Конспект родительского собрания в форме игры - тренинга на тему: "Мальчики и девочки - два разных мира"
материал

Пархоменко Ирина Анатольевна

Цель собрания: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, и в осознании значимости семейного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1111111_-_kopiya.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

Тема: «Мальчики и девочки – два разных мира» (Игра-тренинг).

Цель собрания: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, и в осознании значимости семейного воспитания.

Участники: Воспитатель, родители.

Ход родительского собрания

1.Звучит приятная музыка. Воспитатель приветствует родителей

- «Здравствуйте!» - мамы, папы девочек

- «Здравствуйте!» - мамы, папы мальчиков

- «Здравствуйте все!»

2. Игра «Поменяйтесь местами, те кто…»

- Поменяйтесь местами те, у кого сегодня отличное настроение.

- Поменяйтесь местами те, кто каждый день играет со своими детьми.

- Поменяйтесь местами те, у кого есть дочка или дочки.

- Поменяйтесь местами те, у кого есть сын или сыночки.

- Поменяйтесь местами те, у кого есть и сын, и дочка.

Вопросы: Скажите одинаковые девочки и мальчики по характеру, по поведению, по способностям?

Дорогие родители, у которых есть и дочки и сыночки, скажите, пожалуйста, одинаково ли вы воспитываете дочку и сына, или воспитание девочек и мальчиков сильно отличается?

Мини-лекция

Родился ребенок. Маленький человечек, новый житель Земли. Когда родителям задают вопросы: «Кто у вас родился? Мальчик или девочка? А кого хотели? ». Они часто отвечают: «Да какая разница, кто родился, главное - он есть, наш ребенок». Действительно, рождение человека- это радость! Но родители еще не знают и не подозревают, какая огромная разница существует между мальчиком и девочкой.

А ребенок уже в период раннего дошкольного детства узнает, что существует 2 пола, и начинает понимать, кто он - мальчик или девочка.

Дорогие родители, сегодня мы попробуем понять, почему воспитывать мальчиков и девочек нужно по-разному. Попробуем ответить на вопрос «Мальчики и девочки.…Почему они такие разные?»

3. Давайте мы сейчас с вами посмотрим интервью, взятое у наших малышей, и потом вы ответите на несколько вопросов.

Просмотр видео-интервью детей о мальчиках и девочках и обсуждение.

-Ребенок 3-х лет уже понимает, какого он пола?

-Кто мальчики или девочки быстрее начинают осознавать свою принадлежность к тому или иному полу?

-Дети 3-х лет могут объяснить разницу между девочкой и мальчиком?

- Осознают ли дети, кем они станут, когда вырастут (мужчиной или женщиной)?

Вывод: да на первый взгляд, кажется, что дети легко осознают, кто они: мальчики или девочки. Но это не так.

В 3 года многие малыши не могут четко определиться со своим полом. Часто на занятиях с детьми в детском саду мы говорим: «Пусть похлопают в ладоши мальчики» - обязательно в ладоши похлопают и несколько девочек, и наоборот. 

К 4 годам дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом.

В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

5.Игра «Что, где, когда» 

Сейчас мы с вами постараемся ответить на все интересующие нас вопросы, касаемые воспитания мальчиков и девочек: Что? Где? И когда? Уважаемые родители, приглашаю Вас сыграть в игру «Что, Где, Когда»

Для начала мне хотелось бы, чтобы вы разделились на две команды:

1 задание: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Ромашка – девочка», «Василёк – мальчик»

Подгруппе родителей предлагается сделать ромашку, на лепестках которой будут написаны качества девочек и василек, где будут написаны качества мальчиков

- «настоящего мальчика» (для родителей мальчиков),

- «настоящей девочки» (для родителей девочек).

По окончании работы, каждая команда представляет свой результат.

Обобщение:

Совремённая ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата). В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.

2 задание: игра «Девочка или мальчик?»

Давайте посмотрим на ребенка (девочку, мальчика) с разных сторон. Я Вам буду зачитывать вопросы, а вы будете поднимать картинку девочки или мальчика.

- Кто более послушный? 

Девочки более послушны, чем мальчики.

