Опыт работы по развитию сенсорных эталонов у детей во второй группы раннего возраста
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Петрова Анастасия Дмитриевна

Именно в детстве закладываются основы личностной культуры человека. Дети учатся ориентироваться в природе, предметах, которые создает человек, явлениях собственной жизни и деятельности. Они накапливают эмоциональные впечатления, которые на всю жизнь останутся в памяти ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_1.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад №18»

Опыт работы                                                      по развитию сенсорных эталонов                          у детей во второй группы раннего возраста

Выполнила:

Воспитатель Петрова Анастасия Дмитриевна 

Город Кириши

Ленинградская область

2017 год

Пояснительная записка

Актуальность 

        Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».

        В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.

      Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.

          Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.  Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка.

Цель:

Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств.

Задачи:

  • Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
  • Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
  • Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
  • Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
  • Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
  • Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
  • Дать представления о чередовании предметов по форме.

Направления   работы:

Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.

Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.

Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.

Объект: Дети 2-3 лет.

Предмет: Формирование сенсорных эталонов

Методы:

  • Игровой метод (дидактические игры).
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
  • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

  • групповая;
  • подгрупповая;
  • индивидуальная.

Организация непосредственной образовательной деятельности:

Работа по развитию сенсорных эталонов у детей во второй группы раннего возраста рассчитана на совместную образовательную деятельность детей и педагога во вторую половину дня. Проводиться в течение 1 учебного года. Деятельность носит развивающий творческий характер и, как правило, проходит в игровой форме.

Результативность освоения материала отслеживается в начале и в конце работы в ходе диагностики.  Все результаты заносятся в сводную таблицу. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала.

Методика для диагностики результативности:

Диагностика нервно- психического развития детей первых трех лет жизни Волосовой Е.Б.

Предполагаемый результат:

  • Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
  • Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
  • Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
  • Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
  • Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

Диагностика

 нервно- психического развития детей первых трех лет жизни Волосовой Е.Б.

Констатирующий эксперимент в нашем исследовании состоял из 6 заданий, составленных на основании показателей познавательного развития, предложенных Е.Б. Волосовой.

При составлении этих показателей автор книги "Развитие ребёнка раннего возраста" Е. Волосова использовала собственные научно-методические исследования, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы "Диагностика нервно-психического развития детей первых трёх жизни" и программы развития ребёнка – дошкольника центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца. Поэтому данному изданию можно доверять.

Опираясь на основные показатели, мы подобрали ряд игр для определения уровня развития сенсорного восприятия.

1.   Для называния цвета – игра "Назови какого цвета"

2.   Для различения цвета – игра "Найди такой же"

3.   Для восприятия объёмных фигур "Занимательная коробка"

4.   Для восприятия плоских геометрических фигур – игра "Разложи фигуры"

5.   Для называния размера – игра "Большой и маленький"

6.   Для учёта величины – игра "Сложи пирамидку"

Задание первое: "Назови какого цвета"

Цель: выявить уровень овладения называнием четырёх основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий).

Материал: набор игрушек с соответствующей окраской.

Проведение: педагог показывает игрушку и спрашивает: "Скажи, какого она цвета?". Задание выявляет правильность называния ребёнком четырёх основных цветов.

Задание второе: "Найди такой же"

Цель: выявление степени ориентировки ребёнка в семи цветах спектра, нахождения по образцу, по просьбе взрослого.

Материал: кубики, окрашенные в семь цветов спектра.

Проведение: педагог предлагает ребёнку построить башню из кубиков. Он берёт один кубик определённого цвета и предлагает ребёнку найти такой же. Ребёнок из множества кубиков должен найти и дать педагогу кубик заданного цвета.

В процессе игры выявляется понимание и ориентировка ребёнка в семи цветах спектра.

Задание третье: игра с "Занимательной коробкой"

Цель: выявление ориентировки ребёнка в конфигурации объёмных геометрических фигур (подбор к соответствующим по форме отверстиям).

Материал: коробка с отверстиями и набор объёмных геометрических фигур.

Проведение: педагог обращает внимание ребёнка на коробку и говорит: "Посмотри, какой у меня есть домик. В нём живут разные фигурки, вот они вышли погулять" (высыпает фигуры из коробки и закрывает крышку). Ребёнку предоставляется возможность потрогать фигуры руками, посмотреть на них. Затем педагог предлагает вернуть фигурки в домик, и обращает внимание на то, что у каждой фигуры своя дверь и что в домик он может попасть только через свою дверь.

