100- лет образования Республики Башкортостан!
статья

Ишкильдина Назира Шайхисламовна

Наступил важный во всех отношениях для нашей Республики юбилейный год. На ряду 100-летием образования Республики Башкортостан, отмечает  свой 100-летний юбилей и дошкольное образование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наступил важный во всех отношениях для нашей Республики юбилейный год. На ряду 100-летием образования Республики Башкортостан, отмечает  свой 100-летний юбилей и дошкольное образование.

В Башкортостане в дореволюционный период дошкольное воспитание осуществляется в семье. В 1917 году в Уфимском отделе народного образования открыт дошкольный отдел, в 1920 году преобразовался в отдел дошкольного воспитания с подотделами (дошкольные учреждения и научно-методический). На 1-м  съезде деятелей народного просвещения 25 декабря 1919 года, впервые рассматривался вопрос о создании дошкольных учреждений; также было принято решение о подготовке педагогических работников для детских учреждений; обеспечении их методическими пособиями как на русском, так и на родном языке детей

Первые детские сады появились в 1919 году. В Уфе были открыты всего два детских сада. Первый детский сад – это «Краснознамённый детский сад №1» Ждановского района г. Уфы. В числе первых воспитательниц этого учреждения была Фатима Шакировна Сабитова. Впоследствии она 17 лет заведует этим детским садом.

 Второй детский сад находился на 1-м этаже  двухэтажного жилого здания по ул. К. Маркса, 34. Это был Образцовый детский сад №2. Руководителем была Володарская Елизавета Александровна.

 Единственное по своему направлению в Республике Башкортостан, специальное учреждение для детей дошкольного возраста — инвалидов по слуху, функционировало с 1947 по май 2012 года, как детский дом № 6 г. Уфы.

Приказом Министерства просвещения Башкирской АССР № 190/2 от 27.09.1947 года Образцовый детский сад № 2 был переименован в Уфимский детский дом № 6 на 50 воспитанников. Сюда были переведены из Буздякского детского дома глухие дети-сироты.

В детском доме № 6 было всего лишь две группы по 25 и 28 детей. В 1969 году построили типовое 2-х этажное кирпичное здание для 6 групп со всеми удобствами.  В 1970 году обучением было охвачено 75 глухих детей дошкольного возраста. 

В целях повышения качества подготовки педагогических кадров для детских учреждений в 1929 году в Уфе открылось Бюро ассоциации дошкольных работников. К 30-м годам детскими садами охвачено 0,4 % детей.

 В 1930 году проведена 1-я Всеобщая конференция дошкольных работников. В 1932 в Уфе при  институте Педагогики  создано программно-методическое дошкольное отделение, которое занимается переводом и изданием научно-методической литературы на башкирском, русском и татарском языках. В 30-е гг. подготовка педагогических кадров была организована в 6 педагогических училищах, в т.ч. Белебеевском педучилище, Бирском татарском педучилище, Краснокамском марийском педучилище. Изучение теоретических проблем дошкольного образования в Республике  началось в 50-е гг. и связано с исследованием системы общественного дошкольного воспитания в БАССР (М.Н.Фахретдинова). Современные исследования посвящены проблемам личностной и профессиональной подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений, деятельности психологов, работающих с детьми, интеллектуального развития дошкольников.

          В послевоенные годы задачи развития детских садов постоянно включались в народнохозяйственные планы, большое внимание уделялось развитию дошкольных учреждений на селе.

Детские ясли и сады открывались по всей стране: молодому советскому государству требовались миллионы рабочих рук, в том числе и женских. Поэтому проблемы «с кем оставить ребенка молодой работающей маме» практически не существовало – ее успешно решали повсеместно открываемые детские сады и ясли. В ясли принимали детей с двухмесячного возраста (когда у мамы заканчивался оплачиваемый декретный отпуск) до 3 лет, в садик – с 3 до 7 лет.

И только в 1959 году детские ясли и сады были объединены в одно учреждение, для которых Министерством образования была разработана единая программа воспитания и обучения по принципу «от простого к сложному».

Частных детских садов в СССР не было, все они были государственными (муниципальными) либо ведомственными (принадлежащими какому-то предприятию: заводу или фабрике). Курировали их местные органы образования и здравоохранения. Игрушки, книги, мебель, посуда и все остальное закупалось в необходимом количестве и регулярно обновлялось. О каких-либо поборах «на шторы» или иные «нужды», процветающих в современной России, не было и речи. На плечи родителей ложились лишь частичные расходы на детское питание, которые рассчитывались, исходя из совокупного размера заработной платы мамы и папы. А малообеспеченные и многодетные семьи полностью освобождались от платы за детский сад.

ДЕТСАДОВСКИЕ БУДНИ

Утро в советском детском садике начиналось с обязательной зарядки под бубен. Затем малыши садились завтракать. После завтрака воспитатели проводили занятия соответственно возрасту. В числе обязательных занятий, разработанных Министерством образования, были музыка, рисование, лепка, конструирование, счет, изготовление поделок и аппликаций, знакомство с окружающим миром, физкультура. И, конечно же, чтение детских книг воспитателем: воспитатели читали книги и рассказывали сказки в любую свободную минуту, из искреннего желания привить малышам любовь к книге и народному творчеству. После занятий – прогулка. Гуляли детсадовцы на специальных участках возле садика, оборудованных качелями, горками, лесенками, песочницами, столами, скамеечками и обязательными беседками на случай дождливой погоды. Прогулка, как и занятия, была неотъемлемой частью режима дня, установленного в детских дошкольных учреждениях. Не гуляли малыши только в сильные морозы. Вернувшись с прогулки, проголодавшиеся дошкольники принимались за обед, который уже ждал их на столах. Состоял детсадовский обед из трех блюд: супа, второго блюда и компота из сухофруктов или киселя. Надо сказать, кормили в детских садах вкусно, готовили качественно. Один из главных советских принципов было «Все лучшее – детям!». Затем начинался самый неприятный момент в жизни воспитанников детского сада: тихий час. Спать днем дети не любили, особенно летом, когда вовсю пекло дневное солнце и хотелось бегать, прыгать и играть, а не валяться в кровати. И чем старше они становились, тем сложнее было воспитателям уложить и усыпить маленьких непосед. Тем не менее, дневной сон в детском саду был обязательным. И здесь тоже приходила на выручку книга: спокойный голос воспитателя, усыплял даже самых отъявленных озорников. После тихого часа следовал полдник, который состоял из молока или кефира с булочкой или печеньем. Затем воспитатели во время до ужина, занимали детей играми, разучивали с ними стихи и песни к праздникам,. На ужин подавалось горячее второе блюдо: рыба с гарниром, творожная запеканка или омлет и сладкий чай. После ужина детей начинали потихоньку разбирать родители: в теплое время года – с участка, в холодное – из группы.

     К 1976 году в СССР насчитывалось более 117 тысяч постоянных детских садов.

  90-е годы – годы резкого сокращения сети дошкольных учреждений. Радикальные социально-политические и экономические преобразования в нашей стране за 10 лет сократили сеть дошкольных учреждений на 40%, в год в среднем по России закрывалось 3,5 тысячи детских садов. В первую очередь были закрыты ведомственные детские сады.

ДЕТСКИЙ САД В РОССИИ

Сейчас действуют детские сады различных типов: муниципальные, автономные, частные, домашние, функционируется группы кратковременого пребывания. В России дошкольное образование регулируется федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу в 2013 году. Этот документ определяет формы и методы, содержание и принципы ДО (дошкольного образования), а также ожидаемые социокультурные и общественно-государственные результаты реализации программы. Федеральный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) является ориентиром для специалистов ДОУ, работников системы ДО, семьи.

Основными задачами ФГОС ДО являются:

- охрана жизни и укрепление психологического и физического здоровья детей от 2 месяцев до 7 лет, необходимая коррекция недостатков в физическом или психологическом развитии.

- сохранение и поддержка индивидуальности воспитанника, развитие индивидуальных особенностей личности, творческого потенциала каждого ребенка.

- формирование общей культуры, развитие нравственных, эстетических, физических, интеллектуальных качеств воспитанников, ответственности, самостоятельности и инициативности.

- формирование предпосылок к дальнейшей успешной учебной деятельности в общих образовательных учреждениях системы образования.

- обеспечение разнообразия и вариативности содержания программ дошкольного образования, методов и форм воспитания с учетом возрастных особенностей воспитанников, потребностей и способностей детей.

- обеспечение возможностей для развития каждого дошкольника в период детства вне зависимости от пола, нации, языка, места проживания, социального статуса или других особенностей (в том числе ограниченных физических возможностей). Обеспечение межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия общественных и педагогических объединений.

- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения развития дошкольника, оказание необходимой помощи родителям дошкольника по вопросам воспитания и обучения.

