консультация для педагогов "О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей"
методическая разработка по окружающему миру по теме

Тимченко Татьяна Александровна

Большую роль в формировании экологического сознания у детей играют средства народной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons._dlya_pedagogov_narod_pedagogika.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для педагогов

на тему «О  возможностях народной педагогики

в экологическом воспитании детей»

Воспитатель: Тимченко Т.А.


Экологическое воспитание в качестве части современной системы образования оформилось недавно – в последние десятилетия прошлого века как ответ на резко ухудшившиеся условия жизни на планете. Рост населения Земли, интенсивное техническое развитие и такое же интенсивное использование природных ресурсов способствуют загрязнению окружающей среды, разрушению биосферы, созданию условий, малосовместимых с жизнью человека.

Положение усугубляется нарастающим процессом отчуждения человека от природы - урбанизацией, концен трацией населения в городах. Живущие среди асфальта и высотных зданий, заня тые постоянной заботой о своем жизнеобе спечении и материальном благополучии, люди в прямом смысле уходят от природы, порывают корневую связь с ней.

Экологическое воспитание и образова ние всего населения (от маленьких детей до взрослых, проходящих повышение ква лификации) - это необходимость нашего времени: детям и взрослым надо раскры вать суть биосферных процессов, показы вать связь человека с природой, его зави симость от нее. Раскрывать законы приро ды, ее гармонию и красоту, возможность ее самоорганизации и самовосстановления лишь при ограниченном вмешательстве человека, развивать трепетное отношение к уникальности и многообразию форм жизни на Земле,

В чем же заключается экологическое воспитание детей дошкольного возраста? Практика и исследования последних десятилетий показали: при целенаправленном и систематическом воспитании детей в детском саду или в семье у них можно сформировать начала экологической куль туры, суть которых заключается в пра вильном отношении к природе ближайше го окружения, т.е. к природе, входящей в пространство их жизнедеятельности. Это отношение строится на эмоционально-чувственном восприятии явлений приро ды, усвоении ими элементарных экологи ческих знаний и непосредственном прак тическом взаимодействии с растениями и животными.

Каким же образом экологическое воспи тание дошкольников может опираться на народную педагогику? Народная педагогика отражает мысли, чаяния и устремления на рода, образ его жизни и самосознание. В ее основе лежит стихийная самоорганизация взрослых, взаимодействующих с детьми, их взаимный интерес и привязанность как результат коллективного творческого вклада многих поколений в культуру. Пе дагогическая культура человечества, как отмечает ведущий отечественный специалист в области этнопедагогики Г.Н. Вол ков, возникла как практика, как искусство воспитания - она древнее педагогической науки.

В народной педагогике отчетливо про сматривается идея гармоничной взаимо связи человека с природой, которая воз никла из гармонии самой природы и пони мания необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее.

Это же отмечают исследователи русской ментальности - психологи, историки. Так, В.О. Ключевский, анализируя националь ные черты русских, большое значение при давал географическому фактору — он считал, что важнейшее влияние на национальный характер оказала природа России. Непрохо димые леса, топи, болота представляли со бой большую опасность, а также трудность с точки зрения их освоения, требовали неус танной борьбы, терпения в преодолении многочисленных лишений, что и наложило отпечаток на русский характер. Ключевский подчеркивал: каждая местность, в которую попадали наши предки, задавала им трудные хозяйственные загадки. Надо было внима тельно осмотреться, изучить местность, по нять, как жить в этих условиях, что может дать наибольшую прибыль.

Это же отмечает и Г.В. Лунина. На рус ский национальный характер, в том числе на присущие русскому человеку терпение и милосердие, повлияли объективные причины: суровые природно-климатичес кие условия, бесконечные войны, чуже земное иго, революционные события. Так русский человек научился сохранять вели чие духа в несчастьях и самообладание. Терпение расценивалось другими народа ми как модель поведения, терпение для русских - это национальная ценность, «без которой нет личности, нет статуса че ловека, нет самоуважения и уважения к нему со стороны окружающих».

Исследований о том, отмечает Г.Н. Вол ков, как народ использовал природные явления в воспитании подрастающего по коления, нет, однако они насыщают жи вую ткань народного творчества, напри мер: «Солнце... Сколько о нем у всех на родов песен,- загадок, пословиц, сказок! Сколько с ним связано обычаев и обря дов! Человек использовал его и в умст венном, и в нравственном, и в эстетическом воспитании, не говоря уже о трудо вом и физическом».

Исследуя сущность и содержание народной педагогики, Г.Н. Волков отмечает: это прежде всего педагогика труда и тру дового воспитания. «В народе известны одержимые мастера-ремесленники, умель цы, певцы, сказочники. Рядом с ними жи ли и одержимые в буквальном смысле пе дагоги из парода. Их легче всего найти сре ди первых: народной педагогике присуще воспитание делом, в деле; способными воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные к какому-то конкрет ному виду деятельности». Именно поэто му воспитание детей осуществляется не заметно, как бы между делом.

Интересно отметить особенности эсте тического воспитания. В народной педаго гике, подчеркивает Волков, суждений о красоте почти нет. Народ пел красивые песни, создавал красивые орудия труда, предметы быта и одежду, красотой отлича лись и народные праздники. Чувство пре красного возникало от общения с приро дой, ее созерцания и отражалось в трудо вой деятельности. Красоту народ ценил в деле, в действии, в деятельности. Слов о ней было мало: ее надо было понимать и чувствовать.

Этническое, как отмечает Волков, до сих пор более всего устойчиво именно в сфере эстетики: «прекрасное в представле нии народов сохраняет своеобразие, про никая во все области их жизни, труда и ума; прекрасное - не самоцель, но неотъ емлемая часть жизни народа».

Что же относится к средствам народ ной педагогики и. что может быть исполь зовано в экологическом воспитании?

К эффективным средствам воспитания следует отнести устное народное творчест во, песни и пляски, красоту быта, одежды, труда, игр и досуга.

Например, пословицы - это «цвет народ ного ума», «это не старина, но прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в сво ей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра» (В.И. Даль). В пословице заключена народная оценка жизни, отражены наблюдения народного ума. «Конечной целью пословиц всегда бы ло воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. Во многих русских пословицах отраже ны тонкие наблюдения над природой, по нимание того, что природа - это сила, с: ко торой надо считаться.

Ценность народной педагогики отме чают разные исследователи, Например, Г.Б. Лунина подчеркивает: народная педа гогика - это прежде всего педагогика се мейная. «Передача накопленного опыта, знаний и умений от взрослых к детям осу ществлялась раньше преимущественно в семьях... т.е. то, чему учили и как учили подрастающего в семье человека?. Она считает, что наиболее полно народная пе дагогика воплотилась в устном народном творчестве {сказки, пословицы и пого ворки, загадки, потешки), в обычаях и об рядах (крестины, свадьба, новоселье, ка лендарные праздники).

В народной педагогике существовали специальные приемы воспитания в детях оптимизма и жизнерадостности - таких качеств личности, которые помогают вы жить в трудных условиях, не терять веры в себя, верить в лучшее, стремиться к нему. «С древних времен, - пишет Лунина, - оп тимизм рассматривается как плодотвор ная основа поведения человека. Филосо фы прошлого... подчеркивали, что жизне любие стимулирует творческие деятель ные силы личности, направленные на ак тивное приближение действительности к идеалу добра, справедливости, гармонии с окружающим миром и самим собой».

Хоровод - одно из народных празднич ных действ, которое целиком связано с природой, так как проходило это действо всегда на природе. Хоровод подчинен рит му и гармонии, что дает каждому удоволь ствие и радость; он объединяет в единую замкнутую цепочку всех участников пра здника, обеспечивая содействие, сорадование не только друг с другом, но и с при родой.

Народная педагогика - это совокуп ность семейно-общественных традиций, содержанием которых является культ ди тяти, добра молодца, красной девицы, культ труда и праздника, культ терпения и сочувствия. Значимой чертой русской народной педагогики является оптимизм и жизнерадостность, которые побуждают к воспитанию в детях качеств, помогающих человеку выжить в трудных условиях, верить в лучшее, стремиться к нему. Именно это имеет принципиальное значение для экологического воспитания.

Сложившаяся в настоящее время сис тема экологического воспитания охваты вает все стороны педагогического процес са - содержание, методы, технологии, уп равление. Практика многих дошкольных учреждений демонстрирует возможность успешной реализации этой системы. Вза имосвязь и стабильность всех компонен тов системы - оптимальное условие фор мирования у детей начал экологической культуры.

Целостность и стабильность системы не исключают вариативных подходов в ее ис пользовании. Наиболее подвижным, изме няемым компонентом системы является технология, понимаемая как совокупность спланированных на весь учебный год вза имосвязанных мероприятий, т.е. различ ных форм познания детьми той или дру гой возрастной группы природы и взаимо действия с ней, Технология, реализующая в обязательном порядке программную цель экологического воспитания, создает условия для творчества воспитателя: именно она позволяет учитывать социаль ные и природные условия дошкольного учреждения, особенности детей, в том чис ле психологические, профессиональную направленность воспитателя.


Литература

  1. Новикова Т.Л. Воспитание ребенка – дошкольника. РОСИНКА: в мире природы: программно – методическое пособие для педагогов д/у/ Т.Л. Новикова, В.Н. Сахарова М: ВЛАДОС, 2005 г.
  2. Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно – экологического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998 г .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                 ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...

«Роль устного народного творчества в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».

                                 Устное народное творчество является для детей дошкольного возраст...

Народная педагогика в физическом воспитании детей

Консультация для педагогов "Народная педагогика в физическом воспитании детей"...

Народная педагогика как средство воспитания детей до 3-х лет.

Пестушки, потешки, прибаутки в народной педагогике как средство воспитания детей до 3-х лет...