензином, едет по заданию.

Разнообразные машины, строительный материал, рули, светофор.

2

Социализация
Коммуникация
Чтение худ.литер
Познание
Худ.творчество

«Театр»

Показ детям знакомой сказки.

Кукольный спектакль. Чтение стихотворений о театре. Изготовление детьми атрибутов для театра.

Ширма, таблички «Театр», «Касса», билеты.

3

Социализация
Коммуникация
Чтение худ.литер
Познание
Безопасность
Худ.творчество

«Летчики»

1-ый и 2-ой пилоты и стюардесса собирают пассажиров для полета; размещают их. Пассажиры- мамы, папы, дети, продавцы и т. д.

Чтение стихотворений из книги Б. Житкова «Что я видел?» и из книги И. Винокурова «Самолет летит» Изготовление из строительного материала или из песка взлетной полосы, ангара, самолетов, большого самолета (с использованием стульчиков и деталей из картона). Конструирование бумажных самолетов.

Игрушечные самолеты, бензовозы, тележки, фуражки для летчиков, штурвал.

4

Социализация
Коммуникация
Труд

«Строители»

Строят зоопарк для животных. Ставят животных в клетки, кормят, моют. Люди заботятся о животных.

Строительный материал, куклы, машины, игрушки-животные.

Декабрь

1

Социализация
Коммуникация

«Магазин»

Продавец взвешивает продукты, дает чеки, вежливо разговаривает с покупателями.

Строительный материал, касса, витрина, предметы-заместители, муляжи продуктов, кошельки.

2

Социализация
Коммуникация
Здоровье

«Семья»

«День рождения дочки»

Куклы, кукольная одежда, посуда, мебель, атрибуты для оборудования домика, кукольная посуда.

3

Социализация
Коммуникация
Чтение худ.литер
Познание
Худ.творчество

«Рыбаки»

Сооружают лодки из строитель-ного материала, из длинных прути-ков делают удочки. Ловят рыбу.

Экскурсия на реку. Чтение стихотворений о рыбной ловле. Изготовление из строительного материала лодки, весел. Лепка рыб.

Конструктор, прутики, нитки, предметы-заместители, игрушечные рыбки.

4

Социализация
Коммуникация
Чтение худ.литер
Познание
Худ.творчество

«Театр»

Показ детям новогодней сказки.

Кукольный спектакль. Чтение стихотворений о театре. Изготовление детьми атрибутов для театра.

Ширма, таблички «Театр», «Касса», билеты.

Январь

1

Социализация
Коммуникация
Здоровье

«Семья»

Дети наряжают елку, празднуют Новый год. Готовят обед, смотрят телевизор.

Куклы, кукольная одежда, посуда, мебель, атрибуты для оборудования домика, кукольная посуда.

2

Социализация
Коммуникация
Здоровье

«У врача»

Врач осматривает больных детей, ставит диагноз, назначает лечение.

Халат и шапочка врача, медицинские инструменты, куклы.

3

Социализация
Коммуникация
Труд

«Строители»

Строят гараж, башню, комнату. Строители строят красиво, работают дружно.

Строительный материал, куклы, машины, игрушки-животные.

4

Социализация
Коммуникация

«Театр»

Выезд артистов в больницу, у больных должно быть хорошее настроение.

Ширма, таблички «Театр», «Касса», билеты.

Февраль

1

Социализация
Коммуникация
Здоровье

«Куклы»

Кормят куклу обедом, красиво расставляют посуду на столе, стелют скатерть.

Куклы, игрушечная посуда.

2

Социализация
Коммуникация
Безопасность

«Летчики»

1-ый и 2-ой пилоты и стюардесса собирают пассажиров для полета; размещают их.

Игрушечные самолеты, бензовозы, тележки, фуражки для летчиков, штурвал.

3

Социализация
Коммуникация

«Кошка»

Кошка играет с котятами, ловят мышек, мяукают, лазают по лесенке, пьют молоко.

Игрушки, предметы-заместители.

4

Социализация
Коммуникация
Здоровье

«Семья»

Бабушка приехала в гости на день рождения. Мама идет в магазин за конфетами, готовит обед.

Куклы, кукольная одежда, посуда, мебель, атрибуты для оборудования домика, кукольная посуда.

