Главные вкладки

    Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»
    план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

    Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»

    Цель: приобщать детей к русской народной культуре через образ традиционной тряпичной куклы.

    Задачи:

    Образовательные:

    • Знакомить детей и родителей с традициями русского народа через народные игрушки,

    • Учить делать детей делать тряпичную куклу вместе с родителями;

    • Активизировать словарь прилагательных, упражнять детей в образовании качественных прилагательных.

    Развивающие:

    • Развивать свободное общение между детьми и взрослыми, точно отвечая на поставленные вопросы,

    • Развивать умение внимательно слушать новый незнакомый материал,

    • Развивать мелкую моторику;

    Воспитательные:

     

    • Воспитывать интерес и бережное отношение к русским традициям.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Тряпичная кукла29.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                         «Детский сад №42»

    Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»

    Воспитатель 1 кв. кат:                                                                                                     Емельянова Ольга Александровна

    Арзамас 2018г.

     Цель: приобщать детей к русской народной культуре через образ традиционной тряпичной куклы.

    Задачи:

    Образовательные:

    • Знакомить детей и родителей с традициями русского народа через народные игрушки,

    • Учить делать детей делать тряпичную куклу вместе с родителями;

    • Активизировать словарь прилагательных, упражнять детей в образовании качественных прилагательных.

    Развивающие:

    • Развивать свободное общение между детьми и взрослыми, точно отвечая на поставленные вопросы,

    • Развивать умение внимательно слушать новый незнакомый материал,

    • Развивать мелкую моторику;

    Воспитательные:

    • Воспитывать интерес и бережное отношение к русским традициям.

    Словарь: тряпичная кукла, игрушки глиняные, деревянные изба, сундучок.

    Предварительная работа: рассматривание народных игрушек (дымковские, филимоновские, матрешки, рисование элементов дымковской росписи на НОД по изо, хороводы, чтение р. н. сказок, потешек, считалок.

    Оборудование: Экспонаты – готовые образцы кукол. Куклы Хозяин и Хозяйка в холщовых одеждах. Лоскут белой ткани 20х20см (на каждого), 8см-15см (на каждого), лоскут цветастой ткани (треугольник) для косынки или фартука (на каждого),  нитки красного цвета «ирис» или резинки (на каждого).  Сундук. Самовар. Сушки в хохломской плошке. Аудиозапись русских народных песен. Импровизированное окошко, украшенное городецкими узорами. Демонстрационный – выставка изделий народных мастеров, ноутбук, проектор, персональный компьютер.

    Ход занятия:

    1. I.                   Организационный момент.  Мотивационный настрой.

    Приветствие гостей

    Добрый день, гости званые, желанные!

    Рады мы гостям из всех краёв,

    Всех ждём, встречаем!

    Счастья и мира вам всем!

    Милости просим в нашу горницу!

    А мы вам столько интересного и нового расскажем!

    А если понравится, то и делать научим!

    Тренинг «Подари улыбку!»

    Ребята, сегодня такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку. Давайте возьмёмся за руки. Все вместе улыбнёмся и подарим друг другу свои улыбки. Улыбнёмся другу слева. Улыбнёмся другу справа. Спасибо за эти чудесные улыбки.

                Сядем с вами рядком, да поговорим ладком.

    Дети садятся за столы.

    1. II.              Постановка проблемной ситуации

    Сюрпризный момент

    Сегодня из далёкой старены к нам пришли куклы Хозяин и Хозяйка. Они хотят рассказать вам о народном творчестве. И научить вас своему ремеслу. Они пришли к нам не с пустыми руками, а приготовили для вас сюрприз.(сундук с тряпичными куклами)  Но о нём вы узнаете позже, а сейчас машина времени перенесёт нас в далёкое прошлое. (Просит детей помочь запустить машину времени (выполняют движения руками под счет)).

    Рассказ с элементами беседы (Просмотр презентации)

    Ребята куда мы с вами попали? (в деревню) А как назывались деревянные дома, в которых жили люди? (Изба) Предлагаю заглянуть в одну из них. Обращает внимание детей на то, что на лавке лежит забытая игрушка. В далёком прошлом на Руси вечерком, после трудового дня, взрослые и дети любили устраивать посиделки, вот как мы с вами сегодня. Но даже на посиделках никто не сидел, сложа руки: вышивали, вязали, лепили, вырезали игрушки, обсуждали насущные проблемы. С ранних лет воспитывалось усердие и трудолюбие. А ещё они играли, пели песни, водили хороводы, загадывали и отгадывали загадки.

    - А вы умеете отгадывать загадки? Отгадайте загадку.  Посмотрите, какой красивый сундучок принесли наши гости, в старину в таких сундучках хранили разные мелкие предметы. Отгадав, загадку вы узнаете, что принесли наши гости в своём сундучке:

    Платья носит , есть не просит,

    Всегда послушна , но с ней не скучно! (Кукла)

    Правильно, это кукла.  

    Игрушки во все времена занимали важное место в народной культуре. Раньше игрушки не делали на фабриках и заводах, а изготавливали вручную. В старину игрушки мастерили почти в каждой семье. Считалось, что куклы охраняют детский сон, оберегают маленького ребёнка от порчи, сглаза и болезней. Когда дети росли, для них изготовляли тряпичных кукол, с которыми можно было играть. А когда дети подрастали, то они сами учились мастерить различные игрушки.                                                                                          (Воспитатель открывает сундучок и показывает детям, что именно такая тряпичная куколка лежит в нем. Обращает внимание детей на то, что такая кукла называется тряпичная.)  Для изготовления кукол подбирали красивые лоскутки для одежды кукол. Для изготовления лица брали белую или светлую ткань. В старину лицо кукле не рисовали. (Люди считали, что кукла приобретёт душу и сможет навредить ребенкуто есть она оживет и, возможно, приобретет дурной характер.) Такие куклы назывались безликими. А в наши дни игрушка, сделанная своими руками, может служить сувениром и быть хорошим подарком.

    Экскурсия

    - Что такое музей? (ответы детей)

    - Кто из вас был в музее? (ответы детей)

    - Зачем нужны музеи? (ответы детей)

    - Какие ещё экспонаты бывают в музее? (ответы детей)

    - Кто проводит экскурсию в музее? (экскурсоводы) 

    Вот и мы сейчас посетим музей народной куклы , а Хозяин и Хозяйка будут рассказывать, как называется кукла, из чего сделана, какое предназначение имела: Травница, Кулачники, Барыня на чайник, Десятиручка, Крупенички, День-ночь, Птица-радость, Солнечный конь, Матрёшка, кукла-Колокольчик, Кувадка, Кукла на выхвалку. 

    Игра «Объясни, почему лишнее?»

    Среди народных кукол в сундуке лежат мягкая игрушка, резиновая игрушка, неваляшка.

    - Почему не выставили мехового зайчика в музей?

    - Пластмассовую неваляшку?

    - Резинового Карлсона? (Они сделаны из резины, меха, пластмассы на фабрике, и не относятся к тряпичным народным куклам, сделанным своими руками)

    Итог экскурсии

    - Скажите,  а какой народ создавал такие игрушки своим детям? (русский народ)

    Такую игрушку делают только в нашей России. А радует и греет души русская игрушка всем добрым людям на Земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку. А изделия русских мастеров известны за пределами России. Это наша национальная гордость.

    - Как вы думаете, что это значит?  (ответы детей)

    Это значит, что мы гордимся умением наших мастеров, их необыкновенными произведениями, которые несут людям радость и красоту.

    - Ребята, а вы сами хотели бы, научится мастерить таких кукол? (ответы детей)

         Я бы очень хотела, чтобы такие красивые вещи были у меня дома.

    - Давайте, немного отдохнём и преступим к работе.

    Народная игра «У Маланьи»

     Русский народ не только умеет создавать такие замечательные игрушки.

    А ещё на Руси любили играть.

    - А какие народные игры вы знаете? (ответы детей)

               Ну, а вы не засиделись без дела? Не пора ли поиграть? 

     

    Хозяйка приглашает вас в круг, будем играть в забавную игру «У Маланьи».

     

    У Маланьи у старушки           (хлопки в ладоши)

    Жили в маленькой избушке   (присесть, сложить руки домиком)

    Семь сыновей                          (семь пальцев)

    Все без бровей,                        (очертить брови пальцем)

    Вот с такими ушами,               (растопырить ладони, поднести к ушам)

    Вот с такими носами,              (показать нос двумя растопыренными руками)

    Вот с такими усами,                (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

    Вот с такой головой,               (очертить большую голову)

    Вот с такой бородой,              (показать руками с наклоном вниз)

    Ничего не ели                          (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

    На неё глядели,                       (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

    И все делали вот так…          (Любое движение)

     

    1. IV.             Творческая практическая деятельность

    Рассказ - объяснение

               Отдохнули? Повеселились?

               А теперь от скуки берём дело в руки!

    Давайте мы с вами изготовим Куклу «Кувадку».

     В древности существовал такой обряд «кувады», магия которого связывалась с таинством рождения ребенка. По верованиям наших предков, зарождение ребенка воспринималась как милость и расположение божественных сил, а с другой стороны, сам процесс рождения связывался с чем-то греховным (эта мысль долгие столетия навязывалась христианством - в ведической традиции нет ничего подобного! - прим.автора сайта). После родов роженица и повитухи совершали обряды очищения. Отцу ребенка отводилась активная роль – он присутствовал при рождении и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия – «куваду».

          В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник.

         Поскольку рожала женщина в бане, то муж разными действиями выманивал злых духов в предбанник, где были развешаны обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужу подкладывали спеленутую куклу.

          Чтобы понадежнее обмануть злых духов, в некоторых деревнях сразу после родов женщины переодевались в мужнину одежду и начинали вести домашнее хозяйство, а мужчины чуть ли не целую неделю, до крещения младенца в церкви, пролеживали в постели с тряпичной куклой.

    После родов куклы сжигались во время обряда очищения.

          К концу 19 в. истоки обряда окончательно утратились и забылись, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов.    В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на этих маленьких  куколок и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца

          Эти куклы очень просты в изготовлении. Обычно в связке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани, куколки заменяли погремушки.

    Самостоятельная  работа

    Звучит русская народная мелодия. Ребята скручивают кукол.

    Хоровод с куколками

    В стародавние времена на Руси любую работу заканчивали играми, песнями да плясками. Мы с вами славно поработали, а теперь весело потанцуем.

                Люди добрые! Наш русский народ

    Веки вечные водил хоровод!

    - А вы умеете водить хоровод?

    Хозяйка приглашает всех со своими куколками в хоровод, чтобы спеть и потанцевать.

     Дети выходят в круг со своими куколками, поют  и ведут хоровод под русскую народную песню «Как на тоненький ледок» 

    V.  Рефлексия

    - Ребята вам понравилось знакомство с народной куклой?

    - А что вам понравилось больше всего?

    - Что нового вы узнали?

    - А что было очень трудным?                                                                                                                                

    - Посмотрите ребята, каких замечательных и чудесных куколок вы сделали!

    Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Вы научились сами и научили наших гостей. Чтобы у вашей куклы была подружка - сделайте дома ещё куколку.                                                                                    Спасибо за работу вашу, за старание. 

    1. VI.             Чаепитие

          Делу время, а потехе час!

          Пора и отдохнуть.

    Давайте уберём свои рабочие места. А наши Хозяин с Хозяйкой приглашают вас ребята к самовару, отведать чайку с сушками.

    Звучит народная мелодия, дети садятся вокруг самовара.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество» «Гроздья рябины»

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество» тема «Гроздья рябины»...

    План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию по теме: «Что нам стоит дом построить…» (образовательная технология «Ситуация»)

    Данная публикация является планом конспектом непосредственнно образовательной деятельности в старшей группе. Конспект построен с учетом образовательной технологии "Ситуация", разработанной в соответст...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию (аппликация по средствам нетрадиционной техники изодеятельности) с использованием И.К.Т. «У лукоморья дуб зелёный»

    Программное содержание:  Цель занятия: Знакомство с творчеством А.С.Пушкина, развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники изодеятельности.  Задачи: - Формировать ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по «Художественно-эстетическому развитию» «Посылка от Деда Мороза»

    Цель: совершенствовать навыки в рисовании, используя нетрадиционные техники изображения.Задачи:Образовательная:·...

    Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы по художественно-эстетическому развитию «Волшебница осень» (Правополушарное рисование, интуитивное рисование, рисование по мокрому)

    Подробный конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада с использованием нетрадиционной техники рисования....

    КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию на тему: «Весеннее настроение»

    КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитиюна тему: «Весеннее настроение»Цель:Развивать художественно-творческие спо...