Современное частное и государственное дошкольное образование в Российской Федерации имеет основные характерные черты. Во-первых, система обеспечивает целостный характер учебно-воспитательного процесса, его воспитывающий и развивающий характер. Это означает, что в ДОУ обеспечивается целостное медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение ребенка. В рамках дошкольного образования в России воспитывается 63 % (5,8 млн) детей соответствующего возраста. При этом еще около миллиона детей числятся в очереди на получение места в ДОУ. Помимо привычных типов ДОУ, в настоящее время развитие получили группы кратковременного пребывания детей (интересно, что такие группы родители выбирают не вместо обычных детских садов, а параллельно с ними), дошкольные группы на базе школ или учреждений ДО, а также обучение детей в рамках семейного воспитания.

ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

Дошкольное образование в России (несмотря на все действия государства в этом направлении) является недоступным для значительной части населения. Так, в группы набирают больше детей, чем допустимо; образовательные программы готовят воспитанников к школе, а не отдают предпочтение играм; нормы пожарной безопасности и санстанции превращают ДОУ в стерильные, безликие боксы. Частично проблемы могут решить частные детские сады. Также для дошкольного образования в России характерен недостаток педагогических кадров. На данный момент во многих ДОУ работают люди, которые подготовлены по устаревшей модели или вообще не имеющие педагогической подготовки. Социальный статус профессии остается низким, уровень зарплат педагогических работников – недостаточным.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

Цели развития дошкольного образования связаны с проблемами российского общества. Так, стратегические цели образования включают:

- введение современных образовательных программ.

- переход на заключение эффективного контракта с педагогами и руководителями ДОУ;

- демократизацию образования;

- сохранение и укрепление единства образовательного пространства;

-подготовку и переподготовку педагогических кадров;

- реформу управления образования и так далее.

Перспектива реформирования ДО вселяет надежду на положительные изменения в данной сфере.

Система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. Появились детские сады присмотра и оздоровления; компенсирующего вида; центры развития ребенка; образовательные учреждения "Начальная школа-детский сад", группы кратковременного пребывания детей в детском саду и других учреждениях.

Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году.

Первая "Программа работы детского сада" вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы "Устав детского сада", определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и "Руководство для воспитателей детского сада", содержавшее методические указания по разделам работы с детьми.

В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств. [12, С.254]

С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал "Дошкольное воспитание". К 40-м годам ХХ века сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников. После войны продолжилось развитие системы общественного дошкольного воспитания, которое по мыслям коммунистических идеологов должно было заменить семейное воспитание.

В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения - ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста.

В начале 60-х годах была создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны. Над программой работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики. А в 1978 году, после внесения очередных изменений, программа получила название Типовой. Она просуществовала до 1984 года, когда была заменена Типовой программы воспитания и обучения в детском саду. [8, С.298]

В связи с реформированием системы образования на пороге 80-х-90-х годов возникла "Концепция дошкольного воспитания" (авторы Василий Давыдов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник ко Дню республики Башкортостан «Мой родной Башкортостан» в старшей разновозрастной группе 2016 год.

знакомить  детей с символикой республики Башкортостан и России, познакомить с музыкальным инструментом курай. Изучение башкирских национальных игр....

Тематическое спортивное развлечение, посвящённое Дню независимости Республики Башкортостан «МОЙ БАШКОРТОСТАН!» СТАРШАЯ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:ЗадачиОздоровительные: Способствовать:- формированию правильной осанки у детей во время ходьбы, бега, упражн. и игр;- укреплению мышц ног и свода стопы в ходе выполнения упражне...

Геральдика Республики Башкортостан. Гербы административных районов Республики Башкортостан

Краткое описание всех районов Республики Башкортостан + пазл-карта РБ Символика Республики БашкортостанФлаг Республики БашкортостанЦвета флага Башкирии размещаются в таком порядке: сверху находит...

Тематическое мероприятие ко Дню республики Башкортостан "Край родной-Башкортостан"

Мероприятие посвященное ко Дню республики Башкортостан в подготовительной группе...

Тематическое мероприятие в старшей группе ко Дню республики Башкортостан "Край родной - БАШКОРТОСТАН"

Сценарий праздника ко Дню Республики Башкортостан "Край родной - Башкортостан"...

Утренник ко Дню суверенитета республики Башкортостан «Мой родной Башкортостан»

Утренник ко Дню суверенитета республики Башкортостан  «Мой родной Башкортостан»...