Проект "Живые буквы"
методическая разработка (подготовительная группа)

Евдокимова Ольга Юрьевна

Проект "Живые буквы" для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zhivye_bukvy.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №74 присмотра и оздоровления Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Проект

«Живые буквы»

в подготовительной группе №5 «Грибочки»

Воспитатели: Евдокимова О.Ю.

Васяк А.А.

г. Санкт-Петербург

2021

Актуальность: овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей, потому что родной язык является средством получения знаний, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. Подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни – является задачей подготовительного периода в детском саду, с нашей точки зрения.

Тип проекта: информационно – исследовательский, творческий, групповой

Предполагаемый результат:

  • Повторение изученных букв
  • Совершенствование в составлении слов, прописывание их
  • Научить детей понимать и любить родной язык
  • Научить вступать в контакт с окружающими, используя речевые средства родного языка
  • Воспитывать у детей патриотические чувства
  • Воспитывать всесторонне развитую личность, способную успешно адаптироваться в современном, постоянно меняющемся мире, чтобы быть конкурентно способным в мировой среде.

Сроки реализации: апрель, май

Участники проекта: воспитатели, дети группы, родители

Цель: формирование речевой готовности к школе посредством развития знаний о грамматических категориях (звуки, буквы, слоги, предложения)

Задачи:

  • Упражнять в совершенствовании произношения изученных звуков,
  • Закреплять умение в написании букв, написании слов
  • Совершенствовать умение в составлении схем слова (слоговая и звуковая)
  • Узнать о появлении письменности
  • Повысить мотивацию к чтению

Методы проекта: словесный, наглядный, практический, игровой, творческий

Структура проекта:

  1. Подготовительный этап
  • Выбор темы, погружение в проект, мотивация участников, планирование с детьми

  1. Основной (практический) этап
  • Организация деятельности

  1. Заключительный этап
  • Квест «Живые буквы»
  • Презентация проекта

Механизм реализации проекта:

  1. Работа с детьми

Беседы

  • «Как сохранить слова, сказанные людьми»
  • «Как появились буквы?»
  • «Где узнать о непонятных словах?»
  • «Международный день родного языка»
  • «Для чего нужно учить читать»
  • «Что я знаю об азбуке?»

Образовательная ситуация

  • Деление слов на слоги
  • Ударение
  • Звуки и буквы
  • Алфавит
  • Гласные звуки и буквы
  • Согласные звуки и буквы
  • Твердые и мягкие согласные
  • Звонкие и глухие согласные
  • Звуковой анализ слова

Художественная литература

  • Разучивание стихотворения «Буква к букве будет слово»
  • Чтение русских народных сказок
  • Чтение с обсуждением пословиц и поговорок по теме
  • Отгадывание загадок по теме
  • Г.Османова «Первое знакомство со звуками и буквами»
  • Р.Киплинг «Как было написано первое письмо»
  • И.Токманова «Аля, кляксич и буква А»
  • М.Раскатов «Пропавшая буква»
  • Ник Бромги «Осторожно! Эта книга кусается!»
  • Б. Заходер «Кит и кот»
  • Г.Юдин «Букваренок. Волшебная азбука в картинках и сказках»
  • А. Шаров «Приключение Ёженьки и других нарисованных человечков»
  • И. Бродский «Рабочая азбука»
  • Е. сосновский «Самая-самая азбука в стихах»
  • Школьная библиотека «Заколдованная буква»
  • С.Чайка «Город букв»
  • С. Бабицкий «Кто ограбил букву А»
  • М.Гейман «Кошмарный алфавит»
  • Интересные азбуки. Азбука Загадок
  • «Вежливая азбука»
  • В.Вилюнова, М.Магай «Азбука в стихах»
  • Знакомство с толковым словарем С.И.Ожегова, со словарем пословиц и поговорок Т.В.Розе

Выполнение заданий по грамоте на смекалку, решение ребусов, выполнение заданий в тетрадях по подготовке к обучению грамоте, прописях.

Развивающие игры (настольные):

  • Составь слово
  • Магнитная азбука
  • Пазлы из картинок и букв
  • Все буквы алфавита
  • Лото.Азбука
  • Алфавит. Веселые уроки
  • Я учу буквы
  • Обучающая игра. Гласные буквы и звуки
  • Обучающая игра. Согласные. Звонкие и глухие
  • Схемы. Пиши правильно

Дидактические игры (словесные):

  • Скажи правильно
  • Подбери рифму
  • Буквы вокруг меня
  • Скажи слово с нужным звуком
  • Кто больше слов придумает
  • Исправь ошибку
  • Добавь слог
  • Дополни предложение
  • Придумай сам
  • Вспомни разные слова
  • Стоп! Палочка, остановись
  • Кто найдет короткое слово?
  • Стук да стук, найди слово, милый друг

Лепка «Пластилиновая буква»

Рисование:

  • «Моя любимая буква»
  • «Волшебные буквы моего имени»
  • «Азбука с картинками»

Обведение трафаретов

Штриховка

Аппликация «Азбука из бросового материала»

Конструирование «Выкладывание букв, слогов из палочек»

Речевое развитие:

  • Придумывание сказки или историй о первой букве своего имени
  • Гласные и согласные звуки

  1. Работа с родителями
  • Изготовление папок-передвижек «Как воспитать у ребенка любовь к чтению», «Изучение алфавита: методы, упражнения и игры для детей», «Советы родителям по обучению детей грамоте»
  • Составление общей книжки «Веселая азбука со стихами» из страничек, изготовленных детьми с родителями
  • Памятка для родителей «Обучение грамоте по средствам игр и упражнений»
  • Презентация проекта «Живые буквы»

Ожидаемый результат:

Участие в проекте способствует формированию речевой готовности к школе, развитию фонетического восприятия. Дети познакомились с видами словарей, расширили кругозор о книгах, повысили интерес к чтению, научились сочинять истории. Проектный метод способствует развитию познавательного интереса к разливным областям знаний у детей, формированию навыков сотрудничества.

Продукт проекта:

  • Презентация проекта
  • Книжка «Веселая азбука со стихами»
  • Выставка книг «Моя первая азбука»
  • Квест «Живые буквы»

Развивающая среда:

  • Художественная и методическая литература
  • Развивающие настольные игры
  • Картотека диагностических игр
  • Азбука (плакат)
  • Прописи
  • Альбом и трафареты для штриховки
  • Кроссворды для детей

Список использованных источников и литературы:

  • Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду.-2-е изд.- М.: Педагогика, 1978
  • Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская / Под ред. Н. В. Дуровой. - М.: Школьная Пресса, 2002.
  • Занятия по обучению грамоте в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.//Авт.-сост. Кулешова Л. А. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005
  • Малышева Л. М. Игры со словом - М., 1985
  • Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М., 1981
  • Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателей дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина, - М.: Просвещение, 1991.
  • Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010
  • Ильякова Н. С. Звуки «Ш» «Ж», я вас различаю! Настольные логопедические игры – занятия для детей 5-7 лет. – М.: «Издательство «ГНОМ и Д», 2005.
  • Колесникова Е. В. От звука к букве. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников, - М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1997
  • Хамидулина Р. М. Обучение грамоте. Подготовка к школе. /. – М.: Издательство «Экзамен», 2009
  • С. И. Ожегов «Большой толковый словарь русского языка».
  • Розе Т. В. «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей» -М. :ОЛМА Медиа Групп,2010.
  • Волина В. «Учимся играя -Новая школа, 1994.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """

Цель: закрепление буквы "К".   Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Знакомство с буквами. Гласные буквы.

Презентация к альбому дошкольников 5-7 лет  "До школы 6 месяцев: срочно учимся читать"     Молчановой О.Г. (1,2 занятие). 1-5 слайд развитие мелкой моторики, 6--9 сл...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...