Тема: «Смысл сказкотерапии, конкретные задачи и приёмы».
материал (младшая группа)

Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь.

Евгений Шварц

Сказкотерапия («лечение сказкой») – это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, формирование ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребёнка. Сказкотерапия родилась и развивалась на стыке психологии, педагогики, культурных традиций разных народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smysl_skazkoterapii.docx276.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Смысл сказкотерапии, конкретные задачи и приёмы».

Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь.

Евгений Шварц

Сказкотерапия («лечение сказкой») – это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, формирование ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребёнка. Сказкотерапия родилась и развивалась на стыке психологии, педагогики, культурных традиций разных народов.

Задачи и приёмы сказкотерапии в работе с младшей группой.

Сказкотерапия решает множество задач, связанных с развитием ребёнка:

  • раскрытие и активизация творческого потенциала;
  • развитие фантазии и образного мировосприятия;
  • знакомство с миром общечеловеческих ценностей, вековой народной мудростью, приобщение к бытовой культуре и опыту предков;
  • регуляция самооценки, нейтрализация психологических проблем (страхи, враждебность, гиперактивность);
  • формирование богатой, образной речи, совершенствование коммуникационной сферы ребёнка;
  • оттачивание правильного произношения, артикуляции, речевого дыхания, развитие пальчиковой моторики и пространственного мышления;
  • развитие умения выстраивать монолог, вести диалог с собеседником;
  • решение проблем социальной адаптации, воспитание безопасной модели поведения, культуры здорового образа жизни.

Разнообразны и приёмы сказкотерапии:

  • чтение или рассказывание;
  • пересказ по опорному плану;
  • обсуждение и словесный анализ;
  • рисование сказки;
  • артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, арт-терапия:
  • театрализация — роль исполняется самостоятельно или с помощью игрушек;
  • изотерапия: марания, техника каракуль, рисование листьями, песком и манкой, другими сыпучими материалами, монотипия (рисование с помощью уникального отпечатка);

Арттерапия

Одним из приёмов сказкотерапии является пальчиковый театр

  • дидактическая, ролевая, театрализованная, подвижная игра (куклотерапия, песочная терапия, инсценировки, психодинамические упражнения на релаксацию);
  • сочинение собственных сказочных сюжетов;
  • решение сказочных задач, выполнение творческих заданий (смена места, времени, событий, введение нового сказочного героя, перепутывание сюжетов);
  • эмоциональные и актёрские тренинги;
  • подготовка декораций, костюмов и масок к сказкам: рисование, аппликация, лепка и т. д.

Среди приёмов сказкотерапии очень популярны игры.

С детьми можно провести следующие дидактические игры по сказкам:

  • «Кто лишний?» — проверяет знание содержания сказки.
  • «Назови сказку по сказочному герою» — тренирует умение узнавать сказку по персонажам. Предлагаются картинки с изображениями козы, волка, лисы, дети называют сказки, в которых они встречаются, например, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. д.
  • «Кто герой сказки?» — учит отгадывать сказку по словам персонажей.
  • «Кто в каком домике живёт?» — закрепляет знания о домашних и лесных животных.
  • «Найди волшебный предмет» — дети подбирают герою волшебный атрибут в соответствии с сюжетом сказки, например, Буратино — золотой ключик, Фея — волшебная палочка.
  • «Расскажи сказку» — ребёнок раскладывает карточки-иллюстрации в правильном порядке и пересказывает сюжет своими словами.

Расскажи сказку

  •  «Русские народные сказки» — совершенствует внимание, память, речь; поощряет инициативность и самостоятельность в игре с символическими изображениями персонажей. Последовательность действий:
  • Педагог показывает малышам иллюстрацию к сказке, просит рассмотреть и сказать, как называется сказка, кто её главные герои, каковы их взаимоотношения.
  • Совместно с детьми воспитатель рассказывает сказку, обращает внимание на картинки, изображающие персонажей, затем предлагает детям самостоятельно разыграть сюжет в ролевом исполнении, использую карточки-модули и проговаривая слова героев.
  •  «Собери картинку» — формирует умение составлять целостную картинку из нескольких частей по образцу, развивает логическое мышление, внимание. Последовательность действий:
  1. Малыши самостоятельно или с помощью педагога собирают карточку-изображение какого-либо сказочного героя.
  2. Собрав образ героя на картинке, ребёнок называет его имя, вспоминает сказки, в которых он принимает участие.

  •  «Поможем Колобкам!» — пополняет словарный запас, развивает внимание и память. Последовательность действий:
  1. Отвечая на вопросы педагога, дети вспоминают сюжет сказки о Колобке.
  2. Воспитатель обращает внимание детей на карточки с Колобками и объясняет, что они необычные, потому что в них спрятаны предметы (картинки). Чтобы лиса не съела Колобков, нужно отгадать предмет и правильно его назвать.

Примеры дидактических игр по сказкам

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/06/kartochki-s-illyustraciyami-600x450.jpg

По иллюстрации детям нужно угадать название сказки.

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/06/gusi-lebedi-600x450.jpg

Детям нужно найти лишнего персонажа из сказки «Гуси-лебеди».

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/06/emelya-600x450.jpg

Ребята должны ответить, какой герой не из той сказки, что остальные.

Таблица: подвижные игры на тему сказок

Название игры

Правила

«Теремок»

Дети стоят в кругу — это теремок. Несколько детей надевают маски героев сказки: мышки, лягушки, зайца, волка, лисички и медведя.
Дети поднимают руки, сцепленные друг с другом, и говорят слова:
«Вот стоит теремок,
Он не низок, не высок.
Как войдёт в него зверёк,
Так захлопнется замок».
Во время проговаривания слов дети в масках зверей вбегают в круг и выбегают из него.
На слова воспитателя «ХЛОП» дети опускают сцепленные руки.
Кто попадётся, перестаёт быть «зверьком» и встаёт в теремок с остальными детьми.
Игра проводится, пока не останется самый ловкий

«Волк и козлята»

Выбирается волк, остальные дети — козлята.
Дети — козлята прыгают по площадке, приговаривая:
«Мы весёлые козлята,
Озорные все ребята,
Не боимся никого,
Кроме волка одного.
(подходят к волку)
Серый волк, не зевай,
Нас скорее догоняй».
На последние слова «волк» догоняет «козлят».
Кого поймал (осалил), тот приседает.
Игра останавливается, когда поймана большая часть ребят.
Затем выбирается новый «волк»

«Красная Шапочка»

Дети стоят в кругу со сцепленными руками. В центре ребёнок, у которого на голове красная шапочка, слегка прикрывающая глаза.
Дети идут вокруг Красной Шапочки и говорят:
«Маленькая девочка
Красненькая Шапочка
К бабушке с корзинкой шла
И ребяток здесь нашла.
Шапочку ты не снимай,
Кто позвал тебя, узнай?»
Ребёнок, на которого указывает воспитатель, зовёт: «Красная Шапочка!»
Она должна угадать, кто её позвал, назвать имя.
Угаданный ребёнок становится Красной Шапочкой

«Бармалей»

Выбирается ребёнок — Бармалей, ему одевается маска героя. Он подходит к детям со словами:
«Я добрейший Бармалей,
Очень я люблю детей.
Кто пойдёт со мной гулять:
Бегать, прыгать и скакать?»
Дети отходят от Бармалея, приговаривая:
«Не хотим с тобой идти,
Лучше нас ты догони!»
Дети убегают от Бармалея. Пойманных детей он уводит в свой «домик».
Затем игра продолжается с вновь выбранным ребёнком

«Муха-Цокотуха»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре — ребёнок в шапочке Мухи-Цокотухи.
Дети идут по кругу, проговаривая слова:
«Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо,
В гости мы к тебе идём,
Кого хочешь, приведём.
Может, пчёлок полосатых?
Или гусениц мохнатых?
Кровопийцев — комаров?
Или толстых червяков?»
Ребёнок в центре (Муха-Цокотуха) выбирает. Если ребёнок назвал пчёлок, то дети летят по кругу и жужжат; если гусениц — идут мелкими шагами; если комариков — летят, произнося «з-з-з»; если червяков — идут по кругу, попеременно наклоняя и поднимая туловище.
После каждого показа ведущий выбирает ребёнка, который, по его мнению, выполняет движения лучше всех и он становится ведущим

«Зайцы и лиса»

Дети в масках зайчиков стоят в кругу.
Ребёнок в маске лисы ходит за кругом и говорит:
«Ох, растаял домик мой,
Как же мне идти домой.
Надо к зайчику бежать,
Его домик отобрать».
Подходит к домику одного из «зайчиков», стучится:
«Тук-тук-тук…
Серый зайка, выбегай
И со мною поиграй».
«Зайка» и «лиса» бегут наперегонки за кругом: кто первый займёт домик. Кто проиграл — тот становится «лисой»

Таблица: пальчиковые игры для детей 3–4 лет

Произносимый текст

Методические указания

Жил-был зайчик –
Длинные ушки.
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик
И поехал греться
К ребятишкам в гости

Хлопают в ладоши. 3 пальца в кулак, указательный и средний — ушки.
Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Трут нос.
Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Гладят кобчик.
Крутят руль

У нашего
У Гришеньки
Под окошком
Вишенки.
У Семёна в саду клёны,
У Алёны дуб зелёный,
У Марины куст малины,
У Арины две рябины.
А у Вани
На плетень
Зелёненький
Вьётся хмель

Выставляют два кулака.
Ставят ладони на ребро.
Показывают две ладони.
Выставляют два кулака.
Левая рука: загибают пальцы, начиная с мизинца.
Правая рука: загибают пальцы, начиная с мизинца.
Показывают ладонь.
Выставляют кулак.
Ладонь. Кулак

Коленька хороший,
Коленька пригожий,
Пройди по дороженьке,
Топни, Коля, ноженькой

Поглаживают кисть левой руки.
Поглаживают кисть правой руки.
Указательный и средний пальцы рук шагают.
Выставляют кулак.
Ставят ладонь на ребро.
Показывают ладонь

Жили-были зайчики
На лесной опушке.
Жили-были зайчики
В беленькой избушке.
Мыли свои ушки,
Мыли свои лапочки,
Наряжались зайчики,
Надевали тапочки

3 пальца в кулак, указательный и средний — ушки.
Хлопают в ладоши.
Показывают уши.
Показывают домик.
Трут уши.
Моющие движения ладонями рук.
Движение ладоней сверху вниз по туловищу.
Показывают

Мои пальчики расскажут,
Что умеют — все покажут.
Их пять на каждой руке.
Все сделать смогут, всегда помогут.
Они на дудочке играют,
Мячик бросают,
Бельё стирают,
Пол подметают,
Щиплют, ласкают –
Пять и пять моих ловких пальчиков

Хлопают в ладоши с растопыренными пальцами.
Одноимённые пальцы обеих рук 4 раза соприкасаются друг с другом.
Показывают растопыренные пальцы.
Хлопают в ладоши.
Далее движения соответствуют тексту.
Показывают пальцы обеих рук

«Пирог»
Тесто ручками помну,
Пирог я сладкий испеку.
Серединку смажу джемом,
А верхушку сладким кремом,
И кокосовою крошкой
Я присыплю пирог немножко,
А потом чай заварю,
В гости друга приглашу

Ребёнок сжимает и разжимает пальчики.
Выполняет круговые движения ладошками.
Водит ладошками по плоскости стола.
Ребёнок имитирует «посыпание крошки» пальчиками обеих рук

«Алые цветки»
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают

Ребёнок соединяет ладони в форме тюльпана.
Медленно раскрывает пальцы.
Плавно покачивает кистями рук из стороны в сторону.
Ребёнок медленно закрывает ладошки, имитируя форму цветка.
Произвольно покачивает «головкой цветка»

«Шарик и подружки»
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки –
Весь перецарапали!
Лопнул шар, а две подружки
Посмотрели — нет игрушки,
Сели и заплакали…

Пальчики обеих рук ребёнок сжимает в «щепотку» и соприкасается только кончиками.
В таком положении он должен дуть на них, при этом пальчики должны принять форму шара.
Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение

«В гостях у гномиков»
Гномы гостей приглашали.
Гномы гостей угощали.
Каждому гостю досталось варенье.
Пальчики склеило то угощение,
Плотно прижалась ладошка к ладошке,
Гости не могу взять даже ложки!

Перед началом игры ребёнок сжимает кулачки на обеих руках.
Взрослый отгибает ребёнку пальцы по очереди.
Взрослый надавливает последовательно на подушечку каждого пальца ребёнка своим указательным пальцем.
Взрослый последовательно проводит указательным пальцем по каждому пальчику ребёнка от основания до самого кончика.
Ребёнок должен тесно прижать попарно друг к другу подушечки пальцев.
Ребёнок плотно соединяет ладошки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «СИСТЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»

Цели и задачи:Создание речевой среды и развитие связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.Обучение детей рассказыванию с использованием наглядности.Использование разнообразных методов и...

Доклад на тему: "Как мы интегрируем задачи образовательных областей "Познание", "Художественное творчество" и задачи коррекционной программы".

Процесс развития современного образования требует применения нетрадиционных форм. интегрированные занятия имеют нетрадиционнуую форму и структуру проведения. Они представляют собой проведение нескольк...

Комплексно-тематическое занятие по теме "Лес" с использованием методов и приёмов ТРИЗ в средней группе.

Материал для воспитателей. Конспект занятия по окружающему миру с использованием методов символической аналогии и морфологического анализа....

Тема: Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки.

Цель: Через метод наглядного моделирования помочь ребенку зрительно представлять абстрактные понятия и научиться работать с ними.Задачи:   *Содействие развитию у детей: начал исторического и...

Проект на тему: Заучивание стихотворений С.Я. Маршака приёмами мнемотехники с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

В силу того, что у детей с нарушениями речи снижены память, внимание, они не любят учить стихи, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности и ...

Интерактивная встреча с жителями микрорайона Клязьма-Старбеево на тему «Смысл в каждой строчке».

С помощью специалиста Будеску Ирины Валерьевны и ее помощников гости смогли совершить экскурс по страницам любимых произведений.Данный формат встречи имел положительный отклик среди гостей.Член Совета...

Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой

Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой...