Народная педагогика как средство воспитания детей до 3-х лет.
презентация к уроку (младшая группа)

Максимова Алла Вячеславовна

Пестушки, потешки, прибаутки в народной педагогике как средство воспитания детей до 3-х лет

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №27 г. Химки Дошкольное общеобразовательное учреждение «Жар-птица» Пестушки, потешки, прибаутки в народной педагогике как средство воспитания детей до 3-х лет Воспитатель: Максимова А.В. Москва 2022

Слайд 2

Народная педагогика выработала и оставила нам свои фольклорные жанры не только для взрослых, но и для самых маленьких детей. Все они незатейливы по содержанию и просты по форме, однако таят в себе тематические и дидактические достоинства. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое- то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Пестушки, потешки, прибаутки -составляют основу материнской педагогики, испытанной веками. Можно лишь удивляться поэтическому гению сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви. Отличаясь друг от друга по своей педагогической направленности, они привносятся в жизнь ребёнка по-разному, в зависимости от возраста детей. «Пестовать» в старину означало нянчить маленького ребёнка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле – заботливо, любовно выращивать, воспитывать. Пестушки представляют собой как бы свод приемов физического воспитания, разработанных русским народом и передаваемых из поколения к поколению. Они очень кратки, порой состоят из одного предложени.

Слайд 3

Распеленав ребенка, пестуют, делая своего рода массаж: «Потягушечки! А в ножках ходунюшки, А в ручках хватунюшки, А в роток говорок, А в головку разумок. Малыша учат осознанному движению руками: Гуси летели, Лебеди летели, Гуси летели, Лебеди летели . Тятеньке – сажень, Маменьке – сажень, Дедушке – сажень, Бабушке – сажень, А Ванюшеньке – Большую, пребольшую.

Слайд 4

Стимулируя жизненные функции организма, ребенка подбрасывают на коленях, приговаривают: Поехали, поехали, С орехами, с орехами! С калачами, с калачами! Поскакали, поскакали, Вприпрыжечку, вприпрыжечку По кочкам, по кочкам Бух в ямку. Так малыша готовят к неожиданным «падениям» на своих первых шагах. Утешают ребенка при первых ушибах, воспитывая выносливость и терпение: У лисы боли, У волка боли, У Ванюшки боль На березу в лес улети. Уча ребенка плясать, топать и прыгать, для развития мышц, подвижной активности используют такую пестушку: Большие ноги шли по дороге: Топ- топ- топ, Топ- топ- топ. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ- топ-топ-топ- топ, Топ- топ-топ-топ- топ…

Слайд 5

Народная педагогика заложила в пестушки не только приемы физического, но и умственного воспитания: они стимулируют познание окружающего мира, пополняют запас слов, ускоряют их запоминание и осмысление. Поэтому поэзия пестушек вызывает у ребенка радость, улыбку, развивает память. Потешки – песенки к первым играм и забавам с пальцами, ручками, ножками. Их воспитательное назначение – сначала потешить, развеселить, позабавить ребенка, а вслед за этим приготовить его к познанию окружающего мира в процессе игры, которая в период пестования является основной. Одна из самых популярных и любимых детьми потешек- игр, очень умная и полезная – в «ладушки». По ней малыш распознает доброту и строгость: – Ладушки, ладушки, Где были? – У бабушки. – Что ели? – Кашку. Кашка сладенька, Бабка добренька, Дедка не добр – Поварешкой стук в лоб. Конец потешки сопровождается легким шуточным щелчком в лоб, повторяется несколько раз и вызывает детское волнение, смех и восторг.

Слайд 6

Игра в «сороку- ворону», кроме того, что призвана развивать мелкую моторику рук ребенка, несет простейший нравственный урок. Играя с ребенком, бабушка или мама учат его работать – игрушки за собой убирать, одежду на место класть. Так происходит постепенное приучение к труду. Мораль: получил больше тот, кто трудился – воду носил, дрова колол, а кто ничего не делал, тот ничего и не получил: Этому дала – он воду носил. Этому дала – он баньку топил, Этому дала – он дрова колол, Этому не дала – он воду не носил, Дрова не колол, Баньку не топил. А чтобы дать ребенку разрядку, развеселить его, идет в ход концовка: Здесь тепленько, Здесь холодненько, А здесь ключики, Ключики кипят!

Слайд 7

Дети растут, и на смену потешкам приходят прибаутки – смешные короткие рассказы, чаще всего в стихотворной форме, или смешные рифмованные выражения, придающие речи юмористический оттенок. Прибаутками также потешают, развлекают детей, но от потешек их отличает то, что они не сопровождаются определенными игровыми действиями. Потешки, подготовив ребенка к игре, дали ему необходимый запас слов, чтобы узнавать многие предметы и явления окружающего мира. Так заканчивается колыбельный период. Прибаутки же развивают богатое воображение детей, в них много фантастики, они схожи со сказкой, так как птицы, насекомые и звери наделены человеческими качествами, ворон играет на трубе, таракан колет дрова, кошка шьёт ширинку (полотенце), коза собирает орехи, утка играет на дудке и т.п. Среди прибауток есть и короткие песенки, которые используют обычно как похвалу ребенку, возможность поставить его в пример: Наша доченька в дому Что оладушек в меду Что оладушек в меду, Сладко яблочко в саду. Такие хвалебные песенки имеют большое воспитательное значение: они заставляют детей обратить на себя внимание и поступать таким образом, чтобы оправдать добрые слова.

Слайд 8

Различают прибаутки- шутки, схожие с колыбельными песнями, в которых действуют насекомые, птицы, животные, выполняющие человеческие дела. Они ненавязчиво внушают ребенку мысль о необходимости трудиться членам всей семьи, чтобы жить в достатке: Кошка в лукошке Рубашки шьет. У нашей кошки Три сдобные лепешки. А кот на печи Сухари толкет. А у нашего кота Три погреба молока. Прибаутки также учат строить диалогическую речь. Наиболее же поучительны занимательные прибаутки- притчи, высмеивающие лодырей, глупых, нерасторопных, людей. К примеру: – Федул, а Федул, Чего губы надул? – Кафтан прожег. Зачинить можно? Да иглы нет. А велика ли дыра? – Один ворот остался!

Слайд 9

Тем детям, что вечно торопятся, делают все кое- как, наспех, часто приговаривают: Сбил, сколотил Вот колесо. Сел да поехал Ах, хорошо! Оглянулся назад Одни спицы лежат! Потешки, пестушки и прибаутки могут служить не только как средство развлечения малыша, пестушки помогают стимулировать физическое развитие, потешки – развить мелкую моторику. Прибаутки хорошо организованы, они легко запоминаются, так как сложены в рифму, содержат много повторов, интересных сравнений. Подобно другим жанрам детского творчества, пестушки, потешки и прибаутки выполняют важную педагогическую функцию: они несут обширную сумму знаний, помогают разобраться в окружающем мире, подготавливают ребенка к восприятию более сложных средств народного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей"

Большую роль в формировании экологического сознания у детей играют средства народной педагогики....

Народные игры как средство воспитания детей младшего дошкольного возраста.

В век современных технологий и прогресса, начинают забываться народные традиции. Дети, к сожалению, отдают свое предпочтение компьютерным играм, планшету, телевизору. Родители, тем временем, восхищают...

Народная культура как средство воспитания детей.

В старшем дошкольном возрасте это частушки. Этот жанр очень любим детьми. Через частушку дети учатся понимать шутку, юмор. Исполнение часто сопровождается игрой на народных инструментах: трещотках, ло...

«Русские народные сказки как средство воспитания детей младшего возраста»

laquo;Русские народные сказки как средство воспитания детей младшего возраста»...

Народная педагогика в физическом воспитании детей

Консультация для педагогов "Народная педагогика в физическом воспитании детей"...

"Русские народные игры, как средство воспитания детей дошкольного возраста"

quot;Русские народные игры, как средство воспитания детей дошкольного возраста"...

Консультация: "Русские народные игры, как средство воспитания детей дошкольного возраста"

Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.Взрослые ведут ребенка по п...