Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кружочки»
рабочая программа (младшая группа)

Панова Надежда Николаевна

Занятия в кружке позволяют развивать речевые и творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; проявлять индивидуальность, получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_kruzhochki_1.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Кожаевский детский сад «Василек»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Волшебные кружочки»

Возраст детей: 3-4 года

Срок реализации: 1 год

                          Автор: Панова Надежда Николаевна

воспитатель высшей квалификационной категории

                                     

д. Абатурово

2020-2021

Содержание

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1. Пояснительная записка....................................................................................... 4

1.2. Направленность....................................................................................................5

1.3. Новизна................................................................................................................. 6

1.4. Актуальность........................................................................................................ 6

1.5. Педагогическая целесообразность..................................................................... 7

1.6. Цели и задачи....................................................................................................... 8

1.7. Особенности возрастной группы........................................................................8

1.8. Форма проведения занятий..................................................................................9

1.9. Содержание.........................................................................................................10

1.10. Сроки реализации программы.........................................................................11

1.11. Объем знаний....................................................................................................11

1.12. Объем нагрузки занятий...................................................................................11

1.13. Учебный план................................................................................................... 11

1.14. Учебно-тематический план............................................................................. 12

1.15. Предполагаемый результат..............................................................................20

Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

2.1. Календарно-учебный график............................................................................ 21

2.2. Условия реализации программы.......................................................................21

2.3. Материально-техническое обеспечение...........................................................21

2.4. Кадровое обеспечение........................................................................................22

2.5. Оценочные материалы.......................................................................................22

2.6. Отчётность......................................................................................................... 22

2.7. Взаимодействие с родителями..........................................................................22

Список литературы и источников............................................................................24

Приложение 1............................................................................................................ 26

                                        Пояснительная записка

Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев». Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – так говорил В.А. Сухомлинский.

Занятия в кружке позволяют развивать речевые и творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; проявлять индивидуальность, получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается.  Создавая красивые работы своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.

1.2. Направленность программы: В Федеральном законе от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» п.10, статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых» говорится о том, что оно направленно на формирование и развитие творческих способностей детей; удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее – Программа) разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ» Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях ребенка» от 24.07.1998 №124-ФЗ - Закон Российской Федерации от 07.02 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями от 18 июля 2011 г.);
  • Постановление Министерства образования Российской Федерации от 16 июля 1989г. №7/1 «Концепция дошкольного воспитания»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г.№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.4.1.3049-13 «К устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 №706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;
  • Устав МБДОУ «Кожаевский детский сад «Василёк».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Кожаевский детский сад «Василёк» осуществляют образовательную деятельность в интересах личности ребенка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числу возможность удовлетворения воспитанника в самообразовании и получении дополнительного образования.

Направленность программы «Волшебные кружочки» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению-речевое развитие, по форме организации – кружковой, индивидуально ориентированной, по времени реализации – годичной.

1.3. Новизна программы состоит в том, что работа по развитию речи сочетается с творческой деятельностью (работа с фетром, косметическими дисками) Кроме того, при проведении кружковой работы учитываются рекомендации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, реализуются его основные принципы: индивидуализация, поддержка детской инициативы, содействие и сотрудничество взрослого и ребенка.

1.4. Актуальность программы состоит в том, что данной программы кружка «Волшебные кружочки» основывается на том, что развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Происходит ориентация дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 3-4 года. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

1.5. Педагогическая целесообразность программы: Речь открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры. Развитие речи ребенка связано с развитием всех психических процессов. Речь – одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Родителям и педагогам следует быть чуткими к ребенку, много общаться с ним, внимательно слушать его, предоставляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребенок благополучно пройдет все стадии речевого развития и накопит достаточный речевой багаж.

