Мастер-класс для педагогов ДОУ: «Нейрокоррекционные технологии в работе педагогов ДОУ в контексте развития ребенка с ОВЗ»
материал

Ситникова Елена Викторовна

Цель мастер-класса:

Повышение уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических технологий, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.

 

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с использованием нейропсихологических технологий, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников.

2. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologiya.docx39.28 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ:

«Нейрокоррекционные технологии в работе педагогов ДОУ                                  в контексте развития ребенка с ОВЗ»

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,

 а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Иван Петрович Павлов

Цель мастер-класса:

Повышение уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических технологий, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с использованием нейропсихологических технологий, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников.

2. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Ход мастер – класса

Слайд 1

Многие современные дети с самых ранних лет отличаются недостаточностью двигательных координаций. Уже в младенчестве у них наблюдаются различные задержки и искажения психомоторного развития. Они не вовремя (по сравнению со сверстниками) садятся или встают; ползают спиной и бегают на носочках. Часто — пропускают какой-то этап сенсомоторного развития (например, этап ползанья). Обращает на себя внимание их неловкость, неуклюжесть; постоянные спотыкания и «травмы» на ровном месте. Такие дети не замечают и задевают углы и предметы, долго не могут овладеть элементарными навыками (держать игрушку, ложку, карандаш, манипулировать со шнурками и пуговицами). Долго остаются недоступными раскрашивание, рисование, использование ножниц. Часто родители и педагоги замечают, что при любом занятии ребенок напрягается всем телом и совершает много ненужных движений. Как правило, при этом «глаза смотрят в одну сторону, руки — в другую, а ноги — в третью».

У данной категории детей, наряду с проблемой координации, общей и мелкой моторикой, восприятием, вниманием, памятью есть речевые нарушения.

Речь, являясь высшей психической функцией, инструментом мышления и основным средством общения, она тесно связана с другими психическими функциями.

Этим детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции. Так как их внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть.

Сейчас появляется много современных прогрессивных методик в системе образования. Жизнь совершенствуется. И нам нужно идти в ногу с современными практиками и результатами научных исследований. Мы просто не имеем права в условиях нашего сада работать по-другому.

Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейропсихологических технологий.

Почему именно нейропсихология?

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Слайд 2

Всем нам хорошо известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Для детей с нарушениями речи характерно выраженное нарушением межполушарного взаимодействия.

Изучив, работы нейропсихологов, я изменила свой подход к коррекционной работе. Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения.

Чтобы его обеспечить, достаточно использовать ежедневно ряд психотехник, которые могут с большой пользой применяться в ДОО и в повседневной жизни вообще.

Слайд 3

Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга.

Очень долго ученые были убеждены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз. Однако, в последние десятилетия они пришли к выводу, что мозжечок – ключ практически ко всему! В том числе и к интеллектуальному, речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка.

Слайд 4

Мозжечок – это самый быстродействующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию,  поступающую из других частей мозга и определяет скорость работы всего головного мозга в целом.

Слайд 5

Мозжечок-это часть головного мозга, которая даёт возможность ребёнку учиться новым движениям, а затем вспоминать их и воспроизводить. Когда малыш начинает активно двигаться, именно мозжечок помогает ему сначала переворачиваться, потом ползать, а затем ходить. Именно мозжечок помогает ребёнку развивать координацию.

Слайд 6

Мозжечок имеет множественные связи со всеми отделами мозга и принимает участие в переработке  всей информации, идущей от них,  и задает темп работы всего мозга. Чем лучше будет работать мозжечок, тем быстрее ребёнок будет осваивать новые знания.

Поэтому необходимо развивать и тренировать мозжечок, т.е. стимулировать.

Слайд 7

Стимулируя работу мозжечка, мы можем восстановить функции тех отделов мозга, которые у ребёнка "притормаживали", вследствие чего у него наблюдались те или иные отставания в развитии.

Слайд 8

Виды балансиров

  • Доска совы - изогнутая панель из дерева ( подходит детям с 1 года)
  • Титер поппер – балансир с присосками на дне издающими звуки при движении (подходит детям старше 2-х лет)
  • Баланскейт- пластиковый тренажер с колесиками и ручками по бокам (с 4х лет)
  • Балибо – тренажер имеет вид тазика-качалку (с 2х лет)
  • Островки- платформы с ребристой структурой для устойчивости  и для профилактики плоскостопия
  • Лабиринт- поверхность с встроенным в лабиринт шариком ( с 4х лет)
  • Педало – «ходячие велосипеды» ( с 4-х лет)
  • Доска Бильгоу – на  поверхности доски специальные разметки, угол наклона платформы регулируются рокерами радиусом от 5 до 50 градусов
  • Балансировочные дорожки для эстафет и массовых занятий лечебной физкультурой
  • Спунер, индоборт,воблборт и др.

Слайд 9

Балансировочная доска.

В основе программы мозжечковой стимуляции лежит система тренировок на балансировочной доске.  Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру.

Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания педагога, одновременно пытаясь удержать равновесие.

Например, ребенок, удерживая равновесие на балансировочной доске, перебрасывается с педагогом небольшим мячом и называет при этом буквы алфавита, домашних или диких животных и т.д. Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.

 В ходе занятий повышается пластичность мозга, появляется возможность заполнить пробелы и восполнить недостатки функциональности базовых структур головного мозга. Улучшается успеваемость, навыки социальной адаптации, взаимоотношения в семье, стабилизируется психоэмоциональное состояние, ребенок обретает хорошую физическую форму, исправляется его осанка, заметно улучшается координация движений.

Для стимулирования работы мозжечковой функции также активно используется  нейроскакалка.

Слайд 10

Балансир Восьмерка

Нейротренажер широко используется логопедами, дефектологами и нейропсихологами для развития моторики, координации, пространственного восприятия  и способности удерживать внимание продолжительное время, а также межполушарного взаимодействия. В процессе регулярных занятий укрепляются межполушарные связи, и улучшается техника чтения. Игра на тренажере требует повышенной зрительной концентрации, прикладывания усилий для того, чтобы шарик двигался по траектории, не останавливаясь и не падая. Таким образом, за счет фокусирования внимания у ребенка развиваются наружные глазные мышцы и произвольное движение глаз, что позволяет ему при чтении сосредотачиваться на тексте и улучшать построчное слежение. Играть можно стоя на балансире и сохраняя при этом равновесие, также сидя опустив тренажер на колени или вытянув руки вперед.

Слайд 11

Нейроскакалка.

Нейроскакалка — это отличный тренажер для детей.  В отличие от простой скакалки, ее не нужно держать руками, так как есть специальное кольцо с мягкой поролоновой накладкой, которое одевается на одну ногу. Сначала пластиковый обруч (кольцо) застегивается вокруг щиколотки, затем, чтобы скакалка вращалась, ее нужно оттолкнуть рукой или свободной ногой, а потом начать прыгать, перескакивая второй ногой через крутящуюся палку с роликом (колесиком), который  при вращении  начинает светиться разными огоньками. Одна нога должна вращать скакалку, а вторая – перепрыгивать через нее.

Слайд 12

       Нейромячики.

  • 🔥🔥Как известно, наш мозг очень ленив и не хочет тратить энергию и напрягаться зря, всегда ищет более легкие пути.
  • Для того чтобы стимулировать его работу, часто достаточно не сложных, на первый взгляд упражнений.
  • Упражнения с использованием крупной и мелкой моторики сами по себе благотворно влияют на мозг, а когда подключается еще и вестибулярная система, мозжечковая стимуляция и схема тела – результат очевиден!
  •  Хочу представить вашему вниманию Нейромячики.
  • В ЧЁМ ИХ ОСОБЕННОСТЬ? 🎾идеального размера для ладошки, как детской, так и взрослой 🎾немного шероховатые, бархатистые, чтобы быть одновременно очень приятными тактильно и абсолютно не скользить в ладошке 🎾невероятно прыгучие, поначалу потребуется немало сноровки, чтобы ловить их даже одной рукой и бросать так, чтобы самому же успеть поймать.
  •  В ЧЁМ ИХ ПОЛЬЗА? Эти мячики были разработаны в США, для улучшения зрительно-моторной координации, межполушарного взаимодействия и формирования чувства ритма, их потенциал безграничен! С их помощью улучшается внимательность, усидчивость, крупная и мелкая моторика, раскрепощается кисть (что очень помогает в становлении письма), тренируется зрение, зрительное внимание и фонематический слух (а это неоценимая помощь в чтении), межполушарное взаимодействие (потому как постоянно пересекается срединная линия тела и работают две руки почти всегда одновременно). КАК ИГРАТЬ?
  • 1. Бросать мячики и ловить двумя руками одинаковым захватом
  • 2. Ребенок сам кидает мячик в стену и ловит его. Тоже самое делаем двумя руками.
  • 3. Описываем мячиком треугольник/букву П: перебрасываем мячик из левой руки в правую с ударом об пол, то же самое можно делать на весу или перекладывать мячик из руки в руку за спиной.
  • 4. Отбиваем мячиком ритм (здесь важно выработать свой естественный ритм для произнесения слова и удара мячика) и называем слова (например, для автоматизации звука).
  • 5. Работа в паре: один ребенок называет слово и бросает один мячик или два, второй ловит один мячик или два и при следующем броске называет букву, на которую слово начинается/заканчивается/делит на слоги.

