Статья - Место и значение сенсорных процессов в развитии детей раннего возраста в ДОО
статья

Именно ранний возраст наиболее благоприятен для получения и накопления представлений об окружающем мире, для совершенствования деятельности органов чувств. Упущения в формировании сенсорных представлений на ранних этапах развития ребёнка компенсируются с трудом, а иногда невосполнимы.
Сенсорное восприятие направлено на обучение детей полно и точно воспринимать предметы, их разнообразные свойства. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие, а полноценное восприятие необходимо для успешного обучения. Сенсорное восприятие включает в себя формирование восприятия сенсорных эталонов – цвет, геометрические формы, величина.
Сенсорное восприятие у детей раннего возраста происходит в разных видах деятельности:
  • Предметная деятельность;
  • Экспериментирование (вода, песок, конструирование, тесто);
  • Общение и совместные игры с взрослыми и сверстниками.
Сенсорное восприятие у детей раннего возраста осуществляется в условиях различных дидактических игр. Приведем примеры дидактических игр, учитывая вышеизложенное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Место и значение сенсорных процессов в развитии детей раннего возраста в ДОО

Известно, в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, соразмерность и целенаправленность движений и др. Современная педагогика формирование этих качеств связывает с физическим воспитанием. Однако данный аспект не сводится к тренировке движений, к развитию моторики. Он охватывает характер взаимодействия маленького ребенка с миром, предметным и социальным, а также со становлением чувства «Я». Чувство «Я» развивается на пересечении двух встречных процессов, один из которых направлен внутрь себя (ощущение своих движений и телесных границ), а другой - вовне (социальные отношения, освоение свойств и качеств окружающего мира).

Общее развитие ребенка раннего возраста невозможно без базового телесного ощущения самого себя. Переживание своего движения, равновесия и чувства осязания поверхности своего тела - пространственный образ себя - играет важнейшую роль в построении ребенком своих психологических границ и, следовательно, является важнейшим условием становления самосознания. Ощущение себя в границах тела и выстраивание границы «Я и Мир» имеет большое значение в различных областях развития ребенка: в предметной, познавательной, учебной деятельности, в контактах с окружающими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками, в становлении самостоятельности. От овладения своим телом, произвольного управления им, от адекватной тактильной чувствительности зависит и формирование произвольности поведения, внимания, зрительно-пространственная ориентация. На этой основе базируется способность ребенка к обучению письму и чтению и в целом к школьному обучению.

В настоящее время все больше детей раннего и дошкольного возраста испытывают те или иные затруднения в развитии. Среди них наиболее часто встречаются расторможенность, двигательная неловкость, задержка моторного, речевого, эмоционально-волевого развития. И что примечательно, число их многократно выросло по сравнению с тем, что было десять-пятнадцать лет назад. Несформированность или нарушение границ телесного «Я» отражается не только на двигательной сфере, но и на внутреннем самоощущении ребенка, его эмоциональной, речевой, коммуникативной, познавательной сфере. Ребенок, плохо чувствующий свое тело, не управляющий своими движениями, не может сосредоточиться на восприятии событий, впечатлений и ощущений, приходящих как извне, так и изнутри.

Нарушения границ своего «Я» могут иметь две основные тенденции: либо в сторону их отсутствия, либо в направлении чрезмерной закрытости, отгороженности от окружающего мира. Для первого типа характерна чрезмерная открытость внешнему миру и потеря, а точнее, необретение самого себя. Проявляется это в чрезмерной возбудимости, обостренной тактильной чувствительности, импульсивности и непредсказуемости движений (возможна как высокая подвижность, так и, напротив, паническая зажатость). В общении с незнакомыми людьми таких детей либо охватывает страх, либо отличает напористость поведения, переходящая в навязчивость. Второму типу свойственна погруженность в себя, своеобразная «толстокожесть», нечувствительность. Проявляется она в «неуклюжести» движений, общей пассивности, сниженном интересе к окружающему. Такие дети безынициативны и в общении, и в предметной деятельности; в играх у них не выстраиваются контакты со сверстниками - они обычно попадают в группу нежеланных или отвергаемых партнеров.

Обе тенденции сигнализируют о затруднении в становлении адекватного контакта у ребенка не только с окружением, но и с самим собой. Часто их связывают с врожденными динамическими характеристиками нервной системы (темперамент, сила нервной системы). Однако эти характеристики не являются главными и единственными причинами проблем ребенка.

Пространственный образ «Я» складывается в раннем возрасте - в 1-3 года. Именно в этот период помощь взрослого наиболее эффективна и помогает предотвратить серьезные проблемы в более поздние периоды.

В авторских разработках и в народной педагогике представлено множество игр, позволяющих в наглядно-образной форме целенаправленно формировать у детей собственный пространственный образ. Часть из них известна как потешки и пестушки. Они непременно сопровождаются как ритмичными стихами или песенками, так и движениями (касание, поглаживание, похлопывание, качание, подбрасывание). Некоторые из игр предполагают подражающие жесты и движение в кругу. Игры эти в явной, очевидной для малыша форме предъявляют образцы осмысленных и понятных ему движений и побуждают к их воспроизведению. Внешнее и внутреннее уподобление, проигрывание своего действия становятся условием его чувствования, осознания. Такие игры можно назвать сенсорно-двигательными. Им присущи следующие черты:

•        рифмованный текст или песенка. которые создают целостный образ и эмоциональный фон;

•        ритмичные движения, в которых присутствует чередование контрастов: быстро-медленно, высоко-низко, далеко—близко, крепко-нежно и т.д.;

•        повторы, предполагающие различие качества и вариации движений;

•        эмоциональное напряжение и расслабление по ходу развития сюжета, которые малыш переживает вместе с близким взрослым.

Многие современные программы представляют разные виды игр, в том числе и с движением. Но тактильные и двигательные впечатления в них обычно не рассматриваются как источник общего развития ребенка и его самосознания. Чаще всего впечатления эти выступают в качестве забавы или сенсорных стимулов, способствующих развитию восприятия и общения матери и ребенка. Мы же рассматриваем такие игры как источник переживания разных телесных ощущений, а значит, и переживания самого себя, которое лежит в основе личностных качеств более высокого порядка.

Выразительные характерные жесты позволяют ребенку удерживать образ. Именно через подражание развивается способность воспринимать, усваивать и воспроизводить осмысленные движения. Создание и переживание различных образов - конкретных или отвлеченных - дают ребенку возможность глубоко прочувствовать разные ощущения себя в разном движении и ощущения себя в окружающем пространстве.

Можно выделить два вида игр и, соответственно, два уровня сложности: простые (сенсорно-двигательные) и сложные (образно-жестовые). В простых играх используются образы, относящиеся к повседневной жизни ребенка раннего возраста: к умыванию, одеванию и т.п., где важным элементом является непосредственное восприятие собственного тела в контексте обыденной жизни. В сложных играх (музыкально-ритмические или хороводные) сюжет составляют отвлеченные образы - движения животных, явления природы, что предполагает сложные и дифференцированные движения. По существу, это жесты с участием воображения. Предназначены такие игры для детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Значение культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста и использование малых фольклорных жанров"

Освоение  всех  культурно-гигиенических  навыков  детьми  раннего  возраста.  Значение  словесного  русского  народного  творчества  в...

Статья на тему: "Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста"

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей раннего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Исследования учёных доказали, что у...

Сообщение на тему «Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а та...

Сообщение на тему «Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста»

В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идёт поиск неординарных методов, технологий работы с дошкольниками по математическому развитию.В центре внимания педагогов и психо...

Беседа для родителей «Значение сенсорных игр в развитии детей раннего возраста»

Беседа с родителями «Значение сенсорных игр в развитии детей раннего возраста»...

Значение сенсорного воспитания в развитии ребенка раннего возраста.

В отечественной педагогике признано отношение к дошкольному воспитанию как к этапу, определяющему все дальнейшее развитие. Совершенствование образования и воспитания предусматривает необходимость макс...

Статья на тему "Значение дидактических игр в развитии детей раннего возраста"

В статье рассказывается о воспитании детей раннего возраста посредством дидактических игр, а также даётся определение «дидактические игры»; «игра»....