Взросление. Почему нельзя его торопить?
статья

Заборонок Ольга Анатольевна

Никому не придёт в голову объяснять первоклассникам интегралы или тренировать трёхлетнего малыша самостоятельно переходить через дорогу. Очевидно, детям это под силу. Но почему-то мы требуем от дошкольников усидчивости, пытаемся научить читать карапузов, которые ещё толком говорить не умеют и всячески подгоняем детей там, где это бесполезно и даже вредно. Почему не нужно торопить развитие ребёнка, говорим сегодня.⠀

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzroslenie_pochemu_nelzya_ego_toropit.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 7» города Усинска

ВЗРОСЛЕНИЕ: почему нельзя его торопить?

Никому не придёт в голову объяснять первоклассникам интегралы или тренировать трёхлетнего малыша самостоятельно переходить через дорогу. Очевидно, детям это под силу. Но почему-то мы требуем от дошкольников усидчивости, пытаемся научить читать карапузов, которые ещё толком говорить не умеют и всячески подгоняем детей там, где это бесполезно и даже вредно. Почему не нужно торопить развитие ребёнка, говорим сегодня.

В психологии развития есть важная парадоксальная концепция — концепция покоя.

Развитие происходит из точки покоя. Не является результатом нашей деятельности, а происходит спонтанно и при благоприятных условиях.

Для взрослого, который каждый день добивается, стремится и преодолевает сложности, принять такую точку зрения как минимум нелегко. А как же труд? Как же цель, пот и дисциплина? Воображение живо рисует картину, как другие — более упорные родители, — разовьют своих детей, а твой, обычный, окажется за бортом успешного успеха. Прессинг поддерживают государственные институты: чтобы ребёнка приняли в сад, надо срочно научить его пользоваться горшком, чтобы взяли в хорошую школу, будьте добры владеть учебной программой на уровне второго класса. И начинается гонка на выживание, где нет победителей, но проигравшие — всегда дети.

Что не поддаётся ускоренному развитию:

Самостоятельность. Если малыш стесняется, боится и нуждается в вашем присутствии, вы не поможете ему, лишив своей поддержки! Когда ребёнок будет готов, он сам отделится от вас, но инициатором должен быть он, а не вы.

Эмоциональная зрелость. Контролировать гнев, разочарование и сильные желания под силу не каждому взрослому. Импульсивность — это абсолютно нормальное качество для детей, справиться с которым поможет не запрет на чувства, а укрепление нервной системы и тренировка управляющих функций психики.

Интеллектуальное развитие. Любимое всеми чтение с пеленок и японский язык на факультатив в детском саду не работают так, как предполагают родители. Раннее интеллектуальное развитие не дает форы в будущем и статистически доказано, что оно не влияет на последующую успеваемость детей.

Британский теоретик образования Кен Робинсон в одном из своих выступлений сказал: «Трехлетний ребенок не равен половине шестилетнего, это трехлетний ребенок». Дети обязательно станут самостоятельными, научаться читать, писать и считать в уме, когда они будут готовы, а задача родителя – создать те самые «благоприятные условия», в которых происходит развитие. Что это значит?

Избавиться от тревожности.

Тревога страшнее дементора: она съедает не только радость, но и энергию, которая есть у человека для развития и усвоения нового. Тревожный родитель становится агрессивным и нервным, а тревожные дети часто страдают от страхов и неуверенности в себе. Им сложнее найти ту самую «точку покоя», и круг замыкается: из-за тревоги у ребенка нет ресурса на гармоничное развитие, из-за этого нервничает родитель, а ребенок начинает тревожиться еще сильнее. Действенный метод уменьшить фоновую тревожность: постарайтесь не торопиться сами и не подгоняйте ребенка. Лягте спать на полчаса раньше, встаньте с запасом в 15 минут и через неделю вы увидите, насколько спокойнее стала жизнь без постоянных «мы опаздываем, быстрей».

Создайте богатую среду.

Чтобы ребенок чем-то заинтересовался, его не обязательно усаживать за парту. Дайте детям возможность пробовать мир на ощупь, вкус и запах. Спортивные площадки, прогулки, свободная игра – самая естественная среда для развития дошкольников.

Следуйте за интересом.

Каждый ребенок в своем развитии проходит сензитивные периоды – этапы, наиболее благоприятные для освоения нового навыка. Ходьба, речь, чтение, социализация – у всего есть свое время, и ребенок интуитивно тянется к той деятельности, которая нужна ему для выхода на новый этап развития. Постарайтесь внимательно наблюдать за ребенком, чтобы увидеть и понять его стремление, и не привязывайтесь к жесткому плану, где по понедельникам танцы, а в восемь лет второй иностранный.

Подготовила: Заборонок О.А.,

воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-беседа "Почему нельзя дразниться"

Игра-беседа "Почему нельзя дразниться"...

"Почему нельзя бить ребенка"

Когда вы бьете ребенка, вы тем самым подаете ему пример, которому ребенок будет следовать, став старше. Практически все самые страшные преступники регулярно подвергались угрозам и физическому наказани...

"Почему нельзя сравнивать детей"

В статье рассказывается, к чему приводит сравнение детей. Это касается не только родных детей, но и сравнение с друзьями, сверсниками....

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе. Тема: «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек»

В конспекте рассказывается о  богатстве и разнообразии растительного мира нашей страны. Об удивительных растениях, которые можно встретить на ее территории. Но не о тех цветах, которые выращивает...

Беседа с детьми "Почему нельзя выбрасывать батарейки?"

Беседа с детьми "Почему нельзя выбрасывать батарейки?"...

Консультация "Почему нельзя поощрять детские истерики"

Консультация для родителей младшего и среднего возраста...

Игра-беседа " Почему нельзя дразниться"

Воспитывать отрицательное отношение к грубости....