Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" Особенности педагогического руководства театрально - игровой деятельностью. Методическое пособие.
учебно-методический материал

Надь Светлана Анатольевна

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками. Учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей. Наиболее целесообразной формой работы в этом направлении считается театрально-игровая деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 "Журавушка" комбинированного вида города Искитима Новосибирской области

Особенности педагогического руководства

театрально - игровой деятельностью

Методические рекомендации

Искитим

2017

Введение

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками. Учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей. Наиболее целесообразной формой работы в этом направлении считается театрально-игровая деятельность.

Воспитательные возможности театрально-игровой деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрально-игровая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрально-игровая деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность - дружба, доброта, честность, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Виды театрализованных игр

Дошкольники, как правило, бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр:

Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Л.В. Артемова также выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой  или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры - драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений,

 

Основные требования к организации

театрально - игровой деятельности

•Содержательность и разнообразие тематики.

•Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

•Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

•Сотрудничество детей друг с другом  и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

•Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Особенности педагогического руководства

театрально - игровой деятельностью

в первой младшей группе

        В первой младшей группе театрализованная деятельность представляет собой игру с куклой (игрушкой), знакомство с первыми сюжетами, участие в несложных образных импровизациях. В этом возрасте, считают психологи, происходит сдвиг в развитии игровой деятельности. Появляется первые представления о роли, ребёнок осваивает действия, связанные с сюжетом и ролью, - мамы, пациента, врача. Наиболее важным представляется сюжетно-игровое действие с предметом. Для насыщения ребёнка художественными впечатлениями необходимо чаще показывать игровые сюжеты: инсценировки с участием 2-3 персонажей настольного театра, театра мягкой игрушки, на фланелеграфе. Привлекательными для детей становятся игры с любимыми куклами: кукла обедает, даёт концерт, собирается в гости. Педагогическое руководство игрой в данном возрасте заключается в предоставлении большого выбора предметов, образцов сюжетных действий с ними, самих сюжетов. Осознание условной игровой ситуации позволяет ребёнку постепенно проникать в неё, учиться действовать в ней, а со временем и проживать её. Ребёнок 2-3 лет стремится к самостоятельности (самому умываться, одеваться, есть, играть), но постоянное присутствие и поддержка взрослого ему необходимы.

        Применение в работе фольклорного материала позволяет стимулировать эмоциональные проявления детей, расширять их диапазон и силу. Произведения малых фольклорных форм таят в каждой строчке особое настроение, сюжет, требующие от педагога владения техникой ролевого воплощения при помощи движения, интонации, мимики. Образное слово, повторы, привлекательные персонажи, доступные сюжеты   помогают детям адекватно реагировать на подобные произведения.

        Знакомство с миром театра в данном возрасте начинается именно с кукольного, как наиболее близкого детям. Показывая мини-пьески в театре кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию и по возможности через внешние действия героя. Воспитатель должен обращать  на чёткость дикции, на не слишком быстрый темп действий и речи при показе инсценировок, с тем чтобы дети могли следить за действием.

        Уже с первых игр надо учить ребёнка создавать элементарную предметно-пространственную среду; готовить необходимый игровой материал. В действительности место игры оборудует взрослый, но так, чтобы ребёнок принимал в этом непосредственное посильное участие.

        Для развития театрально-игровой деятельности детей данного возраста необходимо расширять детские впечатления помимо театрализованных игр-занятий. Нужно рассказывать о животных, устраивать экскурсии по детскому саду, по территории прилегающих участков для прогулки, для того чтобы питать жизненные впечатления детей. Эти знания пригодятся в игре, расширят детский кругозор, обогатят впечатления. Дети первой младшей группы должны участвовать в общих праздниках детского сада. Для ребят надо выделить особое место в праздничном действии, когда они смогут поучаствовать в игре, спеть песню, потанцевать. Следует отвести в общем представлении театральные сценки, доступные восприятию малышей (игры с Петрушкой, с собачкой), способствующие возникновению положительной эмоциональной реакции.

        Театрализованная игра позволяет малышу вступить с миром в такие взаимоотношения, в которые он не может вступить сам из-за ограничений возраста.

Особенности педагогического руководства

театрально - игровой деятельностью

во второй младшей группе

        Особенность игровой деятельности детей 3-4 лет состоит в том, что в ней выделяется роль и игровые действия, которые наполняются предметным содержанием. Ребёнок использует предметы заместители, речь его становится более развитой, он с удовольствием повторяет новые слова, услышанные от взрослых. Для детей второй младшей группы характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребёнок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Для того чтобы ролевое поведение детей обогащалось, надо давать примеры ролевой игры. Это достигается как при проигрывании ролей детьми, так и при выступлении театра взрослых. Основу для пополнения художественных впечатлений составляет также чтение детской литературы.

        Малыши в этом возрасте любят, когда им читают сказки. Неспешное выразительное чтение сказки взрослым доставляет дошкольникам массу удовольствий, заставляет работать воображение. Дети представляют себе героев, их действия, способны понять взаимоотношения персонажей. Необходимо читать сказки по нескольку раз для того, чтобы дети постепенно усваивали сначала общую канву сюжета, потом более ясно им виделись детали эпизодов, затем чётче обозначались особенности характера героев. В ходе основательного знакомства со сказкой выразительное чтение нужно сочетать с обыгрыванием отдельных эпизодов. Реплики, отдельные диалоги, импровизированные движения – всё это может стать хорошей тренировочной базой для развития игровых умений.

        Дети второй младшей группы способны показать в настольном театре небольшой сюжет. Это могут быть знакомые потешки, песенки, прибаутки. Для развития театрально-игровой деятельности взрослый должен представить довольно обширный материал, чтобы дети могли использовать в своих играх всё новые и новые сюжеты. В самостоятельной игре дети часто с интересом играют в концерт. Они берут своих любимых кукол, сажают на стульчики зрителей-игрушек и начинают выступать: читают за кукол стихи, поют песенки, управляют пляшущими куклами. Это развивает творческие качества детей, способствует развитию воображения, образного мышления. В 3-4 года дети могут сами обустроить место для игры и оснастить её необходимыми атрибутами. Взрослый помогает детям советом, подсказывает, где найти необходимый материал. Малыши охотно используют в игре элементы костюмов, имеющиеся в игровой комнате.

        Накоплению театральных впечатлений способствуют инсценировки, показанные взрослыми или старшими детьми. Большое значение для старших дошкольников имеет участие в спектаклях для малышей. Старшие дети начинают относиться к предстоящему показу более ответственно: внимательно осматривают костюмы, примеряют их, старательно репетируют. После просмотра спектакля проводится беседа, в которой в общих чертах воспитатель узнаёт мнение малышей: понравилось ли выступление, о чём был сюжет и т.д. После некоторого времени (через 2-3 дня) воспитатель в свободном общении с детьми может повторять беседу по просмотренному сюжету, где более подробно расспросит ребят, предложит им самим сыграть.

        Уже в этом возрасте дети получают элементарные сведения, которые помогут разобраться в волшебном мире театра. Малыши узнают о том, что в театре есть сцена, на ней выступают артисты, в зрительном зале места для зрителей, которые должны вести себя по правилам.

        Воспитателю надо помнить о том, что внимание детей в основном непроизвольно в этом возрасте, они могут сосредоточенно заниматься даже самым интересным делом не более  15 минут, поэтому следует правильно рассчитывать возможности детей в управлении собственной активностью.

        Театрализованные игры способствую речевому развитию малышей. Во время совместных игр со взрослым ребёнок слышит много новых слов, ему становятся понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Играя с игрушкой, ребёнок придумывает и проговаривает ситуацию игры, употребляет новые слова. Взрослому необходимо вызвать в ребёнке желание отражать впечатления, полученные во время совместных со взрослым игр, в самостоятельной игре. Надо знать, что, чем ярче показанное представление, тем больше вероятности того, что ребёнок будет отображать его в своих играх.