Посредством речи ребенок овладевает накопленным опытом, получает навыки коммуникации.  Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому чрезвычайно важно уделять внимание развитию речи ребенка. Все выше перечисленные аспекты доказывают целесообразность разработки и реализации данной программы.                                                   

Цель программы: Организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики руки и развитие речи детей младшего дошкольного возраста через организацию различных видов продуктивной детской деятельности; создание условий для раскрытия и развития таланта.

Задачи:

  1. Способствовать развитию мелкой моторики рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза; гибкость рук, ритмичность.
  2. Совершенствовать движения рук и психических процессов:
  • произвольного внимания;
  • логического мышления;
  • зрительного и слухового восприятия;
  • памяти, речи детей.
  1. Формировать навыки учебной деятельности:
  • умение действовать по словесным инструкциям;
  • умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
  • контроль за собственными действиями.
  1. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
  2. Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду, желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

1.7. Особенности возрастной группы детей: Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Возрастные особенности детей 3–4 лет предполагают переход на новый уровень взаимоотношений взрослого и ребенка. Малыш радуется непривычному игровому познавательному опыту. Ему требуется больше эмоционального общения со взрослым, во время которого он может получить опыт межличностных отношений.

Активность, самостоятельность способствуют быстрому физическому, психическому росту ребенка. Важно показать малышу, что его достижения заметили, его успехам рады. Растет речевая активность малышей. Они быстро запоминают новые слова, несложные четверостишия. Память больше акцентирована на узнавание, а не на запоминание. Осознание собственного «я», сотрудничество со взрослым поможет малышу справиться с новыми возможностями и желаниями. Поэтому задача взрослого – поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий.

Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Образовательный стандарт (ФГОС) подразумевает приобретение детьми к концу учебного года определенных умений, знаний, навыков. При этом следует учитывать баланс между образовательной и игровой деятельностью. Возрастные особенности детей 3–4 лет (по ФГОС) подразумевают развитие мотивации к обучению, творчеству. Важно понять, что необходимо поощрять интерес, внимание ребенка к окружающей действительности. Тогда у него появится желание самостоятельно продолжить изучение явлений или ситуаций. Любопытство ребенка способствует развитию навыков сотрудничества, взаимопонимания. Осознание себя самостоятельным человеком помогает установить ребенку новые, глубокие отношения с родителями, сверстниками, взрослыми. Появляется собственная позиция, которая помогает осознать, проанализировать свое поведение и поведение окружающих людей.

1.8. Форма проведения занятий: Программа рассчитана на работу с детьми в количестве 5 человек. Занятия проводятся с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) во вторую половину дня: 1 раз в неделю в среду, длительность – 15 минут; Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

1.9. Содержание:

 Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется.

В детском саду предусмотрены такие средства развития речи: свободное речевое общение; культурно – языковая среда; различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, пальчиковые); художественная литература; различные виды искусства (изобразительное искусство, музыка); использование произведений народного творчества; взаимосвязь с семьей по речевому развитию.

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает воспитателю разнообразить методики, стимулирующие развитие речи у детей. Оптимизировать учебный процесс, повысить его эффективность уже невозможно, пользуясь лишь традиционными, а иногда, откровенно говоря, устаревшими методами и приёмами воспитания и обучения связной речи детей.

Чтобы речевое взаимодействие детей было эффективным, воспитатель должен создать условия для речевого творчества и развития коммуникативных навыков воспитанников.

Работа в кружке предполагает связь работы по развитию речи с творческой деятельностью. Конспекты занятий составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов заметно оживляет занятия, вызывает интерес дошкольников, позволяет достичь успехов в формировании речи у детей и развитии их творческих способностей. Занятия проводятся в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование различных игр в обучении помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление.

1.10. Срок реализации Программы 1 год на основании календарного учебного графика МБДОУ «Кожаевский детский сад «Василёк». Продолжительность реализации Программы проводится во время всего учебного года и составляет не менее 34 недель: учебные недели – 34 нед.; каникулярные недели – 14 нед.

1.11. Объем знаний (неделя/месяц) Длительность занятий зависит от возраста детей, устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 – 13.

