Проект "В гостях у народа ханты"
проект (старшая группа)

Григорян Наталья Борисовна

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с «Бытом и традициями народа ханты»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "В гостях у народа ханты" 23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»

Познавательно - исследовательский проект:

«В гостях у народа ханты»

Старший дошкольный возраст

Автор и

руководитель проекта

Григорян Наталья Борисовна

Фадина Валентина Николаевна

воспитатели старшей группы «Звездочки»

Тема проекта

«В гостях у народа ханты»

Тип проекта

Педагогический, краткосрочный,  групповой, информационно-творческий

Участники

проекта

Воспитанники старшей группы «Звездочки»,  воспитатели группы.

Актуальность работы

Сегодня ХМАО-Югру населяют люди разных национальностей, В связи с развитием нефтегазовой отрасли в округе, лесной, рыбной промышленности, ежегодно осуществляется приток в наш округ людей из разных городов, регионов, стран. Дошкольники не знают, что Югру населяют еще и коренные жители-ханты и манси, которых на сегодня осталось очень малое количество. Дошкольники тоже являются гражданами Ханты-мансийского автономного округа, и должны иметь представления об особенностях жизни и деятельности коренных жителей,

брать пример с гармонии отношений ханты и природы. Так как это составляет культуру современного человека, причастного к развитию нашего округа Югры.

Проблема. Противоречия, решаемые

в работе

Дети не задумываются о том, что округ Югра, в котором они живут – это их малая Родина. Не имеют представлений о том, что жизнь коренных жителей отличается от жизни современных людей. Отличается и культура, традиции.

•  у воспитанников непрочные знания в области истории возникновения Ханты-Мансийского округа;

• отсутствие знаний о традициях, фольклоре коренных народов севера;

•недостаточное оснащение познавательно - развивающей среды и художественно - методической литературы в группе.

Знакомство детей с родным краем носил в основном эпизодический характер. У детей не прослеживалась системность в знаниях о людях, живущих в Югре.

Решить эту проблему сможет интегрированный метод обучения и метод проектов, так как это подразумевает работу в данном направлении постоянной.

Цель проекта

формирование представлений о коренном народе Югры-хантах.

Задачи проекта

  • Сформировать представление у детей об особенностях жизни коренного народа ханты и манси.
  • Познакомить с родом деятельности, бытом и традициями коренного народа.
  • Воспитывать уважение к коренным жителям, их культуре и быту, традициям. Формировать любовь к малой Родине.

Гипотеза

  • Предполагается, что организованная работа по ознакомлению дошкольников с бытом и традициями коренных народов Югры в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению интереса к своей малой Родине.
  • Дети познакомятся с художественным описанием жизни, повадок животных в природе, получат научно – достоверные знания о животном мире, обогатится их речь.
  • Дети и родители познакомятся с новыми формами работы с книгой и найдут ответы на интересующие их вопросы.

Ожидаемые результаты

  • Сформированы представления у детей об особенностях жизни коренного народа ханты.
  • знакомы с родом деятельности, бытом и традициями коренного народа.
  • Проявляют интерес и уважение к коренным жителям, их культуре и быту, традициям.
  • Понимают причастность себя и коренных жителей к малой Родине.

Сроки

реализации

Две недели

Область применения

Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Речевое развитие

Ресурсы

  1. Дети, воспитатели.
  2. Презентации «Хантыйские орнаменты», «Хантыйская одежда», демонстрационные картинки, иллюстрации
  3. Книги по произведениям местных писателей, поэтов.
  4. Серии иллюстраций животных и растений, характерных для Севера
  5. Куклы в национальных костюмах народов Севера

Этапы проекта

Подготовительный этап:

  1. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора,
  2. определение цели и задачи проекта,
  3.  подбор литературы, пособий, атрибутов, создание на их основе презентаций;

  Основной этап:

    Во время реализации проекта в работе с детьми будут использоваться - НОД, беседы, художественно-продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация), а также:

    дидактические игры:

 «К нам пришли гости»

 «Дом, в котором я живу»

  Сюжетно-ролевая игра «Семья»

  образовательная деятельность:

   Просмотр видео-презентаций по темам:

  - «История Ханты-Мансийского округа»

  - «Мой посёлок – моя малая Родина»

  - «Жилище народа Ханты»

  - «Орнаменты, украшения, одежда»

  - «Быт народа Ханты»

  - «Животные и растения Югры»

  - Знакомство со стихами поэтов о Югре, чтение хантыйских сказок и легенд;

  - Знакомство с альбомом – «Одежда и орнаменты народов Ханты и Манси»

  творческая деятельность:

  -«Продолжи и укрась орнамент», «Украшение хантыйским орнаментом одежды»,

  -изготовление жилища – чум,

  -изготовление амулета с использованием орнамента народов Ханты,

  -коллективная работа - коллаж «Пастбище оленей»,

  -изготовление мини-макета «Стойбище»

  игровая деятельность:

  «Северные олени»,

  «Строим чум»,

  «Загони оленей»,

  «Поймай рыбу».

  Заключительный этап:

  1. Подведение итогов по проекту.
  2. Представление проекта педагогическому сообществу (внутри учреждения)
  3. Представление проекта педагогическому сообществу (на педагогических порталах, сайтах).

Результаты и выводы

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения. Так как воспитание патриотизма и любви к родному краю считаются важным. Поэтому сегодня первоочередная задача педагогов воспитывать в детях любовь к Родине, к своему городу, семье, друзьям, учить помогать друг другу, в общем воспитывать настоящего достойного гражданина России.

У детей сформированы представления об особенностях жизни коренного народа ханты. Они познакомились с родом деятельности, бытом и традициями коренного народа. Проявляют интерес и уважение к коренным жителям, их культуре и быту, традициям. Понимают причастность себя и коренных жителей к малой Родине.

Дальнейшее развитие проекта

Результаты реализации данного проекта, актуальность выбранной темы позволяют говорить о перспективах дальнейшего развития проекта и осуществление        работы        в        следующих        направлениях:

1.        Работа        с        детьми        -        создание        условий        для        дальнейшей        работы;

- поиск использования новых тем по работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению        с        художественным        словом        народов        ханты        и        манси.

2. Распространение собственного педагогического опыта - публикация материалов по        данной        теме        на        сайтах        ДОУ        и        педагогических        работников;

- участие        в        конкурсах        и        фестивалях        различных        уровней;

  • участие в мероприятиях, проводимых дошкольными учреждениями города.

Источники:

  1. http://newsruss.ru/ Коренные народы
  2. https://infourok.ru/material.html? mid=98576 Коренные народы ханты и манси.
  3. goturist Народ ханты.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Подвижные игры народов ханты"

Консультация по подвижным играм народа ханты...

Проект " В гости к народам ханты"

Данный проект познавательно- исследовательский, творческий.Проект помогает сформирова ть у детей представления об особенностях жизни коренных народов Севера-ханты и манси,воспитывать уважение к коренн...

Проект"В гости к народам Ханты" 2

Проект"В гости к народам Ханты" 2...

Познавательно - исследовательский проект: «В гостях у народа ханты»

- Сформировать представление у детей об особенностях жизни коренного народа ханты и манси.- Познакомить с родом деятельности, бытом и традициями коренного народа.-   Воспитывать уважение к к...

конспект ОД в гости к народам Ханты и Манси для подготовительной группы

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию с детьми подготовительной группы " В гости к народам ханты и манси"( народы севера)....