самоанализ педагогической деятельности
консультация

Жерносек Юлия Владимировна

проанализирована работа по формированию правильного строя речи у детей через дидактические игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ педагогической деятельности

Тема: «Формирование грамматически правильной речи дошкольников через дидактические игры»

.

Новосибирск 2017

Я, Жерносек Юлия Владимировна, работаю воспитателем в МБОУ «Новолуговская СШ № 57», дошкольные группы «Карусель» села Новолуговое Новосибирского района с сентября 2015 года.

Я являюсь выпускницей Новосибирского педагогического колледжа №3 (2002 год), ФГБОУ ВО «НГПУ» (2008 год), ФГБОУ ВО «РАНХиГС» (2014 год).

Воспитание высокообразованных людей является необходимым фактором развития общества, а необходимым компонентом этого воспитания несомненно должно быть овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в развитии личности ребенка.

Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций. Правильность речи - соответствие установленным в литературной речи законам, правилам и нормам. Овладение грамматическим строем речи осуществляется на основе познавательного развития в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов деятельности, опосредованных словом, в общении со взрослым и детьми.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и семье. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Формирование грамматических навыков у дошкольников должно быть процессом управляемым. Это предусматривает активное влияние педагога на практический ход усвоения ребенком грамматических значений, методическое руководство: создание речевой среды, удовлетворяющей нормам литературного языка, подбор речевых ситуаций (во время проведения непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, но особенно в игре), в которых ребенок упражняется говорить правильно.

Освоение грамматически правильной речи дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Проблема освоения ребёнком грамматически правильной речи встала перед дошкольным воспитанием уже давно. В свое время еще А. Н. Гвоздев очертил круг тех неточностей и ошибок, которые свойственны детям: спряжение глаголов (чередование в основах и изменения места ударения в словоформах), ряд падежных форм, множественное число и родовая принадлежность существительных, предложное управление и другое.

Педагогические исследования М. С. Лаврик, Н. Ф. Виноградовой, Г. И. Николайчук позволили выявить общее и различное в сфере освоения детьми этих сторон грамматического строя и определить особенности формирования грамматического компонента языковой способности в разные периоды детства.

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме, я пришла к выводу, что одним из результативных методов формирования грамматически правильной речи дошкольников является игровой метод, а именно, использование дидактических игр и дидактических упражнений.

Дидактические игры – эффективное средство развития и закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Для изучения отношения родителей к данной проблеме я провела анкетирование: «О развитии речи вашего ребенка» (приложение 1). Результаты анкетирования показали, что многие родители (75%) о нормальном развитии речи ребенка судят по следующим критериям: отсутствие дефектов звукопроизношения, ошибок в согласовании слов, употреблении предлогов, использовании сложных предложений, умении общаться с окружающими. Среди опрошенных 22% родителей признали, что у ребенка имеются дефекты речи и лишь 1% семей обратились за помощью к логопеду. Большинство (87%) родителей готовы сотрудничать с педагогами детского сада и получать консультации специалистов по вопросам развития речи ребенка. На вопрос «Какие ещё вопросы по проблеме речевого развития ребенка вас интересуют?» родителями были даны следующие ответы: Как можно развивать речь ребенка дома? Что нужно иметь в домашних условиях для развития речи ребенка? и другие.

Диагностика помогла конкретизировать содержание работы, целью которой стало формирование грамматически правильной речи дошкольников в дидактических играх и упражнениях.

Цель была конкретизирована в задачах:

  • повышать речевую активность детей через формирование развивающей среды;
  • развивать грамматически правильную речь посредством игровых обучающих ситуаций;
  • воспитывать культуру общения.

        Для решения поставленных задач я выделила следующие направления в своей деятельности: взаимодействие с детьми, сотрудничество со специалистами ДОУ, взаимодействие с семьями воспитанников.

