Народная педагогика в физическом воспитании детей
консультация по физкультуре

Микрюкова Наталия Дмитриевна

Консультация для педагогов "Народная педагогика в физическом воспитании детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_pedagogika.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Народная педагогика в физическом воспитании дошкольников».

Микрюкова Н.Д.

Народная педагогика – это совокупность накопленных и проверенных практикой знаний, умений и навыков. Реализующаяся в повседневной жизни через произведения устного народного творчества, традиции, обычаи, детские игры, она несомненно, содействует физическому воспитанию и развитию дошкольников: укреплению здоровья, развитию физических качеств, формированию двигательных умений и навыков и пр.

Для народной педагогики характерны:

- гуманизм, так как она возникла в народной среде как одно из проявлений культуры и складывалась под воздействием исторических, социально-экономических, культурных и демографических условий жизни каждого народа, служила его интересам, в том числе и сохранению и укреплению здоровья;

- эмпиризм и синкретизм, поскольку на протяжении тысячелетий путем проб и ошибок народом отбиралось только то, что способствовало эффективному воспитанию подрастающего поколения в целом и физическому развитию ребенка в частности при организации всей его жизнедеятельности;

- преемственность, поскольку в постоянной преемственности оказывались цели, задачи и методы воспитания, уровень воспитанности индивида и общества, а также семейные традиции воспитания, в том числе и физического развития детей;

- целенаправленность в воспитании и бучении детей, которая у каждого народа выражалась в существовании определенного идеала, достижение которого являлось важнейшей задачей воспитания;

- универсальность системы народной педагогики (она охватывает все области обучения, воспитания и развития детей: физическое, нравственное, патриотическое, трудовое, эстетическое и т.д.)

Согласно ФГОС ДО содержание основной образовательной программы должно обеспечивать гармоничное развитие личности. В частности, физическое развитие направлено на формирование опорно-двигательной системы, развитие физических качеств, равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, овладение основными движениями и подвижными играми с правилами, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и пр.

Для физического развития дошкольников эффективно использовать различные средства народной педагогики.

  • Пословицы. «Найди лишнюю пословицу». Из нескольких зачитанных пословиц о здоровье и здоровом образе жизни дети выбирают лишнюю, которая отражает несколько иную идею, нежели остальные. «Изобрази пословицу». Обеспечивает лучшее понимание смысла пословиц и развития творческих способностей. Ребенок показывает пословицу, а остальные отгадывают ее. «Добрые советы». Обсуждение пословиц.
  • Потешки. Песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
"Мал, мал, не хорош!
Ты водички не принес.
Кыш, пошел!"

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

  • Загадки. Загадываются детям загадки о животных, а они должны совершать имитационные действия, характерные для тех или иных животных. При помощи народных загадок дети знакомятся с органами и частями тела человека.

Зимой — беленький,
Летом — серенький.

Пришла из леса птичница
В рыжей шубке —
Кур посчитать.

Кто зимой всё время спит,
А летом улья ворошит?

Сама крошка, боится кошки,
Под полом живет,
Туда все несет.

  • Считалки. На основе считалок и потешек организуется «Фольклорная гимнастика» и «Гимнастика пробуждения»

Вышли мыши как-то раз 
Поглядеть, который час, 
Раз, два, три, четыре, 
Мыши дёрнули за гири. 
Вдруг раздался страшный звон - 
Убежали мыши вон! 

Раз, два, три, четыре, пять

Негде зайчику скакать,
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами- щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди,
Как попрячемся - иди!

  • Подвижные игры. Это одно из самых любимых и полезных занятий детей. Характерная особенность русских народных игр – движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передача и ловля мяча, сопротивления и т.д.)

Классификация народных игр.

  1. Игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. («Гуси-лебеди», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и т.д.)
  2. Игры, передающие быт русского народа. Знакомят детей с историческим наследием. Сюда входят игры, отражающие повседневные занятия наших предков. («Невод», «Ворота», «Шишки, желуди, орехи», «Каравай» и т.д.)
  3. Игры, в которых нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. («Горелки», «Ловишки», «Жмурки», «Третий – лишний» и т.д.)
  4. Игры, которые дают детям возможность померяться силой и ловкостью. Интерес к этим играм отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. («Перетяни за черту», «Перетягивание каната», «Бои на бревне» и т.д.)

Народные игры интересны и актуальны и в настоящее время. Дети с большим удовольствием, а главное, с пользой играют в них.

Итак, несомненным достоинством народной педагогики является то, что она располагает огромным арсеналом средств, которые доказали свою жизненность и эффективность, а также пользу в физическом развитии детей. Использование подвижных игр и фольклора в процессе физического воспитания дошкольников возможно, если тщательно подобраны произведения народного творчества, содействующие формированию культуры здоровья и безопасного поведения; применяются разнообразные нетрадиционные методы и приемы их использования в педагогическом процессе; реализуются культурологический, личностно ориентированный и деятельностный подходы.


Используемая литература:

http://ru.rfwiki.org/wiki/Малые_жанры_фольклора

http://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskoe-vospitanie-i-razvitie-detey-sredstvami-narodnoy-pedagogiki

http://elibrary.ru/item.asp?id=25347857

http://festival.1september.ru/articles/639593/

http://kladraz.ru/metodika/rol-folklora-v-fizicheskom-vospitani-doshkolnikov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей"

Большую роль в формировании экологического сознания у детей играют средства народной педагогики....

консультация "русские народные подвижные игры-средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Необходимо подбирать игры и упражнения таким образом, чтобы они соответствовали возрастным и психофизическим особенностям дошкольников....

Роль татарских народных игр в физическом воспитании детей.

ДокладРоль татарских народных игр в физическом воспитании детей....

Роль традиций народной педагогики в нравственном воспитании дошкольников.

Исследования народной педагогики позволяют утверждать, что концепция народной педагогики складывалась многие столетия. Сегодня установлен предмет народной педагогики, определены её источники, принципы...

Народная педагогика как средство воспитания детей до 3-х лет.

Пестушки, потешки, прибаутки в народной педагогике как средство воспитания детей до 3-х лет...