Тема : « Народная игрушка. Тряпичная кукла.» (подготовительная группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Лапшина Елена Федоровна

Тема : « Народная игрушка. Тряпичная кукла.»

Цель: приобщение детей к народному творчеству через создание мини музея в чемодане «Тряпичная кукла».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_konspekt_dlya_konkursa_vospitatel_goda.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : « Народная игрушка. Тряпичная кукла.»

Цель: приобщение детей к народному творчеству через создание мини музея в чемодане « Тряпичная кукла».

Задачи:

Образовательные:

-формировать у детей представление о создании мини –музея в чемодане;

-формировать понятие русской народной тряпичной куклы;

-познакомить с историей создания и видами тряпичных кукол на Руси;

- русскими народными хороводными играми;

Развивающие:

-развивать у детей интерес к традициям и обычаям русского народа;

-развивать художественные способности, воображение;

-развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

-воспитывать у детей интерес к музею, как  хранилищу  истории, обычаев и традиций своего народа;

-вызывать положительные эмоции и гордость от результатов своего труда.

Планируемые результаты:

-ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, задает вопросы и отвечает на них , распределяет действия при сотрудничестве);

-ребенок способен к аргументированным суждениям;

-ребенок способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

Форма организации : групповая

Оборудование и материалы:

Демонстрационный дидактический материал: видеозапись экскурсии в Бугурусланский краеведческий музей, чемодан музейные экспонаты-тряпичные куклы разных видов.

Раздаточный материал: лоскуты ткани разных цветов и форм, нитки красного цвета, карты-схемы последовательного изготовления тряпичных кукол.

(Дети за столом играют в куклы)

В.: Дети, чем вы занимаетесь? Что делаете?

Дети: Мы играем со своими куклами.

В.: Когда я была маленькая, таких кукол  как у вас, у меня не было. Я играла в другие куклы. (показ куклы). А  мне моя бабушка рассказывала, когда она была маленькой кукол не было, поэтому кукол они делали сами. Просто скручивали лоскутки ткани так, чтобы они были похожи на куклу и играли с ними.

В.: Ребята, посмотрите,  какой интересный чемодан достался мне от моей бабушки. Вам интересно посмотреть что в нем?

Дети: Да.

В.: Как вы думаете, что там может быть?

Дети: лоскутки ткани, куклы, ленточки.,и т.д.

В.:Правильно,в моем чемодане лежат куклы вкоторые играли ваши прабабушки  подойдите ближе  к столу.

В.:Тряпичная кукла была самой  распространенной игрушкой. Даже в самых бедных крестьянских семьях такие куклы имелись обязательно.К кукле относились бережно. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, где попало. Их хранили в специально отведенных корзинах, коробахили ящиках.
Пока дети были малы, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. При всей своей  занятости они находили для этого время. А потом Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления тряпичной куклы, и лет с пяти такую куклу  могла сделать любая девочка.Тряпичные куклы имели свое предназначение, они были игровые, обереговые, обрядовые.

В.:Ребята, а вы заметили,что у кукол нет лица?

Дети: Да.

В.: Как вы думаете почему?

Дети: Ответы детей

В.:Куклам никогда не рисовали лицо. Такие куклы назывались безликими. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может селиться нечистая сила. «Безликая» кукла считалась предметом неодушевленным и не могла навредить ребёнку.

В.: Ребята, давайте сядем на стулья и вспомним  , где вы  могли видеть такие же игрушки, похожие на наши? (дети садятся ). Так где же вы видели таких кукол?

Дети:   На картинках, по телевизору, в музее.

В.: Правильно,ребята, в музее!

В.: Что такое музей?

Дети: Место, где хранятся старинные вещи.

В.: Кто из вас был в музее? Что вы там видели?

Дети:  (Рассказы детей)

В.: Кто проводит экскурсии в музее?

Дети: Экскурсовод.

В.: Давайте вспомним правила поведения в музее!

Дети: (Называют правила).( В музее нельзя кричать, бегать, трогать экспонаты руками))

В.: А вы хотите побывать сегодня в музее?

Дети: Да

В.:  А как можно оказаться в музее не выходя из группы?

Дети: Посмотреть по телевизору, на фотографиях, на компьютере, на большом экране.

В.: Сегодня, мы отправимся в виртуальную экскурсию и посетим  музей народной игрушки. Сели удобно, внимание на экран.

(Просмотр видеоролика про музей кукол)

В.: Ребята,  а какой музей мы можем создать у нас в группе?

Дети: (Перечисляют)

Дети: Музей народных кукол.

В.: Ребята, а что нужно сделать чтоб создать  музей народной куклы?

Дети: (Нужно сделать народные куклы).

В.:Как вы думаете, что нам понадобится, чтобы сделать  народные куклы?

Дети: Лоскутки ткани, нитки.

В::Ахотели бы вы сделать такие куклы?

В:  Сегодня мы будем делать куклу ПЕЛЕНАШКУ, КУВАДКУ и ХОРОВОДНИЦУ.

В.:( ДОСтаю кукол из чемодана и рассказываю)

Кувадка была первойтряпичной куклой в жизни ребенка.Эта кукла относится к обрядовымНазвание куклы Кувадка произошло от слова «кувякать» - плакать. Так как именно плачем ребенок оповещает мир о своем рождении. Считалось, что во время рождения ребенка отец должен был взять в руки такую куклу и ходить вокруг дома (бани), чтобы отвлечь злых духов от матери с ребенком. В этом случае кукла как бы заменяла новорожденного. Затем куклу кувадку  подвешивали над люлькой ребенка, как сейчас подвешивают  погремушки. Эта кукла относится к обрядовым.

В.

У каждого новорожденного дитя была в колыбельке вот такая яркая куколка ПЕЛЕНАШКА. Она относится к береговым куклам. Ещё до рождения ребёнка делали такую  куколку и укладывали в колыбельку, чтобы она "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка.

В.: А это кукла ХОРОВОДНИЦА.  Русская народная тряпичная кукла очень веселая и забавная игрушка, она относится к игровой. Эта кукла всегда оставалась не только забавой, но и своеобразным тренажером.Чтобы хороводница расправила свои юбочки  и закружилась в пляске ее нужно  оживить. Для этого быстро вращают пальчиками  палочку, на которой закреплена кукла. Такое движение готовило руки девочек  к работепряхи.

В.: А теперь,ребята, проходите за столы, выберите ту куклу, которую вы хотите сделать. ( Дети идут за столы).

В : У каждого из вас на столе лежит схема последовательного изготовления вашей куклы.

В.:Прежде чем приступить к работе подготовим  наши пальцы.

ФИЗМИНУТКА

Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».

Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, Пальчики опускаем вниз, закрывая ладошку и вновь поднимаем.

Выше бережка головушку несёт, Сжимаем пальцы в щепоть.

Белым крылышком помахивает, Повороты кистей рук из стороны в

Сторону — слева направо обратно.

На цветы водичку стряхивает. Поочередное шевеление пальцами.

-Вот и кончилась игра,

Куклу делать нам пора.

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ (под народную музыку дети изготавливают кукол )

В.: Молодцы, ребята, посмотрите какие замечательные куклы у вас получились. Кто   хочет рассказать нам про свою куклу?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУКОЛ ДЕТЬМИ .

Д: Мы делали куклу ПЕЛЕНАШКУ…она  охраняла маленького ребенка от зла.

А мы делали куклу КУВАДКУ… ее вешали над кроваткой малышаи она охраняла его сон.

Я делала куклу Хороводницу ,мне она показалась веселой когда ее кружишь то самой хочется с не потанцевать.

В. А давайте мы  Хороводницей поиграем  и потанцуем.

(Проводится хороводная игра с куклами)

В.:Ребята, кто может нам напомнить, что мы хотели с вами создать в нашей группе?

Дети: Мы хотели создать мини-музей.

В.: Правильно мы Всех кукол   разместим в чемодане и получится у нас мини-музей  в чемодане. Как мы назовем наш мини музей в чемодане?

Наш мини музей мы расположим в нашей группе и будем дальше пополнять его разными куклами ведь их было очень много.

РЕФЛЕКСИЯ

В: Ребята, а давайте мы нашим куклам подарим цветные ленточки. Если вам было интересно  на занятии - подарите красную ленточку, если вы испытывали затруднения – подарите жёлтую ленточку.  Ну а если вам было не интересно и  скучно - подарите зелёную ленточку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно образовательной деятельности по ручному труду «История народной игрушки. Тряпичная кукла. Кукла-закрутка»

Познавательно-занимательный досуг для детей подготовительной группы "История народной игрушки. Тряпичная кукла. Кукла-закрутка" с показом презентации «Игрушки на Руси как средство воспитания». Создани...

Русская народная игрушка (тряпичная кукла)

Прививать любовь к народным игрушкам....

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»Цель: приобщать детей...

"Русские народные игрушки. Тряпичные куклы и куклы обереги".

Стараюсь почаще знакомить детей  с народными игрушками, историей их возникновения, области применения, описанием игр. Провожу параллель с современными игрушками, очень многие пришли к нам из дале...

Конспект Открытого занятия по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины. «Народная игрушка. Тряпичная кукла»

Конспект Открытого занятия для детей подготовительной группы по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины.«Народная игрушка. Тряпичная кукла»...