Консультация для педагогов "ТРИЗ технологии в ДОУ".
консультация (старшая группа)

Использование ТРИЗ технологии в ДОУ открывает возможности дошкольников: развитие связной речи, развитие воображения, формирование системного мышления.

В данной консультации приведены основные методы и приемы ТРИЗ, а также игры, которые можно использовать в разных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «ТРИЗ-технологии в ДОУ»

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.

Основная цель ТРИЗ – формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач.

Использование ТРИЗ в ДОУ открывает следующие возможности:

- формирование системного мышления;

-формирование произвольности и развития познавательных процессов;

-развитие воображения;

-развитие эмоциональной сферы;

- формирование умения оценивать ситуацию в различных аспектах;

- развитие связной речи.

Основные методы и приемы ТРИЗ:

1.Метод мозгового штурма.

2.Метод каталога.

3.Метод фокальных объектов.

4.Метод системный анализ.

5.Метод морфологического анализа.

6.Метод золотой рыбки.

7.Моделирование маленькими человечками.

Метод мозгового штурма.

Реализуется при коллективном поиске оригинальных идей. Из большого количества предложенных детьми вариантов выбираем оптимальное решение проблемной ситуации. При коллективном обсуждении, услышав предложения других детей и логический развивая мысли, ребята могут изобрести и выдать неожиданные варианты ответов на поставленные задачи.

Игра «Как спасти колобка» ( с 3х лет).

-Каким должен быть колобок, чтобы его не съели животные?

-Какие предметы можно подарить колобку, чтобы его не съели в лесу?

- Как обхитрить лису?

Может ли колобок танцевать и отвлечь зверей?

Кто может жить в лесу из героев других сказок и спасти колобка?

Метод фокальных объектов.

Отлично развивает фантазию и воображение. Все внимание детей сосредоточено на выбранном объекте, на который случайно переносятся свойства другого объекта.

Игра «Необычные предметы» ( с 4х лет).

Детям предлагается выбрать окружающие объекты, примерить к ним свойства «твердый, жидкий, воздушный». Обсудить как это возможно и что получится.

Стол может быть жидким? На него воду пролили? Он состоит из аквариума?

Кукла может быть воздушная? Резиновая? Из воздушных шариков?

Мячик может быть жидким? Игрушка-антистресс? Гелевый? Желейный?

Метод «золотая рыбка».

Суть метода заключается в разложении заданной проблемной ситуации на две части: реальную и фантазийную, отбрасывании реальной составляющей и выделении сказочных моментов, от которых уже логическим путем можно домыслить, прийти к возможному интересному решению. Метод развивает фантазию, логическое мышление, воображение. Можно взять любую сказку или несколько сказок, проанализировать и изобрести решение.

Например: «Посадил Дед репку. Выросла репка большая – пребольшая. Стал дед тянуть репку. Тянет, потянет – вытянуть не может. Позвал Дед Бабку…» Убираем из сказки реально возможные события и оставляем фантастические, получаем « Жучка тянет за внучку… кошка за Жучку, мышка за кошку, тянут – потянут…» Так не бывает. Они могут не тянуть, а убегать. Они испугаются и побегут друг от друга назад.

Метод каталога.

Этот метод заключается в свободном поиске и случайной «примерке» новых обстоятельств для заданной ситуации. Это ткнуть в каталог – в книгу пальцем наугад, посмотреть фразу, проанализировать и подставить к изначальному объекту найденное слово. Стимулирует креативное мышление, воображение, новаторские навыки. Систематическое применение метода каталога дате отличный результат, если каждое занятие и полученный фантазийный итог, закреплять лепкой или рисованием.

Игра «Старые новые сказки». ( с 4х лет).

Детям предлагается выбрать из библиотеки ДОУ несколько книг с любимыми сказками и пересиль героев из одной сказки в другую или поменять их местами. Дети могут предложить развитие сюжетной линии, действия сказочных персонажей. Воспитатель помогает оформить детские предложения в единую новую сказку . Игра отлично стимулирует творческое воображение.

Метод маленьких человечков ММЧ.

Этот метод направлен на изучение физических процессов и свойств разных предметов подменяя, сложные для детского восприятия термины, более понятными «маленькими человечками».

Например, твердое состояние воды – человечки взялись за руки; жидкое состояние – человечки стоят; газообразное состояние – человечки бегают.

Игра «Задачки для фиксиков» ( с 5-6 лет)

Детям предлагается одна из исходных ситуаций:

1.В доме отключили отопление и замерзает вода в аквариуме,  надо срочно спасти рыбок, как аккуратно согреть воду?

2.На косметической фабрике разлили бочку с пахучими веществами, как остановить запах?

3.В банку с вареньем уронили эскимо в брекете, можно ли спасти продукт?

С помощью теоретических маленьких человечков дети пытаются перевести состояние предметов из одного в другое или использовать их свойства.

Метод ТРИЗ «системный оператор» или «системный анализ».

Этот метод учит логическому, образному видению взаимосвязи вещей, учит понимать роль объекта в системе, во времени, пространстве, динамике, выделять признаки и свойства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Технология личностно-ориентированного занятия"

Личностное планирование                    Педагог сообщает детям знания в определенной последовательности. Л...

Консультация для воспитателей « Технология организации контакта педагогов с родителями в новых социальных условиях»

В консультации представлена методика Филоновой, как добиться правильных взаимоотношений с родителями,как целеноправленно строить общение, каждодневно решая  определённую коммуникативную зад...

Консультация "Здоровье сберегающие технологии в детском саду"

Первыми и самыми главными направлениями развития ребенка в детском саду является защита, сохранение и развитие здоровья . Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ - Технология «Детский совет»: Технология «Субъект-субъектного» взаимодействия.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВТехнология «Детский совет» - Технология «Субъект-субъектного» взаимодействия.Подготовила: Копушкина Марина Борисовна,воспитатель высшей квалификационн...

Консультация-практикум «Современные технологии речевого развития дошкольников: ЛЕГО технология, мнемотехника, ТРИЗ»

Консультация-практикум  способствует речевому развитию дошкольников с помощью современных игровых технологий....

Консультация для воспитателей «Технология сотрудничества - как ключевая технология в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»»

Технология сотрудничества - это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным поиском целей и анализом х...