Значение сенсорного воспитания в развитии ребенка раннего возраста.
статья (младшая группа)

Ситникова Светлана Геннадьевна

В отечественной педагогике признано отношение к дошкольному воспитанию как к этапу, определяющему все дальнейшее развитие. Совершенствование образования и воспитания предусматривает необходимость максимальной реализации возможностей, присущих каждому конкретному возрастному периоду.  
Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема генезиса восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых,исследователей.  
       Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной  
степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.  
В современном обществе демократические преобразования ориентируют педагогов на личностную модель учебно-воспитательной работы, предполагающую развитие инициативы и самостоятельности ребенка, его активного поведения в конкретных ситуациях, в деятельности, в общении,  
что определяет для него меру значимости вещей и явлений окружающей  
жизни, развивает сенсорные способности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_sensornogo.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Значение сенсорного воспитания в развитии ребенка раннего возраста

Сенсорное развитие ребенка –  это  развитие его восприятия  и формирование представлений  о внешних свойствах предметов:  их форме, цвете, величине, положении  в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного  развития в раннем детстве трудно переоценить. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева, А.В. Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина и т.д.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет  самостоятельное значение, так как  полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка  в детском саду, в школе и  для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений  окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому  нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

На  первый взгляд кажется, что человеку все дается легко и просто, что  это естественный процесс. И только с появлением собственного ребенка  происходит «прозрение» - такие способности  идут из детства, и формируются они  постепенно, практически с нуля. Наблюдая за новорожденным,  у которого есть только инструменты познания мира - органы чувств, но нет навыков их использования, взрослые  понимают, что в первую очередь нужно научить ребенка ими пользоваться. Но что доступно такому маленькому человечку? Конечно, только то, что связано с чувствами и ощущениями.

В первые годы жизни начинается активное сенсорное развитие ребенка, именно так называется процесс освоения малышом всего многообразия окружающего мира через ощущения и восприятие. На базе этих знаний формируются все последующие навыки и умения, его способность к обучению и интеллектуальные способности в целом. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.

А  пока малыш слишком мал, ему  необходимы ежедневные впечатления.  Чем разнообразнее будет наполнена  среда обитания младенца, тем  активнее будет его сенсорное развитие.  Восприятие ребенком мира в основном является чувственным, то есть он изучает все на вкус, слух, цвет и запах, поэтому все старается затащить в рот и попробовать на вкус. Восприятие происходит от простого к сложному, и каждый последующий этап базируется на предыдущем опыте.

Сенсорное развитие ребенка длится не один год и условно делится на два этапа: сенсорное развитие детей раннего возраста и сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Первый этап длится с рождения до трех лет, второй с трех до шести.

Говоря  о гармоничном развитии личности, Л. С. Выготский в качестве важнейшего его условия называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, единство аффекта и интеллекта. Сенсорное воспитание — уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние на познавательное развитие ребенка.

Младший дошкольный возраст является сензитивным  периодом становления предметно-манипулятивной деятельности. В этом возрасте формируются  предпосылки становления различных  способностей личности.

Организация предметной деятельности детей в  ДОУ, а именно – развитие способности  распознавать свойства предметов, их закономерности, комбинировать различные объекты - может способствовать применению ими более разнообразных средств  в освоении окружающей действительности, а, следовательно, и более полной социальной адаптации.

Таким образом, значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой  для интеллектуального развития 
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; 
- развивает наблюдательность; 
- готовит к реальной жизни; 
- позитивно влияет на эстетическое чувство; 
- является основой для развития воображения; 
- развивает внимание; 
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; 
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; 
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; 
- влияет на расширение словарного запаса ребенка; 
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Значение сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста"

Семинар предлагает вспомнить теоретические основы сенсорного воспитания. Предлагает познакомиться с интересными играми по сенсорному развитию. Предлагается практическая часть, где педагоги из бросовог...

Сенсорное воспитание в развитии детей раннего возраста. Найди предмет такой формы.

Цель:  - закрепить представление детей о круге и треугольнике.Задачи: - учить детей узнавать и называть эти геометрические        фигуры...

Сообщение на тему «Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а та...

Сообщение на тему «Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста»

В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идёт поиск неординарных методов, технологий работы с дошкольниками по математическому развитию.В центре внимания педагогов и психо...

Статья - Место и значение сенсорных процессов в развитии детей раннего возраста в ДОО

Именно ранний возраст наиболее благоприятен для получения и накопления представлений об окружающем мире, для совершенствования деятельности органов чувств. Упущения в формировании сенсорных представле...

Беседа для родителей «Значение сенсорных игр в развитии детей раннего возраста»

Беседа с родителями «Значение сенсорных игр в развитии детей раннего возраста»...

«Значение песочной терапии в развитии ребенка раннего возраста»

laquo;Значение песочной терапии в развитии ребенка раннего возраста»Песочная терапия для детей раннего возраста – это метод психотерапии, основанный на использовании песка в качестве осно...