"Тонкая моторная координация у детей"
методическая разработка

Афонина Елена Владимировна

тонкая моторная координация у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tonkaya_motornaya_koordinatsiya_u_detey.docx53.57 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр на развитие тонкой моторной координации у детей.

Игра «Умная рыбалка»

Сделайте удочку из карандаша. Для этого отступите один сантиметр от конца карандаша, ножом сделайте круговой надрез, привяжите толстую нитку. На ее конце прикрепите магнит. (Можно использовать палочку с магнитом, из конструктора.)

Из жестяных банок вырежьте разные геометрические Фигурки. Фигурки нужно положить на поднос, и ребенок должен при помощи удочки перенести их на другой поднос. Помогайте ребенку снимать фигурки, чтобы он случайно не порезался.

Если вместо рыбок использовать магнитные шарики из конструктора, то опасаться, что ребенок поранится, не придется.

Игра «Тактильный мешочек»

Подготовьте одинаковые крышечки, их число должно быть четным. Можно взять крышечки от коробок сока или пластиковых бутылок, питьевого йогурта.

В качестве тактильного материала можно использовать наждачную бумагу, ковролин, ткань с разной фактурой (вельвет, джинсовая ткань, гобелен, мех, вязаная ткань), кожу, гофрокартон, тонкий пенопласт, сетка от комаров и т. д. По размеру крышек вырежьте по два кружка каждого материала и вложите кружочки в смазанные клеем крышечки. Сшейте красивый мешочек из плотной ткани.

Правила игры: положите в мешочек несколько пар крышечек (начинать можно с двух пар, постепенно увеличивая их количество).

Ребенок на ощупь распознает, что наклеено в крышечке, и вытаскивает одинаково наклеенные крышечки.

«Ладошки»

Наши руки, наши пальцы тесно связаны с развитием речи. И игра с пальчиками и ладонями ребенка, даже самая простая, стимулирует развитие речи и мелкую моторику. Еще наши бабушки, наши прабабушки знали, что нужно массажировать ладошки малыша с самого рождения. Например, всем известная игра для малышей «Сорока-ворона кашку варила...», есть пример массажа ладоней ребенка. Именно «Сорока-ворона» с ее круговыми движениями по ладони воздействует на пищеварение, а несильные нажатия на кончики пальцев стимулируют развитие речи. Интересно и то, что большое внимание уделяется мизинцу, и это тоже неспроста. Мизинец предполагается помассировать тщательнее других, так как считается, что на мизинце расположены точки, отвечающие за сердце, печень и почки. Игры с пальчиками и ладошками, которые сопровождаются стихами, положительно влияют на развитие речи, развития ритма у ребенка. Важно все игры проводить и на правой руке, и на левой.

«Сорока-ворона кашку варила...»

Движение делаются по спирали от центра ладони, слегка надавливая пальцем, в такт стихам, на левой ладони по часовой стрелке, на правой — против часовой.

Сорока-ворона

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

(Берем большой пальчик, слегка нажимаем на него и загибаем.)

Этому дала,

(Берем указательный пальчик, слегка нажимаем на него и загибаем.)

Этому дала,

(Берем средний пальчик, слегка нажимаем на него и загибаем.)

Этому дала,

(Берем безымянный пальчик, слегка нажимаем на него и загибаем.)

А этому ничего не дала,

(Берем мизинец, слегка нажимаем, как бы покачивая, массируя весь пальчик, и загибаем.)

Он дрова не рубил,

Печку не топил,

Гостей не звал.

Когда ребенок начинает сам играть в эту игру, с удовольствием демонстрируя то, чему он научился, побуждайте его менять ручки.

Для детей дошкольного возраста такие игры остаются хорошей забавой. В процессе игры ребенок легко заучивает движения и стихи.

Еще одна игра, известная уже очень давно «Мы капусту рубим, рубим. Мы морковку трем, трем....» Все Движения соответствуют действиям, описанным в стихотворении.

«Помощники»

Мы сегодня помогали,

(Постукивание кулачками одним о другой, меняя положение рук — то одна рука сверху, то другая.)

Со стола все убирали.

(Движение рук от себя влево и от себя вправо.)

Перемыли все тарелки,

(Поглаживание ладошек.)

И разбили лишь одну.

(Поворачиваем кисти рук то ладонями вверх, то вниз, пожимая плечами.)

А потом мы подметали,

(Делаем вид, что подметаем, немного наклоняясь.)

Веник мы у мамы взяли.

Мыли пол, пыль вытирали.

(Делаем плавные движения руками влево, вправо и вверх, вниз.)

Очень сильно все устали.

(Проводим то одной рукой по лбу, то другой.)

На занятиях, где ребенку приходится много писать, обязательно нужно давать немного отдохнуть рукам. Этот отдых необходим и для того, чтобы у ребенка была смена деятельности и он не устал от письменных работ. Самая известная всем зарядка и игра «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали...» под этот стишок делают расслабляющие движения, словно стряхивают воду с рук.

Легкие и короткие разминки

Мы писали, мы писали,

(Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Ручки в стороны убрали.

Два притопа, два прихлопа

Топаем, хлопаем.

Началась опять работа.

(Потираем ладонью о ладонь.)

В небе птицы пролетали

(Руки чуть подняты над головой)

Птицы крыльями махали.

(и перекрещены, взмахи кистями рук.)

Ветер дул навстречу им,

(Машут руками на лицо, словно обмахиваясь веером.)

Словно властный господин.

И, конечно, игра «Камень, ножницы, бумага», которая пришла к нам из Китая. Дети с четырех лет прекрасно понимают правила игры и с удовольствием играют в нее.

Слова: камень, ножницы, бумага. Цу-е-фа.

На последние слова выкидывается ладонь, которая показывает определенный знак. Камень затупит ножницы, ножницы режут бумагу, а бумага заворачивает камень. Продемонстрируйте ребенку, как это происходит, чтобы он не запутался.

«Весёлые фигурки»

  • Воспитатель предлагает детям разобрать прищепки по цветам: жёлтые, синие, зелёные и т.д.
  • Воспитатель просит детей прикрепить: солнышку жёлтые лучики; ёлочке зелёные иголки, тучке синий дождик.
  • Взрослый предлагает ребятам прикрепить солнышку – 3 жёлтых лучика, ёлочке – 4 зелёные иголки и т.д.
  • Взрослый просит ребят сделать солнышку разноцветные лучики чередуя желтый, зелёный, синий цвета, а ёлочке – справа прикрепить жёлтые иголочки, а слева – синие и т.п.

«Разноцветные камешки»

Задания:

  • Воспитатель предлагает детям разобрать камешки по цветам: жёлтые, синие, зелёные; по форме и т.д.
  • Воспитатель просит детей сделать дорожку из пяти камешков, после чего «умным» пальчиком посчитать их слева на права и справа на лево (прямой и обратный счёт)
  • Взрослый предлагает детям сделать дорожку из камешков, причём сначала просит положить на стол красный камешек, затем – жёлтый, зелёный, синий и т.д.
  • Воспитатель просит детей сделать дорожку из камешков, сначала – 1 красный камешек, затем – 2 жёлтых, 3 зелёных, 4 синих и т.д.

«Фасоль»

  • Воспитатель просит детей сделать дорожку из фасоли.
  • Взрослый предлагает выложить из фасоли какой-то рисунок (можно букву) . Например, выложить букву «А», «Т», «Н».
  • Воспитатель просит к 3-м фасолинам добавить ещё 2-е и подсчитать сколько получилось всего; убрать 3 фасолины и подсчитать сколько осталось; добавить 4 фасолины и сказать сколько всего на столе фасоли и т.п.
  • Взрослый предлагает рассортировать фасоль на три баночки.

«Мозаика»

  • Воспитатель предлагает детям сделать дорожки: 1-ю – красную, 2-ю – жёлтую, 3-ю – зелёную и т.д.

  • Взрослый просит сделать из мозаики какой-то рисунок. Например, зелёную травку, синий дождик и т.п.
  • Детям даётся задание сделать дорожку из мозаики, чередуя цвета: красный, жёлтый, зелёный, голубой, синий, красный, жёлтый…

«Делаем бусы»

  • Воспитатель просит рассортировать бусинки.
  • Взрослый предлагает ребятам сделать бусы чередуя цвета и формы бусинок.
  • Детям даётся задание сначала нанизать 1 оранжевую бусинку, затем – 2 жёлтые, 3 розовые, 4 ромашки, 5 ракушек.

Игры с карандашом.

Оборудование: карандаш

  1. Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
  2. Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.

Работа с резинкой

Оборудование: резинка, коробка

1. Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).

2. «Гусли». На картонную коробку с отверстиями в крышке натягиваются тонкие резинки. Ребёнок, перебирая пальцами, играет на «гуслях».

«Волшебный мешочек»

Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.

Цель:        В этой игре ребёнок развивает зрительные внимание,

память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.

Игры с шариками.

Оборудование: разнообразные шарики

1 .Попасть шариком в цель (в игрушку).

  1. Прокатить шарик по столу:        подтолкнуть правой, поймать левой рукой.
  2. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.
  3. «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

Игры с бусинками.

Оборудование: бусинки, ниточки

  1. «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.
  2. Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.
  3. Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.
  4. Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.

Игры со шнурками.

  1. Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:
  • перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;
  • «прошагать» по лесенке из шнурка;
  1. «Плетение» из шнурка узора: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.
  1. Различные шнуровки.
  1. Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».

Игры со счётными палочками.

Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.

  1. Выкладывание геометрических фигур.
  2. Составление узоров.
  3. Выкладывание предметов.

Игры по развитию тактильной памяти.

Цель: Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.

Материал: карточки с разной на ощупь поверхностью

Мех

Наждачная бумага

Байка (фланель)

Капли воска

Верёвка зигзагами

Целые палочки

Поломанные палочки

Бархат

Вельвет

Фольга

Целлофан

1 .«что на что похоже»

Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.

  1. « Кто какой на ощупь»

Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.

  1. «Улетай, горе»

Попросить разложить дощечки так, чтобы в начале ряда оказалась самая неприятная, а в конце самая приятная. Спросить, какие события (неприятные или приятные, грустные или радостные) напоминает та или иная дощечка.

Игры с прищепками.

Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур.

Цель:   1.Развитие мелкой моторики.

  1. формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);
  2. развитие чувства ритма;
  3. развитие конструктивного мышления;
  4. формирование положительного настроя на работу.

Работа с мозаикой

Оборудование: мозаика различных видов, образцы
выкладываемых фигур.

Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

Макароны, горох, фасоль,
разные семечки.

  1. «Золушка»: насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.

Усложненный вариант:        попросите ребенка брать

горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

  1. Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.
  2. «Месим тесто». Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.

А."Кто больше соберет фасоли?" — собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках.

  1. «Бусы для любимой бабушки.» Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача: нанизать макаронины на шнурок.
  2. «Покорми Куклу». Под пробкой-шапочкой нарисована

смешная рожица, а вместо рта - отверстие диаметром 1-1,5 см (края обработаны скотчем). Предложите ребенку:        "Давай

покормим куклу макаронами!" Такие куклы особенно любят ракушки, рожки.

Найди приз!

Оборудование: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое).

Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача - развернуть оставшиеся "конфетки" и аккуратно сложить фантики.

Пуговицы

Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок

  1. «Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.
  2. «Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.
  1. Цель: Игра развивает внимание, восприятие.
  • Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.
  • Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью
  1. Цель: Игра развивает зрительно-моторную координацию.

 Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Дети соревнуются, чья стопочка будет выше.

  1. Игра "Пуговица ".

Цель: развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

             Картотека

            Игровых упражнений

( способствующих развитию мелкой моторики рук детей)

.                  

                                Игры  -  упражнения

                                      (c карандашом.)

                           «Весёлый карандашик»

Цель:    Формирование  двигательной  активности  и  гибкости  пальцев  кистей  рук,  развитие  слухо  -  моторных  координаций,  чувства  ритма.

Учить  подражать  действиям  педагога , понимать  его  словесные  установки.    

2-1

Упражнения с карандашом

Возьмите  неотточенный  карандаш  ( или два  карандаша), зажмите  его  между  ладонями  и  потрите  (  см.  фото  1  )

(Дети  перекатывают  карандаш  между  ладонями. )

-Послушайте , как  он “ шуршит.”  Разогреем  ладошки. “Пошумим “ у  правого  уха  ,у  левого.  А  теперь  я  послушаю,  как  он”  шумит “ у  вас (наклоняется  то  к  одному , то  к  другому  ребёнку).  Молодцы!