В раннем детстве девочки действительно более послушны. Это запрограммировано природой. Женщины лучше приспосабливаются к окружающей среде, чем мужчины.

Но в подростковом возрасте картина несколько меняется. И группа мальчиков более послушно следует указаниям старших, чем группа девочек.

Кто более чувствителен к атмосфере, в которой мы живем, кто тяжелее переносят боль, страдание.

Стереотип: девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание.

Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчины не должны плакать.

- Кто более изобретателен?

Мальчики более изобретательны, чем девочки.

Так было задумано природой. Меняться, приспосабливаться под изменчивый мир мальчикам значительно сложнее, чем женщинам. «Пусть лучше мир прогнется под нас», – сказал мужчина, и, чтобы не погибнуть, отправился на поиски другого места (потеплее и получше) или изобрел шубу.

Поисковым поведением определяется и тяга самцов к освоению новых пространств, их большая сообразительность, склонность к поиску нетрадиционных новых решений, к рискованных предприятиям.

Среди изобретателей мужчин существенно больше, чем женщин. Однако это совсем не означает, что мальчики более способны и одаренны, чем девочки.

Девочек старшего дошкольного и младшего школьного возрастов на несколько процентов больше, чем мальчиков. К 12-14 годам картина меняется, одаренных мальчиков становится больше. Девочки-«вундеркинды» по большей части превращаются в «таких, как все».

- Кто более работоспособен?

Девочки более работоспособны, чем мальчики.

Не совсем так. Просто работоспособность у мальчиков и девочек разная. Девочки быстрее включаются в работу, и воспитатель это сразу замечает – по устремленным на него горящим девчоночьим глазам. Мальчики раскачиваются дольше и на воспитателя смотрят реже (чаще – на стол, в сторону или прямо перед собой). И к тому моменту, когда они достигнут пика работоспособности, девочки уже начинают уставать.

Кто лучше ориентируются в пространстве?

До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается.

- Кто более трепетно относится к живой природе?

Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать, что девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых, животных и растениях. Разве что в возрасте 6-9 лет. Данное качество скорее прививается им родителями и общественным мнением, нежели наследуется по полу.

- Кто более одарен в математике?

Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы ориентируем их. Хотя считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Дело в том, что родители мальчиков в большинстве своем изо всех сил стараются сориентировать своих сыновей на технические и экономические профессии, даже если те довольно посредственно разбираются в математике. Родители же девочек нередко игнорируют и пытаются подавить интересы своих дочерей, направленные на точные науки, так как считают, что для жизни им больше пригодятся знания по другим предметам. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.

- Кто более агрессивен?

Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в два-три года, когда начинается формирование устойчивых черт личности.

- Кто более активен?

Что же касается активности, то здесь разница вообще не установлена - мальчики и девочки в одинаковой мере активны, просто каждый в своем: один в игре, другие в драках, третьи в капризах и т.д.

- Кто более общителен?

Большой компании девочки предпочитают одну или не более двух подруг. Вот почему именно мальчики собираются в более крупные группы. Неудивительно при этом, что мальчики более склонны к коллективным играм. Такое положение сохраняется и тогда, когда дети вырастают. Часто, выйдя замуж и родив ребенка, молодые женщины вообще сознательно лишают себя подруг и обходятся только приятельницами. С мужчинами такое происходит редко, даже если они очень дорожат своей семьей.

Кто легче попадает под чужое влияние?

Стереотип: Девочки легче подпадают под чужое влияние.

Девочки реже подпадают под чужое влияние. А мальчики напротив, склонны скорее принимать на веру мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.

Как мы видим, мальчики и девочки – это два разных мира. Если этого не учитывать – то это значит, что мы часто неправильно понимаем, что стоит за их проступками, а, значит, и неправильно на них, эти проступки реагируем.

Мальчиков и девочек ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по - разному смотрят и видят, слушают и слышат, по – разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

3 задание: Воспитатель: Я предлагаю папам и мамам «пойти» за покупкой игрушки для своего ребенка. Но есть одно условие: команда родителей мальчиков выбирают игрушку для дочки, а команда родителей девочек для сына - затем один представитель от команды должен аргументировать свой выбор, с точки зрения развития психики ребенка. Участники отправляются за «покупками», т.е. наклеивают нужные картинки на листок. По окончании времени представитель команды обосновывает свой выбор.

Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки.

Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома.

Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мира.

Отдельно хочется сказать о наборах с шитьем и вязанием. Это традиционно "немужское" занятие очень полезно мальчикам 5-7 лет. Во-первых, настоящему мужчине всегда пригодится умение пришить пуговицу, а во-вторых, эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая в силу определенных причин у мужчин развита хуже, чем у женщин.

В отношении машинок не стоит думать, что они могут быть интересны лишь мальчишкам. Игра в машинки дает представление: о правилах дорожного движения и основах водительской этики; о назначении различных машин, об отличительных признаках внешнего вида различных моделей.

Если мальчик иногда играет в куклы, а девочка разбирает машинку или обожает конструктор, нет никаких патологий. Это этап, который может оказаться полезным для формирования определенных черт - заботливости у мальчика, любопытства и развития логического мышления у девочки.

Психолог: Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, а у мальчика с машинками, нужно разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корить за это и не запрещать любимые машинки или куклы. Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него куклу, высмеивать за игры с девочками.

У девочек игры чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства»: кукол, тряпочки - и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

Игры же мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегут друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом всё предоставленное им пространство. Мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если недостаточно пространства в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на мебель.

4 задание:

Какую сказку Вы прочитали бы вашему ребенку на ночь? Напишите по 10 «мужских» и «женских» сказок.

Девочкам и мальчикам необходимо читать самые разнообразные сказки. В гендерном отношении  все сказки можно условно разделить на 3 группы:

-«мужские» - отражают мужские стратегии поведения, где главный герой-мужской персонаж.

-«женские» - отражают женские стратегии поведения, где главная героиня-персонаж женского пола.

-«Смешанные» - есть 2 главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.


5-е задание Роль папы и мамы в воспитании дочки и сыночка

Родителям предлагается заполнить таблицу.

Роль папы в воспитании:

Роль мамы в воспитании:

Дочки

Обеспечение чувства безопасности, опоры, стабильности, защищенности, помощь в преодолении страхов, сложностей, развитие выносливости, силы, уверенности в себе, разговоры «по душам», поддержка, разборы неправильного поведения, при желании дочери – обучение «мужским» делам. Эмоциональный фон: спокойствие, уверенность, юмор, живость эмоций.

Самое важное для девочки – знать, что папа всегда придет на помощь, вытащит из любой критической ситуации.

Пример во всем, начиная с умения одеваться, заканчивая отношениями с мужчинами, обучение «женским» делам, развитие умения слушать, понимать, заботиться, обучение навыкам общения, навыкам сохранения красоты, здоровья, поддержка в начинаниях, совместная деятельность, прививание чувства прекрасного, расширение кругозора. Эмоциональный фон: разнообразие проявлений эмоций в зависимости от ситуации, честность, умение говорить об эмоциях.

Сына

Пример во всем, обучение «мужским делам», совместная деятельность, спорт, разговоры о целях, о жизни, о перспективах, желаниях, воспитание ответственности, дисциплины, развитие  навыков коммуникации, определение четких правил поведения в семье, наказания, разборы неправильного поведения, помощь в сложных ситуациях. Эмоциональный фон: в зависимости от ситуации, важно, чтобы мальчик видел разного папу – спокойного, любящего, азартного, бесстрашного, доброго, агрессивного, злого, печального, растроганного, но самое главное – честного в проявлении эмоций.

Поддержка, любовь, принятие, похвала, восхищение достижениями, просьбы о помощи, распределение обязанностей по дому, разговоры по душам о чувствах, эмоциях, обучение этикету, развитие компетентности в области культуры, искусства, при желании и интересе сына – обучение «женским» делам. Важно в маме видеть женщину, на нее он будет ориентироваться при выборе жены, поэтому недопустимы: наказания, нравоучения, унижения, жесткость, озлобленность, критика, и в то же время неумение отстаивать свои интересы, «служение» ребенку, жертвенность.

Очень важно, чтобы мама мальчика не контролировала и позволяла делать ошибки, пусть лучше забудет учебник дома и решит эту проблему сам, или замерзнет, потому что оделся не по погоде, или его обсмеют из-за нелепой футболки, которую сам купил, это развивает самостоятельность и так нужную мужчинам ответственность, умение отвечать за свои поступки. Именно чрезмерная забота и гиперопека мамы сначала убивает желание мальчика с ней общаться, а потом становится причиной разных зависимостей, нежелания учиться и работать, слабости, неуверенности, неуважения к матери, жестокости по отношению к ней, а потом и по отношению к другим женщинам.

Мать учит ребенка жить в доме,

а отец помогает ему выйти в мир,

Мать «ответственна» за эмоциональные привязанности,

Отец – за эмоциональную независимость.

Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня  атмосферу вашего дома. Расскажите  вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

Смайлик

8. Рефлексия: Очень важно общение отца с дочерью и матери с сыном: ярко выраженная женственность матери способствует развитию мужественности у сына, а мужественность отца - проявлению черт женственности у дочери. Поэтому для воспитания детей нужны оба родителя.

Мальчик и девочка-2 разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постарайтесь понять наших мальчишек и девчонок, ведь они будущие мужчины и женщины. Стремитесь воспитывать в них положительное отношение к социальным ролям, которые они будут выполнять во взрослой жизни.


5. Памятка «Воспитание и обучение с учетом пола ребенка»

  • Постарайтесь быть для своих детей образцом поведения (мужского и женского), если это не возможно, обратите внимание  детей на то, как ведут себя уважаемые ребёнком, взрослые (педагог, знакомые);
  • Предоставьте детям возможность общаться с детьми своего и противоположного пола (посещение д/с, прогулки, посещение и приглашение гостей), для них это будет хорошей тренировкой в поведении, свойственном представителям его пола;
  • Чаще привлекайте детей к посильной для них помощи родителям по дому, например, можно вместе с мамой испечь пирог для всей семьи, или с папой починить сломанную мебель;
  • Знакомьте детей с родословной семьи, рассказывайте  поучительные или  просто интересные  истории, которые произошли  с членами вашей семьи, необязательно только с близкими родственниками. Они будут способствовать развитию интереса ребёнка к истории семьи, воспитывать уважение к старшим, послужат примером для подражания.
  • Организуйте дома пространство для игр с учётом пола ребёнка;
  • Не оставляйте без ответа вопросы детей о поведении мужчин и женщин. Если ребёнок не получит ответа у вас, он найдёт его сам, и не всегда этот ответ будет верным.
  • Используйте методы и приемы народной педагогики, читайте детям народные сказки, пойте колыбельные, рассказывайте о былинных героях;
  • Формируйте у ребёнка поведение, свойственное представителям его пола с помощью совместных праздников, отдыха. При организации таких мероприятий необходимо учитывать возраст детей, ведь многие интересные для взрослых развлечения им не подходят.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в форме игрового тренинга " Играем в театр"

Цели: Вовлечение родителей воспитанников в досуговую деятельность с элементами театрализации, вызвать желание и интерес участвовать в театрализованной деятельности с детьми.Задачи:1.Cпособ...

Родительское собрание по гендерному воспитанию в младшей группе «МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ – ДВА РАЗНЫХ МИРА»

В настоящее время на первое место в педагогике вышла проблема учета воспитания мальчиков и девочек. В специальной педагогической литературе возникли понятия «гендер»(от англ....

Сценарий родительского собрания в форме игры – тренинга в группе раннего возраста «Педагоги и родители или будем знакомы!»

Успешность воспитания и обучения ребенка зависит от взаимопонимания, сотрудничества родителей и педагогов. Как выработать общую стратегию воспитания и развития ребенка в семье и ДОО об этом и мн...

Конспект родительского собрания в форме игры «Счастливый случай»

: расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей– важнейшие  проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно п...

Родительское собрание в форме игры-тренинга "Мальчики и девочки - два разных мира"

Цель мероприятия: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, и ...

Конспект родительского собрания в форме игрового тренинга на тему "Играем в театр"

laquo;Театр – высшая инстанция для решения жизненных вопросов». Александр Герцен...