Особенности педагогического руководства

театрально - игровой деятельностью

в средней  группе

        В 4-5 лет сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизни детей. Ребёнок среднего дошкольного возраста при грамотном педагогическом руководстве вполне овладевает умениями строить замысел, воплощать свои планы в игре, при помощи взрослого и самостоятельно распределять роли, выполнять игровые правила. В этом возрасте детям интересны выступления театра взрослых. Спектакли в исполнении педагогов дарят детям мир волшебных превращений, яркий и незабываемый, так как только взрослые могут достичь подлинно художественного исполнения, а значит, взволновать детские души, донести до каждого зрителя нравственную идею постановки. Дети очень живо реагируют на сюжетные повороты событий, на игру педагогов-актёров, им становятся понятными особенности характеров героев, они любят театр, им доставляет удовольствие смотреть сказку.

        В этом возрасте расширяются рамки знаний о театре как культурном учреждении. Дети знают, что такое внешний вид театра, каково назначение театральных помещений, осведомлены об основных театральных профессиях. Дети с удовольствием участвуют в подготовке к предстоящему спектаклю: старательно рисуют приглашения, участвуют в коллективном оформлении афиши, посильно готовят всё необходимое для театрализованной игры (атрибуты, элементы декораций, костюмы) под руководством чуткого взрослого.

        Для полноценного развития театрально-игровой деятельности детей необходимо обогащать их представления: обсуждать прочитанные книги, проводить интересные беседы по просмотренным спектаклям, насыщать свободную деятельность детей художественными впечатлениями. Беря в работу какой-либо сюжет, воспитатель должен заинтересовать им ребёнка, дать ему возможность путём свободного следования по тексту раскрыть уровень его понимания. Затем, постепенно углубляя представления, вовлекать в игру по ролевому обозначению присущих данному персонажу свойств характера, особенностей поведения, манер, жестов, интонации голоса. При условии систематических занятий театрализованной игрой у детей средней группы появляется возрастающий устойчивый интерес к перевоплощению. Этому способствует приобретённые ребёнком навыки и умения: воспринимать художественный образ, видеть его развитие, взаимодействовать с другими детьми. Дети в этом возрасте любят играть главные роли. Для того чтобы не возникло споров, следует определённым образом выстраивать работу над сюжетом. Можно  выбрать несколько исполнителей одной роли, которые будут играть по ходу сказки. Так, может быть два колобка, две мышки – этот приём очень удобен для длинных сказок. Короткие сюжеты могут обыгрываться по несколько раз для того, чтобы все дети переиграли его, причём в разных ролях. Разумеется, это делается на протяжении определённого времени.

        Большое место в театрализованной игре детей среднего дошкольного возраста имеет музыка. Музыкальные образы несут в себе определённый ритм, ладовую окраску, что воздействует на ребёнка, направляет его чувства, мысли, побуждает к соответствующим движениям. Педагог должен в своей  работе идти не только от драматического образа, но и от музыкального: снежинки могут двигаться стремительно или плавно, колобок бежать подпрыгивая или катиться ровно – всё это подскажет музыка. Кроме того, это поможет развивать музыкальные способности детей. Музыкальность – это качество, которое необходимо ребёнку, так как оно даёт малышу возможность правильно слышать высоту звучания интонации, чувствовать её ритмические особенности, понимать общее настроение игровой ситуации. Всё это необходимо ребёнку для освоения художественного образа.