Возраст

Максимально допустимый объем знаний в неделю/месяц

3-4 года (младшая группа)

15 минут

60 минут

1.12. Объем нагрузки занятия

Части занятия

Цель

Приемы

Продолжительность

Вводная

Подготовка ребёнка к работе, развитие интереса.

Сюрпризный момент.

3 мин

Основная

Ознакомление с новым материалом в игровой форме.

Повторение пройденного.

Работа над техническими навыками.

Наглядно-практические.

Игровые.

Словесные.

Показ способов работы с различными материалами (лепка, аппликация).

10 мин

Заключительная

Подведение итогов работы.

Оценка, художественное слово.

2 мин

1.13. Учебный план

Название раздела и темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Диагностика

Знакомство с формой круг

3

1

2

Выставки

мастер-класс

консультации

2

Осень

12

0

12

3

Зима

8

0

8

4

Весна

11

0

11

Итого:

34

0

34

                                    1.14. Учебно-тематический план

Сентябрь

Содержание работы

Цель

Мониторинг

Вводное занятие. Знакомство с формой круг. Выставка готовых поделок выполненная воспитателем.

Познакомить детей с кругом.

Рассмотреть готовые поделки выполненные с помощью круга.

«Какие бывают кружочки?». Практическое занятие. Практическое знакомство с кругом в разном материале.

Учить находить предметы круглой формы в повседневной жизни; развивать воображение и фантазию, внимание и память, творческие способности; создать радостную и добрую атмосферу; воспитывать аккуратность, интерес к познанию окружающего мира.

Октябрь

Путешествие в сказку «Колобок» (пальчиковая игра, показ сказки, аппликация).

Совершенствовать знания детей о русских народных сказках.

Продолжать обогащать словарь детей через названия предметов (Колобок, Волк, Заяц, Лиса, Баба, Дед, тесто и т. д., свойств предметов (круглый, мягкое, гладкое, жёлтый, румяный, собственных действий (буду печь, раскатал, слепил и т.д.).

Развивать умения слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

Развивать мелкую моторику руки через пальчиковую гимнастику и продуктивную деятельность (аппликация).

Ежик в гости к нам пришёл (пальчиковая, дидактическая игра, лепка из пластилина).

Познакомить детей с лесным жителем – ёжиком.

Формировать способность детей к диалогической речи.

Создавать условия для формирования у детей мотива познавательной деятельности через игру.

Развивать мелкую моторику руки через пальчиковую гимнастику и продуктивную деятельность (аппликация).

Игры с арбузиком (игра малой подвижности, дидактическая игра).

Учить детей рассуждать и правильно излагать свои мысли. Учить играть в игры с художественным словом. Развивать мелкую моторику рук через дидактическую игру. Развивать творческие способности детей, внимание.

На огороде (пальчиковая игра, дидактическая игра, налеп из пластилина тыква).

Формировать представления детей об овощах: где они растут, как за ними нужно ухаживать.

Учить детей узнавать и называть по внешнему виду морковь, капусту, выделять характерные признаки овощей.

Развивать мышление, память, связную речь.

Обогащать активный словарный запас: огород, грядка, овощи. Развивать умение создавать лепную фигуру с выпуклым изображением.

Ноябрь

Весёлый листопад (пальчиковая игра, игра подвижная со словами, налеп из пластилина разные листочки).

Развивать представления о сезонных явлениях природы.

Расширять и активизировать словарный запас.

закрепить названия цветов.

Развивать мелкую моторику.

Маленький ёжик (пропевание песенки или танец с ёжиком, пальчиковая игра, аппликация).

Обогащать и активизировать словарь по теме.

Формировать умение произносить звук [ф] отдельно от других звуков в песенке.

Воспитывать любознательность.

Воспитывать доброе, заботливое отношение к животным.

Развивать тактильные ощущения.

Привлечь изображать ёжика в технике аппликации.

