Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»
план-конспект занятия (старшая группа)

Наталья Седых

 Цель: приобщать детей к русской народной культуре через образ традиционной тряпичной куклы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_krasnaya_kniga.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»

 Цель: приобщать детей к русской народной культуре через образ традиционной тряпичной куклы.

Задачи:

Образовательные:

• Знакомить детей и родителей с традициями русского народа через народные игрушки,

• Учить делать детей делать тряпичную куклу вместе с родителями;

• Активизировать словарь прилагательных, упражнять детей в образовании качественных прилагательных.

Развивающие:

• Развивать свободное общение между детьми и взрослыми, точно отвечая на поставленные вопросы,

• Развивать умение внимательно слушать новый незнакомый материал,

• Развивать мелкую моторику;

Воспитательные:

• Воспитывать интерес и бережное отношение к русским традициям.

Оборудование: Экспонаты – готовые образцы кукол. Куклы Хозяин и Хозяйка в холщовых одеждах. Лоскут белой ткани 20х20см (на каждого), 8см-15см (на каждого), лоскут цветастой ткани (треугольник) для косынки или фартука (на каждого),  нитки красного цвета «ирис» или резинки (на каждого).  Сундук. Самовар. Сушки в хохломской плошке. Аудиозапись русских народных песен. Импровизированное окошко, украшенное городецкими узорами. Демонстрационный – выставка изделий народных мастеров, ноутбук, проектор, персональный компьютер.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.  Мотивационный настрой.

Добрый день, гости званые, желанные!

Рады мы гостям из всех краёв,

Всех ждём, встречаем!

Счастья и мира вам всем!

Милости просим в нашу горницу!

А мы вам столько интересного и нового расскажем!

А если понравится, то и делать научим!

Тренинг «Подари улыбку!»

Ребята, сегодня такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку. Давайте возьмёмся за руки. Все вместе улыбнёмся и подарим друг другу свои улыбки. Улыбнёмся другу слева. Улыбнёмся другу справа. Спасибо за эти чудесные улыбки.

            Сядем с вами рядком, да поговорим ладком.

Дети садятся за столы.

  1. II.              Постановка проблемной ситуации

Сюрпризный момент

Сегодня из далёкой старены к нам пришли куклы Хозяин и Хозяйка. Они хотят рассказать вам о народном творчестве. И научить вас своему ремеслу. Они пришли к нам не с пустыми руками, а приготовили для вас сюрприз.(сундук с тряпичными куклами)  Но о нём вы узнаете позже, а сейчас машина времени перенесёт нас в далёкое прошлое. (Просит детей помочь запустить машину времени (выполняют движения руками под счет)).

Рассказ с элементами беседы (Просмотр презентации)

Ребята куда мы с вами попали? (в деревню) А как назывались деревянные дома, в которых жили люди? (Изба) Предлагаю заглянуть в одну из них. Обращает внимание детей на то, что на лавке лежит забытая игрушка. В далёком прошлом на Руси вечерком, после трудового дня, взрослые и дети любили устраивать посиделки, вот как мы с вами сегодня. Но даже на посиделках никто не сидел, сложа руки: вышивали, вязали, лепили, вырезали игрушки, обсуждали насущные проблемы. С ранних лет воспитывалось усердие и трудолюбие. А ещё они играли, пели песни, водили хороводы, загадывали и отгадывали загадки.

- А вы умеете отгадывать загадки? Отгадайте загадку.  Посмотрите, какой красивый сундучок принесли наши гости, в старину в таких сундучках хранили разные мелкие предметы. Отгадав, загадку вы узнаете, что принесли наши гости в своём сундучке:

Платья носит , есть не просит,

Всегда послушна , но с ней не скучно! (Кукла)

Правильно, это кукла.  

Игрушки во все времена занимали важное место в народной культуре. Раньше игрушки не делали на фабриках и заводах, а изготавливали вручную. В старину игрушки мастерили почти в каждой семье. Считалось, что куклы охраняют детский сон, оберегают маленького ребёнка от порчи, сглаза и болезней. Когда дети росли, для них изготовляли тряпичных кукол, с которыми можно было играть. А когда дети подрастали, то они сами учились мастерить различные игрушки.                                                                                         

 (Воспитатель открывает сундучок и показывает детям, что именно такая тряпичная куколка лежит в нем. Обращает внимание детей на то, что такая кукла называется тряпичная.)  Для изготовления кукол подбирали красивые лоскутки для одежды кукол. Для изготовления лица брали белую или светлую ткань. В старину лицо кукле не рисовали. (Люди считали, что кукла приобретёт душу и сможет навредить ребенку, то есть она оживет и, возможно, приобретет дурной характер.) Такие куклы назывались безликими. А в наши дни игрушка, сделанная своими руками, может служить сувениром и быть хорошим подарком.

Экскурсия

- Что такое музей? (ответы детей)

- Кто из вас был в музее? (ответы детей)

- Зачем нужны музеи? (ответы детей)

- Какие ещё экспонаты бывают в музее? (ответы детей)

- Кто проводит экскурсию в музее? (экскурсоводы) 

Вот и мы сейчас посетим музей народной куклы , а Хозяин и Хозяйка будут рассказывать, как называется кукла, из чего сделана, какое предназначение имела: Травница, Кулачники, Барыня на чайник, Десятиручка, Крупенички, День-ночь, Птица-радость, Солнечный конь, Матрёшка, кукла-Колокольчик, Кувадка, Кукла на выхвалку. 

Игра «Объясни, почему лишнее?»

Среди народных кукол в сундуке лежат мягкая игрушка, резиновая игрушка, неваляшка.

- Почему не выставили мехового зайчика в музей?

- Пластмассовую неваляшку?

- Резинового Карлсона? (Они сделаны из резины, меха, пластмассы на фабрике, и не относятся к тряпичным народным куклам, сделанным своими руками)

Итог экскурсии

- Скажите,  а какой народ создавал такие игрушки своим детям? (русский народ)

Такую игрушку делают только в нашей России. А радует и греет души русская игрушка всем добрым людям на Земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку. А изделия русских мастеров известны за пределами России. Это наша национальная гордость.

- Как вы думаете, что это значит?  (ответы детей)

Это значит, что мы гордимся умением наших мастеров, их необыкновенными произведениями, которые несут людям радость и красоту.

- Ребята, а вы сами хотели бы, научится мастерить таких кукол? (ответы детей)

     Я бы очень хотела, чтобы такие красивые вещи были у меня дома.

- Давайте, немного отдохнём и преступим к работе.

Народная игра «У Маланьи»

 Русский народ не только умеет создавать такие замечательные игрушки.

А ещё на Руси любили играть.

- А какие народные игры вы знаете? (ответы детей)

           Ну, а вы не засиделись без дела? Не пора ли поиграть? 

 

Хозяйка приглашает вас в круг, будем играть в забавную игру «У Маланьи».

 

У Маланьи у старушки           (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке   (присесть, сложить руки домиком)

Семь сыновей                          (семь пальцев)

Все без бровей,                        (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами,               (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами,              (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами,                (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой,               (очертить большую голову)

Вот с такой бородой,              (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели                          (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

На неё глядели,                       (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так…          (Любое движение)

 

  1. IV.             Творческая практическая деятельность

Рассказ - объяснение

           Отдохнули? Повеселились?

           А теперь от скуки берём дело в руки!

Давайте мы с вами изготовим Куклу «Кувадку».

 В древности существовал такой обряд «кувады», магия которого связывалась с таинством рождения ребенка. По верованиям наших предков, зарождение ребенка воспринималась как милость и расположение божественных сил, а с другой стороны, сам процесс рождения связывался с чем-то греховным (эта мысль долгие столетия навязывалась христианством - в ведической традиции нет ничего подобного! - прим.автора сайта). После родов роженица и повитухи совершали обряды очищения. Отцу ребенка отводилась активная роль – он присутствовал при рождении и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия – «куваду».

      В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник.

     Поскольку рожала женщина в бане, то муж разными действиями выманивал злых духов в предбанник, где были развешаны обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужу подкладывали спеленутую куклу.

      Чтобы понадежнее обмануть злых духов, в некоторых деревнях сразу после родов женщины переодевались в мужнину одежду и начинали вести домашнее хозяйство, а мужчины чуть ли не целую неделю, до крещения младенца в церкви, пролеживали в постели с тряпичной куклой.

После родов куклы сжигались во время обряда очищения.

      К концу 19 в. истоки обряда окончательно утратились и забылись, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов.    В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на этих маленьких  куколок и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца

      Эти куклы очень просты в изготовлении. Обычно в связке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани, куколки заменяли погремушки.

Самостоятельная  работа

Звучит русская народная мелодия. Ребята скручивают кукол.

Хоровод с куколками

В стародавние времена на Руси любую работу заканчивали играми, песнями да плясками. Мы с вами славно поработали, а теперь весело потанцуем.

            Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

- А вы умеете водить хоровод?

Хозяйка приглашает всех со своими куколками в хоровод, чтобы спеть и потанцевать.

 Дети выходят в круг со своими куколками, поют  и ведут хоровод под русскую народную песню «Как на тоненький ледок» 

V.  Рефлексия

- Ребята вам понравилось знакомство с народной куклой?

- А что вам понравилось больше всего?

- Что нового вы узнали?

- А что было очень трудным?                                                                                                                                

- Посмотрите ребята, каких замечательных и чудесных куколок вы сделали!

Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Вы научились сами и научили наших гостей. Чтобы у вашей куклы была подружка - сделайте дома ещё куколку.                                                                                    Спасибо за работу вашу, за старание. 

  1. VI.             Чаепитие

      Делу время, а потехе час!

      Пора и отдохнуть.

Давайте уберём свои рабочие места. А наши Хозяин с Хозяйкой приглашают вас ребята к самовару, отведать чайку с сушками.

Звучит народная мелодия, дети садятся вокруг самовара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию по теме: «Что нам стоит дом построить…» (образовательная технология «Ситуация»)

Данная публикация является планом конспектом непосредственнно образовательной деятельности в старшей группе. Конспект построен с учетом образовательной технологии "Ситуация", разработанной в соответст...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию на тему: «Весеннее настроение»

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитиюна тему: «Весеннее настроение»Цель:Развивать художественно-творческие спо...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»Цель: приобщать детей...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию на тему: «Роспись ложки»

Конспект  непосредственно-образовательной деятельностив старшей группепо художественно-эстетическому развитиюна тему: «Роспись ложки»...

Конспект проведения образовательной деятельности в старшей группе по художественно- эстетическому развитию (рисование) Тема: «Оренбургский пуховый платок»

Цель: Формирование представлений о традициях Оренбуржья в диалоговом общении с элементами театрализованной деятельности. Развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса...

Конспект открытой организованно образовательной деятельности в средней группе по художественно-эстетическому развитию на тему «Дымковская игрушка»

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Цель: эстетически...