Коммуникативные музыкальные игры как средство социализации дошкольников
материал

Ксения Андреевна Крылова

Педагогические чтения

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №78»

Педагогические чтения

Коммуникативные музыкальные игры как средство социализации дошкольников

Музыкальный руководитель

Детского сада № 78

Крылова К.А.

Ввести ребёнка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста. Чтобы быть успешным в современном обществе дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам и взрослым, уметь разрешать конфликты.

Организация положительной эмоциональной обстановки создает благоприятный климат, способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению, формируя интересы и потребности. К сожалению, в последнее время педагоги и психологи с тревогой отмечают, что дошкольники часто испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие не могут поддерживать и развивать установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому они замыкаются в одиночестве и часто конфликтуют.

Наиболее благоприятным периодом для социально-коммуникативного развития ребенка является дошкольное детство. Высокая восприимчивость, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают огромные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребёнок старается учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.

«Идите, играйте» – часто взрослые говорят детям. И дети идут и играют: одни играют в человека-паука, монстров, которых потом же и боятся, другие в какие-то «стрелялки» из компьютерных игр. В детских играх редко кто воспитывает детей, готовит обеды и ужины, занимается стиркой, уборкой. Чаще это свадьбы, шопинг, бизнес. То, что мы видим в играх наших детей, это отражение того мира, который мы им дарим. Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем детей спать, совершаем такие поступки, смотрим такие телепередачи и фильмы.

Успешная социализация дошкольника – проблема наиболее актуальная в настоящее время. Одним из приоритетных направлений Федерального Государственного Образовательного стандарта является усиление социальной направленности системы дошкольного образования и создание условий для социализации личности. В работе с дошкольниками мы используем множество разнообразных методов и приёмов, направленных на развитие у детей умения общаться. Одним из таких приёмов являются музыкальные игры, которые и развивают коммуникативные способности.

Для эффективности и улучшения педагогического процесса коммуникативные игры можно сгруппировать и выстроить в системе определённых моделей, например: игры – хороводы, игры в парах, игры со сменой ведущего, игры – импровизации, игры – потешки, игры – драматизации, игры – диалоги на инструментах. 
Коммуникативные музыкальные игры – это синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка. Они направлены на развитие всех сторон общения со сверстниками, и поэтому являются эффективным способом социализации детей в детском коллективе.

Эти игры способствуют сплочению детского коллектива, развивают положительное, доверительное отношение к сверстнику, помогают корректировать некоторые отрицательные проявления в поведении.

Построены они на естественных жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, а также включают в себя элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше сыграет, спляшет). Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников. Тактильный контакт друг с другом способствует развитию доброжелательных отношений между детьми, нормализует социальный климат в детском коллективе.

Разучивая игры, дошкольники знакомятся с культурой различных стран и открывают для себя разнообразие национальных характеров и традиций. В этих играх нет разделения на исполнителей и зрителей, все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Очень важно, что этот момент исключает процесс оценивания и раскрепощает ребёнка.

Коммуникативные игры – это своеобразная школа по освоению навыков сотрудничества: здесь отрабатывается и умение действовать в рамках правил, и способности эмоционально откликаться на состояние другого. В таких играх, как «Хвост дракона» и «Сороконожка» правила заданы таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам и приводит к сплоченности действий.

Такие игры, как «Прорви круг», «Поводырь», «Стиральная машина», «Бабушка Маланья» направлены на развитие у детей навыков совместной деятельности, понимания индивидуальных особенностей других людей. Дети в игровой форме  осваивают и закрепляют движения общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую пульсацию в музыке и речи.

Для повышения детской самооценки можно поиграть с детьми в «Комплименты», «Передай сигнал», «Скажи хорошее о друге», «Шляпа знакомств». Эти игры побуждают их говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. Несомненно, все дети любят слушать комплименты, это повышает их настроение и придает чувство собственной значимости.

Игры «Путаница»,  «Насос и мяч» способствуют снятию мышечного напряжения и эмоционального раскрепощают детей. Надо отметить, что почти все дети с большим желанием участвуют в играх. Результат не заставляет долго ждать. После такой совместной деятельности у них повышается настроение, отмечается уменьшение ссор. В зависимости от подготовленности дошкольников педагог может самостоятельно моделировать игры, меняя музыкальное сопровождение и построение движений.

Кроме того, есть возможность закреплять в игровой форме некоторые более сложные движения. Таким образом, идёт постепенное развитие двигательных способностей воспитанников.

Некоторые коммуникативные музыкальные игры предполагают элементы индивидуального исполнения. Разумеется, не каждый ребенок сможет выйти в круг и станцевать. Можно предложить застеснявшемуся ребенку разные варианты действий: потанцевать вместе с взрослым, с другим ребенком, не выходить в круг, вообще выйти за круг, как бы спрятавшись от детей. В данном случае задача педагога направлена на эмоциональную поддержку робких детей.

В детском коллективе всегда есть так называемые «звёзды», а также «пренебрегаемые» и «изолированные». Дети с высокой популярностью могут зазнаться, стать излишне самоуверенными. Тогда как «пренебрегаемые» и «изолированные» испытывают эмоциональный голод и обиду, становятся замкнутыми и отчуждёнными.  Игры со сменой партнёров снимают эти барьеры и искусственные ярлыки, создавая для всех равные условия общения.

Здесь необходимо по взгляду партнера понять его намерения, продемонстрировать дружелюбие и входить в контакт с ним, который усиливается через рукопожатие и хлопки. Дети с заниженной самооценкой в таких играх чувствуют себя полноправными членами коллектива.

Использовать данные игры можно в самых разнообразных формах работы – и на праздниках, и на развлечениях, и при непосредственной музыкальной деятельности, и в качестве динамической паузы. Как наиболее эффективную и мобильную форму для достижения педагогических целей, можно использовать коммуникативную игру и в работе с родителями. Играя вместе с детьми, родители учатся выстраивать отношения с ребенком, у них укрепляется чувство уверенности в своих силах и мудрости.

Давно отметчено, что, каков ребёнок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Поэтому задача, нас взрослых, помочь нашим детям вступить в мир взаимоотношений, адаптироваться в нём, приобрести новых друзей, найти выход из сложных ситуаций. И чем раньше мы научим детей быть в ладу с окружающими и самим собой, тем легче ему будет со временем найти своё место в жизни, среди людей, и тем лучше, мы взрослые и наши дети будем понимать друг друга.