Одним из направлений нейропсихологической коррекции является развитие межполушарных связей.

Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Хочу представить вашему вниманию следующие пособия, которые я использую в своей работе:

Слайд 13

Тренажер межполушарного развития «Лево-право»

Представляет собой деревянный планшет с вкладышами с лабиринтами. В набор входят деревянные стержни и мелки.

  • Кладем одинаковые для двух рук дощечки и СИНХРОННО идем по лабиринту.
  • Особое значение имеют упражнения, в которых используются одновременные РАЗНОТИПНЫЕ движения рук. Они требуют более высокого уровня регуляции и создают при регулярных тренировках принципиально новые нейронные связи. Положите разные дощечки или просто поверните одну на 90 градусов, и вы получите другое по уровню сложности задание.

Слайд 14

Представление альбомов «Развитие межполушарных связей»

и распечаток «Межполушарные связи»

  • Упражнение Музыкально-ритмическое рисование

Слайд 15

Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

Игра предназначена для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста. Состоит из карточек с изображением положения рук или  разных поз. Набор движений, предложенный в игре часто используется в различных программах. И несмотря на простоту является эффективным инструментом работы. В набор входят 2 вида карточек: с изображением только рук и карточки с нарисованными человечками. Основной задачей является повторение изображения. Вариантов игры множество, возможно использование как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Слайд 16

Игра «Повтори»

Слайд 17

Игра «Жесты» (правая и левая рука)

Слайд 18

Нейрокарточки + глаза + ноги

Слайд 19

Альбом «Пальцевой праксис»

Слайд 20

Уважаемые коллеги, сейчас мы будем выполнять комплекс нейродинамической гимнастики, который можно выполнять, как и детям, так и взрослым. Этот комплекс повышает интеллектуальные возможности человека, снимает эмоциональное напряжение и развивает мозг, действует на развитие речи ребенка и взрослого.

Основным требованием к квалифицированному использованию специальных нейропсихологических технологий является точное выполнение движений и приёмов вместе с педагогом, систематически, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.

В своей практике я использую нейропсихологические упражнения, в основном, в индивидуально-подгрупповой работе с детьми. Начинаю знакомство с не сложных упражнений доступных для каждого ребенка, например, «Кулак-ребро-ладонь» 

Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:

а) ладонью правой руки;

б) ладонью левой руки;

в) обеими ладонями одновременно.

При этом меняем темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его. Затем ребенок выполняет упражнение сам.

или «Корова-коза» разучивание начинаем в медленном темпе с ведущей руки, далее переносим на вторую руку. При успешном выполнении просим выполнить упражнение двумя руками одновременно. Далее выполняем усложнённый вариант упражнения «Корова-коза», показывая на левой руке «корову», а на правой «козу», через хлопок животные «перебегают» и «коза» оказывается на левой ручке, а «корова» на правой. (Проиграть сказку)

В одно полушарие мозга поступает одна информация, в другое полушарие другая. И им надо договорится между собой.

"Пальчики шалят"

Ладошки плотно лежат на столе. Начиная с мизинца, поднимаем по одному пальцу:

а) на правой руке;

б) на левой руке;

в) на обеих одновременно.

«Ухо – нос».

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

Музыкально-ритмическая игра «Что манит птицу»

Уважаемые коллеги, надеюсь, вы пополнили свою рабочую копилку новыми упражнениями, которые так же станут для вас любимыми и полезными в работе с детьми дошкольного возраста.

Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, и за работу.

Творческих всем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс для педагогов ДОУ «Игровые технологии в работе с родителями»

Семья и детский сад – два важных института социализации детей....

Мастер – класс для педагогов «Использование технологии мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей»

Цель:ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить ...

Мастер-класс с педагогами «Использование квест — технологии в работе с дошкольниками»

Данный мастер-класс позволит  конкретизировать представления педагогов:1. О принципах организации и содержании квест – игры;2. Предложить практические рекомендации, направлен...

Мастер-класс для педагогов:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Мастер-класс для педагогов:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"...

Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий в работе с молодыми педагогами в ДОУ»

Уважаемые педагоги!  Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по использованию инновационных технологий: теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и детской цифровой лаборатории &quo...

«Нейрокоррекционные технологии в работе педагогов ДОУ в контексте развития ребенка с ОВЗ»

В данной статье раскрыты современные нейрокоррекционные технологии, которые могут применять в с воей работе педагоги дошкольных учреждений....

Мастер – класс для педагогов «Использование технологии мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей»

Ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;повысить профес...