Консультация для педагогов с элементами тренинга
консультация

Александрина Наталья Валерьевна

Консультация для педагогов с элементами тренинга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_s_elementami_treninga.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов  с элементами тренинга

«Адаптация детей в детском саду»

Ребёнок, окружённый
доброжелательным вниманием,
лаской
становится более общительным,
быстрее начинает
знакомиться с группой,
разговаривать с детьми.

Цель :
Распространение педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в адаптационный период к дошкольному образовательному учреждению.
Задачи:
- Повышать компетентность педагогов в области адаптации дошкольников в ДОУ.

- Поиграть с педагогами в предложенные игры с целью сплочения коллектива.

Дети - очаровательные существа. Наблюдать за ними одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего – обеспечить его внутреннее эмоциональное благополучие.

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.

 Отрыв от дома и близких людей, встреча с новыми незнакомыми взрослыми, а так же с другими детьми, могут стать для ребенка серьезной психической травмой, поэтому нужно помочь ребенку пройти период адаптации безболезненно.

Что же такое адаптация?
Адаптация (от лат. аdaptatio - приспособление) - способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу), принятие норм, правил поведения в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю и самообслуживанию.

Поработав  с детьми раннего возраста, я хочу поделиться с вами своими «секретами», которые помогают мне в моей работе, делая процесс адаптации к детскому саду быстрым и легким.

Свою работу начала с создания условий в группе. Позаботилась об оформлении, создала необходимый уют, обеспечила игры детей пособиями, игрушками, организовала игровые уголки. Хорошая обстановка важна тем, что снимает неудовлетворенность в настроении детей. А разнообразие и правильное расположения игрушек помогают в налаживании дружеских отношений детей.

Привыкание ребенка к детскому саду старалась облегчить тем, что первые 1-2 дня принимала нового малыша на несколько часов в группе, где он присматривался к другим ребятам и  ко мне, затем время пребывания  постепенным удлинялось.  В первые дни ребенок находился все время около меня, за всем происходящим он только наблюдал. Необходимо сформировать у него чувство уверенности, сознание того, что в детском саду ему будет хорошо и интересно. Для этого старалась с ребенком устанавливать такие отношения, чтобы я для него стала близким человеком – «второй мамой». В результате ребенок охотно начинает ходить в группу, улыбается, радуется, когда видит меня, обращается ко мне за помощью.

Одной из немаловажных задач в моей работе- это работа с родителями. Чтобы узнать как можно больше информации о малыше я провожу с родителями анкетирование. В приемной оформлен красочный стенд «Для вас, родители!». Информация с советами по воспитанию, предстоящие праздники, задачи и цели нашей работы меняются каждую неделю. Очень важно приобщать родителей к совместному творчеству и участию в жизни детского сада. Необходимо, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами. Главное условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Вся работа с детьми проводится в игровой форме - это способствует заинтересованности каждого малыша. Непосредственная образовательная деятельность включает в себя много предварительной и индивидуальной работы, а так же работу для закрепления нового материала, обрабатывания техник и приёмов.

Дети раннего возраста подвержены частыми инфекционными заболеваниями. Поэтому большое внимание в нашей группе уделено оздоровлению и здоровье - сберегающему фактору.

Каждый новый день начинается с утренней гимнастики, чаще в стихотворной и игровой форме.

Продолжение - полноценный завтрак. Маленьких детей сложно уговорить поесть, поэтому мы устраиваем конкурс «чистых тарелок», приводим примеры итогов поедания вкусной кашки. При этом не забываем интересные потешки, песенки «Кашка из гречки - где варилась? В печке. Сварилась, упрела, чтоб деточки ели!».

Очень важно для детей каждодневное пребывание на свежем воздухе. Это утренний приём, прогулки и вечернее прощание с детьми.

Большое внимание уделяю обучению детей культурно-гигиеническим навыкам. Не у всех это получается, некоторые до сих пор могут намыливать руки, пока не остановишь. Но фундамент в гигиеническом воспитании, конечно, заложен.

Сон для малыша - главная составляющая его самочувствия и хорошего настроения. Поэтому я старюсь уложить каждого ребёнка в индивидуальном порядке. Не секрет, что многие дети не любят засыпать в детском саду, а значение полноценного отдыха для детей дошкольного возраста трудно переоценить. Поэтому с целью снижения тревоги и создания положительной мотивации на режимный момент сна использовала мягкие игрушки, объясняя присутствие данных игрушек в спальне тем, что это «Сонные игрушки», им очень хочется спать, но они не могут уснуть без вашей помощи. Дети укладывают игрушку рядом с собой, поглаживая ее, засыпают. Использование таких «Сонных игрушек» позволило улучшить эмоциональный фон сна как режимного момента, снять беспокойство, уменьшить количество трудно засыпающих детей.

Постаралась организовать и предметно – развивающую среду. Чтобы дети могли найти себе занятие по душе, помещение группы я разделила на игровые зоны:

- первая зона «Центр развивающих игр». Сюда вошли игры на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Это пирамидки, рамки - вкладыши, игры - шнуровки, кубики и т. д.

- вторая зона «Игровая».Она разделена на две секции: уголок для девочек, уголок для мальчиков. Здесь находятся разнообразные игрушки: куклы, мебель, посуда, машинки.

- третья зона «Зона двигательной активности». Это спортивный инвентарь (мячи, кегли т. д.) 

- четвертая зона «Музыкальная». Здесь присутствуют детские погремушки, бубны, дудки, детские музыкальные инструменты.

- пятая зона «Конструирование». Здесь находится большое количество строительного материала, различные виды конструкторов.

- шестая зона «Уголок для чтения». Здесь расположены разнообразные книги со сказками, картинками, детскими стихами.

- седьмая зона «Уголок для творчества». Это карандаши, краски, пластилин.

Дети дошкольного возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями от взрослых и сверстников, подражать их действиям. Поэтому, с целью предоставления помощи детям в период адаптации к детскому саду, необходимо использовать в течение дня различные игры , для снятия эмоционального и мышечного напряжения, снижения импульсивности, тревоги, развития навыков взаимодействия друг с другом. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.  

Благодаря игре процесс адаптации, познания и развития становиться не навязчивым, интересным, а главное более продуктивным.

Поэтому давайте играть.

Я вас превращаю в храбрых лягушат. Еще нам понадобиться птица, ее роль берет на себя взрослый. Итак, уважаемые коллеги, в момент физического и эмоционального напряжения данная игра поможет выплеснуть негативную энергию приемлемым способом. Для этой игры нам понадобиться рулон бумаги и  у каждого лягушонка появиться свой любимый листик. Птица прячется. Хочется сразу отметить, прежде чем вводить эту игру для деток раннего возраста, надо придти к группу с игрушкой и познакомить деток с лягушкой, квакаем, прыгаем, а затем уже вводиться игра, итак, усиливаем эффект музыкой и начинаем:

   «Жили-были в тихом пруду с красивыми кувшинками молодые лягушата. У каждого из них был свой любимый листик, на котором лягушонок сидел, грелся на солнышке и, конечно, разговаривал. А как лягушата разговаривают?

 Правильно, ква-ква-ква… И вот однажды прилетела большая птица, которая искала себе сытный обед. Заметив лягушат, она решила полакомиться ими, но они были умными: скомкали свои листочки и стали их бросать в птицу. Птица испугалась и улетела. С тех пор лягушата ничего не боятся»

А если взять лист бумаги, разорвать его на много мелких кусочков и на счет 1-2-3-4 подбросить вверх, то получится веселый салют. Результат салюта собираем в корзинку, приговаривая: «Собираем мы листочки быстро-быстро, чисто-чисто».

Следующая игра, в которую я хочу предложить вам поиграть очень нравиться деткам  и она конечно же сплачивает детский коллектив, эту игру можно использовать для детей среднего и старшего возраста. Игра называется «Говорящие очки» , у меня есть говорящие очки, вы берете очки одеваете их, а вы сосед справа говорите «Наяву а не во сне, что прекрасного во мне?» А вы от имени очков должны сказать одно предложение, приятное этому человеку.

Я хочу предложить вам поиграть в игру «Стиральная машина».Мы часто используем эту игру с детьми, которые особенно скромные, или не пользуются авторитетом в детском коллективе, для поднятия их авторитета и самооценки. Используем ее так же, когда в группе есть именинники. Игра помогает сплотить детский коллектив, наладить детские взаимоотношения, показать значимость каждого ребенка и просто подарить добрые и ласковые слова каждому ребенку. Правила игры: Участники встают в две колонны лицом друг к другу. Получается "проход". Это и есть "стиральная машина". Тот, кого будут "стирать", начинает двигаться через проход внутри стиральной машины. Каждый участник, гладит его по плечу, или пожимает руку, и говорит ему доброе, ласковое слово. Таким образом, выходя из стиральной машины, игрок, получает позитивный заряд от услышанных о нем слов. Итак,кто из вас сегодня самый грустный, того мы сейчас и будем «стирать».

Упражнение «Грецкий орех»

    Сейчас я перед вами из мешочка высыплю грецкие орехи, и каждый возьмет себе по одному. Вам дается 1 мин, чтобы вы его рассмотрели, обратили внимание на его размер, форму, цвет, рисунок прожилок, дефекты, т. е. запомнили свой орех, чтобы затем его найти. Затем соберу в мешочек орехи. Перемешаю. Высыплю обратно на стол. Вы должны найти каждый свой орех.

   Ответьте, пожалуйста, на вопрос:

По какому принципу вы нашли свой орех? (Цвет, форма, размер, дефекты и т. д.)

На первый взгляд все орехи похожи, но если приглядеться — одинаковых нет, а все очень разные и индивидуальные. Так и люди, и в частности дети: очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые «черточки». Нужно их только почувствовать и понять. А это все в наших силах.

Благодарю всех за сотрудничество! Творческих вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие с педагогами с элементами тренинга "Конфликты в педагогической практике"

Цель: создание работоспособности в группе, повышение уровня мотивации по данной теме, определение способов поведения в конфликтной ситуации каждого из участников группы, отработка техник выхода ...

Семинар - практикум для педагогов с элементами тренинга «Скоро в школу»

В данной презентации рассматриваются компоненты психологической  готовности  детей к школе.  Психологическая готовность включает в себя:  интеллектуальную готовность, мотивац...

Практикум для педагогов с элементами тренинга «РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ»

Цель: развить и усовершенствовать рефлексивные способности педагогов, исходя из их индивидуальных особенностей. Задачи: - актуализировать знания педагогов о педагогической рефлексии;- п...

Консультация для педагогов с элементами тренинга «Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста».

Целью консультации является возможность показать педагогам использование тренинговых упражнений в процессе непосредственного общения с детьми.Вы ничему не можете научить человека.Вы можете только помо...

Консультация для педагогов с элементами тренинга «Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста»

Повышение педагогической и психологической компетентности педагогов в особенностях общения с детьми, познакомить педагогов с понятием «конструктивное взаимодействие», с условиями его приме...

Семинар-практикум для педагогов с элементами тренинга «Совершенствование общения педагогов и родителей»

1. Обобщить знания воспитателей о нормативно – правовом обеспечении взаимодействия ДОУ с родителями2. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с...

Деловая игра для педагогов с элементами тренинга на тему: «ИКТ компетентность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»

В статье анализируется процесс педагогической образовательной деятельности дошкольного учреждения, делается акцент на обновлении содержания образовательного процесса за счет стимулирования кадрового п...