Проект"В гости к народам Ханты" 2
проект (старшая группа)

Ганиева Лиана Ильясовна

Проект"В гости к народам Ханты" 2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект"В гости к народам Ханты" 2372.16 КБ

Предварительный просмотр:

https://pandia.ru/text/81/175/images/img2_60.pnghttps://pandia.ru/text/81/175/images/img2_60.png

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Березка»

 Муниципальный профессиональный конкурс

«Педагог года-2021»

Проект

«В гости к народам Ханты»

https://std31.ru/wp-content/uploads/2018/11/glasspic_chukci_08.jpg

Автор: Ганиева Лиана Ильясовна,

воспитатель МАДОУ «Березка»

г.Когалым,2021г.https://pandia.ru/text/81/175/images/img2_60.pnghttps://pandia.ru/text/81/175/images/img2_60.png

      Пояснительная записка.

В свете требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного  образования актуальным стало переосмысление подходов, методов и  форм работы с детьми. ФГОС ДО четко обозначает ряд основных принципов дошкольного образования, одними из которых являются:

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности;

-  учет этнокультурной ситуации развития детей.

Таким образом, ФГОС ДО подчеркивает необходимость реализации образовательных областей  «в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)». Это, в свою очередь, и предполагает соблюдение принципа интеграции.

Актуальность.

         Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом нашего времени. Учитывая тот факт, что с 2017 года МАДОУ «Березка» участвует в реализации инновационной деятельности в рамках статуса «Региональная инновационная площадка», при планировании образовательного процесса, определении тематики проектов большое внимание уделяется  вопросам изучения родного края (растительного и животного мира), ознакомления с культурой и традициями народов севера.

Одним из таких проектов, реализованных при тесном взаимодействии  семьей, является проект «В гости к народам Ханты». Данный детско-родительский проект реализован в подготовительной группе. Тема и содержание проекта соответствует возрасту детей.  

Общие сведения о проекте:

Цель проекта: приобщение детей к уникальной культуре народов ханты, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-

Ожидаемый результат.

Реализация данного проекта предполагает:

У  дошкольников:

  • Формирование представлений о культуре, традициях и обычаях, укладе жизни коренных народов Севера.
  • Развитие стремления отражать свои впечатления в различных видах художественной деятельности.
  • Воспитание уважения к самобытной культуре коренных народов Севера.

Для родителей

  • Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах формирования духовно-нравственного воспитания посредством информационной и дидактической поддержки семьи.
  • Вовлечение родителей в реализацию совместных мероприятий в рамках проектной деятельности.

Для педагогов

  • Создание условий в группах ДОУ для развития различных видов детской деятельности;
  • Пополнение РППС группы альбомами, макетами, дидактическими играми, демонстрационными материалами по теме проекта.
  • Развитие партнерских отношений с родителями в процессе реализации проекта.

Проект способствует тесному сотрудничеству семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, развитию детско-родительских отношений и построен на следующих основных принципах:

1.Принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;

2.Принцип системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми;

3.Принцип интегративности;

4.Принцип научной обоснованности и практической значимости.

Целевая аудитория – проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Некоторые элементы проекта можно использовать в начальной школе. Данный проект может быть использован в практике любым воспитателем дошкольного учреждения.

Механизмы реализации проекта:

  • Совместная образовательная деятельность педагога с детьми ( в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтение художественной литературы);
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Взаимодействие с родителями.

Реализация проекта проходит в четыре этапа:

I этап – организационный, сроки реализации 14.10 – 22.10.2019г.

Цель: формулировка проблемы проекта, целей и задач, определение продукта проекта; составление плана образовательной работы.

        В рамках реализации программы «Мы – дети Югры» нами была проведена педагогическая диагностика. В качестве контрольных диагностических заданий для определения сформированности у детей знаний о родном крае нами использовались следующие методы: анкетирование (для родителей), метод анализа продуктов детской деятельности и метод беседы.  Анализ бесед с воспитанниками показал, что наши дети достаточно эрудированы, путешествуют с родителями по разным странам, знают их названия, рассказывают о достопримечательностях, но часто затрудняются рассказать о памятных местах родного края и жизни людей, живущих в нем, природных особенностях Северного края, быте, культуре и традициях коренных народов Севера.

Для выявления уровня педагогической компетентности родителей в вопросах приобщения детей к культуре и традициям коренных народов Севера  нами было проведено анкетирование.  Целью данного анкетирования стало: определение, как свои знания о быте и традициях народов ханты и манси, о сказках и легендах этого народа  дети получают в семье?  

Все  родители  указали, что ребенку нужно прививать любовь к малой родине с детства и др. Однако большая часть родителей считают, что эту работу должны проводить в детском саду воспитатели, у родителей не хватает времени и знаний.

Работу с родителями мы выстроили по следующей схеме:

  • презентация изучаемой темы;
  • организация совестной работы с родителями через круглые столы, совместные экскурсии;
  • совместную продуктивную деятельность;

Исходя из анализа результатов ответов, на поставленные вопросы в самом начале реализации проекта были сделаны следующие выводы:

  1. Работа по ознакомлению детей с родным краем сведена лишь к формированию у ребят поверхностных знаний
  2. У детей не достаточно сформированы представления о быте и традициях коренного населения Югры.
  3. В группе недостаточно насыщенная развивающая среда, которая смогла бы способствовать формированию у детей дошкольного возраста интереса к познанию родного края.
  4. Необходимо усилить работу, направленную на приобщение родителей к духовно-нравственному воспитанию детей.

Для решения данных вопросов была организована встреча с родителями в форме круглого стола. Родителям были представлены результаты диагностики и анкетирования, пути решения данных проблем. Так возникла идея создания проекта «В гости к народам Ханты». Совместно были определены цели и задачи, формы взаимодействия участников проектной деятельности, разработан план мероприятий,определены продукты совместной деятельности в рамках реализации проекта:

  • Создание альбома результатов художественного творчества детей «В гости к народам Ханты»
  • Выставка семейного творчества «Удивительный мир народов Севера»

2 этап – познавательно-исследовательский, сроки реализации 23.10 – 30.10.2019г.

 Работа с детьми    

Образовательная деятельность по реализации проекта проводится в соответствии с принципами ФГОС ДО, т.е учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, принцип интеграции образовательных

В рамках проекта используются разнообразные формы сотрудничества с родителями:

  • Индивидуальные консультации для родителей по изготовлению поделок для выставки семейного творчества;
  • Мастер- класс «Создание куклы Акань с помощью пластилинографии»;
  • Выставка семейного творчества «Мой край - Югра»;
  • Экскурсия в Музейно-выставочный центр г. Когалыма

3этап – продуктивный, сроки реализации 31.10 – 02.12.2020 г.

         В рамках данного этапа реализовывался план образовательной работы с детьми. Любая работа с детьми будет эффективной и успешной, если ребенок при этом не будет являться пассивным созерцателем, а будет активным созидателем.  Именно такого принципа мы придерживались при реализации нашего проекта. Каждый день носил у нас игровую, творческую направленность, которая способствовала воспитанию эмоционально-положительного отношения детей к представителям народов ханты.

реализацию плана мы начали с экскурсии в мини-музей детского сада «Мув-анки». Особенностью нашего мини-музея является то, что дети могут не только увидеть экспонаты, но и прикоснуться к интересному миру народов ханты.  И именно в мини-музее затем были проведены беседы «Промыслы коренных народов ханты», «Национальная одежда ханты и манси», « Природный и животный мир нашего края».  Интересно и увлекательно прошла беседа «Мой край родной – Югра», подготовленная совместно с сотрудниками детской библиотеки.

        Через дидактические игры закрепляли знания о предметах, необходимых для традиционных промыслов коренных народов, об особенностях национальной одежды и хантыйских орнаментов.

       Для ознакомления детей с народно-прикладным искусством ханты использовались бисерные и берестяные изделия с орнаментами, национальный костюм ханты. Дети осваивали хантыйские орнаменты не только при выполнении аппликации и при рисовании.  Плетение из бисера всегда было и остается одним из любимых видов народного искусства.      

       Именно поэтому для детей и родителей была организована встреча с представителями коренных народов Сирдаковой Альбиной и Мариной. Женщины провели мастер-класс по плетению браслета из бисера, а также рассказали и представили традиционные хантыйские танцы и песни.

      Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, являются игра. Народные игры учат детей житейской мудрости, умению справляться с трудностями, никогда не унывать.

       На прогулках и экскурсии в лес мы обращали внимание на красоту нашей природы, учили детей видеть и понимать ее. Мы стараемся, чтобы дети не только полюбили, но и бережно относились к природе. Например, рассказали об особом отношении народов ханты  к березе, лиственнице и др. священным деревьям. Также во время прогулок вспоминаем народные приметы, отражающие наблюдательность ханты и манси, например « «В глубоком снегу никогда не замерзнешь» и др. Не  только малые фольклорные формы  вспоминали мы с детьми, но также читали хантыйские народные сказки, пословицы, поговорки, слушали песенки.

       Совместно с родителями была проведена экскурсия в Музейно-выставочный цент г.Когалыма. во время экскурсии была проведена тематическая экскурсия по экспозиции ханты,  узнали мы и о традиционных хантыйских праздниках. Также сотрудники музея провели мастер-класс с родителями и детьми по изготовлению маски птицы, а в конце нас ждал сюрприз: интерактивное представление – театр теней – по мотивам хантыйской народной сказки «Кукушка».

       Прививая детям традиции хантыйской народной культуры, нельзя обойти внимание историю хантыйской народной куклы «Акань». Именно о ней мы говорили на мастер-классе с  родителями …родители и дети не только узнали интересные моменты появления, изготовления национальной куклы, но и с помощью приемов пластилинографии создали свою куклу Акань.

В завершении данного этапа с целью закрепления и систематизации полученных знаний  была проведена викторина

         

4этап – заключительный, сроки реализации 03.12 – 10.12.2019 г.

         В рамках заключительного этапа  была проведена встреча с родителями, на которой были представлены продукты проекта: альбом «В гости к народам Ханты» и выставка семейного творчества «Удивительный мир народов Севера». Также на данном мероприятии  были подведены итоги реализации проекта, отмечены достигнутые, благодаря совместным усилиям результаты.

Дальнейшее использование продуктов проектной деятельности.

Изготовленные совместно с родителями поделки для выставки семейного творчества стали наглядными пособиями в центре краеведения и используются в дальнейшей работе по приобщению дошкольников к традициям, культуре и быту коренных народов Севера. Альбом используется для рассматривания детьми и также как обрез для изготовления поделок другими дошкольниками.

Результаты реализации проекта «В гости к народам Ханты»

У детей

  • Сформированы представления о культуре, традициях и обычаях, укладе жизни коренных народов Севера.
  • Дети стремятся отражать свои впечатления в различных видах художественной деятельности.

У родителей:

Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы в духовно-нравственном развитии детей, также родители стали активными участниками реализации данного проекта.

Для педагога:

  • Созданы условия для реализации проекта и развития различных видов детской деятельности;
  •  РППС группы пополнена альбомами, макетами, дидактическими играми, демонстрационными материалами по теме проекта.
  • Развитие партнерских отношений с родителями в процессе реализации проекта.

Социальный эффект:

Социальная направленность проекта заключается  в приобщении детей к уникальной культуре народов ханты, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям в тесном взаимодействии детей, родителей, педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Предложенный педагогический опыт дает ребенку возможность коллективного общения во время разных видов деятельности со сверстниками и взрослыми, приобретения коммуникативных навыков, необходимых для успешной адаптации к школе. Сотрудничество с библиотеками города, организация совместных экскурсий позволит повысить социальную активность детей и их родителей. Проект даёт возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта.