«Организация тематических прогулок с детьми дошкольного возраста» (Консультация для педагогов)
консультация

Петрова Галина Николаевна

Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают обеспечение максимального разнообразия прогулок по содержанию и организации. Наряду с традиционной прогулкой можно проводить тематические.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Пукане» комбинированного вида

города Ядрин Чувашской Республики

Консультация для педагогов

«Организация тематических прогулок с детьми дошкольного возраста»

Подготовил:

воспитатель I кв. категории

Петрова Г. Н.

Ядрин 2021

«Организация тематических прогулок с детьми дошкольного возраста»

Прогулка в детском саду – важный элемент в режиме дня. Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе.

Цель прогулки – укрепление здоровья, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма, закаливание.

Задачи прогулки:

  • оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
  • способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
  • способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.

Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности. При этом необходимо предусмотреть равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности, распределение физической нагрузки во время всей прогулки.

Традиционно прогулка включает в себя такие составляющие, как организация наблюдений детей за явлениями в природе (растительный и животный мир, неживая природа); разнообразные игры; трудовая деятельность; спортивные упражнения и самостоятельная деятельность детей по их выбору и интересам.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сказано, что содержание образовательной программы ДОО «должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности» по пяти направлениям развития и образования детей: социально – коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому развитию, художественно – эстетическому развитию, физическому развитию. На прогулках есть возможность развивать ребенка по всем указанным направлениям в соответствии с темой недели и поставленными педагогом задачами.

Организуя прогулку, нужно учитывать множество факторов: погодные условия, возраст детей и их познавательные интересы, имеющийся материал, тематику предыдущего занятия.

Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 ч. При температуре воздуха ниже -15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают обеспечение максимального разнообразия прогулок по содержанию и организации. Наряду с традиционной, сложившейся годами структурой прогулок с детьми можно проводить тематические прогулки, которые построены по принципу доминирования вида детской деятельности или являются продолжением темы дня в образовательном процессе.

По форме проведения это могут быть:

  • прогулки-походы,
  • прогулки - трудовые акции
  • спортивные прогулки
  • прогулки-события
  • прогулки - развлечения с персонажем.

Обязательными составляющими тематических прогулок самых разных видов являются совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребенка.

Прогулка-поход.

Прогулки-походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которой решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок 2-3 в год. Предварительная работа с детьми может включать: проведение бесед, организацию игр – эстафет, чтение художественной литературы и просмотр видеоматериалов туристической направленности.

Структура прогулки-похода:

1.        Организационный момент: сбор, перекличка и проведение инструктажа.

2.        Движение группы до привала. Могут быть короткие остановки, как для отдыха, так и для наблюдения за интересными объектами.

3.        Привал – конечный пункт прогулки-похода. Место должно быть удобно для отдыха, где есть возможность, например, организовать пикник, поставить палатку, развести костер, организовать игры и т.д.

4.        Сбор детей и уборка территории после привала.

5.        Движение группы до детского сада. Могут быть короткие остановки для отдыха и наблюдений.

Алгоритм подготовки прогулки-похода:

1.        Определение маршрута прогулки-похода.

2.        Согласование маршрута с администрацией ДОО.

3.        Тщательное изучение маршрута прогулки-похода, его прохождение взрослыми.

4.        Привлечение родителей для участия в прогулке-походе.

5.        Подготовка необходимого снаряжения.

6.        Подготовка к проведению инструктажа для участников похода (определение даты, времени и продолжительности прогулки-похода, рекомендации по экипировке туриста – форме одежды и содержанию рюкзака).

При проведении прогулок-походов необходимо соблюдать правила безопасности:

• движение группы осуществляется по определенному и спланированному маршруту;

• сопровождение детей взрослыми (не менее двух взрослых на группу);

• присутствие медицинского работника и наличие аптечки;

• проведение переклички по списку (несколько раз в течение похода);

• одежда должна соответствовать сезону года и состоянию погоды, головной убор обязателен;

• соблюдение правил дорожного движения при переходе улиц и дорог;

• соблюдение питьевого режима.

Перечень прогулок-походов с детьми старшего дошкольного возраста:

1. «Мы – туристы! Мы – в поход»

2. «Осенний турпоход»

3. «Вместе весело шагать!»

4. «Весёлые рюкзачки»

5. «Мы в походе — новички!».

6. «Лесная лаборатория

7. «Завтрак на траве».

8. «Путешествие с друзьями» (элементами тимбилдинга).

