Конспект интегративной образовательной деятельности в младшей группе. Тема: «Поварята»
методическая разработка (младшая группа)

Михайлюк Надежда Александровна

Актуальность: Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера - тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Задача воспитателей в детском саду не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых. Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Начиная с младшего возраста проводится работа по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью. Именно детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость. Чрезвычайно важно не упустить момент для воспитания в них добрых чувств к окружающим людям и формированию положительного отношения к труду, что является главной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Таким образом, формирование первичных представлений о труде взрослых в младшей группе начинается со знакомства с трудом сотрудников детского сада: трудом помощника воспитателя, медсестры, повара, дворника, шофера, постоянно подчеркивая их заботу о детях, и продолжается в младшей группе. Главная задача для нас, как воспитателей – вызвать у детей чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь, как например: все съедать за обедом, чтобы порадовать повара. В связи с этим возникла потребность в разработке интегрированной ОД по ознакомлению детей с профессией повар.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                           

Конспект интегративной образовательной деятельности

в младшей группе.

Тема: «Поварята»

Актуальность: Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера - тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Задача воспитателей в детском саду не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых. Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Начиная с младшего возраста проводится работа по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью. Именно детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость. Чрезвычайно важно не упустить момент для воспитания в них добрых чувств к окружающим людям и формированию положительного отношения к труду, что является главной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Таким образом, формирование первичных представлений о труде взрослых в младшей группе начинается со знакомства с трудом сотрудников детского сада: трудом помощника воспитателя, медсестры, повара, дворника, шофера, постоянно подчеркивая их заботу о детях, и продолжается в младшей группе. Главная задача для нас, как воспитателей – вызвать у детей чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь, как например: все съедать за обедом, чтобы порадовать повара. В связи с этим возникла потребность в разработке интегрированной ОД по ознакомлению детей с профессией повар.

Образовательная область: социально – коммуникативное развитие.

Вид деятельности: интегративная образовательная деятельность.

Возрастная группа: младшая группа (3-4 года).

Цель: Формировать представления детей о профессии «Повар».

Задачи:

Образовательные задачи:

-Систематизировать знания детей о профессии повара: готовит I, II, III блюда; одет в специальную одежду.

Развивающие задачи:

-Обеспечивать развитие речи детей отвечать полным ответом, используя словарь о профессии повара.

-Обеспечивать развитие представления о профессии повара и предметах, необходимых для его работы

-Способствовать развитию ориентации в окружающей детей обстановке.

- Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.

Воспитательные задачи:

-Способствовать формированию уважения и интереса к труду взрослых (повара). 

-Способствовать созданию положительного эмоционального настроения.

Предварительная работа:

-Экскурсия на кухню детского сада;

-ОД на тему "Мой дом" (Знакомить детей с «городскими» профессиями: врач,  повар,  продавец);

-ОД с педагогом-психологом: Обобщение «Посуда», «Подарок для Федоры»,  игра  «Посуда»,  «Варим суп», «Профессии», «Поварята» и др.

-Игры-ситуации: «Напечем пирожков», «Обед для кукол», «Моем посуду», «Каша для куклы Кати», «Куклы обедают», «Сервируем стол» и др.

-Игры: «Чудесный мешочек», «Угадай, что в мешочке?», «Фрукт или овощ?», «Сложи узор», «Уроки для самых маленьких» (профессии, обучающие карточки), «Знаю все о поваре», «Знаю все профессии»;

-Чтение книг и стихов о профессии повара;

-Рассматривание иллюстраций о поваре;

-Беседы о профессиях;

-Разучивание пальчиковых игр: «Повар», «Приготовили обед», «Мы готовим», «Компот», «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Пирожки», и др.

-Рисование (на крупе, листе бумаги) и лепка (из теста, пластилина) овощей и фруктов, посуды (тарелки, чашки);

Использование:

-Тематический словарь в картинках: «Мир человека», «Профессии», «Электробытовая техника»;

-Раскраски «Выбираем профессию»; «Овощи», «Фрукты»;

-Картотека предметных картинок;

-Уроки для самых маленьких «Еда и напитки»;

-Плакаты «Фрукты и ягоды»,   «Овощи»;

-Трафареты «Овощи, фрукты».

Интеграция образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие,

Социально-коммуникативное развитие.

Физическое развитие.

Речевое развитие.

Познавательное развитие.

Словарная работа: повар, поварской колпак, фартук, халат, сварить, пожарить.

Материалы и оборудование: картинки с предметами: кастрюля, сковородка, половник, тёрка, мясорубка, доска и нож, плита, скалка; дидактическая игра « Собери тарелки»; магнитная доска; магнитофон; тесто, доски, салфетки, и картинки со сковородками,, фартуки, косынки, колпаки по количеству детей; тарелка с яблоками и грушами.

Приглашенное лицо – повар детского сада в спецодежде (белый халат и колпак)

Ожидаемые результаты:

-Знание детьми информации о профессии повар; понимание детьми значимости этой профессии.

-Увеличение словаря детей, связанного с профессией повар.

-Возможность использования педагогом предложенных игр с детьми в совместной образовательной деятельности, в индивидуальной работе, самими детьми в свободной деятельности.

-Возможность выбора предложенных игр детьми в самостоятельной деятельности в уголке «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

-Сформировать игровые умения; доброжелательное отношение к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

-Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний.

-Проявление признательности и уважения к труду взрослых.

ХОД ОД:

Воспитатель и дети стоят полукругом на ковре.

Воспитатель: Ребята, а хотите я вам загадаю интересную загадку, послушайте, пожалуйста, внимательно и отгадайте ее:

Для Егора и Антошки приготовлю я картошки,

Вкусных сделаю котлет, на второе – винегрет.

Ведь люблю готовить я. Отгадайте-ка меня!

Кто это, ребята?

Дети: Повар!

Воспитатель: А что делает повар?

Дети: (ответ детей)

Воспитатель: Верно, повар – это человек, который занимается приготовлением пищи.

(стук в дверь и входит повар)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?

Дети: Повар.

Воспитатель: Знакомьтесь - это повар нашего детского сада и зовут ее Лариса Валентиновна! Верно, и бабушка Тани.

Дети: Здравствуйте, Лариса Валентиновна!

Воспитатель:  Лариса Валентиновна, расскажите, пожалуйста, а надо ли учиться, чтобы стать поваром?

Повар: Конечно, ребята, надо долго учиться, чтобы хорошо и вкусно готовить. На самом деле готовить – это непростое занятие, ведь надо сделать так, чтобы вкусными оказались 100 порций супа, сваренного в огромной кастрюле. Нужно уметь готовить и каши, и компоты, жарить котлеты, блины, мясо, печь булочки и пироги. Пища готовится по рецептам.

Воспитатель:  А какие блюда может приготовить повар на первое?

Дети: борщ, щи, рассольник, свекольник и разные супы.

Воспитатель:  А какие блюда может приготовить повар на второе?

Дети: рыба с рисом, макароны с сосиской, пюре с котлеткой, гречку.

Воспитатель:  А что у нас часто бывает на третье?

Дети: компот, какао, кисель, чай.

Повар: Ребята, а какие блюда вы любите больше всего? Назовите их.

Дети: (ответ детей)

Повар: А ваши мамы умеют готовить?

Дети: (ответ детей)

Повар:  А как вы им помогаете?

Дети: (ответ детей)

Воспитатель: Лариса Валентиновна,  наши дети очень хозяйственные и уже знают, как приготовить овощной суп и посолить капусту.

Воспитатель: А сейчас, мы с вами тоже превратимся в поваров и сыграем в пальчиковую игру «Мы капусту рубим-рубим».

Покружились, покружились и в поварят превратились.

(На детей одеваются колпаки (мальчикам), косынки (девочкам) и фартуки)

Мы капусту рубим, рубим, (ручками показываем, как мы рубим капусту)

Мы морковку трём, трем, (ручками показываем как мы трем морковку)

Мы капусту солим, солим, (пальчики щепоткой — солим)

Мы капусту жмем, жмем (ручками «жмем» капусту).

И в салат кладем.

Покажем Ларисе Валентиновне, как мы овощной суп варим?

Проводиться пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».

Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столу.)

Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу на обеих руках.)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)

Вот овощи спор завели на столе - (Попеременные удары кулачками и ладонями.)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики на обеих руках.)

Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок.)

Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу.)

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку, (Загибают пальчики.)

Горох, петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)

Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на столе.)

