Развитие логического мышления у дошкольников
план-конспект занятия

Детский сад 127 Магнитогорска

«Развитие логического мышления у дошкольников»

Мастер класс для педагогов и родителей

Воспитатель: Епанешникова Татьяна Павловна

Воспитатель: Юрьева Татьяна Галиевна

Воспитатель: Плишкина Ксения Сергеевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие логического мышления у дошкольников»

Мастер класс для педагогов и родителей

Цель: Повышение компетентности педагогов и родителей в развитии  логического мышления у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Способствовать развитию познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию данной группы Soft Skills
  2. Систематизировать знания о приемах логического мышления
  3. Раскрыть специфику десяти мыслительных операций
  4. Развивать точную, аргументированную речь

Оборудование:

  1. Мультимедийный экран, ноутбук
  2. Дидактические игры
  3. Презентация

Ход мероприятия:

1 часть. Вводная

Каждый ребенок - маленький исследователь, с радостью и удивлением, открывающий для себя окружающий мир. Задача  воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.

Логическое мышление по праву занимает одно из ведущих мест в системе дошкольного образования, оно входит в перечень Soft Skills (мягкие навыки), которые нужно непременно развивать. Так как впоследствии логика будет иметь большое значение на всех этапах жизни ребенка до вступления его во взрослую жизнь

 Оно оттачивает ум ребенка, развивает гибкость, мышление, учит логике. Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.

В. А.Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Мышление - это сложный психический процесс, характеризующийся обобщенностью и опосредованностью, которое позволяет познавать наглядные связи, отношение объектов и явлений, так и их сущность

Виды :

  1. Наглядно-действенное (конкретно действенное)
  2. Наглядно-образное: пространственное и конструктивное
  3. Логическое мышление: понятийное и словесно-логическое

Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос — Что такое логика? Логика, если дословно переводить с древнегреческого, обозначает речь, рассуждение. Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.

Важно отметить, что логическое мышление и воображение лежат в основе практически всех изобретений, которое создало человечество. Можно даже сказать, что логическое мышление — это основа гениальности.

Очень важно начать развивать логическое мышление в раннем возрасте.

Работая над проблемой развития логического мышления у старших дошкольников, мы пришли к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры и логико–математические игры, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которых эмоционально воздействует на детей.

Более активно и творчески дошкольники играют самостоятельно в дидактические игры тогда, когда на занятиях и в совместной деятельности они предварительно получили знания, необходимые для выполнения игровых заданий, а также усвоили основные правила игры.

В педагогической литературе чаще всего выделяют следующие десять приемов логического мышления. На нашем мастер-классе мы раскроем содержание каждого приема и приведем примеры дидактических игр по освоению соответствующих мыслительных операций.

Приемы логического мышления ( или мыслительные операции)

  1. Сравнение - прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.

Игры и упражнения:

1. Поиск сходств и различий на двух похожих картинках.

2. Противоположности ( высокий-низкий, горячий-холодный).

3. «Чем похожи и непохожи?» (Бурый и белый медведь)

Предлагаем вам  игру «Найди различия». Посмотрите внимательно на две похожие картинки, положите перед собой столько кружков, сколько найдёте отличий. По просьбе ведущего сформулируйте одно из них (слева …., а справа….)

  1. Анализ - выделение отдельных признаков, свойств, качеств предметов и явлений или выделение объекта из группы, деление целого на части.

Игры и упражнения:

  1. Логические пары «Что на что похоже» (по форме, по цвету, по материалу…)
  2. «Найди нужный фрагмент» (заплатка для платья)
  3. «Закрась только те игрушки, которые есть в путанице»
  4. «Сколько геометрических фигур в нарисованном предмете»
  5. Самоанализ в конце образовательной деятельности
  6. «Чего не хватает на рисунках»

Предлагаем вам 2 игры:

А. Соберите на математическом планшете любой треугольник, используя одну резиночку. Назовите вид треугольника в зависимости от его углов.

Б. «Чудесный мешочек». Определите на ощупь, какая игрушка у вас в руках и назовите ее, а затем достаньте из мешочка и проверьте себя.

  1. Синтез - объединение частей в целое на основе смысловых связей предметов и явлений между собой; получение единого целого из отдельных составных частей.

