Статья "Эмоциональный интеллект"
статья

Эмоциональный интеллект у детей и способы его развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Эмоциональный интеллект"23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональный интеллект и его развитие у детей дошкольного возраста

Эмоции – непременная составляющая человеческой жизни. С помощью эмоций люди выражают свое состояние и отношение к происходящему, к окружающим. В свою очередь, пытаются понять чувства других людей. 

Умение распознавать эмоции и управлять ими – это одна из составляющих успешности как в жизни так и на работе. Психологи пришли к выводу, что уровень развития эмоционального интеллекта напрямую влияет на самооценку малыша. Те дети, которые научились распознавать свои и чужие эмоции и понимают их причину, обычно уверенны в себе, более устойчивы к стрессам, легче адаптируются к новым условиям. В то же время малыши с недостаточно развитым эмоциональным интеллектом склонны к тревожности – любая неудача может восприниматься ими как личная трагедия.

Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Эмоциональный интеллект (англ. – emotional intelligence) – это вид интеллекта, отвечающий за распознавание человеком собственных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление ими. Первая работа, посвященная его изучению, появилась в 1990 году. Ее авторы – Питер Сэловей и Джон Майер – выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта:

  1. Восприятие эмоций – способность человека распознавать собственные эмоции и эмоции другого человека (по мимике, жестам, позе, поведению, голосу).
  2. Понимание эмоций – умение определять причины появления той или иной эмоции у себя и других, устанавливать связь между эмоциями и мыслями.
  3. Управление эмоциями – умение подавлять эмоции, пробуждать и направлять свои и чужие чувства для достижения целей.
  4. Использование эмоций для стимуляции мышления – пробуждение в себе креативности, активизация работы мозга с помощью собственных эмоций.

Иными словами, теория развития эмоционального интеллекта состоит в прохождении пути от понимания эмоций к управлению ими.

Чтобы у ребенка не было больших проблем с социализацией, оценкой окружающей действительности, его необходимо учить узнавать, проявлять эмоции (желательно положительные). В развитии эмоционального интеллекта у детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя его переживания. В первую очередь речь идет о развитии эмпатии, осознанного противостояния злу и проявлению радости за другого. Ребенку важно научиться понимать то, что хочет сам (целеустремленность), и искать пути, как этого добиться (мотивация). Таким образом, ему будет проще строить отношения в будущем.

 Низкий уровень эмоционального интеллекта повышает риск возникновения психосоматических заболеваний. Если у ребенка возникают трудности в выражении и проживании своих отрицательных эмоций, и под влиянием воспитания загоняет их внутрь, нервная система дает свой «ответ».

Исследователи установили, что приблизительно 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% – умственные способности. Неразвитый эмоциональный интеллект может уменьшить социализацию: карьерные перспективы, разрушить близкие отношения и привести к разного рода зависимостям. Ведь эмоциональный интеллект – это еще и то, как человек может справиться со стрессами и сложностями.

Основополагающая роль в развитии «эи» у ребенка отдается семье. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка. И именно в семье ребёнок начинает знакомиться с названиями эмоций, учится определять их у себя и других людей, узнает способы преодоления гнева и агрессии. Для развития эмоционального интеллекта ребенку, прежде всего, необходимо полноценное общение с близкими, будь то мама, папа, бабушка или дедушка. Именно здесь зачастую возникает непреодолимый барьер, особенно если ребенок «сложный». Смирившись с особенностями ребенка, родители зачастую опускают руки, теряют эмоциональность в общении.  В такой ситуации малыш с раннего детства живет в условиях эмоциональной скупости. Родителям очень важно преодолеть в себе запрет на выражение чувств и учиться вместе с ребенком ими управлять.

Целевой ориентир развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста определяется следующими характеристиками: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

В развитии эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ приоритетными задачами являются:
- создание атмосферы эмоциональной безопасности
- переживание совместных эмоциональных состояний (радость, удивление);
- развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого;
- формировать позитивный образ своего «я»;
- содействовать оптимизации детско-родительских отношений.

Особенностями развития детей с ОВЗ является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации. Таким детям свойственен повышенный уровень тревожности, зависимость от окружающих, обидчивость и ранимость, страхи.

Проблема развития эмоционального интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья является очень актуальной. Чтобы ребенок чувствовал себя равным в общении с другими, уверенным, инициативным необходимо подготовить детей не только в интеллектуальном плане, но в эмоциональном.

Главное для ребёнка – полноценное проживание всего спектра чувств. Но в этом их не всегда поддерживают родители. Вспомните, как часто Вы слышали от своих мам и пап, а, может, и сами нередко говорили своему ребёнку: «не плачь!», «расстроился из-за ерунды», «забудь», «не ной». Это не что иное, как подавление эмоций ребёнка, их обесценивание, которое не только не способствует развитию эмоционального интеллекта, но и заставляет ребёнка стыдиться себя и собственных чувств.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации. Ставятся новые для практики дошкольного образования задачи развития у детей социального и эмоционального интеллекта.

Модель сопровождения социально-эмоционального развития детей должна формировать условия для продуктивной развивающей работы с детьми, содействовать преодолению неблагоприятных вариантов детского развития в разнообразных видах деятельности.

Цель: создание комфортно-психологических условий для полноценного развития личности ребёнка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Задачи:

- сформировать общее развивающее поле вокруг ребёнка, обеспечивающее согласованность воздействия взрослых;

- повысить психологическую компетентность родителей в межличностном общении с детьми, воспитателями, администрацией.

- повысить психологическую компетентность воспитателей в межличностном общении с детьми, родителями, администрацией; обеспечить психопрофилактику эмоционального выгорания педагогов;

- определить индивидуальные образовательные потребности детей;

- предотвратить и преодолеть трудности развития дошкольников, связанные с кризисом 3 лет;

- способствовать преодолению внутренних конфликтов развития и нормализации социальной среды на данном этапе развития;

- предотвратить и преодолеть трудности развития дошкольников, связанные со слабым развитием моторики, и затруднениями при самообслуживании.

 Таким образом, возникает потребность в новом подходе к моделированию воспитательной среды и взаимодействия всех участников образовательного процесса, ориентированном на социально-эмоциональное благополучие ребенка, что является системообразующим фактором целостной воспитательной среды.

Для развития эмоционального интеллекта можно использовать различные способы:
1. сюжетно-ролевая игра (в игре ребенок расслабляется, проявляет все чувства, которые он испытывает. Во время игры никто не давит на ребенка. В это время ребенок демонстрирует свои истинное «я»);
2. трудовая деятельность (достижение положительного результата, радость за совершенный с другими детьми труд. Общий успех, чувство удовлетворения от совместной работы);
3. произведения художественной литературы (объективная оценка всех героев, сравнения себя с положительным героем, активное сопереживание ему);
4. творческая деятельность (развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного; перенос понятия «красота» на поведение детей).
Самое доступное средство развития эмоционального интеллекта с самого рождения ребенка — это совместное чтение книг. Через проживание сказочных ситуаций, через обсуждение рассказов, через объяснение поведения того или иного персонажа, дети знакомятся с разными ситуациями и чувствами героев.

В младшем дошкольном возрасте лучше всего ребенок усваивает информацию посредством игры. Именно так можно смоделировать «мир взрослых» и перенести в него некоторые жизненные ситуации, а потом сделать это наоборот. Кстати, использование в играх заменителей реальных предметов активно помогает развитию абстрактного мышления и воображения. Эту особенность развития психики ребенка очень важно взять на заметку тем родителям, которые любят скупать все современные игрушки. Запомните, для развития знаково-символической функции и воображения лучше дать малышу, например, деревянный брусочек для игры в «мобильник», чем настоящий телефон.

Подводя итог, важно отметить, что только искреннее и внимательное отношение к чувствам и эмоциям ребенка, участие во всех сферах его жизни поможет привести к формированию полноценной и счастливой личности в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллекта у детей с задержкой психического развития в процессе индивидуальных занятий

Развитие интеллекта у детей с задержкой психического развития в процессе индивидуальных занятий(Из опыта работы) Актуальность. В данное время внимание многих специалистов из областей педагогики, ...

Эмоциональный интеллект. Компетенции эмоционального интеллекта

В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ)...

Консультация для педагогов: "Что такое интеллект-карты? Создание: как составить интеллект-карту?"

Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Данный материал ...

Консультация для педагогов "Что такое интеллект? Развитие интеллекта для дошкольников"

В данной консультации описываются качества интеллекта, их уровни, раскрывается значение развития интеллекта в дошкольном возрасте....

Развивающий потенциал логических игр в дошкольном возрасте Интеллект (от лат. — разумение, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Так определяет понятие «интеллект» психологический словарь. В свою очер

Развивающий потенциал логических игр в дошкольном возрастеИнтеллект (от лат. — разумение, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. ...

Статья "Интеллект, определение интеллекта, интеллектуальная одарённость".

Статья «Интеллект, определение интеллекта, интеллектуальная одарённость».Некоторые понятия в психологии привлекают более пристальное внимание и вызывают много споров. К таковым, например, ...

Семинар: Интеллект- карта как средство развития интеллекта и памяти детей дошкольного возраста

Правила создания Интеллект - карты.OДля создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.OОсновная идея, проблема или слово располагается в центре.OДля изображения центральной идеи ...