2-2

Упражнения с карандашом

Дети , поставьте  локти  на  стол.  Возьмите  карандаш    за  кончики  тремя  пальцами  правой  руки  и  тремя  пальцами левой  руки  и  покрутите  его  вперёд и  назад ( см.  фото2)

Отложите  карандаш,  опустите  руки, встряхните  ими.

2-3

Упражнения с карандашом

Зажмите  карандаши  в  четырёх  пальцах  правой  и  левой  рук , согнутых  к  ладоням( см.  фото5)

Наклоните  пальцы  с  карандашами  к  ладошкам ( см.  фото  6)  и  снова  верните  их  на  место.  (Повторить  3-  4раза.)

2-4

Упражнения с карандашом

…..Прыгали  лягушки  по  опушке  и  громко  квакали.   Услышал их  ветер , пригнал  тучку , и  пошел  из  неё  дождик….   Кап  да  кап ,  кап  да  кап, тук  да  тук….

Дети , давайте  покажем,  как  идёт  дождик  ,как  стучат  его  капли.   Возьмите  , пожалуйста , неотточенный  карандаш  и  постучите  им  то  тише  ,то  громче.     Дети  держат  карандаш   тремя  пальцами  правой  руки,  как  при  письме.   Стучать   нужно  только  ребром  карандаша , усиливая  или  ослабляя  стук  постепенно .   (см.  фото  7-8)

2-5

Упражнения с карандашом

Поверните  левую  руку  с  ней  карандашом  ладонью  в  верх , согните  кисть  руки  вместе  с   карандашом на  себя  и  разогните  её . ( см.  фото  16-17.)

(Игру  повторить  каждой  рукой  по  два  раза.)

2-6

Упражнения с карандашом

Возьмите  карандаш  и  зажмите  его  между  указательными пальцами  обеих  рук.  А  теперь  вращаем  руки  с  карандашом  то  в   одну  сторону , то   в  другую  сторону.

(Карандаш   вращается  в  горизонтальной  плоскости.  Повторить  2-3  раза.  )

2-7

Упражнения с карандашом

Ножницы  .”

Поставьте,  пожалуйста  ,локти  на  стол , возьмите  один  карандаш  между  указательными  пальцами  обеих  рук , а  другой  - между  средними  пальцами и  соедините  их.  ( См.  фото  29.)

Раздвиньте  указательные  и  средние  пальцы  обеих  рук  одновременно  вместе  с  карандашами  и  снова  соедините   их. ( См.  фото  30. )

(Движения  выполняются  в  свободном  темпе  не  более  одной  минуты.)

2-8

Упражнения с карандашом

Возьмите  карандаш  между  указательными  пальцами  обеих  рук,  а  другой  -  между  средними  пальцами  и  соедините  их. (  см.  фото  29.)

Поверните  зажатые  между  пальцами  карандаши  вертикально  так  ,чтобы  два  пальца   правой  руки  были  сверху , а  два  пальца  левой  руки  поддерживали  карандаши  снизу(  см.фото  31.)

А   теперь  поверните  зажатые  между  пальцами  карандаши  так,  чтобы  два  пальца  левой  руки  оказались  сверху , а  два  пальца  правой  руки поддерживали  карандаши  снизу  (см.  фото  32. )     Карандаши  вращаются  в  вертикальной  плоскости. ( Повторить  4  раза.)                                                                                                                                            

                                  Игры  -  упражнения  

                            «Умелые ладошки»

Цель: 

 Развитие  мелких  движений  пальцев  рук  ,сгибательных  и  разгибательных  мышц,  их  гибкости , согласованных  действий  обеими  руками.

1-1

Упражнения с ладонями

Поверните  развёрнутые  ладошки  ко  мне , согните  по  четыре  пальца  на  каждой  руке  до  начала  ладони.  Пальцы  плотно  прижаты   друг к  другу,  большой  палец  отогнут  и  направлен  в  сторону(  см.  фото 3-3 а .)

Молодцы,  все  согнули,  а  теперь  разогните  четыре  пальца.  Раскрыта  ладошка,  раскрыты  все  пальцы.  Согните  четыре  пальца  ,разогните.

(Повторить  2-3  раза.)

Покажите  мне  раскрытые  ладошки  (см.  фото  4.    )  Согните  и  разогните  большой  палец  .(  Повторить  2  -3  раза.)