Март

1

Социализация
Коммуникация
Здоровье

«Детский сад»

Как живут дети в детском саду: гимнастика, еда, муз. занятия. подвижные игры.

Куклы, игрушечная посуда, предметы-заместители

2

Социализация
Коммуникация
Здоровье

«У врача»

Вызывают врача. Он осматривает больную, ставит диагноз: кукла простудилась, ее необходимо положить в больницу.

Халат и шапочка врача, медицинские инструменты, куклы, строительные материалы.

3

Социализация
Коммуникация

«Магазин»

Продавец взвешивает продукты, дает чеки, вежливо разговаривает с покупателями.

Строительный материал, касса, витрина, предметы-заместители, муляжи продуктов, кошельки.

4

Социализация
Коммуникация

«Театр»

Дети показывают знакомую сказку. Зрители: мамы, папы, дочки.

Ширма, таблички «Театр», «Касса», билеты.

Апрель

1

Безопасность
Социализация
Коммуникация

«Автобус»
«Троллейбус»

Кондуктор рассаживает пассажиров, раздает билеты, объявляет остановки. Водитель везет пассажиров.

Строительный материал, руль, куклы, деньги, билеты.

2

Социализация
Коммуникация
Чтение худ.литер
Познание
Худ.творчество
Труд

«Строительство плотины»

Дети делают плотину: грузят песок на машину и перевозят его к ручейку.

Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Строители». Постройка плотины из строительного материала. Постройка из песка мостов, туннелей, дорог, плотины.

Машины, строительный материал.

3

Социализация
Коммуникация
Безопасность

«Поездка»

Строят машину, садятся в нее, едут в магазин, покупают подарки. Едут в гости.

Строительный материал, куклы, игрушки-животные, предметы-заместители.

4

Социализация
Коммуникация

«Воробьиха»

Воробьиха зовет воробышков поклевать зерна, посидеть на крыше, почирикать.

Игрушки, предметы-заместители.

Май

1

Социализация
Коммуникация
Безопасность

«Поезд»

В вагонах сидят пассажиры, поезд едет по станциям, сажает и высаживает пассажиров. Пассажиры покупают билеты.

Строительный материал, игрушечный поезд, руль, чемоданчики, сумочки, куклы, игрушки-животные.

2

Социализация
Коммуникация

«Рыбаки»

Рыболовы взяли сети, поплыли ловить рыбу. Вся команда заботится друг о друге.

Конструктор, прутики, нитки, предметы-заместители, игрушечные рыбки.

3

Безопасность
Социализация
Коммуникация

«Автобус»
«Троллейбус»

Шофер ведет машину, кондуктор продает билеты, люди едут на работу, домой в гости, в магазин.

Строительный материал, руль, куклы, деньги, билеты.

4

Социализация
Коммуникация
Безопасность

«Летчики»

1-ый и 2-ой пилоты и стюардесса собирают пассажиров для полета; размещают их. Пассажиры- мамы, папы, дети, продавцы.

Игрушечные самолеты, бензовозы, тележки, фуражки для летчиков, штурвал.

Июнь

1

Социализация
Коммуникация
Безопасность

«Шоферы»

Шофер берет машину, заправляет бензином, едет по заданию.

Разнообразные машины, строительный материал, рули, светофор.

2

Социализация
Коммуникация

«Магазин»

Продавец взвешивает продукты, дает чеки, вежливо разговаривает с покупателями.

Строительный материал, касса, витрина, предметы-заместители, муляжи продуктов, кошельки.

3

Социализация
Коммуникация

«Строительство плотины»

Делается плотина, усовершенствуется, шоферы подвозят песок и глину.

Машины, светофор, бензоколонка, строительный материал, руль, куклы, фуражка и палка милиционера.

4

Социализация
Коммуникация

«Кошка»

Кошка играет с котятами, ловят мышек, мяукают, лазают по лесенке, пьют молоко.

Игрушки, предметы-заместители.

Июль

1

Социализация
Коммуникация
Безопасность

«Поезд»

В вагонах сидят пассажиры, поезд едет по станциям, сажает и высаживает пассажиров. Пассажиры покупают билеты.

Строительный материал, игрушечный поезд, руль, чемоданчики, сумочки, куклы, игрушки-животные.

