Тематическое мероприятие в старшей группе ко Дню республики Башкортостан "Край родной - БАШКОРТОСТАН"
методическая разработка (старшая группа)

Масалимова Равиля Равиловна

Сценарий праздника ко Дню Республики Башкортостан "Край родной - Башкортостан"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника  «Край родной - Башкортостан»

                             Тематическое мероприятие для детей старшей группы

     Цель:  Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях башкирского народа. Знакомить детей с истоками народной культуры и прививать любовь к народному творчеству через башкирские народные песни, хороводы, игры.

Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.

Воспитывать любовь к родному краю.

     Планируемые  результаты: получить знания о родном крае,  ценить  традиции и обычаи башкирского народа.

    Предварительная работа:  беседы с детьми о башкирском  творчестве,  разучивание песен, танцев, пословиц, поговорок, чтение башкирских  народных сказок, слушание народной музыки, рассматривание картин, предметов быта.

         Оборудование:

музыкальный центр; аудиозапись песен; фонограммы песен, танцев, музыка для конкурсов; герб, флаг Республики  Башкортостана.

     Действующие лица:

Ведущая – воспитатель, Һылыуыкай – башкирская красавица.

Ход праздника

Под башкирскую музыку дети  заходят в зал и становится полукругом.

Слайд 1

  Ведущая:  У каждого листочка, у каждого ручья

                      Есть главное на свете, есть Родина своя.

                      А там, где мы родились, где радостно живем,

                      Края свои родные мы Родиной зовем.

Сегодня у нас необычный день. Мы отмечаем День нашей Республики. Поздравляю вас с этим большим праздником! Приветствую вас на языке башкирского народа «hаумыhыгыз» Дети, как называется республика, в которой мы живем?

  Дети Башкортостан!

  Ведущая: Да, мы живем в Башкортостане. Это край, где вы родились,

где живете, это ваш дом, это все то, что вас окружает. а начнем мы наш праздник с гимна Республики Башкортостан. А теперь прошу всех встать. Сейчас прозвучит Гимн Российской Федерации и Республики Башкортостан.

  Звучит ГИМН

  Ведущая:   Ребята, а почему мы гимн слушали стоя? (Ответы детей)

  Ведущая:  Правильно, гимн - это торжественная песня любой республики и страны. И слушают его всегда стоя!

  Дети читают стихи:            

Ребенок:  Башҡортостан, һин беҙҙең

                  Тыуған, үҫкән илебеҙ.

                  Беҙгә икмәк, өй биргән,

                  Һыуҙар эскән еребеҙ.    
Ребенок:   Башҡортостан, беҙ һине
                  Һөйәбеҙ, яратабыҙ.
                  Һин бит тыуған еребеҙ,
                  Әсәйебеҙ, атабы

 Ребенок. Башкортостан мой край родной

             Горжусь и радуюсь тобой!

             Твои долины, реки и поля –

             Все это ты, любимая земля

Ребенок.  Башкортостан-родная сторона,

             Она добром и солнышком полна.

             Звенят уральским золотом поля,

              Поет моя любимая земля!

Песня «Кояшлы ил» (дети стоят полукругом)

Кояшлы ил - беҙҙең ил,
     Күге уның гел ая
ҙ.
     Кыш килтерһә Кыш бабай
     Сәскә алып килә я
ҙ.
     Һауаһы ла ере лә,

Салауат күпере лә,
     Яңгыры  ла, кары ла
     Бе
ҙгә якын бары ла
     Һандугаслы урманы,
    Ашлык тулы кыр
ҙары
     Бөтөн ергә яңгырай
     Бе
ҙҙең бәхет йырҙары.

Дети садятся на стулья

Слайд 2

  Ведущая: Если посмотреть на карту нашей республики, то ее форму писатели сравнивают с сердцем или ладонью руки. А вот, башкирскому народному поэту Мустаю Кариму она напоминает очертания березового листка:

Взгляни на глобус

Вот он шар земной.

На нем Башкирия

С березовый листок величиной.

  Ведущая:  А какие символы вы  знаете?

  Дети: Флаг и герб РБ.

  Ведущая:  (показывает флаг): Сейчас вам расскажут дети, почему флаг Башкортостана трехцветный, и что означают эти полосы.

Ребенок: Расскажу тебе в стихах,

                 Про родной Башкирский флаг

                 Ты внимательно смотри,

                  Есть на флаге цвета три!

Ребенок: Низ – зеленая трава,

                Сверху – неба синева.

                Середина – белый цвет,

                 Чище цвета в мире нет.

Ребенок: А еще цветок курая,

                 Золотистым слева, с краю.

                 Лепесточков семь на нем,

                 Означают семь племен.

  Ведущая:  Да, еще на флаге есть эмблема – круг, а внутри изображен цветок курая – это означает единение и дружбу народов нашей республики. Наши народы живут одной дружной семьей.

Ребенок: Вся страна от края и до края

                 Как большая дружная семья

                 Вот она могучая, большая

                 Башкирия прекрасная моя.

Звучит башкирская музыка, в зал входит Башкирская красавица с корзинкой в руках.

Һылыуыкай: hayмыhыгыз балалар! hayмыhыгыз кунаклар! Здравствуйте!

  Ведущая: hayмыhыгыз Һылыуыкай! Мы рады приветствовать тебя на нашем празднике!

Һылыуыкай: Как я рада присутствовать с вами на этом замечательном национальным празднике - Дне  Республики Башкортостан. Ребята, а я хочу познакомить вас с башкирскими традициями и обычаями, национальными музыкальными инструментами.  Башкиры давным-давно поселились на Урале, сделали своей родной землей. Башкиры в лесу охотились, на лугах, полях пасли скот, занимались земледелием, охраняли свою родину от врагов. А вот вы знаете, как называется жилище башкир? Ответы детей.

  Ведущая: Да юрта-это древнее жилище башкир! Она быстро собирается и легко разбирается! В юрте было очень удобно: прохладно в жару, тепло в холодное время. Башкот теленэ тирмэ дип эйтэбез

Эйдэгез балалар кунелле «Тирмә» уены уйнап алабыз.

Игра «Тирмә»

 Беҙ күңелле шат балалар
     Уйнайбы
ҙ ҙа бейей беҙ.
     Зур түңәрәккә йыйылып,
     Матур тирмә яһайбы
ҙ.

ҺылыуыкайА еще башкиры любили животных, особенно лошадей. Потому что на них можно было перевозить вещи, а из молока лошадей они научились изготавливать кумыс. Кумыс очень полезный и целебный напиток, он является символом башкирского народа.

  Ведущая: Да действительно, кумыс является напитком богатырей. Также башкиры издавна славились своими батырами-джигитами. Сейчас наши мальчики, будущие джигиты, поиграют в игру «Ат чабышы». Эйдэгез эле егетлэр ярышка чыгабыз.

Игра «Ат чабышы» (соревнуются мальчики)

Һылыуыкай: Молодцы, джигиты! Но ни один праздник не обходится без музыки, а значит без башкирских народных инструментов. Но самый любимый и знаменитый инструмент–курай.

Ребенок: Когда я слушаю курай,

                 То радость льется через край

                 Неприхотлив и невелик -

                 Курая песенный родник.

Ребенок: И зажурчит наверняка

                 В нем мелодичная река.

                 Держу курай в родном краю,

                 Я песни звонкие пою.

  Ведущая: Давайте послушаем ребята, как звучит курай.

Играет курай. (ребенок из музыкальной школы)

Һылыуыкай : А есть еще не менее замечательный инструмент (показывает) – это кубыз. Его называют инструментом женщин и детей.

Играет кубыз (ребенок из группы)

  Ведущая: Во время работы и отдыха башкирский народ никогда не расстаётся с музыкой: поют чудесные песни, танцуют красивые танцы. И наши ребята приготовили красивый башкирский танец.

Ребенок: Мы башкирские ребята

                 Дружно, весело живем

                  И сегодня в праздник наш

                  Потанцуем мы сейчас.

Башкирский танец «Курай»

Һылыуыкай:  А я хочу  проверить ваши знания о родном крае. В каком городе мы живете? А какие города вы ещё знаете? Ответы детей.

  Ведущая: Наши ребята расскажут о нашем городе стихи.

Ребенок: Дюртюли– мой город,

                 Дюртюли– мой сад,

                 Люблю твой зелёный

                 Весенний наряд.

                 Люблю твои парки,

                 Прохладу аллей

                 И буйный рассвет

                  Молодых тополей.

Песня « Ватан» (дети стоят полукругом)

Минең Ватаным
Океандар
ҙан киң,
Гүзәллектә ул
Сәскәләргә тиң.
Минең илемдә
Ҡояш та яҡты,
Йондо
ҙҙар ҙа шат,
Ер
ҙә бик яҡшы.
Минең илемдең
Күге лә бик киң,
Мин ү
ҙ илемдә
Ҡоштай ирекле.
Мин һине, илем,
Бирмәм һис кемгә,
Һинһе
ҙ тормош юҡ,
Йәшәү ю
ҡ беҙгә

Һылыуыкай: Спасибо большое ребята. Мне очень понравилось на вашем празднике. Вижу, что вы любите свою республику, много о ней знаете. А я вам приготовила угощение (пказывает) дети как называется башкирское национальное блюдо.

Дети: ЧАК-ЧАК.

Һылыуыкай: Я их передам вашей воспитательнице, пожалуйста, угощайтесь.

А мне пора уходить. До новых встреч! hayбылыгыз!

Красавица прощается.

  Ведущая: Сегодня мы говорили о родном Башкортостане. Хочется пожелать, чтобы в нашем благодатном крае царили мир и взаимопонимание. Вот и подошел к концу наш праздник, и мы с хорошим настроением возвращаемся в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - тематическое мероприятие в старшей группе№2 "Широкая Масленица"

Знакомить детей с народными календарно - обрядовыми праздниками.....

методическая разработка "День Победы" (тематическое мероприятие в старшей группе)

Данная публикация содержит материалы для знакомства дошкольников с историей нашей страны....

Музыкально - тематическое мероприятие в старшей группе "Пасха"

Лрииобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника "Пасха - Светлое христово Воскресение"....

Заметка о проведении тематического мероприятия в старшей группе, приуроченного к Дню Победы

Воспитывать чувство патриотизма следует уже с дошкольного возраста, чтобы подрастающее поколение знало, какой ценой досталась эта победа нашему народу, как берегли и защищали свою Родину наши прадеды ...

Тематический досуг в старшей группе «Нет лучшего дружка, чем родная матушка!»

Цель: Воспитывать желание доставлять радость, делать приятное близкому человеку.Задачи: Познакомить детей с национальным русским костюмом, с русским фольклором: песнями и хороводами. Привива...

Краткосрочный проект в старшей группе На тему : «Мой край родной Башкортостан»

Актуальность проектаЧувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам. Развитие любви и привязанности к родно...

Календарно-тематическое планирование в старшей группе на тему : "По улицам родного города"

Планирование в ст.группе на тему "По улицам родного города"...