        В течение первого года моей работы в средней группе были созданы следующие условия для реализации поставленной цели:

  1. в речевом уголке имеются пособия на развитие дыхания; шнуровки; картинки с изображением явлений природы, предметами домашнего обихода, основными частями предметов, изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет), с изображением размера, цвета, качества предметов (красный и т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький и т.д.), с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит и т.д.), с изображением предметов во множественном числе (один стол - много столов, одна кукла - много кукол), для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш);
  2. книжный уголок в группе расположен в хорошо освещенном месте вне зоны занятий, сюжетно-ролевых игр. В книжном уголке имеется детская литература: русские народные сказки, произведения детских писателей, стихи, потешки, поговорки, чистоговорки. Все книги имеют красочное оформление, крупные и понятные иллюстрации. Есть книжки-раскладушки, которые очень часто используются для театрализации самими детьми. Самостоятельно оформляла выставку, посвященную русским народным сказкам. Совместно с детьми и родителями оформляли выставку «Моя любимая книга».
  3. оборудование для театрализованной деятельности включает в себя: мини-ширму, маски для драматизации, разные виды театров: пальчиковый, теневой, театр игрушки, деревянный театр, куклы бибабо. Самостоятельно сделали фланелеграф, и к концу года совместно с родителями оформили на нем выставку героев из русских народных сказок. Ребята с большим удовольствием разыгрывают сценки из сказок, обыгрывают потешки, стихи. Оживление сказочных героев, звукоподражание, диалоги помогают закреплять правильное звукопроизношение, активизировать коммуникативные навыки, развивать речь;
  4. в уголке настольных игр дидактическим играм отведена отдельная полка. Для работы с детьми я использую серии дидактических игр «Учись играя», «Я открываю мир», «Занимательное обучение».

В средней группе я создала:

  • картотеку пальчиковой гимнастики;
  • картотеку словесных дидактических игр;
  • подборку карточек для составления детьми описательных и сюжетных рассказов по картинкам.

В старшей группе в речевой уголок добавила картинки с изображением современных профессий, с основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса), с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер), с изображением животных во множественном числе, с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао). А также пополнила набор дидактических игр: «Мир вокруг нас», «Как устроен человек», «Логическая азбука», «Найди слово», «Золотая коллекция логических игр». В картотеку словесных дидактических игр добавила игры для детей старшего дошкольного возраста, создала картотеку упражнений артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, картотеку считалок, мирилок, дразнилок (приложение 2).

Дидактические игры по речевому развитию дошкольников способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка.

Я использую в своей работе именно дидактические игры, так как они способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

Дидактические игры провожу как с игрушками, предметами, картинками, так и без наглядного материала - в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

При проведении дидактических игр опираюсь на следующие принципы:

  • активность - основной принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление физических и интеллектуальных сил ребенка, начиная с подготовки к игре, в самом ее процессе, а также в ходе обсуждения полученных результатов;
  • доступность игры, т.е. любая применяемая мной дидактическая игра проста и понятна;
  • принцип наглядности выражает наличие необходимого для дидактической игры наглядного обеспечения (таблицы, схемы, карточки, разные предметы и т. д.).

Для плодотворной работы с детьми мной составлена картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи детей в средней и старшей группах (приложение 3).

Работу по формированию грамматически правильной речи провожу поэтапно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

I этап работы - средняя группа

Начала работу по грамматическому строю речи с наиболее простых упражнений, через игры с игрушками обучала детей способам образования слов, обозначающих детенышей животных (утка-утенок, курица-цыпленок, лошадь-жеребенок). Для закрепления образования слов, обозначающих животных и их детёнышей в совместной деятельности с детьми проводила игры с мячом «Животные и их детёныши» и др., а также дидактические игры: «Потерялись?», «Наш теремок».

Читала рассказы о том, как заботятся животные о малышах, после прочтения задавала вопросы по содержанию текста: (например, рассказ В. Бианки «Купание медвежат», вопросы: О ком говорится в этом рассказе? Сколько было медведей? Зачем медведи пришли к реке? Кто купал медвежат? Расскажи, как медведь-пескун купал медвежат), что обеспечивает осознанное усвоение ребенком речевых умений и навыков.

Через демонстрацию картинок учила употреблять существительные во множественном числе (стол - столы, стул - стулья, книга - книги). Для закрепления умения употреблять существительные во множественном числе проводила с детьми дидактические игры «Один - много», «Правильно назови детенышей животных», «Сколько?».

С использованием предметных картинок учила составлять описательный рассказ: что (кто) изображено на картинке? Где находится объект? Что он делает? Какого он цвета, размера и т.д.

Формировала умение образовывать формы родительного падежа, множественного числа имен существительных (заяц - зайцев, стол - столов, книга - книг). Для закрепления использовала дидактические игры «Есть и нет», «Кого не стало?», «Чего не хватает Мишке, чтобы пойти на прогулку?», «Накормите животное».

В процессе отгадывания загадок и при проведении дидактической игры «Угадай, о ком я говорю», учила образовывать существительные единственного числа в предложном падеже (о ком эта загадка? - о белке, о зайце).

II этап работы - старшая группа

На втором этапе работы задания усложняются:

Расширяю словарный запас детей с помощью подбора прилагательных к существительным: Медведь какой? бурый, косолапый, большой, неуклюжий; и учу образовывать прилагательные от существительных: медведь - медвежий, лиса - лисий, волк - волчий и т.д. Для закрепления данных умений проводятся дидактические игры: «Чей это дом?», «Расскажи, какой предмет?».

Также продолжаем рассматривать предметные картинки с целью их описания с помощью прилагательных.

Дидактические игры «Что из чего сделано?», «Какой получился сок?», «Вкусное варенье» и др. помогают ребятам образовывать относительные прилагательные от существительных.

Образование притяжательных прилагательных осуществляем через игру с перебрасыванием мяча «Чей дом?», а также через проведение дидактических игр на прогулке «Какой лист?», «Чья тень».

Раз в две недели в группе организую кружковую деятельность «Радуга красок» (нетрадиционные способы рисования), что способствует развитию не только мелкой моторики, но и воображения и творческого мышления детей. Мной составлен перспективный план работы кружка в средней и старшей группе. Раз в квартал оформляем большую выставку работ в холле детского сада (приложение 4).

Результативности работы с детьми по формированию грамматически правильной речи способствует взаимодействие с узкими специалистами детского сада: музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, учителем-логопедом.

Так, совместно с музыкальным руководителем разучивали роли, стихотворения, песни к утренникам, праздникам и развлечениям. В нашей группе проводились следующие совместные развлечения: «Путешествие в зимний лес», «Игры в стране здоровых привычек», «Берегите воду нашей планеты», «Зов Джунглей», праздники: «Визит Феи осеннего леса», «Не страшны преграды, если мама рядом», «Забавы Зимушки-зимы», а также театр - спектакль «Дорожный переполох».

Работа по сотрудничеству с учителем-логопедом заключается в посещении мной логопедических мастер-классов, где я могу почерпнуть для себя что-то новое и интересное. Так, в работе с детьми по формированию грамматически правильной речи применяю комплексы, включающие массаж артикуляционного аппарата, самомассаж пальцев рук, которые разработаны учителем-логопедом.

Я повышаю свой профессиональный уровень путем самообразования, посещения открытых мероприятий своих коллег, посещения курсов повышения квалификации.

Значительную помощь в работе оказывают родители:

  • в создании предметно-развивающей среды в группе;
  • облагораживание участка и огорода нашей группы;
  • обеспечение пособиями, материалом для проведения дидактических игр с детьми;
  • активно участвуют в конкурсах-выставках, проектной деятельности.

Для повышения компетентности родителей в родительском уголке группы оформлен стенд «Консультации для родителей», где размещаю материалы по данной теме: «Учите детей общаться», «Научите ребёнка красиво говорить», «Если ребенок говорит неправильно», «Говорим дома» (приложение 5). Также в моей группе работает «Почтовый ящик», куда родители помещают интересующие их вопросы, если вопрос задается несколькими родителями, то я готовлю ответ в виде папки-раскладушки или в другой наглядной форме, провожу индивидуальные беседы, консультации, совместные праздники и развлечения.

Таким образом, проведенная мной работа показала положительные результаты по формированию грамматически правильной речи (приложение 6). Диагностика речевого развития детей (по методике Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и Н. А. Васильевой) показала, что у большинства детей уровень грамматически правильной речи повысился, дети стали лучше согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа; форм множественного числа имен существительных в родительном падеже.

Вместе с детьми активно участвовала в различных конкурсах:

  • на базе ДОУ: «Осенний вернисаж», «Вот какая ёлочка выросла у нас!», «Ай, да варежка!», «Малые Олимпийские игры»
  • участвовали в театральном фестивале «Сказочная карусель»
  • VII городской конкурс социальной экологической рекламы «Мы за чистый город!»

во Всероссийском сетевом конкурсе педагогов дошкольных образовательных учреждений «Вернисаж идей-2013»

  • организовала участие воспитанников во всероссийском конкурсе «Весёлый светофор».

В перспективе на будущее планирую расширить формы работы с родителями, включать их в проведение развлечений, пополнять картотеку дидактических игр, реализовать проект «Домашний речевой уголок».



Предварительный просмотр:

Анкета

«О развитии речи вашего ребёнка»

Уважаемые родители!

Для подготовки и проведения родительского собрания на тему «Речевое развитие ребёнка» нам необходимо знать ваше мнение по этой проблеме. Просим вас ответить на предлагаемые вопросы. Будем благодарны, если вы поделитесь своим опытом развития речи ребёнка.

  1. Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребёнка?        
  2. По каким критериям можно судить о нормальном развитии речи ребёнка (отметьте подходящие варианты)?
  1. Отсутствие дефектов звукопроизношения.
  2. Отсутствие ошибок в согласовании слов, употреблении предлогов.
  3. Высокий уровень развития связной речи: умение пересказывать тексты, использовать сложные предложения.
  4. Умение читать.
  5. Ваш вариант ответа_______________________________________________
  1. Есть ли у членов вашей семьи дефекты

звукопроизношения?___________________________________________________

  1. Есть ли у вашего ребёнка дефекты

звукопроизношения?___________________________________________________

  1. Обращались ли вы за помощью к логопеду?        
  2. Как вы считаете, может ли детский сад оказать положительное воздействие на развитие речи ребёнка?_______________________________________________
  3. Готовы ли вы сотрудничать с педагогами детского сада по вопросам развития речи ребёнка?__________________________________________________
  4. Консультацию какого специалиста вы хотели бы получить: логопеда, воспитателя, преподавателя грамоты, учителя начальных классов?
  5. Какие ещё вопросы по проблеме речевого развития ребёнка вас интересуют?__________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Учите детей общаться»

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обращаться к другому человеку, порой даже стеснятся ответить соответствующими образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут держать и развивать установившийся контакт, не умеют согласовать свои действия с партнерами по общению или выражать им свою симпатию, сопереживание, потому что часто конфликтуют с ними, замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимое составляющее самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности - важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Общение - это процесс, который осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств. Невербальные средства - это целая система не словесных сигналов, внешне телесных движений: по мимике, жестам, интонации голоса, осанке, позе, походке человека, по размаху, силе, скорости его движения, по напряжению (или расслаблению) мускулатуры. Однако чаще всего люди пользуются ими непроизвольно и несознательно. Невербальными средствами общения человек начинает пользоваться с первых дней своей жизни.

Первым кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном общении, становятся близкие взрослые, прежде всего мать. Она разговаривает с малышом, используя разные интонации голоса, растягивая звуки. Мать улыбается, протягивая к нему на встречу руки, призывает сделать несколько шагов на неокрепших ножках, обнимает, целует, поглаживает. Она играет с ним в ладушки. Ребенок воспринимает эти невербальные послания любви или заботы реагирующего на него, так или иначе. Одни его действия одобряются или поощряются взрослыми, другие - нет: сразу же уменьшается распевная интонация, голос более строгий, угасает улыбка, взрослый укоряюще покачивает головой. Так ребенок получает первый опыт эмоционального общения и первые наглядные действия, представляя о том, как можно и как нельзя вести себя с окружающими. Этот процесс научения, передача культурного опыта происходит неосознанно не только для ребенка, а чаще всего и для взрослого, который просто реализует свою потребность в общении с малышом, получая от этого радость.

Ребенок, общаясь с матерью и отцом, бабушкой и дедушкой, старшими детьми, если они есть в семье, присваивает именно те мимические выражения, жесты, позы, манеру держать себя, первое наиболее часто употребляется и допускаются в данной «ячейке общества».

Хорошо если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. Ребенок растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным. И даже если такой ребенок попадает в конфликтную ситуацию, то он легче справляется с ними собственными негативными переживаниями. Вот такому достаточно благополучному ребенку практически не требуется специальное обучение, хотя и для него оно может быть увлекательным, приносящее новое впечатление, а значит и новый опыт.

К сожалению, бывает (и довольно часто), что в семье принят агрессивный неискренний или эмоционально сухой стиль общения. С малышом разговаривают резким голосом, одергивают, отталкивают от себя, высмеивают его оплошности и общаются с ним мало, внешне безразлично, и тому подобное. Тогда и ребенок будет вести себя соответственно: настороженно, агрессивно, или заискивающе, пытаясь схитрить, или замкнуто, не умея наладить контакт с окружающими и тому подобное. Пока дошкольник воспитывается только в условиях семьи, ограниченность его способов общения может выглядеть не очень проблематично. Трудности со всей очевидностью обнаружиться, когда ребенок начнет посещать детский сад. Здесь необходимо взаимодействовать со сверстниками, и они чаще всего не спешат на помощь, а наоборот, действуют исходя из собственных интересов.

Детям с подобными проблемами как раз и требуется специальное обучение общению. В нем используются интересные для дошкольников игровые упражнения, первые в детском саду может проводить воспитатель. Хорошо, если такая работа будет поддерживаться родителями: при желании мамам и папам не трудно освоить эти упражнения и играть вместе с детьми дома.


«Научите ребенка красиво говорить»

Речь - основа человеческого разума. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают опыт, согласовывают действия. Она регулируют наше поведение, формирует личность, характер, убеждения. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка. Поэтому нужно и можно помочь ребенку научиться правильно и красиво говорить.

Во-первых, ребенок должен родиться с нормально развитым речевым аппаратом (мозг, носоглотка, легкие, язык, губы, щеки, зубы, мягкое нёбо и нижняя челюсть).

Зависит ли это от родителей? Безусловно, зависит. Ведь в начале беременности закладываются центральная нервная система и основные жизненно важные органы ребенка. Родителям надо только вести правильный образ жизни, излечить свои болезни и следить за течением беременности матери, которая должна правильно питаться, отказаться от курения, спиртных напитков, остерегаться заболеваний и травм.

Но вот ребенок благополучно родился. Теперь ему необходим хороший уход. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, слышать их. Слыша слова, малыш начинает и сам произносить их. Однако, даже при незначительном снижении слуха, он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому надо оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий, а при заболеваниях органов слуха -своевременно лечить.

Следует беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать носом, предупреждать хронический насморк. Оберегайте детей от травм, инфекций и хронических заболеваний.

Все это были предпосылки физического здоровья. Но нельзя забывать и об умственном здоровье, ведь интеллектуальное и речевое богатство ребенка зависит от того, как вы общаетесь с ним. Старайтесь больше разговаривать с ребенком, независимо от того, что вы делаете: кормите, пеленаете, одеваете, укладываете спать или играете во время бодрствования. Повторяйте с малышом звуки, которые у него появились самостоятельно (гуление, а затем лепет). Называйте предметы, действия во время игры, вводите в мир звучащих игрушек.

В разговоре с малышом следите за своим произношением, говорите с ним неторопливо, четко произнося все звуки и слова. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, с которыми малыш часто общается. Вывод - вовремя надо исправлять звуки окружающих. Ребенку нужен совершенно правильный образец речи для подражания. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употребляя усеченные слова или звукоподражание (Где бибика? Ляля хочет бай-бай), сюсюкать.

Не рекомендуется заставлять малыша повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихи, читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста. Это может привести к заиканию или искажению звуков.

Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда они ему ещё не доступны. Неправильное произношение некоторых звуков на определенных возрастных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи. Допускается неправильное произношение звуков Р, JI до пяти-шести лет, звуков Ш, Ж, Ч, Щ, Ц - до четырех-пяти лет, звуков С, 3 - до трех-четырех лет. При нарушении этих сроков следует обратиться к специалисту -логопеду.

Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном. Не надо повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать правильный образец (Ты умеешь говорить Р. Скажи слово так, чтобы ясно было слышно Р: хорррошая). Чтобы закрепить это слово, можно предложить малышу обыграть его.

Занимайтесь с ребенком дома, читайте ему книги, рассматривайте иллюстрации, предлагая пересказать содержание сказки (рассказа). Если ребенок ошибся, не следует перебивать его, надо предоставить ребенку возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Нельзя уклоняться от вопросов ребенка, хотя порою на них трудно ответить сразу. В таких случаях можно пообещать дать ответ попозже (когда он поспит). Взрослый за это время сможет подготовиться. Тогда малыш не только получит правильную информацию, но и увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника. С особым удовольствием дети слушают наши рассказы. Ведь нам тоже читали и рассказывали в детстве. А потом мы сами читали ... Вечные книги связывают поколения, а в общении с ребенком создают радостную атмосферу родного дома – самого лучшего места на земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности

Анализ педагогической деятельности....

Самоанализ педагогической деятельности: «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Задачи:uприобщение детей к театральному искусству;uобогащение и активизация словаря детей;uстимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, и...

Самоанализ педагогической деятельности

Современные изменения российского образования определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующих от воспитателя  способно...

Самоанализ педагогической деятельности.

Цель моей педагогической деятельности: создание  благоприятных условий  для всестороннего развития личности дошкольника средствами художественно-эстетического воспитания.Задачи:Сохраня...

Самоанализ педагогической деятельности

Анализ моей педагогической деятельности (2010 г.)...