Статья на тему "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ПЕДАГОГОВ С РАЗЛИЧНЫМИ СТИЛЯМИ ВОСПИТАНИЯ"
статья

Успешное решение сложных социально-экономических проблем, стоящих перед обществом на современном этапе связано с воспитанием молодого поколения, с состоянием такого социального института как семья. Главенствующую роль в воспитании детей занимает семья. Это утверждение справедливо потому, что в ней ребёнок находится с момента своего рождения и на протяжении значительной части своей жизни. Ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей по длительности своего воздействия на личность ребенка.

Социально-психологическая ситуация, сложившаяся в современном российском обществе, характеризуется своеобразным кризисом семьи. Это проявляется, с одной стороны, в структурной неустойчивости семьи, росте неполных семей в связи с ярко выраженной динамикой разводов, и с другой стороны, с утратой теплых, доверительных отношений между родителями и детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_i.barabanova._otpravit.docx47.23 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ПЕДАГОГОВ С РАЗЛИЧНЫМИ СТИЛЯМИ ВОСПИТАНИЯ

Успешное решение сложных социально-экономических проблем, стоящих перед обществом на современном этапе связано с воспитанием молодого поколения, с состоянием такого социального института как семья. Главенствующую роль в воспитании детей занимает семья. Это утверждение справедливо потому, что в ней ребёнок находится с момента своего рождения и на протяжении значительной части своей жизни. Ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей по длительности своего воздействия на личность ребенка.

Социально-психологическая ситуация, сложившаяся в современном российском обществе, характеризуется своеобразным кризисом семьи. Это проявляется, с одной стороны, в структурной неустойчивости семьи, росте неполных семей в связи с ярко выраженной динамикой разводов, и с другой стороны, с утратой теплых, доверительных отношений между родителями и детьми.

По мнению ряда ученых (Бодалева В.В., Варги А.Я,, Спиваковской А.С, Столина В.В. и др.) деструктивные родительско-детские отношения сопровождаются возникновением различных отклонений в личностном и социальном развитии ребенка.

В настоящее время большое количество психологических и педагогических систем, концепций и программ не позволяют сделать воспитательную деятельность родителей универсальной. Каждый родитель при выборе собственного стиля воспитания руководствуется различными факторами: интуицией, любовью к ребенку, обыденным опытом, гораздо реже - научным знанием. Большинство родителей на сегодняшний день не обладают психолого-педагогической компетентностью. Однако родители-педагоги, в силу своего образования и профессии, владеют научным психолого-педагогическим знанием и имеют педагогический опыт. Полученные профессиональные знания и опыт учителей не может не влиять на их родительскую практику.

Несмотря на это, в своих исследованиях Михно О.С., отмечает, что интенсификация профессионально-педагогической деятельности обусловливает особенно неблагоприятную эмоциональную ситуацию во многих семьях педагогов, что требует принципиально новых подходов к решению данной проблемы. Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. Все это способствует зарождению неудовлетворенности родителей своим статусно-ролевым положением, неуверенности в будущем своих детей, в связи с переосмыслением базовых ценностей, а это достаточно сильно отражается как на развитии личности ребенка, так и на его психологическом благополучии (Михно О.С.) [2,13].

Педагоги как представители группы социономических профессий, которые предполагают постоянную работу с людьми, характеризуются высоким уровнем невротизации (Маркова А.К., Митина Л.М., Реан А.А.).  Большинство из существующих принципов современного традиционного образования, таких как субординация, педагогический монолог, контроль, которые выражают господство и доминирование мира взрослых над миром детства, что далеко не всегда способствует формированию здоровой самооценки ребенка, необходимой для счастливой жизни и достижения успеха в деятельности [3,48].

Актуальность темы исследования: особенности профессиональной деятельности родителей оказывают значительное влияние на микроклимат внутри семьи. Несмотря на то, что большинством исследователей стиль семейного воспитания и тип родительского отношения к детям признаются ведущими параметрами, определяющими качество детско-родительских отношений, в современной психологической науке не достаточно глубоко рассмотрены взаимосвязи детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания, обусловленных особенностями профессиональной деятельности родителя.

Цель исследования: изучение взаимосвязи детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания, обусловленных особенностями профессиональной деятельности родителя.

В соответствии с целью перед нами были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить аспекты исследования семьи и детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии.
  2. Выявить доминирующие стили детско-родительских отношений и типы родительского отношения к детям в семьях педагогов.
  3. Провести экспериментальное исследование, в рамках которого проанализировать детско-родительские отношения в семьях педагогов с различным стилем воспитания.
  4. Разработать программу для проведения диагностического исследования по выявленной проблеме.

Объект исследования: детско-родительские отношения в семьях педагогов.

Предмет исследования: взаимосвязь типов детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания в семьях педагогов.

Гипотеза исследования заключается в следующем: типы детско-родительских отношений и стили семейного воспитания в семьях педагогов детерминированы особенностями их профессиональной деятельности.

Теоретико-методологическая база. Определяющими при проведении данного исследования были положения А.Я. Варга, В.В Столина, В.Н. Миниярова, В. Сатир, Д.Б. Эльконина, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса и ряда других ученых, об особенностях развития детско-родительских отношений и их взаимосвязи с различными стилями воспитания.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

- теоретические: анализ и обобщение научной литературы отечественных и зарубежных авторов по теме исследования;

- эмпирические: экспериментальный метод диагностики детей и детско-родительских отношений, включающий комплекс психодиагностических тестов;

- методы обработки данных.

Методики исследования. В рамках данного исследования нами были использованы такие методики, как:

1. «Диагностика эмоциональных отношений в семье» - авторы Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой). При работе с тестом были использованы методические рекомендации, составленные А. Г. Лидерсом и И. В. Анисимовой.

Цель данной методики - изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей, определение позиции ребенка в семье. Методика позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе.

2. Опросник родительского отношения (ОРО), разработанный А. Я. Варгой и В. В. Столиным, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Опросник состоит из 5 шкал, отражающих различное отношение к ребенку. Приведем краткую характеристику шкал опросника и соответственно типов родительского отношения:

1) «Принятие-отвержение» - в рамках данного отношения выражено эмоциональное отношение к ребенку. Если выражено принятие, то, следовательно, ребенок нравится родителю таким, какой он есть, уважается индивидуальность ребенка. Отвергая ребенка, родитель, следовательно, не может принять его во всех его проявлениях, может не доверять ребенку, испытывать к нему разные негативные чувства - чувства раздражения, злости, досады, обиды, не уважать его личность.

2) «Кооперация» - данным типом отношений отражены особенности построения взаимоотношений родителя с ребенком. Стремясь к кооперации, родитель проявляет заинтересованность в делах и планах ребенка, стремится быть с ним на равных, поощрять инициативу и самостоятельность ребенка, доверять ему.

3) «Симбиоз» - родителю свойственно ощущать себя с ребенком единым целым, он пытается удовлетворить все потребности ребенка, и оградить от жизненных трудностей. Он постоянно тревожится за ребенка, воспринимая его маленьким и беззащитным.

4) «Авторитарная гиперсоциализация» - при данном типе отношений родитель требует от ребенка безоговорочного послушания, соблюдения дисциплины. Родитель не в состоянии принять точку зрения ребенка. В рамках такого типа отношений родитель может постоянно следить за социальными достижениями ребенка, его мыслями и чувствами.

5) «Маленький неудачник». В рамках такого типа отношения родители зачастую считают своего ребенка маленьким неудачником, они словно стремятся инфантилизировать ребенка, пытаются приписать ему личностную и социальную несостоятельность. Ребенок для них зачастую представляется неуспешным и открытым для дурного влияния. И, по данной причине, родители пытаются осуществлять контроль над всеми действиями ребенка.

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Нижневартовска МБОУ СОШ № 13.

В исследовании приняли участие 13 матерей – педагогов, и их дети (возраст детей 7-10 лет), все семьи полные.

Изначально, при помощи опросника родительского отношения (ОРО), разработанного А. Я. Варгой и В. В. Столиным, нами был выявлен тип воспитания детей, используемый родителями-педагогами. Результаты опросника выражены в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.

Далее нами были изучены эмоциональные отношения в семье, для достижения этой цели мы использовали методику «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой). Целью методики является изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей. Направленность данной методики - определение позиции ребенка в семье. Благодаря данному тесту, возможно качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи, и каким образом он воспринимает их отношение к себе.

Анализ и обработка результатов экспериментального исследования показали следующее:

Согласно результатам опросника родительского отношения (ОРО), подавляющее большинство родителей – 35%, продемонстрировали высокие баллы по шкале «симбиоз», такие родители стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. 30% родителей набрали высокие балы по шкале «авторитарная гиперсоциализация», что говорит о том, что в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. В семьях- педагогов 20% показали высокие баллы по шкале «кооперация» из чего следует то, что родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь, сочувствует ему. И лишь у 15% опрошенных наиболее выраженной является шкала «маленький неудачник», что говорит о стремлении родителя инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Так же нами не было выявлено ни одной семьи с высокими показателями по шкале «Принятие- отвержение», что говорит о том, что ни в одной семье родитель не воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным , не отвергает его. (Рис.1.)

Рис. 1.Результаты опросника родительского отношения (ОРО); А. Я. Варга и В. В. Столина.

Согласно результатам теста «Диагностика эмоциональных отношений в семье», под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой, целью которого было изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей, мы видим, что большинство детей очень любят своих родителей – педагогов, но при этом чувствуют дистанцию и завышенные требования таких родителей к ним. Следовательно, 45% детей, в семьях которых родители-педагоги используют такой тип воспитания, как симбиоз, указали на ощущение дистанции в отношениях с родителями, 35% детей, родители которых пользуются таким стилем воспитания, как авторитарная гиперсоциализация, подчеркнули, что родители предъявляют к ним завышенные ожидания, 15% детей, чьи родители пользуются таким стилем воспитания, как кооперация, указали на чувство любви и восхищения своими родителями-педагогами, и 10% детей, в семьях которых превалирует такой стиль воспитания, как маленький неудачник, указали на частые претензии от родителей. (Рис.2.)

Рис.2. Результаты эмоционального отношения в семьях родителей-педагогов, методика Диагностика эмоциональных отношений в семье», под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой»

Таким образом, исходя из результатов проведенного нами исследования, можно сделать следующие выводы, основными типами родительского отношения в семьях педагогов являются симбиоз и авторитарная гиперсоциализация, у наименьшего количества испытуемых были выявлены такие стили детско- родительских отношений как, кооперация, и «маленький неудачник». Дети, в семьях которых родители-педагоги используют такой тип воспитания как «симбиоз», указали на ощущение дистанции в отношениях с родителям. Дети, родители которых пользуются таким стилем воспитания, как авторитарная гиперсоциализация, подчеркнули, что родители предъявляют к ним завышенные ожидания. Дети, чьи родители пользуются таким стилем воспитания, как кооперация, указали на чувство любви и восхищения своими родителями-педагогами, и дети, в семьях которых превалирует такой стиль воспитания, как маленький неудачник, указали на частые претензии от родителей.

У родителей, в частности, родителей, которые являются педагогами, зачастую могут быть сформированы завышенные ожидания относительно своего ребенка; согласно многочисленным исследованиям, родители-педагоги часто испытывают повышенное чувство ответственности за воспитание и образование своего ребенка. Они склонны предъявлять ребенку завышенные требования, с которыми он просто не в силах справиться. В то же время, родители-педагоги часто не способны эмоционально поддерживать ребенка, поскольку много своей энергии тратят на развитие других детей.

Результаты нашего исследования свидетельствуют о необходимости проведения специальной работы с семьями – педагогов, по гармонизации детско-родительских отношений между родителями- педагогами и их детьми.

Список литературы:

  1. Аккерман Н.В. Семья как социальная и эмоциональная единица // Семейная психотерапия. - СПб.: Питер, 2012. – С. 56-60.
  2. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни: Учеб. Пос.- М.: Просвещение, 2013. - С. 270-273.
  3. Носкова А.А. Аспекты общения родителей-педагогов и детей. Страничка педагога [Электронный ресурс] // Социс.2013. №5. URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2013_5/Noskova.pdf
  4. Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты. - Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2012. - С.13-78.
  5. Михно О.С. Психолого-педагогические особенности детско-родительских отношений в семьях педагогов. / / Труды Международного Форума по проблемам науки, техники и образования. Том 1.- М., 2006. - С.95 - 99.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отношения в семье. Какие мы родители? Стили поведения.

Консультация для родителейОтношения в семье. Какие мы родители?Стили поведения.Известно, что родители чаще всего используют ту модель воспитания, которая применялась по отношению к ним их собственными...

Статья "Новогодняя возможность укрепить детско-родительские отношения"

Новогодняя возможность укрепить детско-родительские отношения...

Статья на тему: "Влияние детско-родительских отношений в период адаптации детей младшего дошкольного возраста".

Дошкольное образовательное учреждение – это самая  важная ступень в развитии каждого ребёнка. Дошкольники, посещающие образовательное учреждение, они не просто проводят своё время, для обще...

Статья на тему : " Развитие детско-родительских отношений, родителей и детей дошкольного возраста."

Задачи :1.       Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком2.       Повысить уверенность в себе3....

Статья на тему: «Влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста»

Статья об актуальности темы детско-родительских отношений для детей дошкольного возраста с рекомендациями....

"Особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста с родителями при различных стилях воспитания"

Каждый из стилей воспитания имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребёнка. Какие же плюсы и минусы имеют стили воспитания? Какие советы и рекомендации можно дать родите...