Картошка, капуста, морковка, (Загибают пальчики.)

Горох, петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок.)

И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.)

Воспитатель:  Скажите мне, как вы поняли, что к нам пришел  повар?

Дети: На нем белый халат и белый колпак.

Воспитатель: Верно! На Ларисе Валентиновне одета специальная поварская одежда. Какая одежда у повара?

Дети: Специальная одежда.

Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, куда убраны волосы у повара.

Дети: Волосы у повара под колпаком.

Воспитатель: А почему все волосы тщательно под колпак убраны. Зачем прикрывать волосы?

Дети: Чтобы не попали в еду.

Повар: Правильно, повара должны быть одеты в специальную одежду: белоснежный халат и колпак. Колпак прикрывает волосы повара, чтобы они не попали в еду. Ведь это очень неприятно обнаружить в кушанье волосы. Халат у повара всегда должен быть чистым и без карманов. Посмотрите, у меня нет ни одного кармана. В карманы складывают разные мелочи, а повару нельзя хранить в карманах мелочи (пуговицы, расчески, карандаши и пр.), так как они нечаянно могут попасть в пищу.

Проводится дидактическая игра: подбор прилагательных к существительному.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, каким должен быть повар? Какая у нас Лариса Валентиновна?

Дети: Аккуратная, трудолюбивая, внимательная, красивая, умелая…

Воспитатель: Рано-рано утром встаёт повар. Раньше всех приходит он на свою работу, ведь ему нужно успеть приготовить завтрак. На кухне у повара есть предметы, которые ему помогают в готовке.

Проводиться дидактическая игра «Что нужно для работы?».

Воспитатель: А сейчас, подойдите к столу найдите карточки с предметами, которые необходимы Ларисе Валентиновне для приготовления пищи и закрепите на магнитной доске их.

Дети: выполняют задание.

Воспитатель: А теперь вместе посмотрим, правильно ли? (дети перечисляют предметы)

Повару нужны: кастрюля, половник, сковорода, тёрка, мясорубка, скалка.

Воспитатель: Лариса Валентиновна, вам все предметы понадобятся для приготовления обеда?

Повар: Молодцы! Все верно!

Воспитатель: Лариса Валентиновна, а наши ребята хотят Вас удивить и показать вам, как они готовят оладьи.

Покружились, покружились и опять в поварят превратились.

Пожарим оладушки.

Дети садятся за столы, где лежат: тесто, доски, салфетки, и картинки со сковородками.

Воспитатель:

А у нас сегодня в группе будет новая игра:

Все девчонки – поварихи, а мальчишки – повара.

Воспитатель: А на чем жарят оладьи?

Дети: На сковородках на газовых и электрических плитах.

Воспитатель: Да, ребята, взрослые готовят на сковородках на газовых плитах, но это занятие не для детей. Газ и огонь очень опасны и при не соблюдении правил безопасности может возникнуть пожар или взрыв. Поэтому никогда не играйте рядом с газовой плитой, там, где готовят еду играть нельзя!

Но нам Лариса Валентиновна принесла волшебные сковородки, которые могут готовить и без помощи газовой плиты. Посмотрим, у кого получатся самые вкусные оладьи.

Воспитатель: Нужно взять тесто и отщипнуть небольшие кусочки. Положить небольшой кусочек между ладонями. Скатать шарик, круговыми движениями слева направо слегка надавливая на него ладошкой. Готовый шарик положить на «сковородку» и слегка надавить на него, расплющить, чтобы шарик -  стал похож на оладушек. Таким же образом сделать остальные оладьи, ритмично выкладывая на сковородку и прижимая шарики пальчиками.

Воспитатель: Вот такие оладьи получились у меня. Приступайте к работе, но помните, что лепить нужно, не спеша, аккуратно. Тогда оладьи получатся вкусные и румяные.

Под музыку дети выполняют лепку.

Воспитатель: (дидактическое упражнение подбор прилагательного к существительному оладьи); Какие получились у вас оладьи?

Дети: Вкусные, румяные, ароматные, приятные, аппетитные…

Воспитатель: Лариса Валентиновна, посмотрите, все справились с заданием.

Повар проходит вокруг детей и хвалит их.

Проводиться пальчиковая гимнастика.

Пальчики поочерёдно «здороваются» с большим пальцем.

