«Социально-познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»
материал

Фисюкова Елена Петровна

«Социально-познавательное развитие детей

старшего дошкольного возраста»  диссеминация опыта работы

среди слушателей городской инициативно-творческой группы

«Педагог-исследователь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_fisyukovoy_e.p.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 7 «ЗОЛУШКА»  

ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«Социально-познавательное развитие детей

старшего дошкольного возраста»  

диссеминация опыта работы

среди слушателей городской инициативно-творческой группы

«Педагог-исследователь»

 

.

Подготовила:  

                                                      Фсюкова Елена Петровна,

                                                                      воспитатель

МДОАУ ДС №7 Золушка г.Тынды

г. Тында, 2021.

Дошкольный возраст – важнейший этап всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных социальных ценностей. И в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы социально-коммуникативных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к окружающему миру и его проявлениям во всем его многообразии. Мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства: сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других людей и формируется собственное поведение.

Настоящее и будущее нашего общества и государства в целом, определяются социальным здоровьем народа, его бережным сохранением и развитием культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов Российской Федерации. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

В методологическую основу моего опыта по реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция нравственного развития и воспитания личности как гражданина России.

Специфика детского сада такова, что каждые пять-шесть лет к нам приходят новые дети из разных семей. Приходят разные воспитанники: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые, физически и психически здоровые и с ОВЗ. И перед нами всегда стоит вопрос - как объединить их в один дружный коллектив сверстников, умеющий дружить, проявлять заботу о сверстниках? Как научить состраданию и сочувствию? Как заставить их душу «трудиться»? Как сделать нравственные нормы и правила потребностью, необходимой частью всей жизни?

Выбору моей работы по самообразованию способствуют годовые задачи нашей дошкольной образовательной организации по углубленному изучению данной темы и разработки эффективных форм работы с детьми и родителями.

Цель моей работы заключается в формировании социализации и коммуникации воспитанников посредством игр со строительным материалом, наблюдениями за окружающей средой и чтением художественной литературы, в  условиях дошкольной образовательной организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи, определённые программой «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы с учётом интеграции пяти образовательных направлений.

В моей группе, работа по социально-коммуникативному развитию ведётся в соответствии с рабочей программой с учётом требований ФГОС дошкольного образования через разнообразные формы работы с детьми и их родителями.

В группе создана предметно-развивающая среда, которая отражает все задачи социально-коммуникативного развития детей, ведь современному ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы и познавательные потребности.

В этом году в группе приобретены дидактические пособия «Народы России и ближнего зарубежья», «Семья»; настольные игры «Что такое хорошо и что такое плохо», «Профессии», «Мой дом», «Переполох на ферме», «во саду ли в огороде», пополнен журнал «Традиции группы» новыми страницами «Хоровод дружбы».

Социально-коммуникативное развитие детей происходит в процессе организации различных видов деятельности: беседы, игры, экскурсии, труд в природе, продуктивные виды деятельности со строительным материалом, досуги и праздники.

В ходе решения задач социально-коммуникативного развития, появилась необходимость в ознакомлении с окружающей действительностью. В этом нам помогают экскурсии по улицам родного города, экскурсий в кинотеатр, Тындинский историко-краеведческий музей, эколого-биологический отдел Центра детского творчества. Дети знакомятся с достопримечательностями города, участвуют в экскурсиях, праздничных мероприятиях, в процессе которых учатся соблюдению норм и правил поведения в общественных местах. В процессе посещения выставок в музее дети знакомятся с талантливыми людьми, их творчеством и их самобытностью. Мой опыт работы с учреждениями социума показал, что активная позиция дошкольной организации положительно влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает воспитательный и образовательный процесс более открытым и полным. Используя позитивный опыт взаимодействия с социальными институтами, все участники получают хороший стимул к сотрудничеству.

Огромное значение в воспитании детей имеет метод проектов. В настоящее время в группе реализуется проект «Экология Тынды», в процессе которого дети знакомятся с профессиями людей по уборке снега, и мусора с дворовых территорий. В феврале-марте педагоги с детьми планируют работу над проектом «Моя Родина. Моё Приамурье». В работе над проектами дети, получали индивидуальные задания, проявляя инициативу, сообща друг с другом, познакомят сверстников со своей семьёй, увлечениями семьи, природе родного края. Расскажут о значении герба семьи, каково его значение, как он отражает интересы и увлечения членов семьи и города.

Решая поставленные задачи социально-коммуникативного развития  невозможно без ознакомления детей с художественной литературой и наблюдений за явлениями природы и погодой.

Дети учатся оценивать поступки и поведение литературных героев, «примерять» на себя роль будущего школьника на примере коррекционных сказок М.А. Панфиловой «Лесная школа». Например, сказка «Ябеда» позволяет определить значение этого слова и поведения, связанного с ним. Такие сказки как «Аккуратность», «Списывание», «Волшебное яблоко» помогают детям разобраться в сложных и неоднозначных ситуациях, которые могут возникнуть у будущих первоклассников. Для достижения поставленных задач в нашей группе активно используются мультфильмы и театрализации: «Подарок для друга», «Маша и волшебное варенье», «Мешок яблок», «Королева - зубная щётка», «Живая шляпа», «Косточка» и др.

Литературные произведения позволяют определить поступки героев, дать оценку и проанализировать такие качества личности как зазнайство, хвастовство, жадность, трусость, неряшливость и ложь.

Можно сделать вывод, что подобранный нами литературный материал, незаменим в социально-коммуникативном развитии ребёнка, который позволяет детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.

Мы используем уникальную возможность взаимодействовать детям из разных возрастных групп, так как вместе гуляем и проводим праздники с детьми параллельных групп. Дети учатся взаимодействовать не только в группе сверстников, но и с детьми помладше и постарше. Так в процессе организации игр, наблюдений, экскурсий, дети старшей группы могут проявить заботу и наставничество к детям среднего возраста. А дети среднего возраста учатся, например правилам игры, умению слушать старшего по возрасту.

Социально-коммуникативное развитие затрагивает все виды детской деятельности. Дети учатся работать в подгруппах вместе в процессе подготовки к ООД, дежурства, уборки участка или игровых уголков. Это позволяет распределять обязанности между собой, договариваться, проявлять уважение к труду всех членов коллектива. Во время коллективных игр и самостоятельной деятельности дети учатся управлять собой, своими эмоциями и поведением, а главное делиться деталями и игрушками. При помощи игр мы более легко решаем самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками и окружающему миру в целом.

Увлечения детей помогают узнать о внутреннем мире ребёнка, его интересах, позволяют узнать его игровые предпочтения и организовать среду с учётом их интересов. В группе продолжена работа по ознакомлению с личными коллекциями. Личные коллекции детей помогли им делиться игрушками, понять, что личные вещи можно взять только с разрешения хозяина по просьбе.

 Коллекции в группе выставляются в доступном для детей месте и позволяют детям играть ими. Дети вместе решают собрать коллекцию игрушек из киндер-сюрпризов, машинок, конструкторов и др.

В процессе проделанной работы дети стали проявлять активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате, которого формируется «детское общество». В группе созданы определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками стало важным фактором полноценного формирования личности. В коллективной деятельности (игра, труд, общение) дети осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Всё это, безусловно, способствует накоплению социально-коммуникативного опыта. Так как, по мере своего развития ребенок примеряет на себя различные профессионально ориентированные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына или дочери. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы о ближнем человеке. И чем разнообразнее будет репертуар ролей, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

В социально-коммуникативном развитии и духовно-нравственном воспитании детей, большая роль принадлежит не только дошкольной организации, которую посещает ребёнок, но и его семье. Вся воспитательная работа в нашей группе строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей.

Работа ведется параллельно, педагоги и родители дополняют друг друга и решают следующие задачи:

- определение единого подхода в воспитании детей;

- педагогическое просвещение посредством новинок научной и художественной литературы;

- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольной организации.

Встречи с родителями организуются в виде родительских собраний, праздников, досугов, раздачи памяток, буклетов, общение в интернет группе «Ватсапп». Один раз в неделю, проводится работа клуба для родителей «Гнёздышко», изучаем русские обычаи и традиции народного гостеприимства.

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых - родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей. Мы стараемся привлекать родителей к совместной деятельности.

В группе организовываются выставки «Осенние пейзажи моего города», «Закалка, спорт, движение - всех целей достижение», «Рисунки по произведениям Л.Ф. Шубной». В группе пополняется альбом «Личной страничкой семьи в групповом альбоме». Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые родительские собрания, выставки, в группе организован проект с родителями «Родитель – как воспитатель своего ребёнка», которые позволяют выработать единые стойкие подходы к формированию социально-коммуникативного развития, духовно-нравственных и патриотических чувств детей.

Востребованы такие формы работы, как «Справочное бюро» и «Копилка идей». Родители берут на себя определённые роли в совместных мероприятиях. У нас есть добровольцы в волонтёры - это те родители, которые не безразличны и с энтузиазмом  включаются в  помощь нам педагогам, готовят необходимые материалы, красочно оформлять стенды, активно участвовать в коллективных акциях. Некоторые родители уже не первый год являются помощниками и выполняют определённые поручения, взятые на себя обязательства в подготовке предстоящих праздников и предметно-развивающей среды группы.

В группе организовывается разнообразная совместная деятельность педагогов, детей и родителей. Родители с удовольствием участвуют в праздниках и развлечениях. Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своих народов, проживающих в Приамурье, к семейным традициям, проявляют внимание и уважение к близким и родным людям, учатся взаимодействовать в коллективе.

Педагогическое наблюдение за развитием детей в процессе проделанной работы показало, что уровень развития детей повысился (3,3 балла – сентябрь 2020г., 3,7 баллов – январь 2021г.). Поставлены новые цели и намечены новые задачи работы, последовательно решаются и имеются дальнейшие перспективы.

В условиях пандемии и повсеместного разобщения мы продолжаем работу по развитию социально-коммуникативных навыков, формированию духовно-нравственных и патриотических чувств детей используя ИКТ, как инновационным подходом к взаимодействию с семьями и социумом в офлайн (дистанционном) формате:

- обобщение опыта семейного воспитания «Семейные традиции – дружная семья»;

- завершение проекта совместно с родителями «Родитель как воспитатель своего ребёнка»;

- календарные праздники «Новый год, 23 февраля,8 Марта, день Победы и др.»;

- посещение библиотеки с детьми и родителями «Книги об окружающем мире, нравственности», проведение совместного досуга с родителями «Путешествие по улицам  города Тынды»;

- проведение родительского собрания «Роль семьи в социально-коммуникативном развитии, духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей».

Подводя итог своего выступления можно сказать, что понятия социально-коммуникативного развития и духовно-нравственного воспитания - всеобъемлюще. Они пронизывают все стороны жизнедеятельности человека, которые присутствуют во всех сферах деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации МДОБУ ДС №7 Золушка города Тынды. Это важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного гармоничного социально-коммуникативного развития личности, воспитания нравственно-патриотических чувств и формирования такого интегративного качества личности как гражданственность.