В гостях у народов Поволжья
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Нутфуллина Эльмира Рифатовна

ООД "Познавательное развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_narodov_povolzhya.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Рыбно-Слободский детский сад «Березка»

Рыбно-Слободского района Республики Татарстан

Конспект занятия по познавательному развитию

 в подготовительной  группе

« В гостях у народов Поволжья»

               

                                                                                       

                                                                                Составила воспитатель:

                                                             Нутфуллина Эльмира Рифатовна

                                                                                     

                                                                                           

2020 год

Цель: Познакомить детей  с культурой и традициями народов Поволжья.

Задачи:

1.Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине.

2.Закрепить знания  о государственных символах республик, об одежде народов Поволжья.

3. Развивать у детей интерес к родному краю.

4.Воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре другого народа.

5.Знакомить детей с загадками удмуртского народа.

6. Формировать знания детей об орнаментах народов Поволжья.

7. Развивать у детей память, внимание.

8.  Способствовать развитию грамматического строя речи, пополнению
словарного запаса.

Материал и оборудование:

Презентация «Путешествие по Поволжью», пазлы «Собери орнамент»,

 2 платка для игры, флаги народов Поволжья с буквами (ДРУЖБА)

Словарная работа: многонациональная страна, Поволжье, Чебоксары, Уфа, Ижевск, Саранск, Йошкар-Ола - Ола, Казань.

 Методы и приемы: 

Загадывание загадок, задания в конверте.

Практический - сбор пазлов «Собери орнамент», игры «Определи мордовский костюм», «Найди мордовский головной убор», «Где мордовский флаг?»

Игровой - подвижные игры: «Тирмэ - юрта», «Кукушка».

Ход занятия:

Воспитатель: Колокольчик зазвонил, в круг ребяток пригласил.

Ребята, сегодня мне на  электронную  почту пришло письмо.

 Давайте вместе посмотрим (на самом деле открываем файл на электронной почте) (слайд)

Дети, это что? (Карта с республиками Поволжья).

Ребята, мы живем в большой стране. Как называется наша страна (Россия)

Россия - многонациональная страна.

 Многонациональная,- это какая?

  Это страна, в которой живут люди разных национальностей.

Живут они мирно и дружно.

 Вы когда-нибудь бывали  в республиках Поволжья   (Ответы детей)

 Мне так хочется  отправиться в путешествие по этим республикам.

 Хотите отправиться  со мной в путешествие?

А как вы думаете, ребята, на чем  можно отправиться  в путешествие?

Ответы детей: (на корабле, пароходе, самолете, поезде, автобусе).

Воспитатель: Правильно, ребята.

 Капитана выбираем считалкой. Вот получилось, что выбрали Ильяса

 (одевает матроску и бескозырку капитана)

 А  я буду гидом. Что за человек – гид? (Это экскурсовод)

  Буду рассказывать об этих республиках (прикрепляю себе  бейджик гида)

Ребята,   оказывается, нас уже ждет волшебный корабль и зовет нас в путешествие. Пора спускать его на воду. А вы помните, как называется  река в нашем поселке?                        ( Кама)

Воспитатель: Течет, течет  наша Кама. А вы знаете, куда впадает Кама?

Кама впадает  в реку Волга, которая течет по всему Поволжью.

 На берегах Волги  расположены разные республики.

 (Какие республики?) (Дети громко называют  названия республик).

Воспитатель: Во время путешествия мы с вами будем останавливаться, и на каждой остановке нас будут ждать задания, которые приготовили нам жители Поволжья. За правильно выполненное задание нам будут давать флаг народа, у которого мы будем в гостях с буквой. А что за слово получиться, мы  с вами узнаем в конце путешествия. Вы готовы отправиться в путь?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда садитесь поудобнее и поплыли. (Гудок)

Звучит башкирская музыка.

Воспитатель: Мы делаем первую остановку.

 Республика Башкирия.

 Какой народ здесь живет? (Башкиры)

 Поздороваться на башкирском.

Воспитатель: Как называется столица Башкирии? (Уфа)

В Башкирии степи привольные,

Леса здесь богаты добычею,

Озера ни с чем, ни сравнимые

И люди гостеприимные. (Адиля)

 Воспитатель: Вот и конверт.  Интересно, что это за задание такое.  Игра ребята называется «Тирмэ» в переводе с башкирского это дом. ( Слайд)

(дом изготовлен из шерсти и войлока)

 Все скорее в круг вставайте и в башкирскую игру играйте.

 (В игре 2 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам зала. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок. Дети идут по кругу и поют.)

-Мы веселые ребята

Соберемся все в кружок

Поиграем и попляшем

И помчимся на лужок.

(На мелодию без слов дети свободно бегают по залу, по окончании музыки бегут к своим стульям, берут платок, поднимают над головой - получается юрта).

Воспитатель: Хорошо. Мы получаем флаг, какой республики (Башкирии).

 Какая это буква? Д.

(Попрощаться на башкирском).

Время идет, нам пора отправляться в путь, занимаем места и продолжим наше путешествие. (Гудок)

Звучит музыка Удмуртии.

 Приплыли мы с вами в Удмуртию. Какой народ здесь живет?

Дети: Удмурты.

Воспитатель: Правильно. Как называется столица Удмуртии? ( Ижевск)

(Поздороваться на удмуртском)

Конверт с заданием.

Удмуртский народ славится своим гостеприимством, весельем.

 И предлагают нам отгадать удмуртские загадки.

Ребенок загадывает загадки. (Элемент одежды или утвари народа)

- По воде иду, следов не оставляю. (Лодка)

- Теплее всех, светлее всех оно спит, мы спим, оно встает, и мы встаем (Солнышко)

- Раскрашенное коромысло через реку повисло (Радуга)

- Семь братьев есть: возраст их один, имена разные (Неделя) (Ралина)

Хорошо.

 Все отгадали. И мы получаем флаг  (флаг какой республики, дети?)                            Удмуртии с буквой «Р»

 Попрощаться на удмуртском

-Все загадки отгадали

Сели дружно в пароход

И отправились вперед

Покорять чужие дали. (Гудок)

Звучит  Марийская музыка

И приехали мы с вами в республику  Мари - Эл.

Как называется столица Марий-Эл? (Йошкар-Ола)

 Поздороваться на марийском языке

Предлагаем не скучать и в Марийскую игру поиграть.

Марийская игра «Кукушка»

Дети стоят в кругу, кукушка в середине. Дети идут по кругу и поют.

Дети: - Эй, кукушечка, лесная

Мы тебя совсем не знаем.

Ты о чем ку-ку - кукуешь

На суку в лесу тоскуешь?

Кукушка: Я одна ку-ку на свете

У меня пропали дети

Куковать мне одиноко

На суку сосны высокой

Поют все дети то, сужая, то расширяя круг, руки за спиной. В это время

ведущий незаметно вкладывает кому - нибудь в руки платочек.

Дети: - Эй, кукушечка, лесная

Поиграй в платочек с нами.

Ты отыщешь наш платочек,

Мы твоих сынков и дочек.

Дети передают за спиной платочек, а кукушка старается угадать, у кого платочек.

 Вот флаг республики  Марий – Эл с буквой  «У».                                            Попрощаться на марийском

 Наше путешествие продолжается (Гудок)

Звучит  Чувашская музыка.

Город новый, город старый

Славный город Чебоксары!

В Чебоксарах на бульварах

Тараторят воробьи:

Ики, вики, чики, брики,

чив, чив, чив, чиви. (Залина)

К какому народу мы с вами приплыли в гости?

Дети: к чувашскому.

Воспитатель: Правильно.

Дети, а знаете ли вы столицу Чувашии? (Чебоксары)

Ребята, пока я доставала задания, они порвались. Помогите мне собрать их.

Игра «Собери орнамент» (собираем орнамент за столом)

Воспитатель: Спасибо, что помогли.

 Скажите, а орнаменты, какого народа вы собрали? (Татарского).

 А вы? (Русского). А у вас? (Чувашского)

 Вручается  флаг Чувашии с буквой «Ж». (Гудок)

Наш путь продолжается.

Звучит Мордовская музыка.

Мы приехали с вами в республику Мордовия.

К какому народу  приплыли в гости?

Дети: Мордовскому.

 Поздороваться  на мордовском языке

Воспитатель: Правильно.

Мы приехали   в столицу Мордовии – город? (Саранск).

Жители  Мордовии  приготовили задания.

(Дети выполняют задания  на полу.)

 Воспитатель: Ребята, нам нужно найти флаг Мордовии, головной убор и костюм народа Мордовии.  (Показать настоящее).

После выполнения задания  нам вручают флаг Мордовии с  буквой?  (Б)

Продолжаем путешествие.

Попрощаться  на мордовском языке

 (Гудок)

Впереди наша республика.

Звучит татарская музыка

Мы приехали свами в республику? (Татарстан)

 Назовите столицу нашей республики (Город Казань).

 Поздороваться  на татарском языке.

Открываем конверт.

Ребята, а давайте встанем в круг и исполним татарский танец.                                           (Взять в татарском кабинете один старинный атрибут и показать детям).

Вручается  татарстанский флаг с буквой «А»

 Прощаемся на татарском языке

 А сейчас из этих букв  попробуем собрать слово.

Дети складывают буквы, и получается слово «Дружба».

Ребята, какое красивое слово у нас получилось.

Пословица о дружбе: Дружба и братство - лучше богатства. 

Воспитатель: Ребята как называется место, где мы живем? (Поволжье)

Люди каких национальностей проживают в Поволжье?  

А что интересного вы узнали во время путешествия?

(Мы побывали  на берегу Волги. Познакомились с традициями и играми народов, живущих в Поволжье и т.д.)

 Гудок парохода - (дети выходят).

Вот и подошло к концу наше путешествие. А в память о путешествие по республикам  Поволжья я приготовила вам сюрприз.

Выбирайте, костюм,  народа Поволжья который  вам нравится.

 Нашли сюрприз?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе "Встречаем гостей народов Поволжья"

Открытое занятие в старшей группе на районном семинаре для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Пестречинского муниципального района по теме:"Реализация национально- регионального к...

Занятие " Встреча гостей народов Поволжья"

прививать любовь к родному краю, знакомить с историей марийского края,  Удмуртии  .знакомить с названиями марийских и удмуртских народных инструментов,  быта, национальных блюд , одежды...

КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Знакомство со сказками народов Поволжья» в рамках реализации проекта «В семье единой — Поволжья».

laquo;Знакомство со сказками народов Поволжья»Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное разв...

НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ _ О Русском народе (ч.1)

История русского народа...

НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ _ О Мордовском Народе

История мордовского народа...

НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ _ О Татарском народе

История татарского народа...