1-2

Упражнения с ладошками

Поверните  развёрнутые  ладошки  ко  мне , согните  по  четыре  пальца  на  каждой  руке  до  начало  ладони.  Наклоните  согнутые  пальцы  к  ладошкам  и  снова  верните  их  на  место.  Выполните  упражнения   сначала  правой , затем  левой  рукой.

1-3

Упражнения с ладошками

Прижмите  ладони  друг  к  другу.  Пальцы  рук  соединены  вместе  и  направлены  вверх  (  см.  фото  12.)

Покачайте  сложенными  ладошками  влево  и  вправо  (см.  фото  13.  )

Сделать  эти  движения  ещё  раз.

1-4

Упражнения с ладошками

“Мячики”

Дети  изображают  руками  сначала  маленькие ( см.  фото14  ),потом  большие  мячи ( см.  фото  15)  .  При  изображение  маленького  мяча , пальцы  рук  расслаблены  ,а  большого  мяча  -  напряжены.  (Повторить  3  раза.)

1-5

Упражнения с ладошками

Прижмите  ладони   друг  к  другу,  пальцы  рук  соедините  и  направьте  вверх(  см.  фото  12.),  наклоните  сложенные  ладони  вправо  и  нажмите  верхней  ладонью  на  нижнюю ( см.  фото  13.)  Наклоните  сложенные  ладони  влево  и нажмите  верхней  ладонью  на  нижнюю.  Сделайте  эти  движения  ещё  раз.

1-6

Упражнения с ладошками

Дети  ставят  локти  на  стол.  Руки  в  вертикальном  положении  на  небольшом  расстоянии  друг  от  друга  ,ладони  повёрнуты  вовнутрь. Пальцы  правой  руки  сжаты  в  кулак,  а  пальцы  левой  выпрямлены  и  соединены(  см  фото  35 ) .  Затем  пальцы  левой  руки  сжимаются  в  кулак  и  одновременно  выпрямляются , и  соединяются  пальцы  правой  руки.  (Повторить  игру”  кулак  -  ладонь “ несколько  раз.)

1-7

Упражнения с ладошками

Поставьте  локти  на  стол  руки  на  небольшом  расстоянии  друг  от  друга , ладони  повёрнуты  вовнутрь  Разведите  и  сведите  пальцы обеих  рук  одновременно  (Повторить  несколько  раз).  Теперь  пальцы  правой  руки  разведите , а  пальцы  левой  руки  оставьте  соединенными. Сделайте  это  поочерёдно  пальцами  то  правой,  то  левой  руки.  (Повторить  несколько  

1-8

Упражнения с ладошками

Поставьте  локти  на  стол  .Руки  на  небольшом  расстоянии  друг  от  друга  ,ладони  повернуть  вовнутрь.  Сожмите  ладошки  в  кулак,  разожмите  их,  поверните  ладони  ко  мне.   Движения  кистей  рук  сопровождаются  словами  педагога  “кулак  -  ребро  -  ладонь”.  В дальнейшем  эта  игра  выполняется  на  счёт  1, 2, 3. ( Повторите   движение  несколько  раз.)

1-9

Упражнения с ладошками

Педагог  выбирает  ритмический  рисунок  по  собственному  усмотрению.  Дети  сначала  слушают  ,как  это  делает  педагог  ,затем  выполняют  с  ним  одновременно.

                                             

                                Игровые  упражнения

                                   (с  массажным  мячом.)

                                 « Дружные мячики»

Цель:

 Развитие  сгибательных  и  разгибательных мышц  пальцев  и кистей  рук ,формирование   моторных  умений  и  гибкости  рук , слаженных  движений  и  действий  правой  и  левой  руками,  хватательных движений    пространственной ориентации.

3-1

Упражнения с массажным мячом

       Возьмите  резиновый  мяч  в  правую  руку,  сожмите  и  разомните  его. Повторите  4  раза. Переложите  мяч  в  левую  руку  ,сожмите  и  разожмите  его.  Повторите 4  раза. Затем  вся  игра  повторяется  каждой  рукой  по  2  раза.