Прогулка – трудовая акция.

Особенностью планирования прогулок - трудовых акций является преобладание трудовых поручений, включение разных по организации форм труда на улице в соответствии с сезоном и погодными условиями. Чтобы не утомлять детей однообразием, стоит подобрать несколько видов трудовых поручений, которые последовательно сменяют друг друга и при этом логически связаны между собой. В процессе выполнения трудовых поручений педагогу необходимо помнить о выборе оптимальной нагрузки на каждого ребёнка в зависимости от его возможностей и индивидуальных особенностей.

Прогулки по типу «трудовая акция» следует проводить регулярно, но не чаще 2-3 раз в месяц. Максимальное время, отведённое на трудовые действия для детей на прогулке, в старшем возрасте составляет не более 30-40 минут.

Труд в природе расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для их физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему, доставляет им удовольствие и радость. На таких прогулках дети учатся работать в коллективе, сообща.

Ребёнка младшего дошкольного возраста привлекают к выполнению простейших поручений: сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.

В средней группе дети выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях, рыхлят землю, вместе со взрослыми на участке выращивают овощи и цветы, поливают грядки, клумбы, собирают овощи. При этом у детей воспитываются настойчивость и привычка прилагать трудовые усилия для достижения цели, вырабатываются навыки несложной коллективной работы.

Для детей младшего дошкольного возраста прогулки - трудовые акции могут содержать и некоторые сюрпризные моменты. Например, неожиданное задание, предложенное детям, встреча с персонажем сказки или любимым героем.

Старшие дошкольники учатся трудиться во все времена года. Осенью на своём участке дети могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковицы растений, сгребать листья. Детей привлекают к участию в пересадке растений из грунта в уголок природы, а также в перекопке грядок и клумб, в посадке деревьев и кустарников. Зимой дети могут убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц, ухаживать за обитателями уголка природы, выращивать для них корм. Весной - перекапывать, рыхлить землю, формировать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в саду и цветнике. Летом - рыхлить землю, поливать, пропалывать, прореживать и подвязывать растения, собирать урожай. Детей учат правильно пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой. В старшем дошкольном возрасте педагог старается подвести детей к собственному осознанному представлению о значимости труда, развивает у детей желание и потребность в получении определённых трудовых умений и навыков.

Прогулки – трудовые акции организуются на территории детского сада и носят чётко выраженный сезонный характер. Прогулка сочетает в себе наблюдения (за сезонными изменениями в природе, ростом и развитием растений, прилётом и кочеванием птиц, трудом человека в природе) и совместную трудовую деятельность детей и взрослых. Обычно прогулка - трудовая акция носит плановый характер, но в некоторых случаях нужно срочно вызывать на помощь «десант». Предположим, выпал снег, и малыши не могут пройти на свой участок, дворник не успевает почистить все дорожки. Тогда можно обратиться за помощью к старшим детям. Иногда снег необходим, например, для спортивных соревнований, только площадка должна быть утоптанной. Группа детей с радостью пройдётся «змейкой» за воспитателем по территории спортивной площадки, а если позвать несколько групп, то «змейка» получится очень длинной и работа будет выполнена быстрее, чем её сделала бы снегоуборочная машина.

В конце прогулки необходимо дать оценку проделанной работе, например, посмотреть, как стало красиво на клумбе. Результаты труда эстетически радуют глаз.

Детям дошкольного возраста необходимо разъяснять правила безопасного обращения с инструментами и правила выполнения трудовых операций. При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие правила:

• Работать не в жаркие часы дня, а утром или вечером

• Материалы и инструменты должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей

• Запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получения травмы или оказать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие.

Перечень прогулок-трудовых акций с детьми старшего дошкольного возраста:

1. «Чистый дворик»

2. «Полезный мусор».

3. «Зимний Луна-парк для малышей».

4. «Трудовой десант».

5. «Детский ландшафтный дизайн».

6. «Экологическая тропа».

7. «Сенсорные дорожки».

8. «Бабушкин огород».

Спортивная прогулка.

Спортивная прогулка - особый вид прогулки, в которой использование разнообразных видов детской деятельности посвящено спортивной тематике.

Цели и задачи спортивной прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, на физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. При правильной организации эти прогулки оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных условиях. Они способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в таких прогулках делается на формирование физических качеств, воспитание интереса к спорту и здоровому образу жизни.