В процессе игры выявляется умение ребёнка ориентироваться в конфигурации объёмных фигур.

Задание четвёртое: игра "Разложи фигуры"

Цель: определение умений ребёнка подбирать плоские геометрические фигуры по образцу.

Материал: набор плоских геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), листы с изображением этих фигур – "домики".

Проведение: педагог предлагает ребёнку разложить фигуры по своим "домикам".

Задание пятое: игра "Большой и маленький"

Цель: выявление умений ребёнка находить и называть большой, маленький предмет.

Материал: парные картинки с изображением одного предмета, но разные по величине, 2 коробки: большая и маленькая.

Проведение: педагог предлагает разложить картинки по коробкам, при этом задаёт ребёнку вопрос о величине предмета.

Задание шестое: игра "Сложи пирамидку"

Цель: определение умения ребёнка собирать пирамидку из 4-5 колец по рисунку (по убыванию размера).

Материал: карточка, поделённая пополам, в одном конце образец пирамидки, другая сторона пустая. Кольца такие же как на образце.

Проведение: педагог показывает ребёнку карточку, рассматривает пирамидку и предлагает на пустой стороне выложить такую же.

В процессе выполнения определяется умение ребёнка выкладывать по образцу с учётом убывания размера.

Оценка достижений:

Высокий уровень - 3 балла - ребенок сразу начал сотрудничать с взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.

Средний уровень - 2 балла - ребёнок начал сотрудничать с взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания.

Низкий уровень - 1 балл - ребенок не сотрудничает с взрослым и ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели.

уровни

называния цвета

различения цвета

восприятия объёмных фигур

восприятия плоских геометрических фигур

называния размера

учёта величины

Н. Г.

К.Г.

Н. Г.

К.Г.

Н. Г.

К.Г.

Н. Г.

К.Г.

Н. Г.

К.Г.

Н. Г.

К.Г.

Высокий

0%

30%

0%

35%

0%

20%

0%

35%

0%

20%

0%

30%

Средний

25%

60%

30%

55%

20%

65%

25%

55%

30%

65%

20%

60%

Низкий

75%

10%

70%

10%

80%

15%

75%

10%

70%

15%

80%

10%

Литература:

  1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Интернет ресурсы.
  4. Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
  5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
  7. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
  8. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:
  9. Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
  10. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
  11. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
  12. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера,  2008. – 96 с.
  13. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М
  14. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори. – М.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию сенсорных эталонов у детей во второй группе раннего возраста "Мир сенсорики".

Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования воспри...

Аналитическая справка по результатам мониторинга индивидуального развития детей во второй группе раннего возраста

Цель мониторинга: выявление индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка и определение при необходимости индивидуального маршрута образовательной для максимального раскрытия потенциала детской...

Проект по сенсомоторному развитию детей во второй группе раннего возраста «Умелые ручки»

Паспорт проектаЦель: Развитие сенсорного восприятия, общей и мелкой моторики рук. Развитие речи.Задачи:- развивать общую координацию движений;- развивать координированные...

Конспект занятия по сенсорному развитию детей во второй группе раннего возраста: «Снесла курочка яичко».

Мокосеева Лилия Анатольевнавоспитатель высшей квалификационной категорииМБДОУ«Теремок» Конспект занятия по сенсорному развитию детей во второй группе раннего возраста:«Снесла ку...

Отчёт по самообразованию "Развитие сенсорных способностей детей 2-й группы раннего возраста"

   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение              «Детский сад комбинированного вида № 218&raq...

Планирование кружковой деятельности по развитию сенсорных эталонов у детей во второй группе раннего возраста "Мир сенсорики".

Планирование кружковой деятельности по развитию сенсорных эталонов у детей во второй группе раннего возраста  "Мир сенсорики".Задачи обучения:1. Развитие зрительных ощущений: учить разл...

«Сенсорное развитие детей во второй группе раннего возраста в процессе предметно – игровой деятельности»

laquo;Сенсорное развитие детей во второй группе раннего возраста в процессе предметно – игровой деятельности»Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование ...