Конспект проведения образовательной деятельности в старшей группе по художественно- эстетическому развитию (рисование) Тема: «Оренбургский пуховый платок»
материал
Цель: Формирование представлений о традициях Оренбуржья в диалоговом общении с элементами театрализованной деятельности. Развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса к разнообразию узоров Оренбургских платков; их передаче в рисунке путем использования нетрадиционной техники изобразительной деятельности. Способствовать расширению кругозора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 56.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект проведения образовательной деятельности в старшей группе по художественно- эстетическому развитию (рисование) Тема: «Оренбургский пуховый платок»
Цель: Формирование представлений о традициях Оренбуржья в диалоговом общении с элементами театрализованной деятельности. Развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса к разнообразию узоров Оренбургских платков; их передаче в рисунке путем использования нетрадиционной техники изобразительной деятельности. Способствовать расширению кругозора.
Задачи:
Образовательная: Учить отвечать на вопросы полным ответом. Учить решать заданную проблему. Совершенствовать технику рисования ватной палочкой. Совершенствовать умения рисовать узоры на бумаге квадратной формы, прямоугольной формы (палантин). Создавать условия для формирования у детей замысла: проявления любознательности, интереса к содержанию изодеятельности.
Развивающая: Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словаря. Развивать художественно-образные основы изо деятельности детей посредством изображения узоров Оренбургских платков с помощью нетрадиционной техники изобразительной деятельности. Развивать творческое воображение.
Воспитательная: Воспитывать интерес к деятельности, аккуратность в работе; уважение и любовь к «малой» Родине, культуре своего народа.; уважение и интерес к народным промыслам.
Обогащение словаря: Оренбургский пуховый платок, ажурная паутинка, палантин, веретено, пух, пуховницы, спиц, клубок, гребень, середина, кайма, вязать.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, восприятие литературы, продуктивная.
Методы и приемы: наглядный, беседа, познавательно – исследовательский, игровой, чтение, показ со словесным сопровождением, рассматривание, прослушивание песни.
Предварительная работа: чтение стихов, прослушивание песни Г.Понамаренко «Оренбургский пуховый платок» в исполнении Л.Зыкиной, беседы, организация выставки: «Пуховый платок».
Материал и оборудование:
Музыкальный ряд: песня «Оренбургский пуховый платок»
Литературный ряд: стихи Оренбургских поэтов на тему: «Оренбургским пуховницам», «Мое Оренбуржье»
Зрительный ряд: выставка паутинок, фото Оренбургский пуховый платок
Элементы оформления: печь, лавки, короб с пухом, веретено, гребни, чески, спицы, клубки.
Оборудование для рисования: шаблоны пуховых платков, ватные палочки, гуашь белого, серого цвета, салфетки, стаканчики с водой, палитры-пробники.
Ход НОД
1вводная часть. Введение в тему:
Воспитатель
Нынче зимушка – зима наступает вьюжливая да за метелистая. (Слушание песни "Оренбургский пуховый платок")
Ребята скажите, какая песня сейчас звучала? (Оренбургский пуховый платок)
А в какой области мы с вами живем? (Живем в Оренбургской области) Чем славится наш Оренбургский край?
(пуховыми платками)
Наши Оренбургские писатели написали красивые стихи о нашей природе и об Оренбургских платках. Кто мне прочитает стихи о нашем крае? (Дети читают стихи.)
Люблю бескрайние просторы,
Край необъятный странный наш,
Платков изящные узоры,
Степей и гор простой пейзаж.
Люблю зимы трескучий холод
И лета томную жару,
На окнах - роспись и узоры,
Росу на листьях поутру,
Урала жгучую прохладу,
Степей бескрайний наш простор,
В лесу из зелени преграду -
Сосновый стройный частокол.
Воспитатель: Да действительно очень богат наш родной край, а гости приезжающие из разных концов земли хотят купить в подарок паутинки Оренбургские пуховые платки. Во многих селениях Оренбуржья, чуть ли не в каждом сельском доме вяжут платки. Секреты мастерства передаются от матери к дочери, от бабушки к внучке. (берет паутинку). От чего каждый раз светлеет и радуется душа, отчего охватывает трепет нежности удивления, когда берешь в руки Оренбургский ажурный пуховый платок.
Дети, как называется наш край? (Оренбуржье)
Каким народным промыслом мастерицы - рукодельницы нашего края занимаются издавна? (вяжут пуховые платки)
Из чего вяжут платки? (из козьего пуха) Какое животное дает пух для платков? (коза) А еще какую пользу приносит это животное? (дает молоко, мясо)
1.2. Мотивация деятельности
Вот сегодня я хочу вам рассказать о том, как в нашей стороне мастерицы - рукодельницы длинными зимними вечерами вязали платки и ажурные паутинки. (Показываю детям Оренбургский платок) Создавали эту красоту из мягкого и шелковистого козьего пуха. (Показываю детям козий пух)
Для этого разводили коз особой, пуховой породы. Вот таких Оренбургской породы. (Показываю картину козы) Каждая хозяйка любила свою козу, ухаживала за ней, гребнем вычесывала пух в феврале, месяце. Пух бережно собирала и вычищала из него мусор, волосинки. (Дети пробуют выбрать из комка пуха соринки) Затем промывала, просушивала, и только после этого приступала к прядению. (Показываю приемы прядения с веретеном, комментируя свои действия) Пальцами левой руки я вытягиваю пух и скручиваю его в тонкий жгутик. Быстрым движением правой руки вращаю веретено так, чтобы на него наматывалась нить. С песней и дело спорится. Давайте поиграем в игру «Ручеек»
1.3. Игра «Ручеек» (звучит музыка, дети встают парами. Кто остается без пары проходит в ворота и выбирает себе пару. После игры дети садятся)
Пух спряден, но вязать из него пока нельзя. Кто знает? Что дальше делают с пуховой ниткой? (соединяют с шелковой для прочности)
Когда соединят две нитки их надо сучить еще раз для прочности (Показываю, как сучат) Вот теперь пряжа готова. Теперь главная забота - платок связать.
(Достаю спицы и набираю петли) Где бы узор присмотреть покрасивее? Дети, где мастерицы брали узоры для своих платков? Где их присматривали? (морозные узоры на стекле, следы животных на снегу) (Рассматриваем паутинку и предлагаю им назвать варианты названий узоров)
Дети, как назовем узоры? (мелкие дырочки пшонки, крупные дырочки - корольки, мышиные тропки, кошачьи лапки, елочки)
Ребята давайте теперь рассмотрим паутинку, и разберем на какие следы похожи узоры с платка.
- (Дети разглядывают узоры на платке.)
1.4. Целеполагание: «Мастера пухового платка»
Теперь я приглашаю вас в свою мастерскую побыть мастерами по изготовлению пухового платка, но как мы знаем платки бывают очень разными. Какими? (Дети называют)
Наши мастерицы столько за свою жизнь связали платков, что уже не знают какой еще узор придумать, может быть, мы с вами им поможем – придумаем и нарисуем узор для ажурной паутинки и отдадим нашим мастерицам, пусть по нашим узорам свяжут платок?
Давайте повторим, какие части у платка: середина, кайма с зубцами. И узор у каждой части свой. А, чтобы изготовить ажурные платки для наших мам поиграем с пальчиками.
Пальчиковая игра: «Мама-мама»
Мама, мама!
- Что, что, что?
- Гости едут.
- Ну и что.
- Здравствуй, здравствуй.
Чмок, чмок, чмок.
Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх. На первой строчке мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза. На второй строчке большие пальцы отрываются и соединяются три раза. На третьей строчке то же делают безымянные пальцы, на четвертой – указательные. На пятой средние пальцы сначала «обнимаются» а потом «целуются».
2.Основная часть:
2.1. Показ и объяснение приемов рисования воспитателем.
Я приготовила вам для работы ватные палочки, которые мы называем тычки. Ими очень удобно рисовать. Я вам покажу технику работы тычком. Сначала мы обдумываем, что будем рисовать в середине. Берем тычок в руку и опускаем его в краску, затем точными, точечными движениями начинаем наносить узор, помним, что узор у паутинки должен быть ритмичным, повторяющимся, ровным. Если вы продумали свой узор, то можно приступать к работе. А рисовать узор мы будем под татарскую народную мелодию.
2.2. Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания
Рисование «Пуховые узоры Оренбургских платков» нетрадиционным способом с помощью нетрадиционной техники изобразительной деятельности. (Ватные палочки).
Дети работают над созданием узора для платка.
3.Заключительная часть. Рефлексия
3.1Анализ и самоанализ деятельности детей
Вот и готовы наши макеты платков. Понравилось вам работать художниками? Давайте покажем свои работы.
Чья паутинка вам нравится? Почему? Ажурная ли получилась паутинка?
Чем славен Оренбургский край? Что нового вы узнали сегодня? (как вяжут платки).
Какие бывают платки? Какие названия узоров запомнили? Чем рисовали? Как называется такое рисование? (тычком) Дети, еще раз послушаем стихи про пуховый платок:
1.Мне платок подарили пуховый,
Оренбургский пуховый платок.
Он согреет, как тёплое слово,
Даст мне силы, как влаги глоток.
2.Этот пух оренбургские козы
Нарастили в степях среди гор,
Где гуляют ветра и морозы,
Чтоб сплела мастерица узор.
3.Чтоб тончайшую нить отбелила,
Расчесала искусной рукой,
Людям сердце своё подарила,
И тепло, и уют, и покой.
4.Я изящным движением накину
Паутинки ажурный наряд,
Распрямлю свои плечи и спину,
И окрашу лукавостью взгляд.
Воспитатель: Я вам желаю не забывать откуда вы родом, и помните, что Оренбургский край славится не только платками и хлебом, он славен своими песнями, хороводами, газом, и нефтью, но об этом поговорим в следующий раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию по теме: «Что нам стоит дом построить…» (образовательная технология «Ситуация»)
Данная публикация является планом конспектом непосредственнно образовательной деятельности в старшей группе. Конспект построен с учетом образовательной технологии "Ситуация", разработанной в соответст...
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию на тему: «Весеннее настроение»
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитиюна тему: «Весеннее настроение»Цель:Развивать художественно-творческие спо...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»Цель: приобщать детей...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию (рисование) Тема: Зима
На занятии мы знакомимся с детьми с новым способом изображения снега – техника «набрызг»....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию на тему: «Роспись ложки»
Конспект непосредственно-образовательной деятельностив старшей группепо художественно-эстетическому развитиюна тему: «Роспись ложки»...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»
Цель: приобщать детей к русской народной культуре через образ традиционной тряпичной куклы....
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию на тему: "Народная игрушка. Тряпичная кукла"
Конспект разработан с учётом возрастных особенностей детей, в старшей группе, с учётом ФГОС ДО....