Планирование кружковой деятельности по развитию сенсорных эталонов у детей во второй группе раннего возраста "Мир сенсорики".
рабочая программа

Винс Марина Владимировна

Планирование кружковой деятельности по развитию сенсорных эталонов у детей во второй группе раннего возраста  "Мир сенсорики".

Задачи обучения:

1. Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.

 

2. Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.

 

3. Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.

 

4. Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».

 

5. Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.

 

6. Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.

 

7. Дать представления о чередовании предметов по форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_sensorike_2018-2019ggg_vins.docx884 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование кружковой деятельности

по развитию сенсорных эталонов

у детей во второй группе раннего возраста

"Мир сенсорики".












Разработала: воспитатель Винс М.В. на 2018 - 2019 учебный год

Пояснительная записка

   

      Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.

          Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

          Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности

.

             Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.  Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.

         Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я сделала вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.Тихеева, Л.А.Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

       Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов  теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого – педагогических исследований.

Возрастные особенности детей

Уже с момента рождения ребенок различает некоторые внешние воздействия. Он отличает свет от темноты, звук от тишины, чувствует прикосновение, запах и многое другое.

Однако деятельность органов чувств у него ещё не совершенна, и развитие их требует определённых условий. Особое значение для дальнейшего развития ребёнка имеет деятельность органов зрения и слуха.

На третьем году жизни происходит постепенное накопление ребёнком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями. Если в раннем возрасте основной деятельностью, оказывающей влияние на развитие восприятия, является предметная, то к началу дошкольного возраста предметная деятельность теряет свой самодовлеющий характер, включаясь в выполнение игровой, продуктивной, трудовой. Наибольшее значение для сенсорного развития приобретает при этом продуктивная деятельность - аппликация, лепка, рисование, конструирование. Сенсорное развитие детей третьего года жизни тесно связано с продуктивной деятельностью.

Для детей третьего года жизни уже доступно выполнение элементарных продуктивных действий (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Основную трудность составляет необходимость учёта свойств отображаемых вещей и используемого материала. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

Цель:

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста, мелкой моторики

Задачи обучения:

1. Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.

2. Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.

3. Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.

4. Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».

5. Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.

6. Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.

7. Дать представления о чередовании предметов по форме.

Методы:

- игровой метод (дидактические игры) .

-наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов) .

- практический – показ способов действия с предметами, эксперемент.


Формы организации:

- Групповая

- Подгрупповая

- Индивидуальная


Ожидаемый результат:

1. Различать и называть основные цвета

2. Использовать сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).

3. Собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины

4. Сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине

5. Составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков

6. Различать и называть некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).

7. Ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)

8. Начинать  на ощупь различать качество предметов и их называть.


Работа с родителями.

1.​ Консультации на темы:

​ «Развитие сенсорных способностей детей »;

​ «Роль дидактических игр по сенсорике на умственное развитие детей»;

​ «Дидактические игры по сенсорике».

2.​  Выставка дидактического материала.

3.​ Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка .


Продолжительность реализации программы:

Занятия проводятся по 8 -10  минут, 1 раз в неделю.


Перспективное планирование кружковой деятельности


Месяц

Занятие

Цель

Оборудование, материалы

Сентябрь

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

Игрушки  и игры с уголка сенсорики

Октябрь

1. «В гостях у Осени»

 Закрепить основные цвета спектра, название геометрических фигур;

​ развивать действия соотношения геометрических фигур с эталоном;

​ закрепить название овощей и фруктов;

Геометрические фигуры, овощи, фрукты.

2.«Гусеничка крупеничка»

Развивать тактильные ощущения у детей.

развивать мелкую моторику рук.

Крупа

3. «Шнуровка»

Развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

Дидактическая игра “Шнуровка”

4.«Сортировка».

Развивать у детей стереогностическое восприятие в связи с визуальными представлениями.

Шары разного цвета.

НОЯБРЬ

1.«Подбери чашку к блюдцу»

Учить сопоставлять и сравнивать предметы по цвету, форме и размеру.

Дидактическая игра «Подбери чашку к блюдцу»

2.«Пересыпание ложкой».

Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность.

Горох, ложки, глубокие емкости.

3. «В гостях у маленького и большого зайца с морковкой»

Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.

Игрушечные зайцы и морковка разных размеров.

4.«Огоньки ночью».

Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом примакивания.

Бумага черного цвета, гуашь желтого цвета, кисти, баночки с водой.

ДБЕКАРЬ

1.«Разложи фигуры по местам»

Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

Геометрические фигуры

2.«Разноцветные шарики»

Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета.

Шарики основных цветов.

3.«Ёлка в гости к нам пришла»

Учить детей рисовать пальцами, используя гуашь определенного цвета.

Продолжать совершенствовать умение детей водить хоровод.

Гуашь, китсть, бумага

4.Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Бельевые прищепки.

Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.

ЯНВАРЬ

1.«Счетные палочки».

Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки.

Счетные палочки.

2. «Кто скорее соберет игрушки».


Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет.

Дидактическая игра «Игрушки».

3. «Золушка».

Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук.

Фасоль, горох и др.,тарелочки.

ФЕВРАЛЬ

1.«Воздушные шары».

Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

Дидактическая игра «Воздушные шары»

2.“Пальчиковый сухой бассейн”

Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Развивать у детей мелкую моторику рук.

3.”Игры с прищепками”

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Бельевые прищепки.

Силуэты: дерева и т.д.

4. «Поможем зайке разложить игрушки».

Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.

Игрушки: зайцы, сенсорный куб с

геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, овал.

МАРТ

1. «Ткани».


Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей.

Пары одинаковых на ощупь тканей.

2. «Строим башню».

Обучение соотнесению по величине четырех предметов.

Строительный материал: кубики.


3. «Что лежит в мешочке?».



Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».


4.«Подбери петушку перышко»



Учить различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы.


Дидактическая игра «Подбери петушку перышко».

АПРЕЛЬ

1. «Сделаем куклам бусы».

Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

Шнурки или веревочки, разноцветные бусины по количеству детей.

2. «Спрячь зайца от лисы».

Закреплять у детей представления о шести цветах.

Дидактическая игра «Спрячь зайца от лисы».

3. Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу.

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Счетные палочки основных цветов, образцы предметов.

4. «Найди заплатку».

Учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.

Дидактическая игра “Найди заплатку”

Май

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. Игрушки  и игры с уголка сенсорики.


Литература:

Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012

Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.

Интернет ресурсы.

Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.

Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.

Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.

Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.

Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:

Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:

Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.

Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.

Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М

В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори. – М.:

































По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Система работы с детьми раннего возраста по формированию сенсорных эталонов». Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста

Мастер класс по теме: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе с использованием фольклора».Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, педагогич...

Программа по развитию сенсорных эталонов у детей во второй группе раннего возраста "Мир сенсорики".

Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования воспри...

Опыт работы по развитию сенсорных эталонов у детей во второй группы раннего возраста

Именно в детстве закладываются основы личностной культуры человека. Дети учатся ориентироваться в природе, предметах, которые создает человек, явлениях собственной жизни и деятельности. Они накапливаю...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи "Сказки о лисе" во второй группе раннего возраста

Конспект образовательной деятельности по развитию речи "Сказки о лисе" во второй группе раннего возраста...

Проект по сенсорному развитию во второй группе раннего возраста "Мир сенсорики".

Проект по сенсорному развитию во второй группе раннего возраста "Мир сенсорики".Тип проекта: познавательно–игровойПо количеству участников: групповойПродолжительность: ноябрь 2018 г. ...

Конспект организованной образовательной деятельности «Физическое развитие» на тему: «Путешествие к зверятам» (вторая группа раннего возраста)

Цель: развивать физическую активность детей.Образовательные задачи: упражнять детей в ползании, хождении по кругу на полной стопе, на носках и на пятках.Развивающие задачи: развивать координацию ...