Игры и упражнения:

  1. Головоломки
  2. Пазлы различной сложности
  3. Выкладывание картинок из блоков Дьенеша, палочек Кюизенера …
  4. Составление изображений из кубиков «Сложи узор», «Уголки», «Хамелеон» «Уникуб» и т.п.
  5. «Часть-целое»
  6. «Узнай по описанию»
  7. Математический планшет

Предлагаем вам игру Никитина «Сложи квадрат». Соберите квадрат из 4 частей.

  1. Аналогия – сходство в каком-то отношении между явлениями, предметами, понятиями; перенос знаний об одном предмете и явлении на другой (менее изученный или недоступный для изучения).

 Игры и упражнения

на подобие, равенство отношений, сходство предметов и явлений;

задания по образцу, по показу, на основе схемы, алгоритма, например:

  1. Логическая цепочка
  2. Укрась елку (образец на макушке елки)
  3. Рисуем по клеточкам
  4. Найди 2 одинаковых предмета

Предлагаем вам

А. Построить логическую цепочку из палочек Кюизенера: 12231223…

Б. Разложить в ряд 10 блоков Дьенеша. Изменив только размер, составьте аналогичный ряд.

  1. Ограничение ( или отрицание) - выделение одного или нескольких предметов из группы по определенным признакам.

Игры и упражнения:

  1. Обведи одной линией только запрещающие дорожные знаки…,
  2. Найди все фрукты среди плодов…
  3. Лабиринты разной сложности
  4. «Третий лишний», «Четвертый лишний» ( в подготовительной группе каждый предмет выбирается лишним по какому-то признаку)

Предлагаем вам задание в лабиринтах дворца из приложения «Лабиринты цифр» к игровизорам Воскобовича

  1. Обобщение – мысленное объединение различных предметов или явлений по их общим и существенным признакам.

Игры и упражнения:

  1. «Назови, одним словом»
  2. «Назови группу»
  3. Формулировка определения понятий
  4. Составление описательных рассказов по обобщающим схемам

Предлагаем вам собрать группы «познавательные процессы» и «предпосылки учебной деятельности».

  1. Классификация – мысленное распределение  предметов по классам в соответствии с наиболее существенными признаками.

Игры и упражнения:

  1. Круги Луллия
  2. Круги Эйлера
  3. Классификационное древо
  4. «Собери группу»

Предлагаем вам

А. Выполнить задания на кругах Луллия: профессия         что нужно для работы          продукт труда

Б.схемы с изображением различных классификаций. Подумайте и предложите соответствующую группу для данного классификационного древа.  

  1. Систематизация - приведение в систему, расположение объектов в определенном порядке, установление между ними определенной последовательности.

Игры и упражнения:

  1. Составление рассказа по одной или серии картинок
  2. Выстраивание картинок в логической последовательности
  3. Пересказ  
  4. Магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку)
  5. «Что за чем»( либо поэтапное рисование картинки, либо смена явлений)
  6. «Как растет живое»
  7. «Признаки живого» и т.п.

Предлагаем вам игру «Что за чем?». Внимательно рассмотрите карточки и расположите их в нужном порядке. Составьте связный рассказ по картинкам.

Логический ряд из 4 карточек на материале игры Б.П. Никитина «Внимание! Угадай-ка» (дорисовать заключительную карточку)

  1. Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку.

Игры и упражнения:

  1. Составьте сериационный ряд по одному из признаков (величина, количество, цвет, скорость, глубина, прочность, возраст и т.п.)
  2. Помоги Незнайке найти место карточки

Предлагаем вам собрать сериационный ряд из 5 картинок по определенному признак.  Определите сами признак, по которому следует  расположить карточки

  1. Умозаключение - мыслительный прием, состоящий в выделении из нескольких суждений одного вывода, заключения.

Игры и упражнения:

1.Решение разнообразных логических задач

2.Поиск положительного и отрицательного явления

3. Оценка верности суждений

4. «Письма загадки»

5. «Найди клад»

6. «Логика-малыш»

А. Предлагаем вам игру «Логический поезд». Каждому дается по 5 карточек собираем «поезд» по очереди выкладывая карточку, которую свяжите  по смыслу с предыдущей. Объясните свой выбор.  

Б. Предлагаем вам карточку из альбома «Поиск затонувшего клада» к блокам Дьенеша.  Решите примеры, определите блок по карточкам-символам свойств блоков Дьенеша. К блоку прикреплена цифра, указывающая на номер вашего «клада».

Заключительная часть. Рефлексия.

- А сейчас уважаемые педагоги предлагаю Вам достать из нашей коробочки небольшие листочки - записки, на которых написана фраза, которую нужно продолжить.

Перечень фраз:

сегодня я узнала…

было интересно узнать…

мне понравилось…

мне не понравилось…

мне запомнилось…

теперь я могу применять…

я научилась применять…

я попробую сама…

Список литературы:

  1.  Султанова М.Н. Развиваем логику. М.: «Махаон». 2016
  2. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников/ Л.Ф. Тихомирова. - Ярословль: Академия развития, 2015
  3. Черенкова Е. Первые задачки. Развиваем логику и мышление для детей 3-6 лет. – М., 2015.
  4. Шалаева Г. Большая книга логических игр. - М.: АСТ, Слово, 2013.
  5.  Поиск затонувшего клада. Альбом к блокам Дьенеша для детей 5-8 лет.
  6. Развиваем логику / серия «Твои первые уроки». – Минск «Современная школа», 2014.

Приложение

Критерии диагностики логического мышления детей старшего дошкольного возраста

  • Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
  • Умение ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ.
  • Умение детей запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать. Умение детей работать в парах, микрогруппах; проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

Оценка уровня развития логического мышления старших дошкольников:

Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет

мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

Низкий уровень: Ребенок не владеет логическими операциями: сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Не может мысленно установить сходство и различие предметов. Не умеет пользоваться обобщающими  понятиями. Ребенок имеет небольшой словарный запас, не внимателен, ему не хватает усидчивости.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие логического мышления у дошкольников» Мастер-класс для педагогов Выполнили: воспитатели МДОУ «ЦРР – д /с№127» Епанешникова Т.П Юрьева Т.Г. Плишкина К.С

Слайд 2

Цель: Повышение компетентности педагогов и родителей в развитии логического мышления у детей дошкольного возраста. Задачи: Способствовать развитию познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию данной группы Soft Skills Систематизировать знания о приемах логического мышления Раскрыть специфику десяти мыслительных операций Развивать точную, аргументированную речь

Слайд 3

В. А. Сухомлинский писал : «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Слайд 4

это сложный психический процесс, характеризующийся обобщенностью и опосредованностью, которое позволяет познавать наглядные связи, отношение объектов и явлений, так и их сущность Мышление

Слайд 5

это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия. Логическое мышление — это основа гениальности Логическое мышление

Слайд 6

Наиболее эффективными средствами для развития логического мышления являются дидактические и логико –математические игры, а так же игровые упражнения

Слайд 7

Десять приемов логического мышления

Слайд 8

прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. Сравнение

Слайд 9

1.Поиск сходств и различий на двух похожих картинках. 2. Противоположности ( высокий-низкий , горячий-холодный ). 3. «Чем похожи и непохожи?» (Бурый и белый медведь) Игры и упражнения ( на сравнение)

Слайд 10

выделение отдельных признаков, свойств, качеств предметов и явлений или выделение объекта из группы, деление целого на части. Анализ

Слайд 11

1. Логические пары «Что на что похоже» (по форме, по цвету, по материалу…) 2. «Найди нужный фрагмент» (заплатка для платья) 3. «Закрась только те игрушки, которые есть в путанице» 4. «Сколько геометрических фигур в нарисованном предмете» 5. «Чего не хватает на рисунках» 6. Самоанализ в конце образовательной деятельности Игры и упражнения ( на анализ)

Слайд 12

объединение частей в целое на основе смысловых связей предметов и явлений между собой; получение единого целого из отдельных составных частей. Синтез

Слайд 13

1. Головоломки 2. Пазлы различной сложности 3. Выкладывание картинок из блоков Дьенеша , палочек Кюизенера … 4. Составление изображений из кубиков «Сложи узор», «Уголки», «Хамелеон» « Уникуб » и т.п. 5. «Часть-целое» 6. «Узнай по описанию» 7. Математический планшет Игры и упражнения ( на синтез)

Слайд 14

сходство в каком-то отношении между явлениями, предметами, понятиями; перенос знаний об одном предмете и явлении на другой (менее изученный или недоступный для изучения). Аналогия

Слайд 15

на подобие, равенство отношений, сходство предметов и явлений; задания по образцу, по показу, на основе схемы, алгоритма, например: 1. Логическая цепочка 2. Укрась елку (образец на макушке елки) 3. Рисуем по клеточкам 4. Найди 2 одинаковых предмета Игры и упражнения ( по аналогии)

