17 приемов, чтобы научить детей принимать решения на разных этапах занятия
консультация (подготовительная группа)

Киданова Оксана Егоровна

 

 

 

 

 

Данное методическая рекомендация предназначена для педагогов дошкольных учреждений, чтобы помчь научить детей приниматьсамостоятельные решения на разных этапах занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17_priemov.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

17 приемов, чтобы научить детей принимать решения на разных этапах занятия.

Содержание:

1. Актуальность.

2. Приемы на этапе «Обсуждение ситуации»

3. Приемы на этапе «Обсуждение вариантов решения ситуации».

4. Приемы на этапе «Рефлексия»

5. Приемы на этапе «Принятие решений»

6. Приемы на этапе «Планирование дальнейшей деятельности»

7. Ожидаемый результат.

Среди задач ФГОС, которые стоят перед педагогами, – научить дошкольников договариваться друг с другом, следовать правилам игры, делать выводы и действовать на их основании, а также выбирать, что делать, с кем играть, какие материалы использовать. Решить эти задачи воспитатели могут с помощью педагогических приемов.

Приемы на этапе «Обсуждение ситуации»

В начале занятия воспитатель обсуждает с дошкольниками реальную или сказочную ситуацию. Он предоставляет им слово, но контролирует ход беседы. Чтобы направить дошкольников, воспитатель задает вопросы, обращается к чувствам детей, просит их привести примеры из личного опыта. Педагог должен быть готов помочь детям, посоветовать, как поступить, если они попросят об этом. Есть четыре приема, которые помогут на этом этапе.

«Обрати внимание». Педагог подсказывает детям, на что обратить внимание, когда они обсуждают ситуацию. Дети определяют и называют существенные детали предмета, который рассматривают.

«Обратись за помощью». Педагог напоминает дошкольникам правило: «Если не можешь сам с чем-то справиться – попроси помощи у взрослых». Воспитатель говорит им, что, когда трудно что-то решить или выразить свои мысли, они могут попросить помочь им. Дошкольники по очереди обращаются с просьбой к сверстникам или педагогу. Так воспитатель формирует у детей умение просить и принимать помощь.

«Нельзя – можно». Педагог предлагает детям плакат. На нем – разные ситуации, как взаимодействуют между собой сверстники и герои мультфильмов. Дошкольники рассматривают плакат и определяют, можно так поступать или нет. Они убирают все иллюстрации, где персонажи нарушают правила, и оставляют те, на которых соблюдают. В результате дети сами составляют плакат «Правила дружбы».

«Вспомни». Педагог обсуждает с детьми ситуацию и на основе личного опыта приводит детям пример конфликта. Он предлагает им вспомнить ситуации из их жизни, результаты наблюдений за окружающим миром, информацию из разных источников: книг, телепередач, мультфильмов. Дети делятся мнениями, рассказывают, как они поступали в аналогичной ситуации, размышляют, как поступили бы сейчас.

Приемы на этапе «Обсуждение вариантов решения ситуации»

На этом этапе дети делятся мыслями, говорят свое мнение, как решить проблемную ситуацию. После того как ребенок высказался, воспитатель обращается к нему: «Как ты думаешь, ребята согласны с тобой? Спроси их об этом: «Вы со мной согласны?». Если кто-то из детей не принимает решение товарища, педагог обращается к нему: «Ты не согласен? Объясни, пожалуйста, почему?».

Тому, кто просто отрицательно оценивает идею товарища, педагог предлагает не говорить, хорошо это или плохо, а обсудить ее. Все вместе разбирают, подходит это решение или нет. Если ребенок недоволен, что ему подсказывают, воспитатель напоминает, что все делают общее дело и нужно принимать любую помощь, советы. Если дети начинают бунтовать или спорить, педагог тактично напоминает детям правила взаимодействия.

«Цветик-многоцветик». Педагог предлагает детям с помощью бумажного цветика-многоцветика обсудить, как решить ситуацию. Он показывает разноцветные лепестки и зачитывает, что написал на них. Каждый ребенок выбирает для себя лепесток и объясняет, почему взял именно его. Этот прием также можно использовать, чтобы напомнить дошкольникам правила. Тогда дети собирают лепестки в общий цветок и получают готовый наглядный материал.

«Паровозик». Педагог показывает детям поезд с вагончиками-кармашками или прозрачными файлами, на которые он прикрепил картинки с вариантами решения ситуации. Затем раздает каждому ребенку по два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. Педагог предлагает детям опустить «веселое личико» в вагончики с решением, которое им интересно и комфортно будет выполнять с другом, а «грустное личико» – где неинтересно и некомфортно. Таким образом, дети оценивают, нравится им решение ситуации или нет.

«Пустое кресло». Педагог записывает варианты решения ситуации на альбомных листах, раскладывает их на 4 стульях и зачитывает. Дети выбирают варианты и встают у соответствующего стула. Тот, кто имеет другое мнение, встает у стула со знаком «?». Каждая группа объясняет свой выбор.

Приемы на этапе «Рефлексия»

С помощью рефлексии педагог в процессе занятия определяет, насколько эти приемы помогли, а дети самостоятельно оценивают свое состояние и эмоции. В зависимости от задач педагог может провести один из видов рефлексии: физическую (успел – не успел), сенсорную (комфортно – дискомфортно), интеллектуальную (что понял – что не понял) или духовную (стал лучше – хуже). Рефлексию педагог проводит в середине и по окончании детской деятельности.

«Яблоня». Педагог показывает детям изображение яблони и предлагает прикрепить на него яблоки. Если в процессе совместной деятельности им было комфортно общаться со сверстниками, они выбирают зеленое яблоко, некомфортно – красное.

