статья Формирование математических способностей.
статья

в статье идет речь о формировании математических способностей у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка. Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой - игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшеее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым.

Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается

структура. Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая

определяется целью обучающего и воспитательного действия. Вторым

элементом является содержание. Успешность игры - в ее результативности,

поэтому подготовка к игре - это уточнение имеющего багажа и умений или

формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они

определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют

поведение детей. Четвертый элемент - игровые действия, поступки, которые

совершает каждый участник игры для достижения результата. Они

активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент - результат.

Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие

умственной деятельности, взаимоотношений. скучно? Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете.Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок правильно наиболее предрасположен.

Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Не допустить вербализма, формальности, знаний ребенка. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза,и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по

математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

Работая в детском саду. я ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

Некоторые дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, не знали геометрические фигуры. С прошлого года я работаю над темой : « Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».

Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:

Игры с цифрами и числами.

Игры путешествие во времени.

Игры на ориентировку в пространстве.

Игры с геометрическими фигурами.

Игры на логическое внимание. Для формирования элементарных математических представлений

у дошкольников используются следующие виды дидактических игр, которые

можно проводить совместно с родителями в домашних условиях:

1. Игры с предметами: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй

башенку» и т. п. Задача этих игр – способствовать закреплению качеств

предметов (величина, форма, цвет).

2. Игры для сенсорного развития:

- на закрепление цвета предмета: «Разноцветные бусы», «Поставь букет в

вазу», «Угостим медведя ягодой» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся

группировать, соотносить предметы по цвету;

- на закрепление формы предмета: «Какой это формы?», «Круг,

Квадрат», «Заплатки для коврика», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих

играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять

предметы данной формы в соответствующие для них отверстия;

- на закрепление величины предмета: «Большие и маленькие», «Какой мяч

больше», «Угостим мишку» и т. п. Эти игры учат детей различать,

чередовать, группировать предметы по величине.

3. Игры с крышками от бутылок: «Воздушные шары», «Солнечная

поляна», «Подбери колеса для машины» и т. п. Эти игры учат детей

различать, группировать, чередовать предметы по цвету, величине.

Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для

умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается

сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых

несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только

игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно

у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Совместные

игры с родителями духовно и морально обогащают детей, удовлетворяют

потребность в общении с близкими людьми, вселяют уверенность в свои

силы.

Роль дидактических игр в формировании элементарных математических

представлений у дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать,

как устроен о бучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные  педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, окружающий мир и расширить его кругозор.

 Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Поэтому рекомендую воспитателям старших групп использовать дидактические игры в процессе обучения детей.

 Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Успех игры целиком зависит от воспитателя,  его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям. предрасположен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста вне занятий, с использованием занимательного материала"

В данной статье говорится о том,  как использовать занимательный материал по математике в свободной деятельности. Приведен сценарий проведения математического праздника....

Статья:" Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр".

Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр   «Математика имеет задачей не обучение отчислению, а обучение приемам человеческой м...

Статья "Развитие математических способностей у дошкольников"

Предлагаю вашему вниманию статью "Развитие математических способностей у дошкольников"...

Статья: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Математика - это наука непростая, однако нужна всегда и везде, недаром говорят, что математика - царица наук! Что делать, если освоение этого предмета вызывает у детей трудности? С чем это связано и к...

Статья «Развитие математических способностей у детей пятого года»

laquo;Развитие математических способностей у детей пятого года»Автор – Гутковская В.А.Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом прич...

Статья «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста»

В наше время, в эпоху компьютерной революции, встречающаяся порой точка зрения, выражаемая словами «не каждый будет математиком» безнадёжно устарела. Сегодня математика в той или иной мере...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью занимательного математического материала»

Цель. Вооружить воспитателей практическими навыками для изготовления дидактической игры совместно с детьми....