2

Социализация
Коммуникация

«Лиса»

У лисы убежали лисята. Кто хочет быть моими лисятами? Я вас накормлю булочками.

Предметы-заместители, игрушки, булочки.

3

Социализация
Коммуникация
Здоровье

«У врача»

Врач лечит больных зверей, укладывает их спать, ухаживает за ними.

Халат и шапочка врача, медицинские инструменты, куклы, строительные материалы.

4

Социализация
Коммуникация

«Кошка»

Кошка играет с котятами, ловят мышек, мяукают, лазают по лесенке, пьют молоко.

Игрушки, предметы-заместители.

Август

1

Социализация
Коммуникация
Здоровье

«Детский сад»

Как живут дети в детском саду: гимнастика, еда, муз. занятия. подвижные игры.

Куклы, игрушечная посуда, предметы-заместители

2

Социализация
Коммуникация

«Рыбаки»

«Рыболовное судно». Ловят рыбу, привозят в магазин и продают людям.

Конструктор, прутики, нитки, предметы-заместители, игрушечные рыбки.

3

Социализация
Коммуникация

«Магазин»

Продавец взвешивает продукты, дает чеки, вежливо разговаривает с покупателями.

Строительный материал, касса, витрина, предметы-заместители, муляжи продуктов, кошельки.

4

Социализация
Коммуникация
Безопасность

«Шоферы»

Шофер берет машину, заправляет бензином, едет по заданию.

Разнообразные машины, строительный материал, рули, светофор.




Предварительный просмотр:

младшая

II младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная

·  Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников.

·  Помогать играть рядом, не мешая друг другу.

·  Развивать умение играть вместе со сверстниками.

·  Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой.

·  Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.

·  Подводить детей к пониманию роли в игре.

·  Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

·  Поощрять участие детей в совместных играх.

·  Развивать интерес к различным видам игр.

·  Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий.

·  Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила.

·  В процессе игр с игрушками, природными и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру.

·  Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений;

·  Обогащать игровой опыт/ посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

·  Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий.

·  Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами ; в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку.

·  Показывать детям способы ролевого поведения, используя обучающие игры.

·  Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той пли иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.

·  Усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек.

·  Учить детей использовать в играх строительный, простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы, природный материал; разнообразно действовать с ними.

·  Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той пли иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.

·   

·  Развивать у дошкольников интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игр; побуждать к активной деятельности.

·  Формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения.

·  Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.

·  В совместных с воспитателем играх, содержащих 2-3 роли, совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

·  Развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры.

·  Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки разной конструктивной сложности из строительного материала.

·  Формировать у детей умение договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать, действия и совместными усилиями достигать результата.

·  Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.

·  Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.

·  Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.

·  Поощрять расширение выбора тем для игры; учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телевизионных передач, экскурсий, выставок, путешествий, походов.

·  Развивать умение согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д.; самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры.

·  Способствовать укреплению возникающих устойчивых детских игровых объединений.

·  Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.

·  Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами.

·  Закреплять умение усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

·  Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями, включением в нее продуктивной деятельности.

·  Создавать условия для творческого самовыражения; для возникновения новых игр и их развития.

·  Развивать умение детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное; применять конструктивные умения.

·  Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место.

·  Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.

·  Развивать инициативу, организаторские способности.

·  Воспитывать умение действовать в команде.

·  Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал.

·  Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы.

·  Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмах.

·  Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

·  Продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.

·  Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.

Развитие игровой деятельности. Сюжетно-ролевые игры Задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур

Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка» Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности  №9 «Ромашка»Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»...

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе» Конспект по руководству сюжетно-ролевой игры

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе»Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрыАвтор проекта: Лобанова Татьяна Михайловна, ГБОУ Прогимназия «...

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

Задачи:1) расширение представлений об окружающем;2) формирование игровой деятельности:  а/ развивать сюжет  б/ обучение игровым действиям (объединение в игре, взаимодействие по ходу иг...

Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению атрибутики для сюжетно-ролевой игры "Морское путешествие" и сама сюжетно-ролевая игра

Дети с родителями готовят из бросового материала атрибутику для сюжетно-ролевой игры "Морское путешествие" и играют...

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. ...