Слайд 16

выделение одного или нескольких предметов из группы по определенным признакам. Ограничение ( или отрицание)

Слайд 17

1. Обведи одной линией только запрещающие дорожные знаки…, 2. Найди все фрукты среди плодов… 3. Лабиринты разной сложности 4. «Третий лишний», «Четвертый лишний» ( в подготовительной группе каждый предмет выбирается лишним по какому-то признаку) Игры и упражнения ( на ограничение)

Слайд 18

мысленное объединение различных предметов или явлений по их общим и существенным признакам. Обобщение

Слайд 19

1. «Назови, одним словом» 2. «Назови группу» 3. Формулировка определения понятий 4. Составление описательных рассказов по обобщающим схемам Игры и упражнения ( на обобщение)

Слайд 20

мысленное распределение предметов по классам в соответствии с наиболее существенными признаками. Классификация

Слайд 21

1. Круги Луллия 2. Круги Эйлера 3. Классификационное древо 4. «Собери группу» Игры и упражнения (на классификацию)

Слайд 22

приведение в систему, расположение объектов в определенном порядке, установление между ними определенной последовательности. Систематизация

Слайд 23

1. Составление рассказа по одной или серии картинок 2. Выстраивание картинок в логической последовательности 3. Пересказ 4. Магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку) 5. «Что за чем»( либо поэтапное рисование картинки, либо смена явлений) 6. «Как растет живое» 7. «Признаки живого» и т.п. Игры и упражнения (на систематизацию)

Слайд 24

построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Сериация

Слайд 25

1. Составить сериационный ряд по одному из признаков (величина, количество, цвет, скорость, глубина, прочность, возраст и т.п.) 2. Помоги Незнайке найти место карточки Игры и упражнения (на сериация )

Слайд 26

мыслительный прием, состоящий в выделении из нескольких суждений одного вывода, заключения. Умозаключение

Слайд 27

1 .Решение разнообразных логических задач 2 .Поиск положительного и отрицательного явления 3 . Оценка верности суждений 4 . «Письма загадки» 5 . «Найди клад» 6 . «Логика-малыш» Игры и упражнения (на умозаключение)

Слайд 28

сегодня я узнала… было интересно узнать… мне понравилось… мне не понравилось… мне запомнилось… теперь я могу применять… я научилась применять… я попробую сама… Рефлексия

Слайд 29

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

    МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №127»

                 

                   

                  Консультация для педагогов на тему :

«Формирование исследовательских навыков у старших дошкольников»

                                                             

                                                                               Выполнила: Юрьева Т.Г.

                                   Магнитогорск, 2021год

                                               

   

                                            

Формирования исследовательских навыков старших          дошкольников

 

  Современный образовательный процесс, должен быть направлен на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности .

В ДОО должны быть созданы благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром .

Кроме того, дошкольное образование должно быть направлено на формирование у детей познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности .

Развитие творческих способностей, инициативности, любознательности старших дошкольников осуществляется в самостоятельной деятельности детей, в процессе которой происходит формирование навыков, необходимых для развития познавательных интересов и познавательных действий. Такими навыками, необходимыми для познавательного развития личности ребенка являются исследовательские навыки. Исследовательские навыки являются необходимым условием для социальной адаптации детей в период дошкольного и дальнейшего школьного развития.

Исследовательские навыки - это способности к выполнению детьми самостоятельных действий, направленных на изучение предметов и объектов окружающего мира, доведенные до совершенства путем постоянных повторений действия.

Исследовательские навыки в старшем дошкольном возрасте являются важнейшим источником получения знаний об окружающем мире.

Формирование исследовательских навыков у детей дошкольного возраста происходит в исследовательской деятельности.

Согласно И. Э. Куликовской: «Исследовательская деятельность дошкольников - это осмысленная творческая деятельность, в процессе которой дети самостоятельно (с опосредованной помощью взрослого) обнаруживают все новые и новые свойства предметов, сравнивают их, анализируют, делают обобщения и умозаключения. Исследовательская деятельность – это деятельность детей, которая раскрывает перед детьми возможности приобретать знания, умения и навыки самостоятельно» .

Исследовательская деятельность в дошкольном возрасте способствует удовлетворению потребностей детей в новых знаниях, впечатлениях, создает предпосылки для успешного воспитания любознательной, самостоятельной, творческой личности. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, является необходимым условием для развития успешной личности детей.

Н.В. Нищева поясняет: «Исследовательская деятельность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной работы может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника, оказывая сильное влияние на его развитие и формирование исследовательских навыков» .

В процессе исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста формируются следующие исследовательские навыки:

- видеть проблему,

- ставить вопросы,

- выдвигать гипотезу,

- давать определение понятиям,

- классифицировать,

- наблюдать,

- проводить эксперименты,

- делать умозаключения и выводы,

- структурировать материал,

- готовить мини-доклады,

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи .

Возможность формирования исследовательских навыков старших дошкольников обусловлена возрастными особенностями развития детей, их потребностями и интересами.

Способность в старшем дошкольном возрасте к мыслительным операциям, дает возможность развивать у детей такие исследовательские навыки, как анализ и синтез. Произвольность психических процессов: внимание, память, восприятие, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление и др. - формирует способность к самоанализу, к появлению произвольности.

Л.Н. Вахрушева поясняет: «Появление произвольности – решающее изменение в деятельности старших дошкольников, когда целью становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением» . Что является важным в процессе формирования исследовательских навыков.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется речь и все ее компоненты. Развитие речи, умение высказаться, является одним из важных условий для осуществления исследовательской деятельности, способствующей развитию аналитических навыков детей, умению анализировать, рассуждать, выделять проблему и предлагать практические методы для изучения особенностей предмета или явления, что способствует развитию исследовательских навыков.

Приобретенные к старшему дошкольному возрасту навыки самообслуживания, трудовой деятельности, позволяют детям участвовать в исследовательской деятельности.

Возрастные особенности развития личности старших дошкольников отличаются развитием познавательной потребности, желанием самостоятельно познавать мир, осваивать новых знаний, приобретать навыки и умения. Дети старшего дошкольного возраста самостоятельно пытаются осваивать то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока они не в состоянии глубоко и правильно осознать.

Н. В. Исакова поясняет: «Именно у детей в старшем дошкольном возрасте наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!», что способствует привлечению детей к активной исследовательской деятельности» .

Чтобы удовлетворить познавательные потребности дети старшего дошкольного возраста используют различные способы познания. К ним относятся: действия и собственный практический опыт; слово, т.е. объяснения, рассказы взрослых, но наиболее действенным способом становится исследовательская деятельность, и чем она самостоятельней, тем интересней и эффективней для ребенка.

Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т.п.) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения об окружающем мире и разбираться в нем.

С. В. Коноваленко дополняет: «К концу дошкольного возраста у ребенка начинает развивается понятийное, или логическое, мышление. Детей интересуют причины и следствия в отношениях предметов, проявляется интерес к «технологии» их изготовления» .

Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен оторваться от непосредственно увиденного, вскрыть причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы, постепенно расширяя умения, навыки и способности к исследованиям, активным действиям.

И. Э. Куликовская отмечает: «в ходе исследовательской деятельности формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Такие способности формируются в процессе самостоятельной поисковой деятельности с познаваемыми предметами, объектами» .

В старшем дошкольном возрасте активно продолжает развиваться воображение, творческое мышление, что особенно ярко проявляется в исследовательской деятельности, способствуя развитию таких исследовательских навыков, как любознательность, неоднозначное отношение к поисковой деятельности, проявление творчества.

О. В. Дыбина поясняет: «Иначе говоря, в старшем дошкольном возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая, способствующие развитию исследовательских навыков» .

Дети старшего дошкольного возраста чрезвычайно любознательны, активны. Они стремятся к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные вопросы. Жажда к знаниям направляет старших дошкольников к постижению нового через поисковую деятельность, в которой необходимо выдвигать гипотезы, делать предположения, представлять ситуации и пытаться найти возможные пути ответа.

Л. Н. Вахрушева поясняет: «Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать вызывают необходимость формирования исследовательских навыков у старших дошкольников» .

Исследовательская деятельность старших дошкольников развивается из потребности в новых впечатлениях, в стремлении узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Развитие исследовательской деятельности и формирование в ней исследовательских навыков зависит от перехода в старшем дошкольном возрасте от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям. Старший дошкольник вполне адекватно оценивает качество своих поступков и отдельные черты своей личности. К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка. Способность к самооценке поступков, деятельности способствует формированию таких исследовательских навыков, как самоанализ, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

По словам Н. М. Зубковой: «Во время исследовательской деятельности у ребенка формируется не только понимание к результатам своего труда, но и способность к анализу того, что он делает и для чего» .

Исследовательская деятельность старших дошкольников связана с желанием познавать мир. Это желание проявляется в поведении старших дошкольников: он проводит опыты с различными предметами; измеряет глубину снежного покрова, объем воды, пробует, смешивает, рвет и т.д. Все это объекты исследования, для изучения которых старшим дошкольникам необходимы определенные исследовательские навыки.

Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, чем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается и, вместе с этим, происходит формирование у него разнообразных исследовательских навыков.

Н. В. Нищева считает: «Задача педагога – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске методов исследования; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании» .

Следовательно, необходимо создавать условия для проведения исследовательской деятельности, организовывать исследовательскую деятельность так, чтобы она способствовала развитию познавательных интересов, способностей, самостоятельной деятельности, обогащала эмоционально-чувственный опыт старших дошкольников. Кроме того, важно вызвать у старших дошкольников интерес к исследовательской деятельности, научить видеть и выделять проблему эксперимента.

Для вовлечения старших дошкольников в исследовательскую деятельность, способствующую не только познавательному развитию детей, но и оказывающую влияние на формирование исследовательских навыков, необходимо соблюдать следующие педагогические условия:

- тема, предлагаемая детям для познания, должна быть интересной и увлекательной;

- тема должна быть выполнима. В процессе исследовательской деятельности, работая над темой исследования, каждый ребенок должен не только почерпнуть для себя новые знания, но и ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки;

- тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

- тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Особое внимание следует уделять стимулированию активности и любознательности старших дошкольников в исследовательской деятельности, ставя перед ними конкретную цель и развивая возможности предвидеть способы ее достижения.

И. Э. Куликовская поясняет: «Детям нравятся занятия, на которых они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать» .

Проявление самостоятельности, самоорганизации, свобода действий в ходе исследовательской деятельности, позволяет развивать навыки сотрудничества как со взрослыми, так и со сверстниками. Во время исследовательской деятельность развивается речь детей, мыслительные процессы, моторика рук, осязание и восприятие, так как в ходе исследовательской деятельности задействованы все органы чувств, ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, пробует и т.д. Благодаря этому происходит формирование исследовательских навыков, необходимых для осуществления исследовательской деятельности. Так, например, при изучении свойств воды, у старших дошкольников формируются такие исследовательские навыки, как необходимость переливания, окрашивания, разбрызгивание с помощью зубной щетки, растворение в воде соли, песка.

Дети старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности используют разные исследовательские навыки, например, обследуют глину и песок, пересыпая вещества, добавляя воду, трогая руками, познавая их свойства. Старшие дошкольники способны самостоятельно апробировать разные способы и действия, применять исследовательские навыки в процессе изучения предметов и явлений окружающего мира.

Е. Е. Крашенников дополняет: «Полученные с помощью практических действий результаты формируют у старших дошкольников необходимые исследовательские навыки, которые они потом используют для изучения других веществ. Они с интересом открывают законы движения (почему движутся предметы), законы инерции (монета в стакане, лист из-под стакана)». Все это способствует не только познавательному развитию детей, но и пополнению их интеллекта различными навыками и способами обследования явлений и предметов окружающего мира.

Формирование исследовательских навыков старших дошкольников зависит от работы воспитателя, его педагогического мастерства, умений привлечь детей к исследовательской деятельности и организовать ее.

И. А Савенков определяет следующие умения педагога:

- постановка проблемы педагогом, и стратегия и тактика ее решения, само решение предстоит найти ребенку самостоятельно;

- постановка проблемы педагогом, но методы ее решения ребенок ищет самостоятельно;

- постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.

Умение педагога организовать исследовательскую деятельность детей способствует развитию самостоятельности у старших дошкольников, формируя у них необходимые исследовательских навыки.

Соблюдение данных педагогических условий способствует привлечению старших дошкольников к исследовательской деятельности, вызывает у детей интерес. В результате у детей повышается познавательная активность, потребность в самостоятельной исследовательской деятельности, в процессе которой происходит формирование исследовательских навыков.

Таким образом, проанализировав психолого-педагогические особенности формирования исследовательских навыков у старших дошкольников, мы определили, что исследовательские навыки - это способности к выполнению детьми самостоятельных действий, направленных на изучение предметов и объектов окружающего мира, доведенные до совершенства путем постоянных повторений действия.

