Современный музей как социально-креативный проект.
статья

Грищенко Татьяна Андреевна

Аннотация:

           Статья посвящена проблемам в обществе на тему «Традиции на Руси» создание в ДОУ мини-музея «Русская изба». В материале рассматривается актуальность темы для нового поколения детей. При исследовании проблемы были сделаны выводы о необходимости создания музея в ДОУ.  Работа проводилась при взаимодействие всех участников процесса воспитания и обучения детей (родителей, педагогов, детей). Мною был изучен и обобщен опыт ведущих педагогов по данной теме. И как результат реализован проект мини-музея в ДОУ «Русская изба» (опыт работы) Рекомендованные    издания авторов для изучения : Карачунская Т. Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ : интегрир. занятия / Под ред. К. Ю. Белой, Т. С. Комаровой. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 57с, программа О. Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Современный музей как социально-креативный проект.

Аннотация:

           Статья посвящена проблемам в обществе на тему «Традиции на Руси» создание в ДОУ мини-музея «Русская изба». В материале рассматривается актуальность темы для нового поколения детей. При исследовании проблемы были сделаны выводы о необходимости создания музея в ДОУ.  Работа проводилась при взаимодействие всех участников процесса воспитания и обучения детей (родителей, педагогов, детей). Мною был изучен и обобщен опыт ведущих педагогов по данной теме. И как результат реализован проект мини-музея в ДОУ «Русская изба» (опыт работы) Рекомендованные    издания авторов для изучения : Карачунская Т. Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ : интегрир. занятия / Под ред. К. Ю. Белой, Т. С. Комаровой. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 57с, программа О. Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Актуальность опыта.
Актуальность темы прослеживается по всему миру-экономический кризис, кризис воспитания подрастающего поколения. Дети в нашей повседневной жизни окружены в основном современными ритмами жизни, сильно искаженной иностранными словами речью, комиксами, гаджетами.  Нарушились традиции, существовавшие на Руси веками, прервалась нить между старым поколением и детьми нового поколения. В нашем городе есть много музеев. Как выяснилось (по опросу), что основная часть воспитанников детского сада ни разу не ходили в музей с родителями, причем по разным причинам. Бытует мнение, что рано посещать музеи с детьми дошкольного возраста.
Как же привлечь внимание родителей и педагогов к музею? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы решили создать собственный «Мини-музей» При обсуждении с коллегами было решено, что главной целью мини-музея будет распространение передового опыта ведущих педагогов, коллег по сохранению истинно культурных традиций русского народа для этого будет создана предметно-пространственная среда, организованны «выставки народного творчества, культура и быт родного края, проведены различные мероприятия по данной тематике.
Во исполнении Закона «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Их внес в Государственную Думу Президент РФ В.В. Путин.
Закон содержит определение понятия «воспитание» и раскрывает механизм организации воспитательной работы, которая в течение года с 1 сентября 2020 года до 1 сентября 2021 года должна стать составной частью всех образовательных программ. [http://duma.gov.ru/news/49264/]
Для реализации Закона об образовании в нашем ДОУ каждый год создается несколько творческих групп, одна из них творческая группа по мини-музею в ДОУ.

Задачи мини-музея:

-Формировались знания детей об особенностях русского национального уклада жизни, о предметах быта (ухват, чугунок, коромысло и др.), об орудиях труда,  национальной одежде, национальных блюдах;

-формирование интереса к русской духовной культуре через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;

