Мастер – класс для педагогов Развивающая игра «Нумикон»
материал

Хухорова Марина Константиновна

Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования инновационных игровых технологий в дошкольном обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов

Развивающая игра «Нумикон»

Цель:

Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования инновационных игровых технологий в дошкольном обучении.

Задачи:

- познакомить с технологией «Нумикон» и ее применением в разных формах работы в детском саду.

- обучить педагогов методам применения игровой инновационной технологии.

- вызвать у участников мастер - класса желание внедрить в практику работы развивающую технологию «Нумикон».

1. Организационно – мотивационный этап (СЛАЙД 1)

 

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я вас приглашаю в удивительный мир математики!

Математика – это вопросы, поиски, пробы и ошибки, открытия! Это не скучно, интересно, это накал страстей и эмоций. Это поиск новых подходов… это просто о самом сложном!

- Скажите, что есть у каждого, что может быть большим и маленьким, четным и нечетным, его можно увеличивать и уменьшать?

- Что вы представляете, когда говорите о числе? (СЛАЙД 2)

Когда приходит пора осваивать простейшие счетные навыки и первые вычисления, у детей возникает   проблема: дети не могут удержать в памяти последовательность счета, не соотносят число и цифру, могут запомнить числительные по порядку, но не понимают их смысла, не соотносят с количеством.

Помочь в решении этих проблем может уникальная программа, технология и само игровое пособие с интересным названием НУМИКОН.

(Уникальна потому, что использовать ее можно на протяжении всего дошкольного детства, а включать в занятия – на любом из этапов развития ребенка.)

2. Как можно использовать Нумикон в образовательной деятельности? (СЛАЙД 3)

Нумикон - это программа и набор наглядного материала, созданного в Англии для детей, которым сложно изучать математику.

Занятия с Нумиконом подключают сразу несколько органов чувств - слух, зрение, осязание, движение и речь.

В нумиконе числа от 1 до 10 представлены формами – шаблонами разного цвета, благодаря чему число становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия. В нумиконе формы, соответствующие числам от 1 до 10 называются единички, двойки, тройки и т.д.  (СЛАЙД 4)

Занимаясь с Нумиконом следует начинать от простого к сложному. Работа организуется в несколько этапов.

I этап – игровой, ознакомительный. (СЛАЙД 5)

«Волшебный мешочек»

- Найдите в мешочке закрытыми глазами такую же форму, какую я покажу.

«Печем печенье»

- А сейчас я попрошу вас сделать из теста печенье и отпечатками форм украсить его.

- Как вы думаете, для чего детям такие игры на этом этапе?

Все это нужно для того, чтобы дети как можно больше рассматривали и трогали руками формы нумикона, и таким образом запоминали их. На этом этапе все детали воспринимаются целостно, а слова «три», «пять» и др. пока являются только именами желтой, красной форм соответственно.

II – конструирование рядов. (СЛАЙД 6)

Этот этап можно условно назвать «Лесенка»

- Выложите лесенку от меньшей формы к большей или наоборот. Необязательно начинать с единицы.

- Какая форма идет за желтой? На сколько дырочек больше?

Здесь важно показать, что каждое последующее число больше предыдущего на «ступеньку» - «одну дырочку», т.е. единицу. Параллельно с этим дети выкладывают картинки на досках по схемам, которые входят в набор Нумикон и собирают картинки по образцу на столе.

Попрбуйте выложить каждый свою картинку.

Вводятся понятия «соединить, сложить формы вместе» и «убрать форму», т.е. происходит подготовка к сложению и вычитанию. Кроме конструирования можно предлагать графические работы: обвести формы Нумикон, раскрасить, заштриховать.

III этап – обучению счету. (СЛАЙД 7)

Когда ребенок уверенно выбирает нужный шаблон и подкладывает его, собирая лесенку, то здесь уже вводится числовое название каждого шаблона.

Математическая эстафета (по командам)

- Предлагаю разделиться на две команды. Я буду задавать вопросы, вам нужно будет ответ найти в форме Нумикон и положить ее на стол.

  • Сколько ушей у двух мышей? 4
  • Сколько дней в неделе? 7
  • Сколько глаз у светофора? 3
  • Сколько пальцев на одной руке? 5
  • Сколько солнышек на небе? 1
  • Сколько лап у двух собак? 8
  • Самое маленькое двузначное число? 10
  • Сколько в неделе выходных дней? 2
  • Сколько ног у насекомых? 6
  • Какое число больше 7 на 2? 9

- Одна команда вложите формы от меньшей к большей, вторая – от большей к меньшей. Посчитаем.

Построив «лесенку» мы показываем и называем их вслух: один, два, три…потом ступени лесенки называем в обратном порядке. Постепенно ребенок запоминает, что желтая форма – это 3 и т.д. Таким образом дети знакомятся с цифрами и начинают работу с числовым рядом.

Игра с кубиком.

Каждый бросает игральный кубик и выкладывает, из каких либо предметов соответствующую форму нумикона, находят соответствующую цифру.

«Корректурная проба»

Картинка с повторяющимися элементами. Поставить на какое – либо изображение штырьки.

- Как узнать, сколько здесь штырьков не пересчитывая их? (использовать форму нумикона)

Дети учатся находить соответствие между цифрами и формами Нумикона, им предлагается пересчитывать дырочки в формах, вставлять в дырочки штырьки и пересчитывать, сколько штырьков помещается в каждой форме.

На этом же этапе можно играть в лото, подкладывая нужную форму к нужной цифре, в игры с использованием традиционных карточек для соотнесения числа и количества.