Исследовательские навыки в старшем дошкольном возрасте являются важнейшим источником получения знаний об окружающем мире и являются необходимым условием для социальной адаптации детей в период дошкольного и дальнейшего школьного развития.

Формирование исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста происходит в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность дошкольников – это осмысленная творческая деятельность, в процессе которой дети самостоятельно обнаруживают новые свойства предметов, сравнивают их, анализируют, делают обобщения и умозаключения. Исследовательская деятельность – это деятельность детей, которая раскрывает перед старшими дошкольниками возможности приобретать знания, умения и навыки самостоятельно.

Исследовательская деятельность способствует удовлетворению потребностей старших дошкольников в новых знаниях, впечатлениях, создает предпосылки для успешного развития интеллектуальных качеств личности, инициативности, самостоятельности и ответственности, способствует формированию предпосылок учебной деятельности, что отвечает современным требованиям ФГОС ДО.

В процессе исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста формируются следующие исследовательские навыки: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение элементарным понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить мини-доклады, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Возможность формирования исследовательских навыков старших дошкольников обусловлена возрастными особенностями развития детей, их потребностями и интересами.

Важными педагогическими особенностями для формирования исследовательских навыков старших дошкольников является профессиональная деятельность педагога, умеющего организовать исследовательскую деятельность, вовлечь в нее детей, сделать исследовательскую деятельность интересной и посильной для каждого ребенка. Умение педагога организовать исследовательскую деятельность детей способствует развитию самостоятельности, инициативности, познавательной активности у старших дошкольников, формируя у них необходимые исследовательских навыки.



Предварительный просмотр:

    МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №127»

                 

                   

                  Консультация для родителей  на тему :

               «Экспериментируйте с детьми дома!»

                                                             

                                                                               Выполнила: Юрьева Т.Г.

                                   Магнитогорск, 2021год

                                               

   

                «Экспериментируйте с детьми дома!»

Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у дошкольников интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у них продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является экспериментально-исследовательская деятельность. Чем она разнообразнее и интенсивнее, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? Нет! Показываете ребенку как можно чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказываете о них? Исследовательская деятельность вашего ребенка может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной активности, оборудованы уголки экспериментирования, где находятся необходимые предметы: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например, что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла, пена для ванн) и т. д.

Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты(крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей старшего дошкольного возраста.

Спрятанная картина

Цель: узнать, как маскируются животные.

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла

Вывод: Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтыё, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

Мыльные пузыри

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

Наполовину наполните чашку жидким мылом.

Доверху налейте чашку водой и размешайте.

Окуните соломинку в мыльный раствор.

Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

Что плавает а, что тонет?

Цель: Выяснить, что не все предметы тонут.

Материалы: жидкость, предметы из различных материалов

Процесс: Поочередно опускать в воду различные предметы и наблюдать, за тем какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности.

Вывод: Предметы из дерева не тонут.

Куда деваются сахар и соль?

Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.

Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.

Процесс: Дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись?

Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.

Вывод: Сахар и соль растворяются в воде.

Какого цвета вода?

Цель: Выяснить, что при смешивании получаются новые цвета.

Материалы: Прозрачные стаканы воды, гуашевые краски (красная, желтая, синяя).

Процесс: Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться оранжевая вода.

Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять синюю краску, должна получится зеленая вода.

Окрасить воду в синий цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться фиолетовая вода.

Так же можно смешивать и сами краски.

Вывод: При смешении красок определенного цвета получается другой цвет.

Куда девалась вода?

Цель: Выяснить, что ткань впитывает воду.

Материалы:

Процесс: Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку или кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка.

Вывод: Ткань впитывает воду и сама становится мокрой.

С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.

Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят.

Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины (флористика).

Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.

Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

Что нужно делать, что бы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка.

Что нужно делать?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавайте ситуацию успешности.

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению

Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...

Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников.

презентация по теме "Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников."...

Пошаговая технология развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша

Я разработала пошаговую  технологию развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша.К ней прилагает материал для совместной работы воспитателя с родителями в данном напра...

План работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников посредством логических блоков Дьенеша

В материале определены цели и  собраны формы работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша....

Карта наблюдений за детьми младшей группы по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша.

Карта наблюдений за детьми младшей группы по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша....

"Использование логических игр и упражнений для развития логического мышления старших дошкольников".

Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько ...

Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша»

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша»....