-воспитание свободной и творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки и способности ориентироваться в современном мире.
Новизна опыта- Для формирования и распространения новых подходов к решению поставленных задач необходимо вовлечь во все мероприятия родителей воспитанников, заинтересовать проблемой, отвлечь детей от гаджетов, игрушек провоцирующих агрессию. Т.е. наладить тесное взаимодействие с родителями воспитанников, специалистами ДОУ, вовлечь творческих педагогов в деятельность, связанную по сохранению истинно культурных ценностей, воспитание нового поколения, с опорой на традиции. Опыт показывает при взаимодействии родителей с детьми складывается эмоциональная близость, улучшаются детско-родительские отношения, меняется кругозор, изменяется отношение родителей воспитанников к педагогам ДОУ, Появляются общие интересы связанные общим делом. Формируется устойчивое мировоззрение к формированию нравственных ориентиров у воспитанников, чувства гордости за родной край, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим, повышается профессиональный уровень педагогов, происходит обмен опытом по данной тематике.
Этапы реализации проекта:
Первый этап
-разработка необходимой документации (положение мини-музея, приказы на ответственных, составление плана работы мини-музея на учебный год)
Второй этап- Практический-реализация плана работы и корректировка в течение года. Все мероприятия разработаны с учетом возрастных особенностей детей. Старшие дети выступают в роли экскурсоводов (мероприятиями руководят дети) Педагоги выстаивают диалог в виде проблемы, которую необходимо решать совместно, используя исследовательскую деятельность.
Третий этап- Анализ, подведение итогов работы за год, составление плана-работы на следующий учебный год. В виде отчета – праздничные мероприятия каждый квартал, например «Русский самовар». «Чудо- Валенки» и др. Проведение онлайн-мастер классов, развлечений.
Принципы реализации проекта:
1. Наглядности. При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.
2. Природосообразности - мини-музей должен учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
3. Интеграции - мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности
4. Научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;.
5. Интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.
6. Мобильности. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно (например, выносится в отдельные группы в)
7.Доступности. Все экспонаты должны быть доступными для посетителей.
8.Гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
9.Регионального компонента — мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием их региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма. 

[https://ped-kopilka.ru/blogs/50173/opyt-raboty-sozdanie-mini-muzeja-v-dou.html]

В декабре 2018 года в нашем детском саду был организован мини-музей «Русская изба». В создании которого принимали участие не только педагоги, но и родители. Они помогали в создании экспозиций музея, наполняя их материалами.
Целью создания мини-музея было приобщение детей к истокам русской народной культуры, формирование духовных и нравственных качеств у подрастающего поколения.
Экспонаты музея использовались воспитателями на занятиях по познавательному развитию, развитию речи, изобразительной деятельности, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают патриотические чувства, любовь к родному краю и желания познавать культуру родного края. В процессе ознакомления с мини-музеем развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получают здесь положительные эмоции, учатся воображать.
Детям было очень интересно окунуться в быт наших предков, особенно привлекло внимание выставка домашней утвари –коромысла, ухваты, крынки, чугунки. Дети знакомились с устаревшими названиями посуды.
В музее были проведены посиделки совместно с родителями. В ходе которых дети знакомились с определёнными видами занятий, присущими только женщинам, рассматривали узоры на полотенцах, вышивку на наволочках, скатертях, обращали внимание на красоту изделий.
Таким образом, посещение музея позволяет ребёнку стать непосредственным участником событий, прикоснуться к страницам истории России тем более, что в организации музея участвовали сами дети и их родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ МУЗЕИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Музеи и искусство играют огромную роль в воспитании и формировании интеллектуально и культурно развитой личности....

Мини - музей в ДОУ. Обоснование проекта.

   Для формирования ценностных ориентаций личности  особое значение имеет музей, как хранитель  духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, мир событий ...

Современные здоровьесберегающие технологии в рамках проекта «Познай себя» в младшей группе детского сада

Здоровье – залог успешного развития всех сфер личности. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности. Современные здоровьесберегающие технологии расширяю...

Тема: «Мини-музей сказки» (детско – родительский проект дошкольников с ТНР)

Актуальность.Нарушения речевого развития затрудняют процесс формирования не только коммуникативной компетентности, но и всех остальных. Таким образом, вопрос о повышении эффективности работы с детьми ...

Методическая разработка музейно-образовательного проекта «Дети и музей». Краткосрочный познавательно-исследовательский проект.

            В последнее время в системе дошкольного образования появляются новые формы, методы и приемы организации обучения и воспитания детей. Одной из новых отр...

Мини-музей «Хлеб — всему голова» Проект "Хлеб - всему голова"

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых...