«Проект, как основа развития ребенка»
консультация (подготовительная группа)

Боярчук Анастасия Анатольевна

В наше время  система развития дошкольного образования испытывает существенные изменения. Активное проникновение научного  прогресса во все сферы общественной жизни требует от воспитателя выбрать самые эффективные средства обучения и воспитания детей на основе современных методов и интегрированных технологий.

 Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребёнка.     Поэтому в последнее время в практике  работы детского сада активно применяются инновационные  технологии, методы и формы развития дошкольников.  И как понять, какая из инновационных технологий более эффективна, что она даст ребёнку дошкольного возраста, чем она сможет помочь малышу в приобретении элементарных знаний и   практического опыта.

  По мнению многих коллег одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.

В переводе с греческого проект – путь исследования, а от лат. projectus, букв. - брошенный вперед. Также под проектом можно понимать специально организованную взрослым и выполняемую детьми совокупность действий, завершающуюся созданием творческих работ.

Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт.

Известный учёный А. Эйнштейн сказал в своё время: «Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя «колумбами», не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни…». Свободу и возможность познать себя, на мой взгляд, предоставляет проектная деятельность, позволяющая ребенку не ощущать «давления» со стороны  взрослых.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу как в условиях детского сада, так  и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.

Во-первых, помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, развитие интереса к достижению желаемого результата.

 Во-вторых,  способствует  поиску новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. 

В-третьих проектная деятельность помогает развивать  познавательную инициативу. 

Основа проектного  метода состоит в организации  развития  самостоятельности  у  детей  в процессе   исследовательской, познавательной, продуктивной деятельности, с помощью    которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

В настоящее время проектная деятельность органически вошла в   образовательный процесс  нашей дошкольной организации.  На протяжении учебного года мною планируются и реализовываются  проекты с различной тематикой и  социальной значимостью.

 Это проекты:

• творческие «Дружба народов», «День защитника Отечества», «Крепка семья – крепка Россия» (оформление результата в виде детского праздника);

• информационные «День народного единства», «Моя семья», «Моя родная станица» (дети собирают информацию и реализуют ее);

• ролевые «Айболит», «Мой детский сад», «Больница» (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки, решают по-своему поставленные проблемы);

• исследовательские «Удивительный мир часов», «Снег-снежок», «Чудеса из мыла» (дети экспериментируют, а затем результат оформляют в виде газеты, драматизации).

Каждый мною разработанный проект требует четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.

Моя задача  – сформулировать проблему, осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательно-исследовательской  деятельности. Для себя я определила практический способ  введения  детей в тему проекта, который  связан с использованием моделей «трёх вопросов»:  Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?

В практической   части проекта осуществляется конкретная  работа с детьми, взаимодействие со специалистами ДОО (если это необходимо), сотрудничество   с родителями. Для этого проводится работа по созданию условий, необходимых для реализации проекта.  Прежде всего это правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда.   Создавая развивающую среду в своей группе, всегда стараюсь учитывать возраст детей, их потребности. А самое главное, чтобы у ребенка был выбор, где и с кем ему играть. Для познавательно-исследовательских проектов подбираю специальные дидактические и развивающие игры, создаю презентации, готовлю разнообразные атрибуты и материалы для исследований и опытов и т.д. Все это находится в доступном для детей месте, безопасно и эстетично оформлено.

 Решая различные познавательно-практические задачи, мои воспитанники  приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых - порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску знаний.

В нашем детском саду есть специалисты, к которым можно обратиться в процессе работы над проектом. В зависимости от темы, направления, проблемы, они помогают в осуществлении поставленных целей и задач. Во взаимодействии со специалистом мы даем возможность детям повысить самостоятельную активность, развивать творческое мышление, помогаем разными способами находить информацию об интересующем предмете, а так же делаем образовательную деятельную систему открытой для участия родителей.

Благодаря участию родителей в проектной деятельности у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, наблюдается значительное продвижение в развитии. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым.

     Важно, чтобы проект сопровождала презентация, с помощью показа дети лучше усваивают полученную информацию. В ходе показа презентации у детей раскрывается творческий потенциал, ребята находят применение  знаний, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.

      По   итогам реализованного проекта, мною составляется  отчет о проделанной работе. Определяю, что нового для себя узнала, какие пути  решения проблемной ситуации нашли вместе с детьми, удалось ли мне обеспечить в целом благополучный климат в группе.  

Подводя итог, можно  смело сказать, что проектная  деятельность является основой развития ребёнка, которая    расширяет  кругозор   маленького исследователя. Ребенок  испытывает чувство гордости, учится анализировать, планировать, ставить определенные цели и находить желаемый результат. Через проектную деятельность развиваются  не только интеллектуальные, но и коммуникативные навыки: речь, общение, чувство взаимопомощи, а также  фантазия, чувство прекрасного. Работа над проектом  способствует и моему развитию, как воспитателя, т.к.  и  для себя я открываю   новые знания и инновационные технологии, постоянно  занимаюсь самообразованием. Кроме  того и родители воспитанников понимают значимость проводимой работы, активно    включаются в проектную деятельность, тем самым создают радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

 

 

Используемая литература:

1.Виноградова Н.А. «Образовательные проекты в детском саду». Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.

2. Веракса Н. Е. «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-синтез, 2008.

3. Золотухина А.А. «Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного возраста»(предметная область «Художественно-эстетическое развитие») 

4. Киселева Л.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» — М.: АРКТИ, 2003.

5. Тимофеева Л.Л. «Проектный метод в детском саду». «Мультфильм своими руками». — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.

6. Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» .Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. № 4.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Социально – личностное развитие ребенка» (для детей подготовительной к школе группы)

Проект«Социально – личностное развитие ребенка»(для детей подготовительной к школе группы)...

Проект «Сказкотерапия-основа развития речи детей».

Ритм и условия современной жизни обостряют чувствительность ребенка, повышают его тревожность. Усваивать правила жизни ему приходится через стрессовые ситуации. Для детей с проблемами в развитии речи,...

Консультация для родителей детей младшего возраста на тему:"Игра и общение, как основа развития ребенка"

О необходимости игры, а также о важности бесед с детьми, о расширении их кругозора через игру и общение....

Возрастные основы развития ребенка

возрастные основы развития ребенка...

Родительское собрание: Речь как основа развития ребенка

В статье приведены этапы развития речи ребенка и даны рекомендации родителям, как правильно общаться с младшим дошкольником на начальных этапах его речевого развития. В конце статьи приведен методичес...

Статья на тему: «Игровая деятельность как основа развития ребенка»

Статья на тему: «Игровая деятельность как основа развития ребенка»Согласно иерархии человеческих потребностей, сформулированной А. Маслоу, выделяются потребности дефицита, к которым относя...

Консультация для педагогов «Игра – основа развития ребенка»

Данная консультация может помочь педагогам организовать сюжетно-ролевые игры в группе, обогащать их и понимать их ценность....