Консультация для педагогов ДОУ «Классификация народных игр»
консультация

Денисова Валентина Сергеевна

Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

Принципы народной игры:

      Добровольность

Спонтанность

Договоренность

Важнейшее достоинство подвижных народных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами - потому являются

самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.

В играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

Занятия, построенные на народной игре детям очень нравятся, они вызывают чувство радости, море положительных эмоций, дарят детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, и также несут обучающий момент – дети непринужденно совершенствуют навыки движений. Даже те

дети, которые нерешительны и боязливы в обычной, традиционной обстановке, выполняя движения, испытывают затруднения и нерешительность, боязнь выполнить неправильно, то в игровой форме все

проходит легко и просто, стираются все грани нерешительности, неуверенности и страха.

Особое внимание уделяется выполнению детьми правил. Правила имеют большое воспитательное значение. Подчинение правилам воспитывает в ребенке волю, выдержку, умение сознательно управлять своими движениями, затормаживать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gggg.docx586.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

«Классификация народных игр»

https://dshi2-chel.ru/media/cache/3e/17/3e17b20591c3626775827480b5399ff8.png

Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа.

Предлагаемая классификация народных игр поможет решить разные педагогические задачи.

Классификация по определённым признакам:

1. Игры, отражающие национальную культуру –игры, отражающие отношение людей к окружающей природе, повсеместные занятия и быт наших предков, игры русских детей, вечная борьба добра и зла.

2. Игры разной интенсивности – малая, средняя, высокая.

3. Игры с преимуществом двигательного действия – с бегом, прыжками, с метанием и т. д.

4. Игры, отличающиеся по сложности и содержанию построения – простые, командные, переходящие.

5. Игры с учётом возрастных особенностей детей.

6. Игры по способу проведения – с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные.

7. Игры, способствующие воспитанию физических качеств – силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости.

8. Игры по отношению к структуре НОД – для подготовительной, основной и заключительной части НОД.

Рассмотрим игры первого признака, отражающие национальную культуру. Русские народные игры этого признака поделены на четыре раздела.

1) Игры, отражающие отношение человека к природе.

Жизнь челове4а в старину была тесно связана с природой. Леса полны зверей, полевые работы, промыслы. Многое в жизни людей зависело от природы.

Связь людей и природы отражалась в обычаях, традициях, праздниках. Дети подражали взрослым и проделывали тоже в игровой форме. Игры воспитывали доброе отношение к окружающему миру.

В основном главные действующие лица в играх звери. Это «Гуси-лебеди»«Волк во рву»«Стадо»«Коршун и наседка»«Хромая лиса»«Филин и пташки»«Кошки-мышки»«У медведя во бору»«Волки и овцы»«Зайцы в огороде» и др.

2. Игры, отражающие повседневные занятия и русский быт.

Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющие повседневные занятия людей в старину дощли до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Это «Птицелов»«Каравай»«Ловись рыбка»«Заря»«Бояре»«Невод»«Удочка»«Домики»«Ворота», и др.

3. Игры русских детей, передающиеся из поколения в поколение. Игры, где нужно проявлять смекалку, находчивость, быстроту, координацию. Азарт, игровой задор, элементы соперничества и соревнования – главные составляющие народных игр. Это «Горелки»«Свайка»«Жмурки»«Городки»«Лапта»«Ляпка»«Ловишка», Кто дальше», «Пятнашки»«Считалки», и др.

4. Игры, где дети могут помериться силой и ловкостью. Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра – то занятие в котором дети могли продемонстрировать сверстникам эти свои качества, стремление стать сильнее, победить всех. Это «Чехарда»«Дуга»«Бой петухов»«Перетяни за черту»«Перетягивание каната» и др.

Так же можно отдельно выделить военные игры. Военная тематика сама собой не могла не войти в детские игры. За долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьёзных видоизменений, и дошли до нас почти в первозданном виде.

Игра представляет собой состязание двух команд, в народной традиции определяются допустимые средства и приёмы противоборства и условия признания победителей.

На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек. Это «Снежки»«Палочный бой»«Казаки-разбойники», Взятие крепости» и др.

Классификация игр означает, соединить порядки игр, соподчинённость их назначением и составленных на основе учёта принципиальных и общих признаков и закономерных связей. Педагогическая классификация игр призвана стать ориентиром их многообразия, источником информации о них.

В играх и жизни детей привлекают нравственно-психологические качества: смелость, решимость, выдержка, верность другу. Игра помогает детям справиться с переживаниями, беспокойством, страхом, неуверенностью кв себе, скованностью в общении, неспособностью контролировать свои чувства и поступки, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками. Игра даёт возможность каждому проявить себя, добиться лучших результатов во всех отношениях, т. е. – игра всех и во благо всем.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/08b7/001551ee-7bfd750e/hello_html_3ffb8bf3.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей"

Большую роль в формировании экологического сознания у детей играют средства народной педагогики....

Консультация для педагогов ДОУ "Классификации речевых нарушений и пути их преодоления"

Клиническая классификация речевых нарушений.Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений....

Консультация для педагогов "Использование татарского народного фольклора в реализации учебно-методического комплекта"

Консультация для педагогов "Использование татарского народного фольклора  в реализации учебно-методического комплекта"...

Консультация для педагогов и родителей "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"

Консультация  "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"...

Консультация для педагогов ДОУ «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

Консультация для педагогов ДОУ "Русские народные игры - история, классификация, методика проведения".

В данном материале представлена история, классификация и методика проведения русских народных игр....