Выступление из опыта работы для педагогов Тема: «Организация и планирование опытно-экспериментальной деятельности в группе»
консультация

 

Выступление из опыта работы  для педагогов

Тема: «Организация и планирование опытно-экспериментальной деятельности в группе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы  для педагогов

Тема: «Организация и планирование опытно-экспериментальной деятельности в группе»

                                                                                  Ребенок – это не сосуд,                                         который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.  

                                                                                   Восточная мудрость

В соответствии с современными требованиями, важным критерием при подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению во всех образовательных областях).   

В целях систематизации развивающей работы с детьми по опытно-экспериментальной деятельности  направлению был разработан перспективный план  на весь учебный год.

Перспективный план разработан на основе следующих программ: "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет" Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.

Свою работу по опытно – экспериментальную деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:

живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);

неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);

человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)

Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный). При выборе темы соблюдаю следующие правила:

1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

В условиях детского сада  использую только элементарные опыты и эксперименты.

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

Постановка проблемы;

Поиск путей решения проблемы;

Проверка гипотез, предположений;

Обсуждение увиденных полученных результатов;

Формулировка выводов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:

• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

• тайна, сюрприз;

• мотив помощи;

• познавательный момент (почему так);

• ситуация выбора.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности строится исходя из трех блоков педагогического процесса:

-специально-организованное обучение;

-совместная деятельность взрослого с детьми;

-свободная самостоятельная деятельность детей.

Блок специально-организованное обучение

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которая активно используется, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: «Волшебница Вода» проводили опыты: «Наливаем – выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд» и др. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Блок совместная деятельность взрослого с детьми

Этот блок позволяет: закрепить ранее полученный (усвоенный) материал; продолжать работу по расширению представлений о предметах и явлениях; свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана); роль взрослого носит гибкий характер (ведущий, партнер); в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность. Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. С детьми планируются экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы, используются мультимедийные ресурсы («Что притягивает магнит», «Отгадай загадку», «Звуки воды», «Последовательность роста растения» и др.).

           Блок свободная самостоятельная деятельность детей

Планирование этой работы предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Для этой цели в группе организована «Детская лаборатория», что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. Создан уголок природы, где дети могут проводить опыты с живой природой и сами ухаживать за ним, картотеки опытов, схемы алгоритмов. Дети проводят опыты в «Лаборатории» и в «Уголке природы», используя пособия и материал для проведения исследования. Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов - в изо деятельности.

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Предлагая детям поставить опыт,  сообщаю им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание, и затем привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы  поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы можно делаем в словесной форме, а иногда  фиксируем результаты графически, т. е. оформляем в рисунках, схемах.

Дошкольники  прирождённые исследователи. И тому подтверждение

их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание

самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога не давать готовые знания, а зажечь в ребенке желание самому узнать,  что-то новое, т. е. развивать познавательный интерес.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Планирование и организация опытно-экспериментальной деятельности

Слайд 2

Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь. (восточная мудрость)

Слайд 4

Направления опытно-экспериментальной деятельности Живая природа Живая природа Человек

Слайд 5

Структура проведения опыта Постановка проблемы Поиск путей решения проблемы Проверка гипотез, предположений Обсуждение увиденных полученных результатов Формулировка выводов

Слайд 6

Содержание опытно-экспериментальной деятельности Специально - организованное обучение Совместная деятельность взрослого с детьми Свободная самостоятельная деятельность детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме "Организация экспериментальной и проектно-исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательной активности дошкольников"

Из опыта работы по организации и проедении экспериментов, опытов, написании детских исследовательских  проектов. В  статье описаны  этапы проведения эксперимента, этапы подгот...

Выступление из опыта работы на тему "Хотим все знать" (познавательно исследовательская деятельность с детьми)

выступление из опыта работы с детьми по познавательно исследовательской деятельности с детьми....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Выступление из опыта работы на тему "Развитие речи в процессе театрализованной деятельности".

Выступление на педагогическом совете.Доклад "Развитие речи в процессе театрализованной деятельности....

Выступление из опыта работы по теме самообразования «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Выступление из опыта работы по теме  самообразования  «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»...

Выступление из опыта работы «Организация и проведение опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста».

Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность. Познавательно-исследовательская деятельность понимается не только как процесс усвоения ...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...