НОД по познавательному развитию тема:"Путешествие бумажного кораблика"
методическая разработка (старшая группа)

Келина Светлана Анатольевна

ЦЕЛЬ: развивать познавательно  - исследовательскую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

  • дать представления детей об истории возникновения бумаги и процессе её изготовления;
  • расширение представления детей о свойствах бумаге, через опытно – экспериментальную деятельность.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

  • развивать связанную речь детей;
  • продолжать учить детей последовательно излагать сои мысли.

    ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  • развивать слаженность движения в сочетании с речью.

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

  • создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с другом;
  • способствовать тому, чтобы дети делали самостоятельно выводы и анализировали ситуацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon НОД по познавательному развитию159.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД « УЛЫБКА»

п. КОЛЫШЛЕЙ

Методическая разработка

НОД

 по познавательному развитию

с детьми старшей группы

Тема: «Путешествие бумажного кораблика»

                                                                             

                                          Составила: Келина Светлана Анатольевна

Воспитатель,1 квалификационная категория

п. Колышлей

2021 г.

ЦЕЛЬ: развивать познавательно  - исследовательскую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

  • дать представления детей об истории возникновения бумаги и процессе её изготовления;
  • расширение представления детей о свойствах бумаге, через опытно – экспериментальную деятельность.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

  • развивать связанную речь детей;
  • продолжать учить детей последовательно излагать сои мысли.

    ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  • развивать слаженность движения в сочетании с речью.

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

  • создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с другом;
  • способствовать тому, чтобы дети делали самостоятельно выводы и анализировали ситуацию.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Изготовление бумажных корабликов.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

 ноутбук, мультимедийное оборудование, ватман, листочки бумаги разных видов (цветная, обойная, обёрточная, картон и т.д.), ёмкости с водой, ёмкости с растительным маслом. Предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, картинка, раскраска, газета, журнал, шапочка-маска для театрализации и т. п.); бумажные и влажные салфетки, гуашь.

                                                               

 

 ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   

   Воспитатель:  Настроение у нас – отличное,

(показ сжатыми кулачками и поднятым вверх большим пальцем)

А улыбки – дело привычное,

(показ рисование улыбки на лице – указательными пальцами обеих рук)

Пожелаем друг другу добра,

(руки в стороны над головой и опустить вниз.)

Ведь играть начинать нам пора!

   Воспитатель: Какие красивые у вас получились кораблики.

Кораблик непрочный, кораблик бумажный

В потоке несётся отважно

К неведомым странам, в чужие места.

Кораблик бумажный с названьем – “Мечта”.

   Воспитатель: Как вы думаете, а у ваших корабликов есть мечта? ( Хотят отправиться  в путешествие) Ребята, можно ли в настоящее путешествие отправиться на наших бумажных корабликах?

   Воспитатель: Давайте как можно больше узнаем о бумаге и сделаем правильный вывод.

   Воспитатель: Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.

(Чтение стихотворения на фоне сменяющихся слайдов)

Бумага бывает документом,

Плакатом, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, листовкой,

Альбомом, книгой, упаковкой,

Салфеткой, веером, талоном,

Неувядаемым пионом.

Она бывает и деньгами.

И разными красивыми вещами.

Игра "Что сделано у нас в группе из бумаги?"

Воспитатель: Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. А что у нас есть из бумаги? (книги, фантики, коробки, раскраски и т.д.)

Воспитатель: Посмотрите, здесь лежат образцы бумаги, возьмите их и скажите какая бывает бумага? (тонкая, плотная, гладкая, белая, цветная, картон )

Воспитатель: Как вы думаете, бумага была всегда? А на чем же люди писали раньше? Давайте вместе проведем экскурсию в историю и вместе выясним, на чем писали люди раньше.

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ «История бумаги»

   Воспитатель: 

  • Древние люди рисовали на камнях.
  • Затем начали писать на сырых глиняных табличках. Наши далёкие предки сушили их на солнце или обжигали в огне.
  • Более лёгким и надёжным материалом для письма стало дерево. Наши предки славяне наносили свои тексты на бересту – это кора дерева. Их называли берестяные грамоты.
  • Писали и на шкурах животных. Этот материал называли пергамент.
  • На реке Нил растёт растение тростник. Его делили на тонкие волокна, высушивают, получается папирус, на котором писали.
  • Бумагу придумали в Китае две тысячи лет назад. Китайцы нашли способ делать бумагу из коры дерева. Изобретателем бумаги считается Цай Лунь. Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения.

   Воспитатель: А нам нужна бумага?  Я предлагаю вспомнить, что может быть из бумаги

Игра: “Бывает, не бывает”

   Воспитатель: Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, топаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал) .

Воспитатель: Ребята, а почему дерево и бумагу называют родственниками? Потому что бумагу делают из дерева. А как проходит этот процесс мы сейчас узнаем.

    Воспитатель: Прошло много времени, пока все узнали, как делают бумагу.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Изготовление бумаги»

  • В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках.
  • Основным сырьем для производства бумаги является дерево, и самые подходящие деревья  сосны, ели, березы.
  • На фабрике машины сдирают с них кору, измельчают в щепки.
  • Щепки сортируют по размеру и отправляют в варку.
  • После этого бумагу окрашивают.
  • Бумажная масса попадает в бумагоделательную машину.
  • Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков.
  • Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон.

   Воспитатель: Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу. Мы с вами узнали, какой длинный путь проходит бумага пока попадет к нам. В изготовление каждого листочка бумаги вложен труд многих людей.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Лесорубы»

Представьте, что вы изготавливаете бумагу.

Лесорубы дерево срубили, (Имитация движение топора)

На станке на части разделили, (руками разводят в разные стороны)

Чурбачки на щепки порубили, (стучат ребром ладони о другую ладонь)

И в растворе долго их варили, (имитация движений поварешки)

А потом всю жидкость отжимают, (отжимают руками)

Валиком утюжат, сушат, гладят. (имитация движений утюга)

Так выходит чистый лист бумаги (показ двух ладоней, поднятых вверх)

Для журнала, книги и тетради. («открывают» две сложенные ладони)

   Воспитатель: Мы с вами установили, что бумага бывает разных видов, встречается повсюду, из нее можно сделать много нужных, полезных, красивых вещей. И наши кораблики тоже сделаны из бумаги. Но почему же мы не можем отправить в настоящее путешествие  наши кораблики? (он непрочный). А как нам в этом убедиться?

    Воспитатель: Проведём опыты с бумагой.

 

ОПЫТ №1

   Воспитатель: Ребята, для следующего опыта нам понадобиться вода. Положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? Толстая бумага тоже намокает, только для этого потребуется больше времени.

Вывод: БУМАГА НАМОКАЕТ В ВОДЕ, ОНА НЕ ПРОЧНАЯ.

ОПЫТ №2

   Воспитатель: Попробуем смять бумагу. У всех бумага смялась? Легко было сминать? Как вы думаете почему одну бумагу  смять легко, а другую трудно? (ответы детей)Чем толще бумага. Тем она крепче. А теперь разгладьте её.

Вывод: БУМАГА МНЕТЬСЯ И НЕ РАЗГЛАЖИВАЕТСЯ.

ОПЫТ №3

   Воспитатель:  Проверим теперь бумагу на прочность (дети разрывают бумагу, режут ножницами )

Вывод: БУМАГА НЕ ПРОЧНАЯ, РВЁТСЯ И РЕЖЕТСЯ НОЖНИЦАМИ.

ОПЫТ №4

   Воспитатель:  А сейчас намочите ватную палочку в масле и оставьте след на бумаге. Что произошло?  (бумага впитывает масло)

Вывод: БУМАГА ВПИТЫВАЕТ МАСЛО.

ОПЫТ№5

Воспитатель: Опасное свойство бумаги. Ребята, что произойдет, если бумагу поднести к огню? Мы с вами хорошо знаем правило - ты бумагу и огонь никогда один не тронь.

Вывод: БУМАГА ГОРИТ.

   Воспитатель: Ребята, какие свойства бумаги вы узнали?(бумага мнётся, рвется, намокает, горит, пропитывается маслом).

   Воспитатель: Смогут ли отправиться в путешествие наши бумажные кораблики?

   Воспитатель: Во время проведения опыта мы с вами мяли бумагу. Как же с ней быть, может мы найдем ей применение. Наши кораблики  мечтали отправиться в путешествие. Но мы выяснили, что по настоящему морю им плыть нельзя. Я предлагаю нарисовать сжатой бумагой море для наших кораблей.

   Воспитатель: Я беру сжатую бумагу и макаю её в краску и оставляю оттиск. Что я оставлю? (оттиск). Теперь я предлагаю проделать то же самое и вам. Но сначала подготовим руки.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Лист бумаги мы сжимаем,

И ладошки разминаем.

Мы стараемся, катаем.

Дружно в шарик превращаем,

Не дадим ему скучать.

Будем им мы рисовать.

   Воспитатель: Приступайте к работе. Не забывайте, что работать надо аккуратно, вытирать руки о влажную салфетку.

Под музыку дети выполняют работу.

   Воспитатель: Наше бумажное море готово. Что можно пожелать корабликам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной детской деятельности с воспитанниками средней группы Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Путешествие в лес»

Конспект  организованной  детской  деятельности с  воспитанниками  средней группы Образовательная область: «Познавательное  развитие» Тема: «Путешествие в лес»...

Конспект совместной деятельности с детьми по познавательному развитию Тема: «Путешествие по осеннему лесу» с использованием СОТ «Информационно-коммуникационная технология в дошкольном образовании – Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В.»

Цель: Закрепление  представлений о  характерных признаках осени.Задачи: Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью;Расширить знания детей  о ...

Конспект ООД ОО "Познавательное развитие" Тема: «Путешествие в сказку»

Программные задачи: ·        Продолжать учить составлять число 10 из единиц;·        Познакомить с записью числа 10;·...

Методическая разработка НОД с детьми среднего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Игра в кораблики»

В результате НОД воспитанники обогатят свои представления об окружающем мире, закрепят ранее полученные знания....

Конспект занятия по математическому развитию с детьми подготовительной группы (6-7 лет) в рамках ООД (ОО «Познавательное развитие) Тема: «Путешествие по Земному шару» (с использованием блоков Дьенеша)

Конспект занятия по математическому развитию с детьми подготовительной группы (6-7 лет) в рамках ООД (ОО «Познавательное развитие)Тема: «Путешествие по Земному шару»(с использов...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» Тема: «Путешествие в заколдованный лес»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеИнтеграция с образовательной областью «Познавательное развитие»Тема: «Путешествие в заколдованный лес»Цель: способствовать раз...