«Светофор». Педагог раздает детям карточки и предлагает ими «просигналить» свои впечатления. Дети поднимают карточки: зеленую – понравилось; желтую – понравилось, но не все; красную – не понравилось, было скучно.

«Елочка настроения». Педагог раздает детям вырезанные из бумаги шишки. Дети рисуют на них свое настроение и прикрепляют на елочку.

Приемы на этапе «Принятие решений»

Цель этого этапа, чтобы дети коллективно приняли решение. Для этого сначала педагог озвучивает им решение, которое бы принял он. Затем организует обсуждение, спрашивает мнение дошкольников. Дети высказываются, как поступили бы они, и предлагают свой вариант.

Дошкольники могут принимать самостоятельные решения, когда свободно исследуют пространство: в контактном зоопарке, музее, галерее и т. д. Вместе с взрослыми они могут обустроить групповую комнату, выбрать очередность игры, маршрут движения на экскурсии. Они сами могут придумать, что подарить малышам, решить участвовать в педагогических и экологических проектах и акциях. Педагог должен поддержать их идеи и помочь реализовать предложения – акции, проекты, экскурсии, которые они инициировали.

Педагог учит детей делиться своими идеями, сотрудничать и вырабатывать общую точку зрения не только с другом. Для этого он предлагает детям разные способы, как можно распределиться на пары (тройки или микрогруппы). Так дети учатся налаживать контакт и совместно принимать решения.

«Цветные шнуровки». Педагог распределяет воспитанников на пары с помощью шнурочка. Для этого он кладет на стол шнурочки разного цвета по количеству, равному половине детей в группе, и закрывает их ладошкой. Дошкольники выбирают и тянут за конец шнурочка слева или справа от ладони взрослого.

«Найди пару». Педагог предлагает детям распределиться на пары по картинкам. Они объединяются с теми, кому достанутся фрагменты, из которых можно составить целую картинку.

«Случайный выбор». Чтобы распределить детей на пары, педагог раздает им карточки. В одну группу объединяются те, кому достались карточки с одинаковым цветом, формой, картинкой.

«Жмурки». Педагог завязывает детям глаза и дает задание: распределиться на пары (тройки или микрогруппы). Дошкольники на ощупь ищут себе партнера. Кто нашел – снимает повязку с глаз.

«Считалки». Педагог предлагает детям распределиться на пары с помощью считалки. Дошкольники самостоятельно выбирают считалочку или тянут жребий.

«Договоритесь». Педагог просит воспитанников распределиться на пары (тройки или микрогруппы) по желанию. Дети договариваются между собой, кто с кем хочет взаимодействовать.

Приемы на этапе «Планирование дальнейшей деятельности»

Когда дети приняли основное решение, они вместе с воспитателем выбирают способы, чтобы реализовать это решение в группе, распределяют личную ответственность. В конце занятия педагог подводит итоги и оценивает результат от приемов, которые он использовал. Обсуждает с детьми, что они узнали нового, просит оценить занятие и свою активность на нем.

«Дерево творчества». Педагог предлагает дошкольникам подвести итоги совместной деятельности – прикрепить на дерево листья, цветы, плоды. Если дети будут соблюдать правила дружбы – они прикрепляют плоды, если будут соблюдать не всегда – цветы, а если не будут соблюдать – листики.

«Я попробую сам». Педагог просит детей по кругу высказаться одним предложением, чтобы подвести итоги и понять, как дети освоили материал. Начало фразы они выбирают с листа или экрана: я буду выполнять…, теперь я могу решать…, у меня получится…, я смогу…, я попробую сам…

 

Что даст детям умение принимать осознанные решения –

  • они станут увереннее в своих силах, почувствуют собственную значимость;
  • научатся брать ответственность за свои действия;
  • осознают свои права и обязанности;
  • смогут находить способы решения проблемной ситуации;
  • научатся уважать мнения и потребности других, станут эмоционально отзывчивыми, способными прислушиваться к чужому мнению;
  • расширят круг общения, получат опыт партнерских отношений и сотрудничества с детьми и взрослыми;
  • будут проявлять инициативу и самостоятельность;
  • научатся регулировать свое поведение на основе социальных норм и правил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работоспособность и активность дошкольников с задержкой психического развития на разных этапах занятия"

Об использовании ИКТ в работе с дошкольниками с задержкой психического развития...

Творческое задание Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью. Склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях

Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения? Экспериментирования слишком фантастичны, поэтому не очень вписываются в нормы поведения.Люб...

Методическая копилка речевых игр. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста на разных этапах.

Данная методическая копилка содержит различные речевые игры для использования на занятиях по развитию речи у детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста, а так же в подготовительных группа...

Буклет для родителей "Что необходимо для того, чтобы научить детей хотеть заниматься"

В буклете для родителей предложены практические советы и рекомендации, как помочь ребенку полюбить занятия. Это актуальная проблема затрагивает родителей и детей во многих семьях. Детская душа ра...

17 приемов, чтобы научить детей принимать решения на разных этапах занятия

Среди задач ФГОС, которые стоят перед педагогами, – научить дошкольников договариваться друг с другом, следовать правилам игры, делать выводы и действовать на их основан...

Развитие памяти детей дошкольного возраста на разных этапах дошкольного детства

Развитие памяти детей дошкольного возраста на разных этапах дошкольного детства....

Рекомендации родителям и воспитателям "Что делать взрослым, чтобы научить детей безопасному поведению в опасной ситуации"

Рекомендации родителям и воспитателям "Что делать взрослым, чтобы научить детей безопасному поведению в опасной ситуации"...