IV этап – обучение сложению и вычитанию (освоение арифметических действий) (СЛАЙД 8)

Нумикон активно используется как  дополнительный наглядный материал при знакомстве арифметических действий. Вся предварительная работа с Нумиконом направлена на то, чтобы ребенок понял, что шаблоны можно соединять друг с другом вплотную, без промежутков.

Игра с рулеткой.

На два выпавших числа, нужно найти подходящие формы. Составить вместе так, чтобы получилась одно число, и найти к нему соответствующую целую форму, проверить ответ с помощью наложения. Здесь же предлагается выложить запись с помощью цифр и знаков.

Операция сложения с помощью Нумикон весьма наглядна. Ребенку предлагается «сложить вместе», т.е. соединить две детали, и посмотреть «На какую деталь они стали похожи?»

А теперь задание усложняется: как можно еще представить получившееся число (какими формами). Построить башню.

На этом этапе вводятся слова «плюс», «минус», «равно» (СЛАЙД 9)

Уже здесь можно решать простые задачи. Например, задача на вычитание. Дети слушают задачу, выбирают соответствующие формы и выполняют арифметические действия (уже путем наложения)

Эти и другие игры легко можно интегрировать в образовательную деятельность по математике, работая по любой программе и технологии. Но они дополнят и обогатят начальный период обучению счету, помогут освоить арифметические действия, понимание состава числа, увеличения и уменьшения на один.

Нумикон можно сделать своими руками, из плотного картона. (СЛАЙД 10)

3. Рефлексивно-оценочный этап.

В завершении мастер – класса предлагаю вам дать характеристику технологии и игре Нумикон, для этого записать из каждой буквы новые слова – эпитеты, словосочетания.

Н – новая

У – увлекательная, уникальная, удивительная

М – мудрая, методика

И – интересная, игровая, интеллектуальная

К – креативная, коллективная

О – образовательная, обучающая

Н – новая

(СЛАЙД 11)

Если Вы находитесь в поиске универсальных дидактических средств, позволяющих вести образовательную деятельность в уникальной игровой среде, то развивающая технология и игра «Нумикон» для вас.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования «Детский сад №9» города Ялуторовска «Педагог года города Ялуторовска – 2021» Номинация «Воспитатель года» МАСТЕР – КЛАСС Развивающая игра «НУМИКОН» Хухорова Марина Константиновна воспитатель

Слайд 2

ЦЕЛЬ МАСТЕР - КЛАССА: ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ. ЗАДАЧИ МАСТЕР - КЛАССА: познакомить с развивающей игрой « Нумикон » и ее применением; о бучить педагогов методам применения игровой инновационной технологии; в ызвать у участников мастер – класса желание внедрить в практику работы развивающую игру « Нумикон »

Слайд 3

НУМИКОН - это программа обучения и набор наглядного материала, созданного В Англии для детей, испытывающих трудности в математике. Использование форм Нумикона позволяет подключать множество каналов чувственного восприятия ребенка - и слух, и зрение, и осязание, а также движение и речь.

Слайд 4

ЭТАПЫ РАБОТЫ С НУМИКОНОМ.

Слайд 5

I ЭТАП – ИГРОВОЙ, ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ. Игра «Рыбалка» Отпечатки на пластилине Игра «Волшебный мешочек» Использовать как печенье, бутерброды Игра «Магазин» (деньги) Делать бусы из штырьков Сортировать по цвету и т.д.

Слайд 6

II ЭТАП – КОНСТРУИРОВАНИЕ РЯДОВ. Цель этого этапа - показать, что каждое последующее число больше предыдущего на «ступеньку» - «одну дырочку», т.е. единицу. На этом этапе вводятся понятия «соединить, сложить формы вместе» и «убрать форму», т.е. происходит подготовка к сложению и вычитанию.

Слайд 7

III ЭТАП – ОБУЧЕНИЕ СЧЁТУ. Вводится числовое название каждого шаблона. Построив «лесенку», показывают и называют их вслух: «Один, два, три, четыре, пять». Потом «ступени лесенки» называются в обратном порядке. Таким образом, дети знакомятся с цифрами. Когда ребенок уверенно собирает «лесенку», ему предлагается пересчитывать отверстия и ответить на вопрос: «Сколько всего ?»

Слайд 8

IV ЭТАП – ОБУЧЕНИЕ СЛОЖЕНИЮ И ВЫЧИТАНИЮ (освоение арифметических действий).

Слайд 9

ПРИДУМАЙ ЗАДАЧУ ПО КАРТИНКЕ И РЕШИ ЕЕ

Слайд 10

НУМИКОН СВОИМИ РУКАМИ.

Слайд 11

СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов  о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме  двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов  с подвижными игр...

Мастер-класс «Казачьи народные игры. Игры, развивающие ловкость, точность движения, меткость»

В нашем детском саду разработана программа по приобщению детей к народной культуре казаков. Мастер-класс разработан для воспитателей ДОУ, которые приобщают детей дошкольного возраста к культурно...

Мастер-класс по интерактивной игре на тему: «Игра – это весело!»

Задачи: -обогащать эмоциональный опыт детей; -учить детей позитивно относиться к себе; -учить невербальным способам общения; -создавать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжел...

Мастер-класс для педагогов "Игра в жизни ребенка, игра в жизни взрослого"

По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни....

МАСТЕР - КЛАСС «Вместе весело играть» (ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

МАСТЕР - КЛАСС «Вместе весело играть»  (ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТ...

Мастер – класс для родителей «Играя в словесные подвижные игры, развиваем речь»

Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей; способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях....

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...