Консультация для воспитателей "Проектирование и организация предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию в соответствии с ФГОС»
план-конспект занятия

Железнякова Светлана Сергеевна

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы. Поэтому важным направлением работы дошкольных организаций является экологическое воспитание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

"Проектирование и организация предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию

в соответствии с ФГОС»

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы. Поэтому важным направлением работы дошкольных организаций является экологическое воспитание.

Задачи экологического воспитания:

- Учить детей замечать изменения, происходящие в природе и устанавливать причинно - следственные связи;

- Развивать такие качества, как любознательность, наблюдательность, чувства прекрасного;

- Воспитывать бережное отношение к природе, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожение насекомых, животных и птиц;

- Воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.

Сам воспитатель должен быть носителем экологической культуры и своим поведением создавать образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрировать необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

Важно научить ребенка сопереживать. Для этого взрослый старается быть для детей примером эмоционально позитивного отношения к природе (ах, какой красивый мотылек, а как пахнет этот цветок, какая красота вокруг и т.д.).

Большое значение для организации в дошкольном учреждении работы по экологическому воспитанию имеет создание развивающей экологической среды, необходимой для воспитания детей.

Основной частью экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение за практической деятельностью по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.

Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача – расширить и дополнить те впечатления, которые получает ребенок от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях.

Педагогами должна быть создана своеобразная предметно-развивающая экологическая среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

 Модель экологической предметно-развивающей среды должна включать в себя следующие компоненты: уголок природы, уголок по экспериментированию, центр дидактической игры, уголок книги, наглядный и демонстрационный материал, оформление группового пространства, уголок по театрализованной деятельности, групповой участок, клумбы и огород.

Рассмотрим все компоненты более подробно.

 Уголок природы включает в себя следующие составляющие: комнатные растения, природный материал, в том числе коллекция разных семян и камней, календарь наблюдений, оборудование для трудовой деятельности, мини-огород.  Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную их деятельность на протяжении всего года. Работа с календарем, уход за растениями уголка природы, наблюдения за посадками — это все компоненты методики экологического воспитания.

 Уголок по экспериментированию включает в себя картотеку опытов для детей и оборудование для опытнической деятельности. Опытно – экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.

В центре дидактической игры собраны различные игры природоведческого содержания, такие, как «Деревья», «Домашние животные», «Паровозик для зверят», «Кто где живёт», «Разрезные картинки», «Времена года», «Зоолото» и другие.

 В уголке книги подобраны различные произведения познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, разнообразием растений, овощей и фруктов и т. д.

 Большое значение как познавательном развитии, так и в экологическом воспитании дошкольников имеет наглядный и демонстрационный материал. Это может быть: игрушки-модели представителей животного мира, муляжи овощей и фруктов, серию предметных и сюжетных картинок, различные альбомы («Весна-красна», «Лето, ах, лето…», «Вот и осень…», «Домашние животные и птицы», «Будь природе другом!», «Экологический альбом» и другие), дидактические карточки «Правила поведения в природе», графические модели и пособия (панно «Лес», макеты «На бабушкином дворе», «Морские обитатели», книга «Круглый год»).

В театральном уголке подобраны различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов) и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр-инсценировок, способствующих познавательному и эколого-эстетическому развитию детей, формированию их нравственных качеств.

 В заключение хотелось бы сказать следующее. Необходим творческий подход к обучению и воспитанию детей в данном направлении, поиск и внедрение новых технологий всего учебно-воспитательного процесса. Каждый ребёнок индивидуален и уникален и наша задача сохранять и развивать эту индивидуальность и создавать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС"

Развивающая предметно-пространственная среда должна: 1)обеспечивать реализацию различных образовательных программ;в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия...

Презентация к выступлению на районном семинаре по теме "Построение предметно - пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО", 07 ноября 2014 года

Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять и взрастить  в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданно...

Презентация к выступлению на районном семинаре по теме "Построение предметно - пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО", 07 ноября 2014 года

Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять и взрастить  в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданно...

Презентация "Предметно- пространственная развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС"

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством . Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возраст...

" Организация предметно - пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО" 2014\ 2015 г.

Выступление на районной августовской конференции педагогических работников по теме:  " Организация  предметно - пространственной  развивающей  среды  в ДОУ    в...