Экспериментальная деятельность
опыты и эксперименты (старшая группа)

Павлуткина Наталья Николаевна
Из опыта работы с дошкольниками заметила, что дети экспериментируют вместе с педагогом с большим удовольствием, но в самостоятельной деятельности редко отдают этому предпочтение. Особое внимание с введением и реализацией ФГОС дошкольного образования обращается на развитие личности ребёнка, его способностей, умение самостоятельно усваивать знания в процессе деятельности и применять их в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnaya_deyatelnost.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

                             Экспериментальная деятельность

                                                                        Расскажи –и я забуду,

                                                                                   Покажи – и я запомню,

                                                                                  Дай попробовать – и я пойму.

                                                                                             

                                                                                             (Китайская пословица)

 Как развить поисковую активность и познавательную мотивацию дошкольников? Из опыта работы с дошкольниками заметила, что дети экспериментируют вместе с педагогом с большим удовольствием, но в самостоятельной деятельности редко отдают этому предпочтение.

Особое внимание с введением и реализацией ФГОС дошкольного образования обращается на развитие личности ребёнка, его способностей, умение самостоятельно усваивать знания в процессе деятельности и применять их в жизни.

В нашей группе создан центр «Познания и исследования», который включает мини-лабораторию: технические средства, оборудование, приборы и материалы (микроскопы, лупы, пластмассовые колбочки, пипетки, мерные ложечки, резиновые груши, разные ёмкости для воды, магниты, фильтры, красители и др.) Отдельно находится оборудование, которое может использовать только педагог (свечи, стеклянные колбочки и др.).

В центре «Познание и исследование» расположены: подборка энциклопедической, познавательной литературы («Умная книга»); коллекция семян и плодов, камней, ракушек, сухих листьев, коры разных деревьев, почвы (чернозём, глина, песок, камни); собраны рисунки, схемы для проведения экспериментов.

Ребёнок является исследователем и многие учёные (Н.Н. Поддьков  и др.) считают экспериментирование истинно детской деятельностью.

Например, на занятии по природному развитию можно использовать опыт «Песок пропускает воду».

Берём пластиковую бутылку с отрезанным дном, перевернём, вложим в горлышко кусочек губки и насыплем песок. После нальём в бутылку воду. Что происходит? (Вода выливается, остаётся мокрый песок).

- Так почему в пустыне не бывает луж? (Потому что песок хорошо пропускает воду).

- В пустыне не бывает луж, и вообще почти нет воды. Поэтому так мало растений. Но в пустыне так красиво! (Показать фото пустыни). Давайте посмотрим на карту. Пустыня обозначается на картах жёлтым цветом. Посмотрите, какие огромные пространства занимают пустыни. Там водятся животные, которые могут долго жить без воды: змеи и ящерицы, верблюды, разные насекомые. (Показать фото).

Диагностика исследовательской активности

старших дошкольников в процессе экспериментирования

  Диагностическая ситуация «Путешествие в пустыне» 

(Т. И. Бабаева, О. В. Киреева)

Цель — выявление знаний детей о способах очистки воды.

Исследовательская задача ребенка: найти различные способы очистки воды.

Первая часть ситуации

Содержание ситуации: шел в пустыне караван (показывается изображение), путешественники находились в пути уже долго, и у них осталось очень мало воды. Но случилась беда: начался сильный ураган и вся вода, которая у них была, стала грязной. Все очень расстроились и стали думать, как им напиться, как очистить воду? В своих мешках путешественники нашли вот это: марлю, промокашку, сито, дуршлаг, воронку, пустые чистые банки. Они очистили воду и утолили жажду.

Как ты думаешь, как им удалось очистить воду?

Задача ребенка решить проблемную ситуацию и ответить на вопрос: «Какие материалы помогли очистить воду?»

Если ребенок высказывает предположение, воспитатель просит объяснить, почему он так думает.

Затем ребенку предлагается проверить свои догадки экспериментальным путем, воспользовавшись предметами, лежащими на столе (банка с грязной водой, пустая банка, марля, промокашка, сито, дуршлаг, воронка).

Фиксируется: как действует ребенок, какие пробующие действия предпринимает, обследует ли все имеющиеся материалы, какие высказывания он делает, обращается ли за помощью к воспитателю; какое эмоциональное состояние испытывает во время эксперимента, предпринимает ли самостоятельные попытки использовать разные способы очистки воды.

Если ребенок не делает попыток исследовать ситуацию, ему дается первая наводящая подсказка: «Посмотри, перед тобой находится такая же грязная вода, как и у путешественников, и такие же материалы и предметы, какие они нашли у себя в мешках. Посмотри и попробуй, какие предметы смогут лучше всего очистить воду».

Вторая подсказка: «Посмотри, перед тобой пустая банка. Как ты думаешь, для чего она? Давай возьмем пустую банку, положим в нее воронку, а воронку покроем марлей. Что получится? А теперь нальем загрязненную воду в получившееся сооружение (фильтр). Что происходит?»

Фиксируется: принял ли ребенок проблему, какие действия предпринимает, какое эмоциональное состояние испытывает, каково речевое сопровождение деятельности, предпринимает ли попытки использовать другие материалы для очистки воды.

 Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.

 Примечание: За основу взяла сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Иванова А.И.

« Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2007.

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Имеет ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно..

Самостоятельно формулирует задачу, но при поддержке со стороны педагога.

Принимает активное участие в планировании проведения опыта, прогнозирует результат, с помощью взрослого планирует деятельность. Выслушивает инструкции, задаёт уточняющие вопросы.

Выполняет опыт под непосредственным контролем воспитателя. Умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам .Использует несколько графических способов фиксации опытов.

При поддержке со стороны педагога формулирует вывод, выявляет 2-3 звена причинно – следственных связей.

Средний

Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы.

Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога.

Начинает высказывать предположения каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем.

Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов.

Хорошо понимает простейшие одночленные причинно – следственные связи .

Низкий

Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы.

Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий

При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?»

К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты.

Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента

Опытно -экспериментальная деятельность позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..

Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...