Спортивные прогулки могут проводиться не реже 1-2 раз в месяц - в те дни, когда проводится занятия, требующие большой умственной нагрузки, или занятия по художественному творчеству.

Спортивная прогулка требует особой предварительной работы. Со старшими детьми можно поговорить об истории развития спорта, познакомить их с различными видами спорта, спортсменами, со спортивными играми древности и современными спортивными играми, рассказать об Олимпиаде. Можно ввести сюжетно-ролевые игры («Олимпиада», «Спортивные кружки», «Футбольный матч»), где присутствуют роли комментатора, судьи, зрителей, спортсменов, продавцов билетов и др. Важным этапом к проведению спортивной прогулки является накопление опыта общения с различным спортивным инвентарём: ракеткой, мячом, скакалкой и др. К спортивным упражнениям относятся: катание на санках, на лыжах, на велосипедах, самокатах. К спортивным играм - городки, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей, волейбол, серсо, кольцеброс и др.

В спортивной прогулке следует чередовать задания с высокой двигательной активностью с играми малой подвижности, командные игры и подгрупповые, индивидуальные упражнения. Но спортивная прогулка не может быть насыщена только двигательными видами деятельности. Рекомендуется подбирать задания познавательного характера и спортивной направленности. Например, дидактические игры: «Летние и зимние виды спорта», «Какой вид спорта лишний», «Узнай по силуэту», «Кто назовёт больше видов спорта с мячом» и т.д. Игры на внимание: «Верно ли исходное положение при метании, беге?» и т.п. Игры на воображение («Изобрази вид спорта»). Необходимо включать и литературный материал: загадки, считалки, стихи.

С младшими детьми на спортивной прогулке можно играть в разнообразные подвижные игры сюжетного характера с разными основными движениями. Например, соорудить условные спортивные площадки, где старшие дети будут играть с младшими, давать им двигательные задания, обучать их определённым двигательным навыкам. Начиная со старшей группы следует вводить адаптированные к дошкольному возрасту командные спортивные игры: пионербол, футбол, хоккей, волейбол, теннис и т.д. Хорошо вспомнить народные игры и игры нашего детства: городки, классики, штандер.

Структура спортивной прогулки:

- Организационный момент или вводная беседа.

- Подвижные спортивные игры.

- Спортивные упражнения.

- Самостоятельная деятельность детей.

- Индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников.

- Подведение итогов прогулки, выполнение творческого задания.

Спортивные прогулки предоставляют детям некоторую свободу выбора (для этого следует подобрать несколько вариантов заданий, игр, упражнений). В них учитываются интересы, желания детей, они не так строго структурированы, как спортивные праздники и развлечения.

Перечень спортивных прогулок:

1. «День мяча». С детьми от трех до семи лет.

2. «Игры нашего двора». С детьми старшего дошкольного возраста.

3. «Малая зимняя олимпиада». С детьми старшего дошкольного возраста.

4. «Зимние забавы». С детьми от трех до семи лет.

5. «Лыжная прогулка». С детьми старшего дошкольного возраста.

6.  «Летние олимпийские игры». С детьми старшего дошкольного возраста.

7. «Детский фитнес». С детьми старшего дошкольного возраста.

8. «Команда – на старт!». С детьми старшего дошкольного возраста (с элементами тимбилдинга).

Прогулка-событие.

Прогулка-событие обогащает знания детей, расширяет их представления об окружающем мире, удовлетворяет потребность в опытах и экспериментах, развивает творчество, поддерживает интерес к прогулке как к режимному моменту, формирует желание выходить на прогулку.

Прогулка-событие посвящается определённой теме (День космонавтики, день защитника Отечества, День Победы, День города, День знаний и др.) или событию, произошедшему в детском саду (привезли и установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.). Прогулка-событие поможет воспитателю ещё раз обратить внимание детей на важное событие, уточнить их знания и восприятие определённой темы. Содержанием такой прогулки может стать продолжение темы дня, например: «День матери», «День друзей», «День моря» и др. На тематической прогулке педагог отмечает вместе с детьми какое-то событие или проводит беседу на определённую тему, а также уточняет, закрепляет знания, полученные детьми на занятиях, совершенствует те или иные навыки и умения. Интересно предвосхитить такую прогулку небольшим анонсом - например, повесить в раздевалке объявление или афишу для детей. В анонсе рассказать, какое событие предстоит сегодня на прогулке. Ожидание предстоящей прогулки и сама прогулка создают у ребёнка радостное настроение.

Цель таких прогулок - способствовать умственному нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников, развитию их любознательности. Для успешного осуществления этих задач в первую очередь следует продумать условия проведения прогулки. Интерес к ней у детей будет поддерживаться разнообразным подбором выносного материала, продумыванием содержания, а для ребёнка прогулка-событие должна стать увлекательным путешествием, связанным с определённой темой или событием.

Воспитателю, прежде чем отправляться на прогулку за пределы участка, лучше пройти весь маршрут заранее и предусмотреть, где будут двигаться дети, в каком месте удобно провести наблюдение, где можно рассмотреть достопримечательности, праздничное украшение улиц и домов, где поиграть с детьми в подвижную игру. Такая прогулка проводится с детьми старшего дошкольного возраста.

Прогулку-событие на территории детского сада можно провести и с детьми младшего дошкольного возраста. Сколько радости вызывает у малышей новый песок в песочнице! Воспитателю нужно продумать, какие игрушки понадобятся для такой прогулки (песочные наборы, машинки, резиновые игрушки-персонажи), как разместить всех детей вокруг песочницы, если она небольшая, какие строительные и сюжетные игры предложить.

Примерная структура прогулки-события

  • Организационный момент - сплочение детского коллектива, беседа о предстоящем событии.
  • Знакомство с темой прогулки - ввод в событие.
  • Подвижные и дидактические игры, детское экспериментирование и др.
  • Самостоятельная творческая деятельность детей.

Кратность прогулки-события может зависеть от реальной жизни детского коллектива, событий общества и интересных дат. Однако, как и любой праздник, такая прогулка не должна планироваться слишком часто.

Перечень прогулок-событий:

1. «Строим из песка». Прогулка-событие с детьми всех возрастных групп детского сада.

2. «Синичкин день» (12 ноября). Прогулка-событие с детьми всех возрастных групп детского сада.

3. «Первый снежок». Прогулка-событие с детьми всех возрастных групп детского сада.

4. «Красный, жёлтый, зелёный». Прогулка-событие с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

5. «Археологическая экспедиция». Прогулка-событие с детьми старшего дошкольного возраста (с элементами тимбилдинга).

6. «Космическая прогулка». Прогулка-событие с детьми старшего дошкольного возраста.

7. «В поисках клада». Прогулка-событие с детьми всех возрастных групп детского сада (с элементами тимбилдинга).

8. «У нас в гостях выпускники детского сада». Прогулка-событие с детьми подготовительной к школе группы.

Прогулка-развлечение.

В жизни детей дошкольного возраста праздники и развлечения - это яркие и радостные события. Они способствуют проявлению у них положительных эмоций, поднимают настроение. Прогулки-развлечения чрезвычайно многообразны, вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. Главные цели таких прогулок - эмоциональная и психологическая разгрузка детей, создание позитивного эмоционального фона, удовлетворение потребности в двигательной активности.

Интересным вариантом прогулок-развлечений является прогулка с персонажем. Ими могут быть сказочные герои (Буратино, Незнайка, Дед Мороз, Шапокляк, Чебурашка и др.), знакомые детям игрушки, герои мультфильмов. Содержание такой прогулки будет зависеть от персонажа. Даша-следопыт отправится путешествовать с детьми в поисках чего-либо интересного, а Фиксики помогут детям смастерить кормушку.

Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации детей на определённый вид деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдению, труду Дети охотно выполняют просьбы гостя-персонажа, а он обращается к детям с вопросами, просит что-либо объяснить, показать. Он может научить детей играть в новую игру или попросить показать игру, которую дети уже знают.

Вариантов использования персонажей на прогулке множество. Например, по всему участку расставляются знакомые детям игрушки (птицы): ворона, воробей, сорока, снегирь, синица (4-5 фигур одновременно). Дети самостоятельно находят их, рассматривают, воспитатель предлагает разнообразные игры, читает про них стихи или рассказывает короткие увлекательные истории.

Дети младших групп, выйдя на прогулку, могут неожиданно повстречать знакомые игрушки (зверей) - медвежонка, лису зайца, волка, белку, оленя, собаку, кошку, ёжика. В младшем дошкольном возрасте удобно использовать игрушки-персонажи (резиновые, бибабо и др.). Хорошо, если игрушка окажется для детей новой - это вызовет у них дополнительный интерес. В таком варианте воспитатель может проводить прогулку без помощников, самостоятельно, играя роль персонажа, разговаривая за него.

Для поддержания интереса у детей, развития их внимательности время от времени рекомендуется вносить в сценарий изменения: зимой медвежонку надевают шапку, волку - варежки, в летнее время лиса появляется в ярком платке, зайчик - в фартуке, а мишка - в красной рубахе и т.д.

Особо полюбившиеся детям герои мультфильмов будут встречены с радостью. Знакомые персонажи мультфильмов, например, могут рассказать о правилах безопасного поведения в разных ситуациях. Это поможет воспитателю решить задачи программы в разделе «Безопасность».

Роль персонажа-героя может играть взрослый (педагог другой группы, родитель) или ребёнок старшего возраста из другой группы. В гости к детям может прийти полюбившийся герой прочитанной книги. Он расспросит ребят о жизни в детском саду, попросит показать спортивную площадку, научит новой игре.

Иногда герои могут прийти парами (Маша и медведь, Знайка и Незнайка и др.). Так детям их легче воспринимать. Кот Матроскин и пёс Шарик поиграют с детьми на участке, а ребята расскажут гостям, что и где растёт на территории детского сада

Прогулка с персонажем очень близка к проведению досуга на свежем воздухе, но не ограничена жёсткими временными рамками. В понравившуюся игру с персонажем (по желанию детей) можно поиграть несколько раз, при этом пусть часть детей занимается самостоятельной игровой деятельностью. Прогулки с персонажем должны заранее планироваться, а сценарии таких прогулок - детально продумываться.

Разные виды прогулок, несомненно, вносят разнообразие в жизнь дошкольников, обогащают их воображение, позволяют лучше узнать окружающую природу, местность, где они живут. Дети получают положительные эмоции и яркие впечатления, которые затем выражают в своих рассказах, рисунках. Прогулки создают прекрасные возможности для развития сенсорной сферы детей. Беседы с педагогом во время прогулки и последующие рассказы воспитанников о своих впечатлениях способствуют развитию у них диалогической и монологической речи. Пребывание на воздухе способствует воспитанию умения ценить красоту окружающей природы. Дети познают мир посредством всех органов чувств: они наслаждаются запахом цветов, ощущением земли, теплом лучей солнца на их лице. Понимание ценности ведёт к культурному отношению к окружающей среде.

Перечень прогулок-развлечений:

1. «Ходит осень по дорожке». Прогулка-развлечение с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

2. «Колобок пришёл в гости». Прогулка-развлечение с детьми младшего дошкольного возраста.

3. «У солнышка в гостях». Прогулка-развлечение с детьми младшего дошкольного возраста.

4. «На полянке у реки». Прогулка-развлечение с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

5. «Парк развлечений». Прогулка-развлечение для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

6. «Фея из Цветочного города». Прогулка-развлечение для детей старшего дошкольного возраста.

7. «Белая берёзка». Прогулка-развлечение для детей среднего дошкольного возраста.

8. «Весёлые герои». Прогулка-развлечение для детей старшего дошкольного возраста.

Использованная литература:

  1. Белая К.Ю., Каралашвили Е.А., Павлова Л.И., Солянникова О.И., Филиппова Н.Н., Бурба И.В., Запивахина Е.М., Антоненкова О.В., Никомарова Е.Ю. Тематические прогулки в детском саду. – М.: УЦ «Перспектива», 2014
  2. «Справочник старшего воспитателя» № 10 -2013, №1, 2,3 – 2014
  3. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие/Под ред. Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. – 208 с. (Библиотека современного детского сада).
  4. Комплексное планирование прогулок с детьми 2,5-7 лет: прогулочные карты/авт.-сост. О. Р. Меремьянина.- Изд. 2-е, испр.- Волгоград: Учитель. -305 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация тематических прогулок с детьми дошкольного возраста

Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя организацию с воспитанниками наблюдений за явлениями природы (растите...

Экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста (консультация молодым педагогам)

В младшем и среднем дошкольном возрасте экспериментальная деятельность осуществляется  через  «решение пр...

Рекомендации для родителей. Организация летних прогулок с детьми дошкольного возраста.

Старшие дошкольники продолжают обогащать и закреплять свой «погодный» словарь. Надо стремиться к тому, чтобы они точно описывали погоду, активнее используя в своей речи эпитеты, образные в...

"Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в работе педагога-психолога в детьми дошкольного возраста" консультация для педагогов

Арт-терапия -это технология лечения и развития при помощи искусства, творчества. С помощью арт-терапии мы развиваем в ребенке способность самовыражения и самопознания. Соответственно идет га...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» / Консультация для педагогов/

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста. Консультация для педагогов...