В гости к осени(танец игра с осенью, пальчиковая игра, аппликация дерево).

Расширить представления детей о времени года (осень).

Продолжать учить детей танцевальным движениям.

Продолжать учить наклеивать готовые формы круги.

Развивать воображение, мышление, речь.

Дождик (пальчиковая игра, дыхательное упражнение,

дидактическая игра, лепка).

Продолжать формировать словарь по теме.

Дать понятие об обобщающем слове осень.

Учить координировать движения с речью, развивать общую и ручную моторику.

Формировать интерес к работе с пластилином.

Декабрь

Зайчик (выполнение поделки из косметических дисков, подвижная игра с проговариванием).

Продолжать учить детей узнавать и называть животное зайчика, играть с ним.

Отгадывать загадки.

Понимать и отвечать на вопросы воспитателя.

Развивать мелкую моторику рук. Проговаривать слова, фразы вместе с воспитателем.

Учить выполнять поделку из косметических дисков.

Весёлые снежинки (дыхательные упражнения, дидактическая игра, выкладывание фигур из «снежных комочков»).

Закрепить представления о зимних явлениях природы.

Учить детей употреблять предлоги «на», «под», «за».

 Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Учить детей предварительно выкладывать на листе бумаги готовые детали, составляя изображение.

Вызвать у детей радость от полученного изображения.

Зелёный горошек (дидактическая игра, налеп из пластилина,)

Познакомить детей с овощем- горох.

Активизировать словарь детей (горох, овощ, круглый, зелёный, беру, несу, кладу).

Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

Игры с дедом морозом (дидактическая игра, пальчиковая игра, аппликация).

Создать у детей атмосферу праздничного настроения.

Развивать у детей мышление, фантазию, творческое воображение.

Обогащать и активизировать словарный запас.

Развивать творческие навыки.

Январь

Ёлочка-зелёная иголочка (пальчиковая игра, дидактическая игра, налеп из пластилина или ручной труд-украшаем ёлочку шариками).

Формировать эмоциональную отзывчивость.

Развивать мышление дошкольников, актуализировать их опыт, знания, развивать тактильную память, развивать любознательность, наблюдательность.

Воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к деревьям, научить видеть их красоту и неповторимость.

Воспитывать любовь к русским народным традициям.

В гости к снеговикам (пальчиковая игра, подвижная игра, ручной труд).

Формирование у детей знаний о признаках зимы, свойствах снега и внешних признаках снеговика.

Учить совместным действиям во время игры, развивать ловкость, чувство ритма, ориентировку в пространстве, внимание и умение реагировать на слова воспитателя, артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, обогащать словарный запас по теме.

Воспитывать самостоятельность, нравственные качества, активизировать фантазию, творческое воображение. 

Февраль

Животные (дидактическая игра, пальчиковая игра, аппликация из фетра).

Продолжать знакомить детей с домашними и дикими животными, знать и называть животных.

Развивать внимание, память, речь, мышление, мелкую мускулатуру руки.

Учить выполнять аппликацию с использованием фетра.

«Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» (Выполнение поделки из пластилина, дидактическая игра «Светофор»).

Закрепить знания детей видов транспорта.

Учить понимать значение красного, зелёного, жёлтого сигналов светофора.

Формировать умение поддерживать беседу и отвечать на вопросы воспитателя.

Обогащать двигательный опыт детей в играх.

Март

Для милой мамочки (пальчиковая игра, игра-танец, налеп из пластилина).

Учить детей выражать любовь к самому близкому и родному человеку – маме.

Развивать и активизировать словарь; побуждать детей к диалогу со взрослым.

Способствовать развитию и укреплению мелкой моторики рук.

Воспитывать интерес к лепке.

В гости к сказкам(пальчиковая игра, игра театр Теремок)

Формировать эмоциональное благополучие у детей посредством сказки.

Развивать речевую активность детей, побуждать их вступить в диалог.

Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству, воспитывать любовь к родному языку через знания русских народных сказок.

Развивать интерес к театрализованной игровой деятельности, развивать интонационную выразительность речи.

Развивать у детей познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки.

Бабочка (дидактическая игра, аппликация).

Обогащать интерес детей о красоте мира насекомых.

Закрепление у детей сенсорных эталонов.

Формировать интерес к общению между взрослыми и детьми.

Воспитывать умение работать в группе, активно взаимодействовать со взрослыми сверстниками.

Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.

Транспорт (дидактическая игра, налеп из пластилина).

Обогащать представления детей о транспорте, и его видах.

Активизировать в речи детей слова: легковой, грузовой, специальные машины, названия частей машины.

Координировать речь с движениями.

Воспитывать умение внимательно слушать педагога и ответы других детей, не перебивать товарища.

Совершенствовать конструктивные умения детей.

Апрель

«Весёлая пчёлка в гостях у детей» (пальчиковая игра, подвижная с проговариванием, аппликация).

Сформировать интерес к живой природе.

Развитие познавательного интереса к окружающему миру.

Продолжать знакомить детей с представителем насекомых –пчелой.

Развивать творческие навыки и умения детей.

Развивать зрительное восприятие, память, речь, внимание, самостоятельность, мелкую моторику.

Создать эмоционально положительный настрой.

Гусеница (игра с пуговицами, аппликация).

Развивать мелкую моторику, внимание и зрительно-двигательную координацию, зрительное восприятие.

Продолжать знакомить детей с разнообразным миром насекомых.

Уточнить представления детей о внешнем виде гусениц.

Развивать чувство формы и цвета.

Закреплять навыки работы во время аппликации.

Черепашка (дидактическая игра-шнуровка, аппликация, разучивание стих).

Активизировать словарь детей по теме.

Формирование знаний о черепахе как о живом существе.

Разучить с детьми стихотворение.

Развивать умение слушать воспитателя.

Развивать мелкую моторику руки через пальчиковую гимнастику и продуктивную деятельность(аппликация).

«Солнышко лучистое» (игра-моталочка, ручной труд)

Обобщить знания детей о солнце, развивать навыки передавать образ солнышка.

Учить отгадывать загадки;

создать положительный эмоциональный настрой.

Закрепить знание формы, цвета солнца.

Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарь детей, развивать наблюдательность, любознательность.

Май

Капитошка в гостях у ребят (аппликация, игры с камешками марблс, танец с капельками).

Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Сформировать знания о значении воды в жизни человека: вода – источник жизни.

Продолжать развивать у детей танцевальные навыки.

Воспитывать бережное отношение к воде, к природе.

Воспитывать интерес к аппликации.

Божья коровка (налеп из пластилина, дидактическая игра, пальчиковая игра).

Побудить интерес детей к знаниям о божьей коровке.

Продолжать побуждать детей рисовать яркий выразительный образ насекомого, создавать композицию на основе зеленого листочка.

Продолжать развивать мелкую моторику.

Продолжать побуждать бережное отношение к природе.

Распускаются цветочки (игровой массаж, лепка)

Закрепить знания детей о весне, названия цветов.

Учить детей отвечать на вопросы воспитателя.

Закрепить геометрические формы и цвета.

Развивать внимание, логическое мышление, память, речь.

Воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе.

Развивать  интерес к лепке.

Мониторинг

Презентация детских работ

1.15. Предполагаемый результат:

По итогам освоения программы у детей возникнет интерес к общению со взрослыми и сверстниками. 

Формируется умение вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формы общения.

Обогащается словарь детей новыми словами, оборотами, выражениями.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста способствует развитию речи, творческой деятельности.

Создавая при помощи взрослого выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира, сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук, а также навыки усидчивости, терпения, трудолюбия.

2.1. Календарно-учебный график

Продолжительность учебного года

С сентября по май

Количество учебных недель

34

Режим работы

Один раз в неделю, во второй половине дня (вторник)

Каникулы

1-9 января

Педагогическая диагностика

01.09-15.09.

25.05-31.05.

Количество занятий

В неделю 1

В месяц 4

январь 2

В год 34

2.2. Условия реализации программы

В соответствии с требованиями ФГОС ДО материально –технические условия реализации Программы – учебная комната:

  • Соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
  • Соответствует правилам пожарной безопасности;
  • Характеризуется подбором средств обучения и воспитания, соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям развития детей;
  • Характеризуется построением развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с принципами ФГОС ДО;
  • Оснащена средствами ИКТ (в методическом кабинете имеется следующее оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран: в группе: музыкальный центр.

2.3. Материально-техническое обеспечение

Для реализации Программы группа оснащена развивающими игрушками соответственно возрасту (дидактическими играми, наглядными пособиями, сюжетными картинками) по развитию речи. В уголках книги подобраны произведения художественной литературы соответственно возрасту. Разработаны картотеки дыхательной, пальчиковой гимнастики, малоподвижных игр и игр с музыкальным сопровождением.

А также пластилин 5 шт, цветная бумага 5 шт, белый и цветной картон 5 шт, клей ПВА (клеевой карандаш), кисточки 5 шт, косметические диски 5 упаковок, цветной фетр, пластиковая доска 5 шт, салфетки.

2.4. Кадровое обеспечение

Квалификационная характеристика педагога младшей разновозрастной группы д. Абатурово МБДОУ «Кожаевский детский сад «Василёк», реализующий дополнительную программу: Панова Надежда Николаевна воспитатель высшей квалификационной категории, средне-специальное образование, педагогический стаж 19 лет.

2.5. Оценочные материалы

Диагностическая таблица. Результаты обследования детей 3-4 лет (Приложение 1).

2.6. Отчетность 

Для родителей проводится ознакомительная беседа (представление программы), ведется табель по данной дополнительной услуге, открытое мероприятие, консультация, организуются фотовыставки.

2.7. Взаимодействие с родителями

Тема встречи

Форма проведения встречи

Цель встречи

Время проведения

1

«Волшебные кружочки»

Ознакомительная беседа

Представить родителям программу «Волшебные кружочки».

Октябрь

2

«Пальчиковые игры и развитие речи-какая связь?»

Консультация

3

«Волшебные пальчики»

Мастер-класс

Познакомить родителей с различными видами речевых пальчиковых игр, изготовление игры своими руками.

Февраль

4

«Это мы умеем»

Фотоотчёт

Показать родителям чем мы занимались год.

Май

Список литературы и источников

  1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / А. Е. Белая. – Москва: Астрель, 2009. – 143 с.
  2. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре / А. К. Бондаренко А. И. Матусик. – Москва: Просвещение, 2009. – 192 с.
  3. Брыкина Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами: кн. для педагогов дошк. учреждений, учителей нач. кл., родителей [Электронный ресурс] / Е. К. Брыкина; под науч. ред. Т. С. Комаровой. – Москва: Пед. о-во России, 2002 – 143 с. – Режим доступа: http://tlib.gbs.spb.ru/dl/6/Брыкина ЕК_Творчество детей в работе с различными материалами (дата обращения: 20.09.2020).
  4. Гербова В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. / В. Гербова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2015. – 112 c.
  5. Груша О. С. Яркие поделки и аппликации из фетра / О. С. Груша. – Москва: Феникс, 2015. – 24 с.
  6. Затулина Г. Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г. Я. Затулина. – Москва: ЦПО, 2013. – 144 c.
  7. Комаров Т. С. «Дети в мире творчества» / Т. С. Комарова. – Москва, Мнемозина, 1995. – 160 с.
  8. Лепгина Ю. К. Фантазии из фетра / Ю. К. Лепгина. – Москва: Феникс, 2014. – 110 с.
  9. Нугаева Р. Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника [Электронный ресурс] / Р. Р. Нугаева // Молодой ученый. – 2013. – №7. – С. 401-404. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/54/7413/ (дата обращения: 20.09.2020).
  10. Погодина С. Художественные техники – классические и неклассические: для работы во всех возрастных группах / С. Погодина // Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал. – 2009. – № 10. – С. 52-67.
  11. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности / Ю. В. Рузанова. – Москва: Сфера, 2010. – 79 с.
  12. Узорова О. В. Игры с пальчиками / О. В. Узорова. Москва: Астрель, 2008. – 154 с.
  13. Ушакова О. С. Программа развития речи детей четвертого года жизни: Развитие речи детей 3-4 лет / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – Москва: Издательский центр Вента-Граф, 2009. – 7 с.
  14. Ушакова О. С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп. занят., метод. рекомендации (по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 192 c.
  15. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е. А. Янушко. – Москва: Эксмо, 2016. – 424 c.

Приложение

Диагностическая таблица.

Результаты обследования детей

Ф.И. ребенка

Критерии

Формирование словаря

Связная речь

Грамматический строй речи

Звуковая культура речи

Аппликация

Лепка

Итог

Выкладывание

форм

Н

амазывание

Наклеивание

Аккуратность

Раскатывание круговыми движениями

Приём сплющивания

1

2

3

4

5

Критерии оценки. Словарный запас ребенка

1. Дидактическая игра «Назови, что покажу»

Материал: предметные картинки с изображением посуды, одежды.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает ребенку картинки и просит их назвать.

- А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды).

- Что это?

Затем показывает картинки предметов одежды и просит назвать одним словом.

- Что это?

Затем воспитатель предлагает показать части предметов.

Например:

- Покажи носик у чайника.

- Покажи крышку.

- Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы.)

И т.п.

2. Дидактическое упражнение «Каждой вещи свое место»

Материал: предметные (мелкие) картинки с изображением одежды, обуви, фруктов, овощей, птиц. Крупные картинки с изображением шкафа, обувной полочки, вешалки для головных уборов, дороги, корзинки, грядки, деревьев.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место.

Инструкция.

«Сложи всю одежду в шкаф».

«Поставь обувь на полочку».

«Повесь головные уборы на вешалку».

«Расставь посуду на столе».

«Помести мебель в комнату».

«Расположи машины на дороге».

«Положи фрукты в корзину».

«Посади овощи на грядку».

«Посади птиц на деревья».

3. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Показ сюжетных картинок с изображением частей суток.

Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь.

Вопросы:

- Когда мы играем?

- Когда мы кушаем?

- Что мы делаем ночью?

1 балл – допускает ошибки в назывании предметов. Не различает существенные детали и части предметов. Путает названия частей суток.

2 балла – все предметы называет правильно, определяя назначение предмета, но не называет обобщающего слова. Правильно различает и называет контрастные части суток с помощью наводящих вопросов.

3 балла – все предметы называет правильно, определяет назначение предмета; понимает, различает и называет существенные детали и части предметов. Знает обобщающее слово. Различает и называет части суток.

Уровень сформированности грамматической стороны речи

1. Дидактическая игра «Чего не стало?»

Материал: предметные картинки.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4 картинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из картинок. Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего не стало?»

2. Упражнение «Прятки».

Материал: мелкая игрушка.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель прячет игрушку и просит назвать место, куда спрятал игрушку.

Например: в шкаф, за спину и т. д.

3. Дидактическая игра «Кто это?»

Материал: предметные картинки с изображением одного и нескольких животных и их детенышей.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: Кто это?

Утка – утенок – утята.

Заяц – зайчонок – зайчата.

Критерии оценки

1 балл – не справляется с заданиями. -Допускает большое количество ошибок даже при активной помощи взрослых.

2 балла – ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей. Неверно употребляет в речи существительные множественного числа в родительном падеже. Путает пространственные предлоги.

3 балла – ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей, и форму множественного числа в родительном падеже. Понимает предлоги в, под, на, за, около.


Уровень развития связной речи

1. Беседа по сюжетной картинке.

Материал: любая сюжетная картинка (например, играющие дети).

Содержание диагностического задания:

Например:

- Посмотри, Мишутка нарисовал картинку.

- Тебе она нравится?

- Кто нарисован на картинке?

- Что делают дети?

И т. д.

2. Инсценировка русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Волк и козлята»

Педагог, предлагает участвовать в драматизации сказок, используя фигурки настольного театра.

Критерии оценки

1 балл – на вопросы отвечает с помощью жестов или одним словом. Затрудняется в инсценировке сказки. Ребенок договаривает за взрослым отдельные слова.

Воспитатель. Жили-были дед и ...

Ребёнок. Баба.

Воспитатель. И была у них курочка ...

Ребёнок. Ряба.

2 балла – в речи ребенка преимущественно простые предложения из 2-3 слов.

Инсценирует отрывки из знакомых сказок с незначительной помощью взрослого, соблюдая логичность и последовательность.

Воспитатель. Жили-были ...

Ребёнок. Дед и баба.

Воспитатель. И была у них ...

Ребёнок. Курочка Ряба.

3 балла – самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется простыми нераспространенными предложениями и предложениями с однородными членами. Инсценирует отрывки из знакомых сказок, соблюдая логичность и последовательность, передаёт содержание текста.

Высокий уровень – 10-12 баллов.

Средний уровень – 7-9 баллов.

Низкий уровень – 4-6 балов.

Диагностическое задание по образовательной области

 «Художественное творчество»

ЛЕПКА

1 балл «Низкий уровень»

Испытывает трудности в раскатывании пластилина круговыми движениями рук.

Не выполняет прием сплющивания (раздавливает кусок на доске и т.п.).

2 балла «Средний уровень»

Раскатывает пластилин между ладонями рук, но готовый предмет не совсем напоминает шар.

При выполнении работы может выполнять прием сплющивания шара на доске (нет четкого владения навыком сплющивания между ладоней).

3 балла «Высокий уровень»

Уверенно и без особых усилий создает форму похожую на шар с гладкой поверхностью.

Уверенно сплющивает шар, диск с ровными краями.

АППЛИКАЦИЯ

Выкладывание форм в определенной последовательности (узор)

1 этап. Воспитатель предлагает изготовить красивый шарфик для собачки. Показывает свой незаконченный образец («не успела сделать, помоги закончить») и предлагает ребенку завершить работу

2 этап. Затем воспитатель предлагает ребенку выложить свой узор на полосе бумаге – шарфик для щенка.

Инструкция: теперь сделай свой шарфик, (из кругов 2 цветов 2 видов или 2 размеров).

1балл «Низкий уровень»

Даже на первом этапе после подсказок и объяснений допускает грубые ошибки. Не понимает закономерности узора.

У ребенка не сформированы представления о том, как наносится клей (формы плохо намазывает может иметь место намазывание на лицевой стороне формы), в процессе работы не обращает внимание на порядок. Работа не аккуратна, не обращает внимания на порядок на рабочем месте.

2 балла «Средний уровень»

Выполняет после небольших подсказок, ритм улавливает не сразу.

Не совсем правильно наносит клей, не размазывает его по всей поверхности (или через чур много наносит клея), плохо прижимает, промакивает салфеткой наклеенную форму; в готовой работе имеют место элементы наслоения, сморщенность.

3 балла «Высокий уровень»

Выполняет самостоятельно. Чувствует ритм изображения. Вносит инициативу, творчество.

Все умения ребенка уверенные и правильные. Придерживается порядка, работа выглядит аккуратной. Поддерживает рабочее место в порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная нить»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма художественной направленности«Волшебная нить» Возраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации 1 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная клякса» 2018 - 2019 уч.год

Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная бусинка»

Кружок по бисероплитению - Возраст обучающихся 5-7 лет. Срок реализации  2 года...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная бумага»

Цели и задачи программы: Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых....

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»

Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...