Воспитатель: Раз, два, три, четыре – мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку,

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли:

Чашку даже не разбили,

Ковшик тоже не сломался,

Нос у чайника остался.

Ложка чудом уцелела.

Мы посуду моем смело.

Воспитатель: Скажите, Лариса Валентиновна, а что сегодня Вы готовите на обед для наших детей?

Повар: Сегодня я готовлю (говорит меню детям). Ой, ребята, мне пора работать! Но прежде, чем уйти на кухню, я хочу вас угостить фруктами (раздает детям угощение: яблоки, груши).

 Дети прощаются с поваром.

Дети: Спасибо тёте-повару мы скажем

За щи и каши вкусные Ваши,

Детишки наши их съедают

И незаметно подрастают.

Проводиться пальчиковая игра «Фруктовая ладошка»

Воспитатель: Этот пальчик – апельсин,

(Поочередно разгибают пальцы из кулачка, начиная с большого).

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас.

(Показывают ладонями на окружающих и на себя.)

Воспитатель: Ребята, кем мы с вами сегодня были?

Дети: Поварами.

Воспитатель: А что делает повар?

Дети: Готовит еду для людей.

Воспитатель: Да ребята, повар - это человек, который занимается приготовлением пищи. Это важная профессия.

Аудитория участников:

Дети младшей группы 15 человек (8 мальчиков и 7 девочек), воспитатель, повар.

Выводы:

Систематизировали знания детей о профессии повара.

Обеспечили развитие речи детей отвечать полным ответом, используя словарь о профессии повара.

Способствовали развитию мелкой моторики пальцев рук.

Способствовали формированию уважения и интереса к труду взрослых (повара). 

Во время проведения интегративной образовательной деятельности у детей формируются игровые умения; доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, умение взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей через игру (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное);

Развивается самостоятельность, инициатива, творчество. У детей расширился круг знаний о профессиях. Ребята научились называть профессии людей (мамы, папы), познакомились с основными трудовыми действиями и инструментами необходимыми для работы. Стали использовать полученные знания в игровой деятельности, правильно применяют игровые атрибуты, стали более раскрепощены и самостоятельны. Обогатился словарный запас, дошкольники овладели обобщающим понятием «профессия». Формируется устойчивый интерес к профессии людей. Дети стали задумываться и воображать о том, кем они будут, когда вырастут.

Список используемой литературы:

1) Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013г. № 1155  «Об  утверждении ФГОС  дошкольного образования»

2) Абрамова Л.В., Слепцова И. Ф. Социально - коммуникативное развитие дошкольников, «Мозаика – синтез», 2016г.

3) Белая К. Ю.  Формирование основ безопасности у дошкольников, «Мозаика – синтез», 2014 год.

4) Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности, «Мозаика - синтез», 2014г.

5) Куражаева Н. Ю. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников, Санкт-Петербург-Москва, 2016 год.

6) Куражаева Н. Ю. «70 развивающих заданий для дошкольников», Санкт-Петербург-Москва, 2016 год.

7) Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми. Мозаика-Синтез,  2013год.

8) Янушко Я. А. Сенсорное развитие. «Мозаика - синтез»,  2009 год.

9) Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома, «Мозаика – синтез»,  2014 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственной образовательной деятельности детей младшей группы Тема: «Неваляшка»

Приоритетные образовательные области: художественное творчество(аппликация), коммуникация, здоровье....

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в младшей группе Тема: «Лесные приключения»

Итоговое занятие в младшей горуппе (лбразовательная область коммуникация)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе Тема: «Поможем Матрешке» (Игровое занятие)

В наш век компьютерных технологий современные родители, на мой взгляд, уделяют недостаточно внимания ознакомлению детей с русским народным творчеством. Я считаю, что приобщать детей к народной культур...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей младшей группы. Тема: «Транспорт».

Цель. Совершенствовать представление детей о транспортных средствах.Задачи: - совершенствовать лексический запас по теме «Транспорт», закреплять обобщающее понятие «Транспорт»;- удовлетворить по...

Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе Тема «Мойдодыр» Образовательная область : Социально-коммуникативная

Цель: формировать элементарные представления о культурно – гигиенических навыках.Задача: Создать условия для формирования навыков личной гигиены....