Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами детско-родительских мастер-классов
статья

Изучение детско-родительских мастер-классов, как средство развитие художественно-эстетических способностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

СРЕДСТВАМИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ МАСТЕР-КЛАССОВ

 

 

 

Автор: Левенкова Надежда Андреевна

Воспитатель ГБДОУ №76

Приморского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2021

Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущего развития личности. От многих образовательных задач зависит успешность решения. Среди этих задач не последнее место занимает художественно – эстетическое развитие. Используя разные виды искусства и средства, можно успешно влиять на формирование личности ребенка, с самого раннего возраста, развивая его воображение, фантазию, вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго.

Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, - воспитание детей. В сегодняшних условиях для сохранения психологического здоровья ребенка требуется формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых, ведь именно в детстве закладывается основа личности ребенка и его судьба. Педагоги, родители, дети – все они являются участниками образовательного процесса. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Как правило, в работе дошкольного учреждения применяются традиционные методы работы: собрания, круглые столы, индивидуальные и групповые консультации, семинары, практикумы. Но часто как родители, так и педагоги остаются недостаточно активными и заинтересованными. В этом случае на помощь приходят мастер-классы.

Мастер-класс от английского masterclass: master – специалист, достигший высокого искусства в своем деле; class – занятие, урок, действительно является семинаром, который проводит эксперт в определенной дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете [5].

Они популярны и их популярность возрастает стремительными темпами, потому что мастер-классы – это сочетание увлеченности с пользой, командной работы и творчества, это возможность подарить ребенку самые яркие и положительные эмоции и при этом, это возможность получить какой-то новый опыт в жизни, получить новые навыки. Говоря о мастер-классах для детей, хочется отметить все преимущества, которые касаются данного направления.

Преимущества мастер-классов.  

  • Многообразие. Мастер-классы, в первую очередь, включают в себя множество различных направлений, идущих параллельно с видами прикладных искусств. Для максимально функциональной работы при выборе направления необходимо руководствоваться возрастом ребенка, а также особенностями развития и заинтересованности в том или ином виде искусства.  
  • Ценности. По окончании мастер-класса все поделки, изготовленные детьми, остаются им на память – что имеет особенную ценность для семейных реликвий и архива.
  • Приобретение новых навыков.  
  • Навыки командной работы. Совместная деятельность, как среди взрослых, так и среди детей благоприятно сказывается на развитии коммуникабельности.
  • Трудолюбие и самостоятельность. Увлекательный мастер-класс

поможет приучить ребенка к труду без поучений и назиданий – он послужит доказательством, что трудиться бывает крайне интересно [1].

Мастер-классы для детей помогают развить воображение и фантазию, познавать мир, выявить скрытые таланты и развить способности ребенка. Детско-родительские мастер-классы интересны не только детям, но и родителям. Они способствуют эмоциональному сближению детей и взрослых, позволяют родителям активно усваивать новую информацию, приемы взаимодействия с детьми и, кроме того, способствуют развитию взаимопонимания между участниками.  

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится. Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Изучая мастер-классы мною были выделенные следующие рекомендации к их проведению:

  • работа должна проходить системно и последовательно с детьми и родителями весь год. Усложнением является включение родителей в процесс проведения фрагмента мастер-класса;
  • использование приемов, которые направленны на внедрение мастер-классов в совместную семейную деятельность как – приглашение для родителей, голосование за лучшие работы, фотовыставку с мастер-классов, советы «Как украсить торт»;
  • разнообразие мастер-классов различаются:
  • по целевой направленности - создание условий для общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала
  • участников;  
  • по сценарию - могут основываться на различные сказки, путешествия или событий, происходящих в жизни ребенка, например, в ожидании Нового года, Пасхи. А также вольные программы, создающиеся самими участниками в процессе мастер-классов и участие самих взрослых во фрагменте мастер-классов;
  • по продукту деятельности - большинство детей и родителей ориентированы на «сувенирный» продукт, в связи с этим работа мастерклассов может включает: изготовление подарка или украшения интерьера «Осенний букет», хохломской доски, «Птицы счастья» из оригами», «Новогодняя игрушка», картины «Зимний пейзаж», волшебных цветов, декорированные яиц к празднику Святой пасхи. А также учет календарнотематического планирования.  
  • использование разных моделей взаимодействия детей и родителей:

соревнование команд детей и родителей, семенные конкурса, совместная работа, направленная на один результат, но при этом каждый выполняет свое действие (папа вырезает, ребенок раскрашивает);

  • культивирования художественно-эстетических семейных традиций, как например, совместное украшение елки, декорирование пасхальных яиц, украшение тортов, передача семейных реликвий из поколения в поколение;
  • по структуре мастер-класс, предполагает вводную часть, в которой педагог приветствует родителей и детей, кратко и образно описывает предмета мастер-класса. Далее проходит основная часть – практическая деятельность детей и родителей. В заключительной части проходит демонстрация работ.

Мастер-класс может различаться по целевой направленности, по сценарию и по продукту деятельности. Все это позволяет сделать мастер-классы интересными, полезными и незабываемыми как для детей, так и для взрослых. Культивирование художественно-эстетических семейных традиций позволяет ребенку узнать больше о семье, узнать семейные традиции.

Отбор по тематике мастер-классов исходит от интересов современных детей и календарно-тематического планирования, это позволяет вызвать интерес у детей к деятельности и соответствие возрастным особенностям.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников является одним из приоритетных направлений деятельности детского сада, детско-родительские мастер-классы способствуют развитию детей в данном направлении.

         


Библиография

  1. Бобряшова         О.В.         Мастер-класс         и         творческая         мастерская         как педагогические технологии активного обучения будущих дизайнеров. Вестник ОГУ №11/ноябрь 2011
  2. Ветлугина, Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду /

В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2002.

  1. Воспитание дошкольников в семье: (вопросы теории и методики) / под ред. Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 2008.
  2. Воспитателю о работе с семьей: пособие для воспитателей д/с / под ред. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2007.
  3. Зубова,         Н.И.         Творческие         мастерские         /         Н.И.         Зубова // Профессиональное образование. – 2008. – №6. – С. 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...

Заседание детско-родительского клуба. Мастер класс

Мастер класс«Снеговик из носка – два шара»...

Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"

программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...

Презентация детско-родительского проекта "Мастер -класс по тестопластике "В гости к бабушке Арине" в группе раннего возраста

Тестопластика – одна из самых популярных техник среди мастеров народных промыслов. Из теста издавна выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Лепка из теста - это просто и здорово - по...

Ручной труд как средство развития художественно – эстетических способностей дошкольниковуд как средство развития художественно – эстетических способностей дошкольников

Ручной труд является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания....