Консультация для педагогов ДОУ «Классификация народных игр»
консультация
Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.
Принципы народной игры:
Добровольность
Спонтанность
Договоренность
Важнейшее достоинство подвижных народных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами - потому являются
самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.
В играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.
Занятия, построенные на народной игре детям очень нравятся, они вызывают чувство радости, море положительных эмоций, дарят детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, и также несут обучающий момент – дети непринужденно совершенствуют навыки движений. Даже те
дети, которые нерешительны и боязливы в обычной, традиционной обстановке, выполняя движения, испытывают затруднения и нерешительность, боязнь выполнить неправильно, то в игровой форме все
проходит легко и просто, стираются все грани нерешительности, неуверенности и страха.
Особое внимание уделяется выполнению детьми правил. Правила имеют большое воспитательное значение. Подчинение правилам воспитывает в ребенке волю, выдержку, умение сознательно управлять своими движениями, затормаживать их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 586.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ
«Классификация народных игр»
Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа.
Предлагаемая классификация народных игр поможет решить разные педагогические задачи.
Классификация по определённым признакам:
1. Игры, отражающие национальную культуру –игры, отражающие отношение людей к окружающей природе, повсеместные занятия и быт наших предков, игры русских детей, вечная борьба добра и зла.
2. Игры разной интенсивности – малая, средняя, высокая.
3. Игры с преимуществом двигательного действия – с бегом, прыжками, с метанием и т. д.
4. Игры, отличающиеся по сложности и содержанию построения – простые, командные, переходящие.
5. Игры с учётом возрастных особенностей детей.
6. Игры по способу проведения – с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные.
7. Игры, способствующие воспитанию физических качеств – силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости.
8. Игры по отношению к структуре НОД – для подготовительной, основной и заключительной части НОД.
Рассмотрим игры первого признака, отражающие национальную культуру. Русские народные игры этого признака поделены на четыре раздела.
1) Игры, отражающие отношение человека к природе.
Жизнь челове4а в старину была тесно связана с природой. Леса полны зверей, полевые работы, промыслы. Многое в жизни людей зависело от природы.
Связь людей и природы отражалась в обычаях, традициях, праздниках. Дети подражали взрослым и проделывали тоже в игровой форме. Игры воспитывали доброе отношение к окружающему миру.
В основном главные действующие лица в играх звери. Это «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Стадо», «Коршун и наседка», «Хромая лиса», «Филин и пташки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Волки и овцы», «Зайцы в огороде» и др.
2. Игры, отражающие повседневные занятия и русский быт.
Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющие повседневные занятия людей в старину дощли до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Это «Птицелов», «Каравай», «Ловись рыбка», «Заря», «Бояре», «Невод», «Удочка», «Домики», «Ворота», и др.
3. Игры русских детей, передающиеся из поколения в поколение. Игры, где нужно проявлять смекалку, находчивость, быстроту, координацию. Азарт, игровой задор, элементы соперничества и соревнования – главные составляющие народных игр. Это «Горелки», «Свайка», «Жмурки», «Городки», «Лапта», «Ляпка», «Ловишка», Кто дальше», «Пятнашки», «Считалки», и др.
4. Игры, где дети могут помериться силой и ловкостью. Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра – то занятие в котором дети могли продемонстрировать сверстникам эти свои качества, стремление стать сильнее, победить всех. Это «Чехарда», «Дуга», «Бой петухов», «Перетяни за черту», «Перетягивание каната» и др.
Так же можно отдельно выделить военные игры. Военная тематика сама собой не могла не войти в детские игры. За долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьёзных видоизменений, и дошли до нас почти в первозданном виде.
Игра представляет собой состязание двух команд, в народной традиции определяются допустимые средства и приёмы противоборства и условия признания победителей.
На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек. Это «Снежки», «Палочный бой», «Казаки-разбойники», Взятие крепости» и др.
Классификация игр означает, соединить порядки игр, соподчинённость их назначением и составленных на основе учёта принципиальных и общих признаков и закономерных связей. Педагогическая классификация игр призвана стать ориентиром их многообразия, источником информации о них.
В играх и жизни детей привлекают нравственно-психологические качества: смелость, решимость, выдержка, верность другу. Игра помогает детям справиться с переживаниями, беспокойством, страхом, неуверенностью кв себе, скованностью в общении, неспособностью контролировать свои чувства и поступки, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками. Игра даёт возможность каждому проявить себя, добиться лучших результатов во всех отношениях, т. е. – игра всех и во благо всем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/16/picture-92479.jpg)
консультация для педагогов "О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей"
Большую роль в формировании экологического сознания у детей играют средства народной педагогики....
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/05/picture-778176-1685947096.jpg)
Консультация для педагогов ДОУ "Классификации речевых нарушений и пути их преодоления"
Клиническая классификация речевых нарушений.Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/30/picture-823233-1475250164.jpg)
Консультация для педагогов "Использование татарского народного фольклора в реализации учебно-методического комплекта"
Консультация для педагогов "Использование татарского народного фольклора в реализации учебно-методического комплекта"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/14/picture-698779-1636876180.jpg)
Консультация для педагогов и родителей "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"
Консультация "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"...
Консультация для педагогов ДОУ «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/14/picture-1228181-1613317810.jpg)
консультация для педагогов ДОО "Классификация оборудования для музыкальных зон. Примерное наполнение по возрастам"
консультация для педагогов...
Консультация для педагогов ДОУ "Русские народные игры - история, классификация, методика проведения".
В данном материале представлена история, классификация и методика проведения русских народных игр....