3-2

Упражнения с массажным мячом

Поверните  правую  руку  ладонью  вверх  ,положите  на неё  мяч  и  обхватите  его  пальцами,  согните  кисть  руки  с  мячом  на  себя  и  разогните  её ( см.  фото 22 -23 ).  повторить  4  раза. Переложить  мяч  в  левую  руку  и  повторите  упражнение. Игру  повторить  каждой  рукой  по  2  раза.

3-3

Упражнения с массажным мячом

Возьмите  мяч , зажмите  его  между  ладонями , пальцы  рук  соедините  вместе  и  направьте  вверх ( см.  фото  20 ), наклоните  сложенные  ладони  с  мячом  вправо  и  нажмите  верхней  ладонью  на  мяч. Возьмите  мяч , зажмите  его  между  ладонями , пальцы  рук  соедините  вместе  и  направьте  вверх ( см.  фото  20 ), наклоните  сложенные  ладони  с  мячом  вправо  и  нажмите  верхней  ладонью  на  мяч.

3-4

Упражнения с массажным мячом

      Возьмите  по  одному  мячу  в  каждую  руку : сожмите  и  разожмите  мячи  правой  и  левой  рукой,  одновременно сделайте  это  несколько  раз.

3-5

Упражнения с массажным мячом

Зажмите  массажный  мяч  между  ладонями , пальцы  рук  соедините  вместе  и  направьте  вверх , наклоните  сложенные    ладони  с  мячом  вправо,  и  нажмите  верхней  ладонью  на  мяч ( см.  фото  25).Теперь  наклоните  сложенные  ладони  с  мячом  влево , и  снова  нажмите  верхней  ладонью  на  мяч.  Повторить  4  раза. Положите  мяч  на  стол. Опустите  руки  и  встряхните  ими.

3-6

Упражнения с массажным мячом

Поставьте  локти  на  стол .Положите  мячи  на  большие  пальцы  правой  и  левой  рук и  зажмите  сверху  остальными  пальцами.   Сжимайте  и  разжимайте  мяч  (см. фото 26 ) .Повторить  4  раза.

3-7

Упражнения с массажным мячом

Возьмите  массажный  мяч , зажмите  его  и  покатайте    между  ладонями. Положите  его  в  правую  руку , обхватите  его  пальцами , сожмите  и  разожмите  мяч  несколько  раз.  Повторить  каждой  рукой  2  раза.

3-8

Упражнения с массажным мячом

    Возьмите  мяч,  зажмите  его  между  ладонями.  Сожмите  и  разожмите  мяч  в  ладонях  (см.  фото 27) . Повторить 4  раза. Зажмите  мяч  в  пальцах  рук.  Сожмите  и  разожмите  его. ( см.  фото  28)  Повторить  4  раза. Вращайте  мяч,  перехватывая  пальцы  рук  и  одновременно  надавливая  на  него.  Повторить  4  раза.  Отложить  мячи , опустите  и  встряхните  руки.

3-9

Упражнения с массажным мячом

Держите  руки , согнутые  в  локтях  ,перед  собой  мячами  вверх  (см.  фото 22).Сгибайте  кисти  рук  на  себя , и  разгибайте  их (см.  фото23).  Сделайте  это  4  раза 

и  опустив  руки с  мячами  ,встряхните  ими.

3-10

Упражнения с массажным мячом

Зажмите  массажный  мяч  между  ладонями , пальцы  обеих  рук сцепите  «в  замок»( см.  фото  39). Сжимайте  и  разжимайте  его  в  ладонях  , не  расцепляя  пальцев  рук.  Повторить  5  раз. Затем , разожмите  пальцы  и  покатайте  мяч  между  ладонями,  круговыми  и  прямыми  движениями.

3-11

Упражнения с массажным мячом

  Зажмите  массажный  мяч  между  ладонями , сложенным  домиком  (см.  фото  40).  Не  разжимая  сведённых  над  мячом  пальцев , нажмите  большими  пальцами  на  мяч  несколько  раз  и  разведите  их  в  стороны  (см.  фото  41).  Повторить  2  раза.

     Оставив  большие  пальцы  разведёнными  в  стороны , согните  указательные  пальцы,  нажмите  ими  на  мяч  несколько  раз ( см.  фото 42)  и  разведите  их  в  стороны  (см.  фото  43).  Повторить  2  раза.  Не  разжимая  ладоней,  согните остальные  пальцы  обеих  рук , надавите  ими  на  мяч  несколько  раз  и  разведите  их  в  стороны.  Повторить 2 раза.  Большие  и  указательные  пальцы  при  этом , остаются   разведённые  в стороны. ( см.фото  44).

     Затем  покатайте  мяч  между  ладонями  круговыми  и  прямыми  движениями.

                                            

                       

Игровые упражнения

для  развития  мелкой  моторики.

( С  различными  предметами. )

Цель:

 Развивать  и  формировать  внимание, мелкие  движения пальцев  рук, их гибкость; ориентацию  в  пространстве, умение  брать  предметы, учитывая  их  форму, поочерёдно действовать  правой  и  левой  руками.

4-1

Упражнения с предметами

Возьмите коробочки  со  счётными  палочками. Выложите на  стол пять  штук.  Брать  их нужно  правой  рукой  по  одной. А  теперь  левой  рукой  берите  по  одной  палочке  и  складывайте  их  обратно  в  коробочку. Повторить 2 раза. При  повторном  выполнении  дети  выкладывают  палочки  левой  рукой ,а  складывают  правой.

4-2

Упражнения с предметами

Поиграем с  фасолью. Правой  рукой  переложите  фасоль  из  одной  тарелки  в  другую.  Брать  её  нужно по  одной  штучке. Левой  рукой  переложите  фасоль  обратно.  А теперь  одновременно  правой  и  левой  руками  возьмите фасоль по  одной  штучке  и  разложите её в  две  тарелки.

4-3

Упражнения с предметами

«Строим забор»(счётные  палочки. )

Забор нужно  строить  слева  направо,  от  домика.  Брать  нужно  по  одной  палочке  правой  рукой  и  выкладывать  их на  полоску  на  расстоянии  друг от друга. Выложенный  забор  собирают  левой  рукой  по  одной  палочке  также  слева  направо  от  домика.

4-4

Упражнения с предметами

«Выгладим  платочки»( лист   фольги. )

Возьмите  со  стола  лист  фольги  и  сомните  его  двумя  руками, превращая  его  в  комок. Скомканный лист «разгладьте»,пользуясь  всеми  пальцами  обеих  рук , так , чтобы он  не  топорщился ,и  не  один  его  край не  остался  загнутым. Повторить 2 раза.

4-5

Упражнения с предметами

Возьмите  тарелочки  со  смешанными в них  фасолью и мелкими камешками разложите  их  на  две  пустые  тарелочки. Левой  рукой  берут  фасоль , а  правой-  камешки,  по  одной  штучке,  с  одновременным  действием  обеих  рук. А затем  из  двух  тарелок  одновременно  правой  и левой рукой  складывают  камешки и фасоль  по  одной  штучке  обратно.

4-6

Упражнения с предметами

«Автомобиль». Педагог предлагает выложить левой рукой по одной счётной палочке (всего8 шт.) на плоскость стола, располагая их, на небольшом расстоянии друг от друга. Возьмите шашечку (можно пробку от газ. воды) переверните её, положите на стол слева от счётных палочек. Указательный палец правой руки вставьте в углубление и проведите этот «автомобиль» между палочками  слева направо, не задевая их. Возвращаемся  по этой же дорожке справа налево, с помощью указательного пальца той же руки. Затем эти же движения выполняются указательным пальцем левой руки. Закончив игру, дети складывают счётные палочки по одной штуке правой рукой в коробку.

4-7

Упражнения с предметами

     Возьмите клубок ниток в левую руку, размотайте правой рукой нитку и снова смотайте её. Затем переложите клубок  в правую руку. Левой рукой размотайте нитку и снова смотайте.

4-8

Упражнения с предметами

Приготовьте две тарелочки с пятью  пуговицами на каждой. Правой рукой каждый ребёнок набирает в кулачок по одной штуке. Собрав все пять, он держит их в кулаке . То же самое он делает левой рукой. Когда все пуговицы собраны, он высыпает их обратно на тарелки и снова набирает, но теперь двумя руками одновременно. Затем высыпает пуговицы  и отодвигает тарелки.

                 Самомассаж кистей и пальцев рук.

5-1

Самомассаж кистей и рук

  1. Левой рукой поглаживать правую, затем правой- левую (поглаживание , похлопывание,  разминание до появления ощущения тепла, до 1 минуты).
  2. Руки – на краю стола, ладонями водить по краю стола, массируя их.
  3. Руки сжать в кулаки; кулаком левой руки постукивать по кулаку правой руки, и наоборот (молоток ).
  4. Прокатывать карандаш между ладонями, затем между пальцами.

5-2

Самомассаж кистей и рук

  1. Надавливать крепко прижатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца. Середину ладони, основание пальцев другой руки.
  2. Тереть ладони друг о друга движениями вверх- вниз.
  3. Сцепить пальцы обеих рук и тереть их друг о друга.
  4. Разминать, затем растирать каждый палец сначала вдоль, потом поперёк.

                       

Упражнения за столом

                     для мелкой мускулатуры пальцев.

Цель: Развитие  мелких  движений  пальцев  рук, сгибательных  и  разгибательных  мышц,  их  гибкости , согласованных  действий  обеими  руками.

6-1

Упражнения  за столом

  1. «Червячки шевелятся». Поочерёдно приподнимать и опускать пальцы (ладони лежат на столе ).
  2. «имитация игры на фортепиано».
  3. Разводить пальцы и сводить их вместе (ладони на столе ).
  4. «Бегают человечки». Указательными и средними пальцами сначала правой, затем левой, потом обеих рук быстро бежать по столу.

6-2

Упражнения  за столом

  1. «Дождик идёт». Руки лежат на столе. Кисти слегка приподняты, пальцы полусогнуты. Ногтями постучать по столу.
  2. « Пальчики танцуют». Три пальца(любые) обеих рук одновременно лёгкими движениями « передвигаются» в разных направлениях.
  3. Поочерёдно сгибать пальцы обеих рук.
  4. «Ладонь – ребро – кулак». Сначала правой , затем левой, потом одновременно менять положение обеих рук в указанном порядке.

6-3

Упражнения  за столом

  1. «У киски Царапки мягкие лапки». Руки на столе. Расслабиться, растопырить пальцы , напрячь их, собрать в кулак.
  2. « Пальчики здороваются». Поставить локти на стол, ладони прижать к друг другу. Не размыкая их, сгибать пальцы на встречу к  друг другу.
  3. Показывать пальцами и кистями рук:  « гнёздышко», «лодочку»,            « крышу», « очки», «козу», « ножницы» и др.
  4. «Кулак – кольцо». Пальцы одной руки  сжать в кулак, пальцами другой(указательный, средний. Безымянный. Мизинец по очереди) образовать кольцо с большим. Затем то же, но руки поменять.

6-4

Упражнения  за столом

  1. «Щелчок». Сделать щелчок каждым пальцем правой и левой руки.
  2. « Замок». Постепенное поднимание пальцев, плотно прижатых друг другу по параллели :  «Пошли пальчики гулять1 ,2. 3, 4, 5.»
  3. «Корни деревьев». Кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
  4. «Колокольчик». Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, ребёнок им свободно двигает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование графического планшета с целью развития зрительно-моторной координации у детей с нарушениями зрения.

В данной статье описывается система использования графических планшетов в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения в детском саду компенсирующего вида № 37 «Хрусталик» г. Таганрога....

Коррекционное занятие по развитию зрительно-моторной координации у детей 4-5 лет с нарушением зрения

Конспект коррекционно-педагогического занятия-путешествия по развитию зрительно - моторной координации у детей 4-5 лет с нарушение зрения. В конспекте показано как можно ненавязчиво в форме игры...

Развитие зрительно - моторной координации у детей 5- 6 лет.

Конспект занятия по развитию зрительно - моторной координации. Цели занятия: - развитие мелкой моторики и зрительно – моторной координации; - развитие концентрации, устойчивости и распределения вни...

«Развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста через игру»

Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка, формируется умение не только слушать но и слышать,  не только смотреть но и видеть....

статья "Практические рекомендации педагогам для занятий по развитию зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения".

В этой статье я хочу дать несколько практических рекомендаций для развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения  на занятиях по ручному труду....

Развитие зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет.

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу – это развитие ...

Рабочая программа по развитию тонкой моторики рук и зрительно - моторной координации у детей со стертой дизартрией «Речь – на кончиках пальцев»

Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Отклонения в речевом развитии имеют от 40 до 60% детей. Среди наиболее распространенных нарушен...