        В начале года педагог берёт для совместных игр с детьми более простые игры и сюжеты, к концу года они усложняются. Но, главное, усложняется ролевое поведение ребёнка в игре, оно становится более продолжительным, выразительным, осознанным. Дети сознательно пользуются атрибутами, уделяют достаточное время для их обдумывания и создания. Педагог должен отслеживать количество и качество проигрываемых ролей ребёнком, поощрять каждое выступление в роли, анализировать игру. Следует привлекать к игре детей, которые пока пассивно участвуют в игровой ситуации, использовать малейшее их желание, стремление к общему действию. Для раскрепощения детей чаще применять общие игры, в которых нет индивидуальных ролей или они очень малы. Это даст ребёнку возможность, с одной стороны, ощутить себя в роли и с другой – не находиться в стрессовой ситуации. В работе следует использовать достаточное количество  игр-импровизаций для того, чтобы не шаблонизировать сознание детей, а стимулировать, развивать творческие проявления дошкольников. Творчество в игре у детей проявляется в оформлении места для игры, и в придумывании и воплощении ролей, и в общем участии в игровой ситуации, где каждый ребёнок мыслит и действует по-своему.

Заключение

Известный композитор Д. Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

Театрально-игровая деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы, ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Занимаясь театрально-игровой деятельностью с дошкольниками, педагог может:

- создать условия для развития творческой активности детей в театрально-игровой деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

- обеспечить взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

-создать условия для совместной театрально-игровой деятельности детей и взрослых.

Литература

1. Бизикова, О. Игра как фактор развития диалога [Текст] / О. Бизикова // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 5. – С. 9 – 19.

2. Большева, Т. В. Учимся  по сказке.  Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] : учебно-методическое пособие / Т. В. Большева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 144 с. – (Библиотека программы «Детство»).

3. Ботнарь,  В. Д. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов [Текст]  / В. Д. Ботнарь,  Э. К.  Суслова // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 3. – С.25-28.

4. Заика, Е. В. Комплекс игр для развития воображения [Текст] /  Е. В. Заика // Вопросы психологии. – 1993. - № 2. – С. 54 – 60.

5. Зверева,  О. Л. Игра-драматизация [Текст] / О. Л. Зверева // Воспитание детей в игре. - М., 1994. – С.37 - 45.

6. Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников [Текст] / И. Зимина // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 1. – С. 18 – 29;  № 5. – С. 28 – 36.

7. Иванова, Е. Ю. Игры [Текст] / Е. Ю. Иванова // 100 игр, сценариев и праздников в детском саду и в начальной школе  / Е. Ю. Иванова. – М. : Астрель,  Киров : ГИППВ, 2001. – С. 4 – 147.

8. Рылеева, Е. В.  Вместе веселее!.. [Текст] : игры и рабочие материалы к оригинальной авторской программе развития самосознания в речевой активности дошкольников «Открой себя» / Е. В. Рылеева. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. – 144 с.

9. Эльконин,  Д. Б. Психология игры  [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Владос, 1999. - 360 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация педагогического опыта по теме " ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА"

Это презентация, которую я создала и представила на конкурс: Педагогическое мастерство-2015. Я представила в ней актуальность данной темы, цель, задачи, принципы, методы и приёмы, сотрудничество с род...

Педагогическое руководство детской игровой деятельностью

Методическое пособие для сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»...

Опыт работы по театрально - игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Театральное пособие "От потешек к Пушкинскому балу".

Разработанное мною методическое пособие "От потешек к Пушкинскому балу" посвящено актуальной проблеме дошкольного образования - развитию  творческого потенциала дошкольников средствами ...

Пособие для театрально-игровой деятельности "Сказка за сказкой"

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.Используя театрализованную деяте...

Конспект педагогического совета "Организация игровой деятельности дошкольников и руководство ею"

Конспект педагогического совета "Организация игровой деятельности дошкольников и руководство ею"...

Педагогическая мастерская "Театрально-игровая деятельность в ДОУ".

В настоящее время стала актуальна проблема формирования образной речи детей дошкольного возраста. Речь изобилует сорными, иногда бранными словами. Чтобы сформировать речевую культуру у ребенка, сущест...