Технология элементарного музицирования.
статья

Михайлова Светлана Александровна

Элементарное музицирование - это первозданный метод приобщения ребёнка к музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_elementarnogo_muzitsirovaniya.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

(Т.Э.Тюнникова)

Детское творчество имеет место во всех видах музыкальной деятельности: в восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Но существуют единые принципы,  на которых базируется педагогическая технология организации музыкально-творческой деятельности дошкольников.

1. Принцип гуманизации — ведущий принцип образования, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе музыкально-творческой деятельности. Этот принцип свидетельствует о том, что развитие детского музыкального творчества — процесс интересный и увлекательный прежде всего для самого ребенка, ведь создание чего-то нового — это большая ценность для детского сообщества. Для создания продукта деятельности необходимы знания, умения и определенное эмоционально-ценностное отношение.

2.      Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, объясняющий необходимость использования первичной диагностики общих и музыкальных способностей дошкольников, и учитывающий новообразования возраста в ходе развивающей работы.

3.              Принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка в ходе музыкально-творческой деятельности, означающий учет в организации данного процесса музыкальных интересов и направленности ребенка на конкретный вид музыкальной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности, своеобразия и характера музыкального опыта, поддержания этих качеств и свойств в данной деятельности.

4.              Принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе, организации музыкально-творческой деятельности, означающий свободу ребенка в данной деятельности, проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по ее ходу и результатам,
обращение к индивидуальному опыту. В процессе взаимодействия ребенок самостоятельно выбирает средства интерпретации воспринятого музыкального образа и виды музыкально-художественной деятельности. При соблюдении этого принципа ребенок наряду со взрослым или автономно выступает инициатором музыкально-творческой деятельности.

5. Принцип педагогической поддержки, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе музыкально-творческой деятельности. Основной задачей для воспитателя становится решение совместно с ребенком сложной ситуации адекватными, доступными конкретному ребенку способами и приемами. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности. Данный принцип также подразумевает содействие в развитии музыкального творчества, становлении креативности каждого ребенка.

6.              Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности дошкольников, в целом всего процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ. Подразумевает этот принцип и тесное сотрудничество с семьей ребенка (в контексте проблем музыкального развития), со специалистами, работающими в детском саду.

7.              Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки и исполнительства в развитии детского музыкального творчества, означающий, что именно эта цель преследуется воспитателем в процессе организации детского восприятия и исполнительской деятельности. В соответствии с данной целью педагог определяет этапы педагогической технологии, оснащает их адекватными методами и приемами, которые содействуют художественно-эмоциональному восприятию музыкального образа ребенком, пониманию (декодированию) его, деятельностному выражению эмоционального отношения ребенка к нему, интерпретации и созданию новых музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности.

8. Принцип отбора музыкальных произведений в процессе организации детской музыкально-творческой деятельности, означающий необходимость критериального отбора музыкальных произведений для развития детского музыкального творчества. Данные критерии, их вариативность представлены в предыдущем параграфе данного раздела.

9.              Принцип продуктивности музыкально-творческой деятельности дошкольников, означающий, что данный процесс имеет некий творческий продукт — относительно новый музыкальный образ, воплощенный ребенком в художественной деятельности.

10.       Принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов и средств активизации и развития детского музыкального творчества в условиях педагогической технологии, а также объединение различных видов музыкальной деятельности дошкольников, позволяющее ребенку наиболее полно и самостоятельно понимать, отображать и создавать музыкальные образы.

11.       Принцип систематичности, последовательности и взаимодополняемости в организации самостоятельной детской музыкально-творческой деятельности, предполагающий систематическую работу по развитию музыкального творчества дошкольников, постепенное усложнение задач развития, музыкального содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемых форм, средств и методов работы. Этот принцип означает и взаимодополняемость усилий, которые прикладывают воспитатель и музыкальный педагог в развитии самостоятельной музыкально-творческой деятельности воспитанников.

Одной из технологий организации музыкально-творческой деятельности дошкольников является технология элементарного музицирования, предложенная Т.Э. Тютюнниковой.

Элементарное музицирование – это первозданный метод приобщения человека к музыке, зеркало откровений человеческого духа в звуках. История музицирования так же длинна, как и само бытие музыки в человеке – его первые стремления выразить себя миру и найти гармонию были попытками музицирования. В музицировании он учился находить индивидуальные формы звукового общения – с миром и с самим собой.

Для музыкальной педагогики первостепенно важно, что музицирование – это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или «созерцательная». Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении или творении музыки. Он «добывает» музыка сам для себя, исполняет ее, а не только потребляет. В современном образовательном учреждении он может быть тем чудесным оазисом, где  место для спонтанности и творчества, самовыражения, самопознания и невербального общения.

Т.Э.Тютюнникова отмечала, что «дошкольное музыкальное обучение целесообразно и необходимо строить, исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии»: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий. Методологическим основанием орф-технологии явилась деятельностный метод, который предполагает партнерские взаимоотношения детей и взрослых, их взаимное обучение и развитие (обучая детей, педагог сам делает для себя новые открытия и таким образом развивает собственное сознание).

Данная технология основывается на лучших традициях отечественной и зарубежной музыкальной педагогики. Работы таких известных авторов, как Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина, В.В. Медушевский, Е.В.Назайкинский, Л. Баренбойм, Э. Жак-Далькроз, Ш. Судзуки. Особенно широко был рассмотрен данный подход в музыкальном воспитании и обучении детей немецким педагогом Карлом Орфом. Он собрал очень много практического материала для детского музицирования под названием «Шульверк». Педагог, кандидат искусствоведния Т.Э. Тютюнникова явилась транслятором многообразного педагогического опыта музыкального воспитания и обучения детей в России, накопленного человечеством.

Итак, цель технологии элементарного музицирования – помочь детям дошкольного возраста в музыкально-дидактической игре войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать практическому усвоению музыкальных знаний в игровой практике.